В связи с требованиями, которые предъявляет современное общество к выпускнику школы, в современном образовании возникает необходимость совершенствования средств, форм и методов обучения. Использование в учебном процессе интеллектуальных инструментов ТРИЗ для развития творческого и системного мышления учащихся помогает успешно справиться с поставленной задачей.
В младшем школьном возрасте высокий уровень креативности может сочетаться с низким уровнем развития интеллекта. И без интенсивной работы по развитию последнего способность к творчеству в дальнейшем быстро снижается.
Структура креативного урока позволяет организовать процесс обучения максимально активизируя познавательную деятельность учащихся. Такое обучение влияет на развитие гибкости мышления, учит детей мыслить самостоятельно, творчески, формирует у них навыки исследовательской деятельности.
На данном уроке рассматриваются свойства и значение воды и воздуха. Урок построен в соответствии со структурой креативного урока. Использованы упражнения на развитие творческого воображения, упражнение на построение ситуации по алгоритму [1].
Тема: Свойства воды и воздуха.
Цель: дать представление о свойствах воды и воздуха.
Задачи: создать условия для обобщения имеющихся знаний у учащихся о свойствах воды и воздуха.
Продолжить работу над формированием у учащихся представлений о свойствах воды и воздуха; умения наблюдать, сравнивать, делать выводы;
Способствовать развитию мышления и творческих способностей учащихся.
Ход урока
1. Мотивация
Демонстрация опыта «из воды сухой» Нужно опустить в ёмкость с водой маленький перевёрнутый пластиковый стаканчик, к дну которого прикреплена полоска бумаги. Стакан держать ровно и опустить под воду.
- Что позволило бумаге остаться сухой?
- Что же за волшебники помогли это сделать вы узнаете, отгадав загадку:
Ты без него не сможешь жить
Ни есть, ни пить, ни говорить.
И даже, честно говоря,
Разжечь не сможешь ты огня. (Воздух)
Чего в гору не выкатить,
В решете не унести
И в руках не удержать? (Вода)
- К нам обратился за помощью сказочный герой Капитошка со своими подводными друзьями – он сдаёт экзамены в Водяную гимназию№1 и не знает свойств воздуха и воды. Поможем ему? Сегодня на уроке мы вспомним, что нам известно о воде и воздухе и попытаемся узнать новое и интересное о свойствах воды и воздуха.
2. Содержательная часть
1) Запишите как можно больше общих характеристик по которым будем сравнивать данные объекты, запишем, что уже нам известно…
Таблица 1
|
«Воздух» |
«Вода» |
цвет |
нет |
нет |
форма |
нет |
? |
запах |
нет |
нет |
Может ли изменяться |
? |
? |
Опыт «Имеет ли вода форму? »
Перед работой с водой вспомним правила безопасности:
Коль с водой имеем дело,
Рукава засучим смело!
Пролил воду – не беда:
Тряпка под рукой всегда.
Фартук- друг,он нам помог,
И никто здесь не промок!
Что произойдет, если налить воду в различные ёмкости?
- О каком свойстве воды это говорит?
Рис. 1
2)Опыт «Воздух при нагревании… »
- Надень воздушный шарик на сосуд и поставь его в горячую воду.
Свои наблюдения запиши по в схему -таблицу
3) Опыт «Воздух и горение »
Перед работой с огнём вспомним правила безопасности:
Помни правило: огонь
Никогда один не тронь!
- Почему свеча, закрытая стаканом быстро потухла, ? О каком свойстве воздуха это говорит?
- Подумайте и ответьте на вопрос, где в жизни люди могут использовать результаты этого опыта? (воздушный шар!)
3. Психологическая разгрузка
Представьте себе, что вы – воздушный шар! Встаньте, ноги на ширине плеч, руки свободно опущены. Закройте глаза. Представьте, что вы летите в синем небе! Регулируйте своё движение в зависимости от условий! Поднимаем руки выше – поднимаемся, опускаем- снижаемся, руки влево-вправо – качаемся. Под вами красивый пейзаж – синяя река, зелёный лес, а сейчас – горы, ну и наконец – посадка!
Дыхательная гимнастика «Воздушный шар».
4. Головоломка
Пазл «Воздушный шар»
Рис. 2.
|
5. Интеллектуальная разминка
Работа над загадками
Таблица 2
Вода (ответ на загадку) |
|
На что похож? |
Чем отличается? |
суп |
Без цвета |
|
|
|
|
- А теперь составим загадку!
Как суп, но без цвета
Как______, но _____
Как______, но _____
Что это?
6. Содержательная часть
- Постановка проблемы: отгадайте загадку и объясните, как вы рассуждали.
Я и туча, и туман,
И ручей, и океан,
И летаю, и бегу,
И стеклянной быть могу! (Вода)
Парная работа
- А сейчас вы будите работать парами. Перед вами на парте таблица. Запишите после обсуждения те свойства воды, о которых говорится в загадке. Обсуждение результатов.
- Вариации на тему изученной проблемы.
Одному из учеников я предложила выполнить похожее задание .Положите перед собой ещё 1 листочек и, обсудив с соседом, найдите ошибки.
Где ученик допустил ошибки? Обсуждение.
7. Компьютерная игра «Экологическое лото»
8. Итог
- Напомним Капитошке, что же сегодня мы узнали нового, чем занимались
- Назовите тему урока.
- Назовите свойства воздуха.
- Назовите свойства воды
- Выразите своё впечатление о теме урока.
- Какие слова вы бы подобрали, чтобы наиболее точно определить значение воздуха и воды на Земле?
Давайте все вместе заполним таблицу для Капитошки и запишем туда всё, что узнали о свойствах воздуха и воды.