Полный текст статьи
Печать

Аннотация. Статья посвящена одной из актуальных проблем современной России - развитию национальной инновационной системы. В ней раскрывается содержание современной НИС России, дается историческая хронология развития научно-технического и инновационного комплекса СССР и РФ, выявляются основные проблемы национальной инновационной системы и определяются направления для ее развития.
Ключевые слова: национальная инновационная система, инновация, технологии, инновационная среда, преобразования, экономическая система, трансфер технологий, стратегия инновационного развития. 

В настоящее время перед Российской Федерацией стоит серьезная задача по развитию национальной инновационной системы (НИС). Это связано в первую очередь с тем, что Россия ставит перед собой амбициозные, но достижимые цели долгосрочного развития, заключающиеся в обеспечении высокого уровня благосостояния населения и закреплении геополитической роли страны как одного из лидеров, определяющих мировую политическую повестку дня. Единственным возможным способом достижения этих целей является переход экономики на инновационную социально ориентированную модель развития [1].

Сегодня у Российской Федерации просто не существует иного пути развития, кроме инновационного, и это понятно всем, но времени на проведение инновационных преобразований очень мало, и связано это, в первую очередь, с тем, что многие страны значительно опережают в своем развитии нашу страну.

Многие специалисты связывают такое отставание российской экономики, прежде всего, с ролью государства, которое в ходе проведения рыночных реформ практически отстранилось от решения структурно-технологических преобразований. Результатом такого отстранения стала ситуация, когда такие преобразования проходили в большей степени хаотично, под воздействием текущей макроэкономической ситуации, что еще больше усилило сырьевую зависимость российской экономики.

Как показало проведенное исследование, национальная инновационная система (НИС) – это совокупность хозяйствующих субъектов (предприятий, научно-исследовательских организаций, потребителей) и институтов (правовых, законодательных, финансовых, социальных), взаимодействующих в процессе производства, распространения и использования конкурентоспособных знаний и технологий, направленных на реализацию стратегических целей устойчивого развития экономической системы и способствующих повышению конкурентоспособности ее субъектов, в том числе государств, на международном уровне [2].

Также важно отметить, что в XXI в. экономический рост государства во многом обеспечивается научно-инновационным прогрессом и интеллектуализацией всех сфер производства. Стимулирование инновационных процессов становится основополагающим элементом ускоренного социально-экономического развития субъектов федерации и России в целом посредством достигаемого синергетического эффекта от интеграции науки, образования и производства.

Определенно можно утверждать, что каждая страна обладает уникальными, присущими только ей природно-климатическими, территориальными и культурно-историческими особенностями, характеризуется определенным типом менталитета, образом мышления, специфическими традициями, моральными и этическими нормами и ценностями. В каждой стране формируется определенная политическая, экономическая и социальная структура, которая составляет исключительный национальный институциональный контекст. Все эти особенности накладывают глубокий отпечаток на инновационную политику, находят свое отражение в принципах и способах сотрудничества участников инновационной сферы, формируя специфическую инновационную среду и культуру.

Органичная встроенность инновационной системы в социально-экономическую систему страны предполагает, что все преобразования, происходящие в государстве, находят отражение и в национальной инновационной системе. При этом решающую роль в становлении и развитии НИС играет научно-технический потенциал, а мощь научно-технического потенциала определяет профиль научных исследований, выявляет специализацию страны в международном создании и трансфере технологий и служит основой для формирования стратегии инновационного развития.

Далее, считаем необходимым отметить, что развитие НИС в современной России невозможно проанализировать без изучения исторической хронологии развития научно-технического и инновационного комплекса СССР и России, которую можно представить следующим образом:

1. Подготовительный этап: 1917-1929 гг. С самого начала образования нового государства развитию советской науки стало уделяться пристальное внимание: была создана группа для разработки плана ГОЭЛРО (Государственная комиссия по электрификации России), образованы новые научно-исследовательские лаборатории и институты.

2. Этап становления научно-промышленного комплекса (НПК) СССР: 1930-1940 гг.На данном этапе научные организации Москвы и Ленинграда столкнулись с рядом ограничений: невозможность расширения экспериментальной базы; необходимость концентрации научного комплекса, а также повышения функциональной значимости ряда городов как центров научно-технического прогресса; необходимость развития традиционных и становления принципиально новых направлений промышленности. Следствием этого явилась тенденция перемещения научных организаций из Москвы и Ленинграда в регионы страны, в первую очередь - в Московскую и Новосибирскую области.

3. Этап формирования сети региональных научных центров: 1943-1960 гг.После войны развитие научной базы связалось в первую очередь с восстановлением народного хозяйства. Самое серьезное внимание стало уделяться прикладным исследованиям и опытно-конструкторским разработам. Развитие отрасли космических исследований способствовало формированию научных центров в таких городах как Королев, Юбилейный (1946 г.), Краснознаменск (1951 г.), Реутов (1956 г.), Обнинск (1945 г.), Дубна, Снежинск (1957 г.), Академгородок в г. Новосибирске (1957 г.)[3].

4. Этап экстенсивного развития НПК СССР: 1961-1985 гг. Вследствии возрастания роли науки в экономике страны и усиления ее связи с производством появились новые научные центры: Пущино (1966 г.), Протвино (1963 г.), Звездный городок (1968 г.), поселок Кольцово (конец 70-х гг.) [4].

5.       Этап стагнации: 1985-1991 гг.Изменения в руководстве КПСС в марте 1985 г. оказали существенное влияние на дальнейшее развитие государства. В этот промежуток времени стали внедряться территориально-отраслевые научно-технические программы, цель создания которых заключалась в возможности использования всех существующих предпосылок и факторов для успешного экономического роста. Однако даже распространение таких отраслевых программ не дало желаемого экономического эффекта, так как государство только декларировало их значимость, а фактически отстранилось от прямой поддержки научно-технического комплекса [5].

6. Этап функционирования НПК России: 1990-е гг. С началом проведения экономических реформ прежняя национальная инновационная система была практически разрушена. Государство отказалось определять инновационно-технологические приоритеты и финансировать их реализацию – даже такие, как национальная безопасность. Обязанности инновационного развития были возложены на бизнес-сферу. Однако из-за сложной экономической ситуации в тот период времени российский бизнес не мог осуществлять ни базисными, ни тем более улучшающие и радикальные инновации.

Состояние отечественной науки с распадом СССР значительно ухудшилось, что подтверждается рядом индикаторов, отображенных в работах ученых и исследователей, занимавшихся этой проблемой [6]. Со второй половины 1990-х гг. в стране стали предприниматься попытки развития инновационной системы. Была принята и утверждена концепция инновационного развития России на трех летний период, в которой были определены приоритетные направления развития науки и техники, критические технологии, увеличены государственные заказы на военно-промышленный комплекс. В то же время, со стороны государства была практически приостановлена поддержка инновационных преобразований в гражданском секторе экономики.

7. Этап инновационного развития НПК России с 2000-х гг. В начале XXI в. с изменением системы государственного управления стали меняться и механизмы взаимодействия науки и промышленности, науки и образования. Данный этап развития отечественного НПК стал отправной точкой формирования в нашей стране инновационно-прорывной стратегии развития.

При этом важно отметить, что в развитии экономики Россия существенно отстает от ведущих стран, в экономиках которых в настоящее время приоритетами являются биотехнология, нанотехнология, информация и т.д., в то время как отечественная экономика находится на индустриальной стадии. Определенно можно утверждать, что если ситуация коренным образом не изменится, то существующий разрыв в экономическом развитии будет только увеличиваться, а Россия так и останется на второстепенных ролях. Уже сейчас в развитых странах мира 75-90% прироста ВВП обеспечиваются за счет роста инновационного сектора, в то время как в Российской Федерации этот показатель составляет не больше 10%, что негативно влияет на общую эффективность экономики [7].

   Немаловажное значение имеет и тот факт, что развитие инновационного сектора может оказать существенное влияние на инвестиционную привлекательность экономики России. Относительное благополучие российской экономики до недавнего времени обеспечивалось, прежде всего, высокими ценами на энергоносители, что сделало ее крайне уязвимой, особенно это явно проявляется в сегодняшних условиях серьезного падения цен на нефть и ухудшения мировой конъюнктуры топливного рынка.

Вместе с тем, у России есть реальный задел во многих инновационных направлениях, достаточно большое количество перспективных разработок и технологий, но проблема заключается в том, что они так и не нашли воплощения в виде реальных инновационных продуктов, хотя их реализация может существенно улучшить важнейшие макро- и микроэкономические показатели страны. То есть, можно говорить о том, что сегодня важно объединить усилия государства и предпринимателей именно на стадиях диффузии и коммерциализации инноваций.

Помимо вышеизложенного, государство для развития НИС должно сделать упор на решение проблемы эффективного взаимодействия между наукой и предпринимателями. И такие попытки уже происходят, например, создание государственных корпораций в ряде приоритетных направлений является ни чем иным, как способом создания высокотехнологичных компаний, которые смогут объединить науку и производство для реализации инновационных программ и проектов.

Также, проведенный анализ показал, что, к сожалению, в большинстве случаев наука напрямую не взаимодействует с производством, что оказывает негативное воздействие на развитие прикладных отраслей. Сегодня, при необходимости вывода на рынок новой продукции, при создании которой могли бы быть использованы реальные прикладные проекты, в большинстве случаев складывается ситуация, когда цели и задачи ученых, которые разрабатывают инновационные продукты, и инвесторов, вкладывающих их в создание ресурсы, существенно различаются. И происходит это чаще всего из-за того, что для инвесторов приоритетом является наличие бизнес-план, коммерческой выгоды и т.д., в то время как для ученых, прежде всего, важен научный интерес и возможность создания чего-то нового.

Стоит обратить внимание и на то, что сложности формирования НИС в России во многом связаны и с отсутствием системности в разработке и реализации стратегии инновационного развития нашей страны. Только в декабре 2011 г. была утверждена «Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года», которая стала основным вектором инновационных преобразований. В ней определены 5 основных направлений инновационного развития страны: энергоэффективность и энергосбережение; ядерные технологии; космические технологии; медицинские технологии; стратегические информационные технологии. Но принятие долгосрочной стратегии инновационного развития должно стать только началом инновационных преобразований российской экономики, так как теперь перед государством встала еще более серьезная задача – реализовать разработанную стратегию. Никакие самые амбициозные цели ничего не стоят, если не подкрепляются конкретными планами и оценкой эффективности их реализации.

Поэтому, в процессе реализации стратегии инновационного развития государство должно занять более активную позицию именно в вопросе развития инноваций, используя при этом эффективный набор различных методов регулирования, которые успешно взаимодействуют с методами рыночного саморегулирования. Также государство должно стать ведущим звеном в этом сложном взаимодействии и, используя свои возможности, активно влиять на формирование эффективной инновационной политики.

Обобщая вышеизложенное, можно высказать предположение о том, что переход на инновационный путь развития России приходится решать проблемы в условиях усиления внешних и внутренних вызовов, с которыми сталкивается наша страна, и которые требуют еще большей интенсификации усилий по решению накопленных в российской экономике и инновационной системе проблем. 

Ссылки на источники: 

1. Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://innovation.gov.ru/sites/default/files/documents/2014/5636/1238.pdf.

2. Гретченко А.А. Методология и механизмы формирования национальной инновационной системы: зарубежный опыт и российские перспективы / А.А. Гретченко // Научный доклад. - М., 2008.

3. Иванов В. Наукограды России: от методологии к практике / В. Иванов, В. Матирко // Инновационные центры и наукограды. – М., 2001.

4. Клесова С. Практика экономического развития территорий: опыт ЕС и России / С. Клесова, Я. Дранев // Инновационные центры и наукограды. - М., 2001.

5. См.: Горбунов А.П., Еремина О.С. Реформирование государства и общества в СССР и России в конце XX-начале XXI вв.: исторический опыт и уроки / А.П. Горбунов, О.С. Еремина. – Пятигорск: ГОУ ВПО «Пятигорский государственный лингвистический университет», 2009.

6. Ковалев Ю. География мировой науки / Ю. Ковалев. - М.: ГАРДАРИКА, 2002.

7. Развитие инновационной составляющей экономики России: перспективы и роль экономической политики [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.buzdalin.ru/text/innovation_rus.pdf.