Необходимость развития личности с широким интеллектуальным потенциалом, способствующим развитию креативности как основы инновационной деятельности, отражена в федеральных и региональных документах, например, в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования, утверждённом приказом № 1897 Министерства образования и науки Российской Федерации 17 декабря 2010 г. [1], указах, постановлениях, распоряжениях и иных нормативно-правовых актах по школьному образованию.
Основу развития личности ребёнка составляет умение учиться – познавать мир через освоение и преобразование в конструктивном сотрудничестве с другими. В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает «умение учиться», т.е. способность ученика к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта [2]. В более узком психологическом значении этот термин можно определить как совокупность способов действия учащегося, обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса [2]. Отличительной чертой универсальных учебных действий от общеучебных умений и навыков является их состав, куда включены познавательные, личностные, регулятивные и коммуникативные действия.
Чрезвычайно благоприятный контекст для формирования коммуникативных действий представляет учебный предмет «Английский язык» [2]. На страницах учебников часто встречаются задания, как «подготовь рассказ…», «подготовь проект…», «ответь на вопросы…» и т. д. Предполагается, что ученик должен выполнить такое задание в процессе индивидуальной подготовки (дома или на уроке). Это задание имеет чисто коммуникативную природу: рассказ всегда адресован кому-то, проект помогает максимально раскрыть творческий потенциал, целесообразно практиковать выполнение хотя бы части такого рода заданий детьми, объединёнными в пары или в группы по 3-4 человека, когда они должны выработать общее мнение или создать общий проект. Такой приём придаст этим заданиям психологически полноценный характер деятельности детей, устранит тягостную для них искусственность необходимости «рассказать самому себе», позволяет прививать ученикам уважение к мнению своего собеседника, будь то учитель или сверстник, умение чётко и грамотно выражать свои мысли, аргументировать своё мнение.
Конспект урока по английскому языку в 5 классе
Темаурока:«Schools in England. Школы в Англиии»
Цель:
- Развивать УУД: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные.
- Познакомить детей с тем, как учатся их сверстники за рубежом.
- Расширить понятия об окружающем мире.
Задачи, формируемые в рамках урока универсальные учебные действия
Личностные:
- формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве;
Регулятивные:
- целеполагание, как постановка учебной задачи (подведение к теме урока);
- планирование (составление плана выполнения задания в группах);
- контроль (самопроверка задания, выполненного самостоятельно);
- коррекция (соотнесения знания, «открытого» детьми, с выводом, данным в учебнике);
- оценка (оценка работы в группах и оценка самостоятельно выполненного задания по алгоритму);
Познавательные:
1. Общеучебные универсальные действия:
- формулирование темы урока;
- поиск и выделение необходимой информации (работа в группах с текстом и иллюстрациями учебника, наглядными пособиями);
- умение адекватно, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме;
- смысловое чтение как осмысление цели чтения;
2. Универсальные логические действия:
- анализ объектов с целью выделения существенных признаков;
- синтез как составление целого из частей;
- выбор оснований для сравнения;
- подведение под понятия, распознавание объектов;
- установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений, доказательств;
- выдвижение гипотез;
3. Постановка и решение проблемы:
- самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера;
Коммуникативные:
-организовать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками,
-работать индивидуально и в паре разрешать конфликты,
-корректировать свою деятельность и деятельность партнера.
Основные методы и технологии развития УУД, используемые в рамках урока:
- Технология проблемно-диалогического обучения.
- Технология продуктивного чтения.
- Технология оценки учебных успехов.
Ход урока
- 1. Блок «Мотивация»
В данном блоке педагог вызывает интерес к занятию, мотивирует детей на творческую работу.
Приветствие. Учитель:
Good morning, good morning, good morning to you,
Good morning, my children, I am glad to see you!
Ученики:
Good morning, good morning, good morning to you,
Good morning, my teacher, we are glad to see you!
Учитель задает вопрос: «Как вы думаете, сколько средних школ в Великобритании?» Ответы записывает на доске. Правильное количество: около 5 тыс.
А сколько средних школ в России? Правильный ответ: около 53 тыс.
2. Блок «Содержательная часть»
Прослушивание монолога об учениках английских школ. Чтение: ознакомительное поисковое чтение. Ответы на вопросы
Составляют монологический рассказ об учениках английской школы, используют в речи новую лексику, продолжают развивать навыки аудирования, чтения и письма.
3. Блок «Психологическая разгрузка»
Дети поют песню “Head, shoulders, knees and toes”, сопровождая ее необходимыми движениями: показывают головы, плечи и другие части тела, которые упоминаются в песне
4. Блок «Интеллектуальная разминка»
Игра в «акулу». Учитель загадывает одно из новых слов, которое было на уроке, объясняет его значение на английском языке и предлагает ученикам угадать его.
5. Блок «Работа в группах»
Учащиеся делятся на группы, им выдаются схемы российского и английского среднего образования. Преподаватель предлагает найти как можно больше отличий.
6. Блок «Резюме»
По окончании урока педагог подводит краткие итоги занятия и осуществляет обратную связь с учащимися, задает домашнее задание. В ходе урока выявлено положительное влияние предложенных адаптированных методов на общеучебные компетенции учащихся, в частности на развитие креативности учащихся. Это позволяет говорить о необходимости дальнейшей работы по адаптации методов научного творчества для преподавания учебных дисциплин.