Полный текст статьи
Печать

В связи с требованиями, которые предъявляет современное общество к выпускнику школы, в современном образовании возникает необходимость совершенствования средств, форм и методов обучения. Использование в учебном процессе интеллектуальных инструментов ТРИЗ для развития творческого и системного мышления учащихся помогает успешно справиться с поставленной задачей.

В младшем школьном возрасте высокий уровень креативности может сочетаться с низким уровнем развития интеллекта. И без интенсивной работы по развитию последнего способность к творчеству в дальнейшем быстро снижается.

Структура креативного урока позволяет организовать процесс обучения максимально активизируя познавательную деятельность учащихся. Такое обучение влияет на развитие гибкости мышления, учит детей мыслить самостоятельно, творчески, формирует у них навыки исследовательской деятельности.

На данном уроке рассматриваются свойства и значение воды и воздуха. Урок построен в соответствии со структурой креативного урока. Использованы упражнения на развитие творческого воображения, упражнение на построение ситуации по алгоритму [1].

Тема: Свойства воды и воздуха.

Цель: дать представление о свойствах воды и воздуха.

Задачи: создать условия для обобщения имеющихся знаний у учащихся о свойствах воды и воздуха.

Продолжить работу над формированием у учащихся представлений о свойствах воды и воздуха; умения наблюдать, сравнивать, делать выводы;

Способствовать развитию мышления и творческих способностей учащихся.

 

Ход урока

1. Мотивация

Демонстрация опыта «из воды сухой» Нужно опустить в ёмкость с водой маленький перевёрнутый пластиковый стаканчик, к дну которого прикреплена полоска бумаги. Стакан держать ровно и опустить под воду.

 

-     Что позволило бумаге остаться сухой?

-     Что же за волшебники помогли это сделать вы узнаете, отгадав загадку:

 

Ты без него не сможешь жить

Ни есть, ни пить, ни говорить.

И даже, честно говоря,

Разжечь не сможешь ты огня. (Воздух)

 

Чего в гору не выкатить,

В решете не унести

И в руках не удержать? (Вода)

 

-     К нам обратился за помощью сказочный герой Капитошка со своими подводными друзьями – он сдаёт экзамены в Водяную гимназию№1 и не знает свойств воздуха и воды. Поможем ему? Сегодня на уроке мы вспомним, что нам известно о воде и воздухе и попытаемся узнать новое и интересное о свойствах воды и воздуха.

2. Содержательная часть

1) Запишите как можно больше общих характеристик по которым будем сравнивать данные объекты, запишем, что уже нам известно…

Таблица 1

 

 

«Воздух»

«Вода»

цвет

нет

нет

форма

нет

?

запах

нет

нет

Может ли изменяться

?

?

 

Опыт «Имеет ли вода форму? »

Перед работой с водой вспомним правила безопасности:

 Коль с водой имеем дело,

 Рукава засучим смело!

 Пролил воду – не беда:

 Тряпка под рукой всегда.

Фартук- друг,он нам помог,

 И никто здесь не промок!

Что произойдет, если налить воду в различные ёмкости?

-     О каком свойстве воды это говорит?

 

 

Рис. 1

2)Опыт «Воздух при нагревании… »

-     Надень воздушный шарик на сосуд и поставь его в горячую воду.

Свои наблюдения запиши по в схему -таблицу

3) Опыт «Воздух и горение »

Перед работой с огнём вспомним правила безопасности:

Помни правило: огонь

Никогда один не тронь!

-     Почему свеча, закрытая стаканом быстро потухла, ? О каком свойстве воздуха это говорит?

-      Подумайте и ответьте на вопрос, где в жизни люди могут использовать результаты этого опыта? (воздушный шар!)

3. Психологическая разгрузка

Представьте себе, что вы – воздушный шар! Встаньте, ноги на ширине плеч, руки свободно опущены. Закройте глаза. Представьте, что вы летите в синем небе! Регулируйте своё движение в зависимости от условий! Поднимаем руки выше – поднимаемся, опускаем- снижаемся, руки влево-вправо – качаемся. Под вами красивый пейзаж – синяя река, зелёный лес, а сейчас – горы, ну и наконец – посадка!

Дыхательная гимнастика «Воздушный шар».

 

4. Головоломка

Пазл «Воздушный шар»

 

 

Рис. 2.

 

5. Интеллектуальная разминка

Работа над загадками

Таблица 2

 

Вода (ответ на загадку)

На что похож?

Чем отличается?

суп

Без цвета

 

 

 

 

 

-          А теперь составим загадку!

Как суп, но без цвета

Как______, но _____

Как______, но _____

Что это?

 

6. Содержательная часть

  1. Постановка проблемы: отгадайте загадку и объясните, как вы рассуждали.

Я и туча, и туман,

И ручей, и океан,

И летаю, и бегу,

И стеклянной быть могу! (Вода)

Парная работа

-     А сейчас вы будите работать парами. Перед вами на парте таблица. Запишите после обсуждения те свойства воды, о которых говорится в загадке. Обсуждение результатов.

  1. Вариации на тему изученной проблемы.

Одному из учеников я предложила выполнить похожее задание .Положите перед собой ещё 1 листочек и, обсудив с соседом, найдите ошибки.

Где ученик допустил ошибки? Обсуждение.

 

7. Компьютерная игра «Экологическое лото»

 

8. Итог

-     Напомним Капитошке, что же сегодня мы узнали нового, чем занимались

-     Назовите тему урока.

-     Назовите свойства воздуха.

-     Назовите свойства воды

-     Выразите своё впечатление о теме урока.

-     Какие слова вы бы подобрали, чтобы наиболее точно определить значение воздуха и воды на Земле?

Давайте все вместе заполним таблицу для Капитошки и запишем туда всё, что узнали о свойствах воздуха и воды.