Полный текст статьи
Печать

Аннотация. Статья посвящена проблеме формирования графического образа в рисунках детей старшего дошкольного возраста на основе применения нетрадиционных художественных техник. Автором характеризуются условия для работы над созданием графического образа в изобразительной деятельности ребенка.
Ключевые слова: графический образ, изобразительная деятельность, рисование, нетрадиционные техники. 

В современных педагогических и психологических исследованиях установлено, что дети дошкольного возраста способны в процессе предметной чувственной деятельности, в том числе рисовании, выделять характерные свойства предметов окружающей действительности, устанавливать связь между отдельными явлениями и отражать их в образной графической форме. Этот процесс можно наблюдать в различных видах продуктивной деятельности детей, где формируются обобщенные способы анализа, синтеза, сравнения и сопоставления, развиваются формообразующие движения руки, умение самостоятельно планировать свою деятельность, раскрывается творческаяактивность.

Отсюда вытекает необходимость занятий различными видами детского изобразительного творчества, в том числе и рисованием.

Эта проблема актуальна и она подтверждается тем, что работа по рисованию в современных условиях дошкольной образовательной организации практикуется в виде совместной организованной деятельности педагога и детей, что способствует развитию у ребенка основных знаний, практических умений и навыков по рисованию в процессе восприятия и воспроизведения графического образа.

Закрепление графических образов, возникающих на основе восприятия определенного объекта окружающей действительности, необходимая задача в обучении детей процессу создания собственного творческого продукта средствами разнообразных художественных (как традиционных, так и нетрадиционных) техник.

Применение нетрадиционных художественных техник рисования способствует обогащению знаний и представлений детей о предметах и их использовании, материалах, свойствах, способах действий с ними. Так, например, можно рисовать как красками, карандашами, фломастерами, так и подкрашенной мыльной пеной, свечой; использовать для изображения крупу, пластилин, салфетки, кофе, сухие листья, вату, различную текстуру бумаги.

На занятиях с использование нетрадиционных художественных техник рисования развивается ориентировочно-исследовательская деятельность, детиимеют возможность экспериментировать (смешивать краску с мыльной пеной, на изображенный предмет воском наносить акварель). При непосредственном контакте пальцев рук с различными материалами (краской, бумагой, пластилином) дети познают их свойства: густоту, твердость, мягкость, своеобразную текстуру.

Обучение нетрадиционным техникам рисования детей дошкольного возраста осуществляется в следующих направлениях:

- от изображения отдельных предметов к изображению сюжетной композиции;
- от использования простых видов нетрадиционной техники изображения к более сложным;
- от использования подражания к самостоятельному выполнению замысла;
- от применения в рисунке одного вида техники к использованию, например, двух-трех техник изображения;
- от индивидуальной работы к коллективному созданию изображения нетрадиционными художественными техниками.

Применяя нетрадиционные художественные техники, дети учатся использовать разнообразные материалы и способы создания изображенияс целью получения выразительного графического образа.

Графический образ – представление о том, как предмет должен быть изображен. Графический образ включает зрительный образ предмета, представления о нем, а также техника изображения предмета.

Происхождение графических образов, которые использует ребенок, может быть разным. Некоторые из них он находит самостоятельно в процессе рисования, другие являются результатом копирования рисунков, предлагаемых в виде образцов педагогами.

Графическая форма, в которой дети изображают предметы, обусловлена: имеющимися в распоряжении ребенка графическими образами, зрительным впечатлением от предмета и двигательно-осязательным опытом, приобретаемым в процессе действия с ним. Кроме того, ребенок передает в рисунке не только впечатление от предмета, но и свое понимание предмета, свое знание о нем.

Тенденция к закреплению графических образов – одна из особенностей развития детского рисования. Запас графических образов необходим детям для создания изображения. Появлениеграфического образа в рисовании у ребенка происходит при помощи нахождения его собственнымидействиями или же при копировании готовых образцов. Ребенок может переносить графические образы из рисунка в рисунок, практически не изменяя их, а лишь дорисовывая отдельные детали, или же варьирует их, применяет новые способы изображения, что говорит о творческом решении собственной продуктивной деятельности.

Анализируя общественные функции рисунка и выделяя две главные – изобразительную и выразительную, Н. П. Сакулина соответственно определяет две группы способностей к изобразительной деятельности: способность к изображению и способность к художественному выражению [1].

Способность к изображению состоит из трех компонентов:

1. Восприятие и связанное с ним представление. Чтобы научиться изображать, надо овладеть особым способом восприятия: видеть предмет в целом (воспринимать содержание и форму в единстве), а форму – в то же время расчленено (строение, цвет, положение в пространстве, относительную величину).

2. Овладение средствами графического воплощения образа (овладение комплексом умений и навыков изображения, формы, строения, пропорциональных отношений, положения в пространстве).Без овладения графическими навыками, умениями способность к изображению нельзя сформировать.

3. Овладение техникой рисунка. Технические умения и навыки тесно связаны с графическими и являются их составной частью.

Следовательно, автор выделяет активность воображения, образного мышления, чувств, восприятия как основные свойства, которые способствуют созданию графического образа в рисовании у детей дошкольного возраста. Необходимое условие этой активности – наличие осознанной цели: стремление создать оригинальный образ и овладеть системой изобразительных умений и навыков.

На своеобразие графических образов, создаваемых детьми дошкольного возраста, влияют и особенности обучения. Обучение, основанное на копировании готовых образцов, способствует образованию шаблонов. Образ предмета, складывающийся у детей на основе эмоционально-интеллектуального опыта, формируемого в процессе специальной работы через наблюдение, обследование, художественную литературу и т. п., вытесняется готовым графическим образом и способствует обогащению изображения, совершенствованию графической формы рисунков.

Своеобразие графических образов, создаваемых детьми дошкольного возраста, определяетсяличностными особенностями ребенка (уровень развития воображения, доминирование того или иного вида воображения – «познавательного» или «эмоционального»);возрастными особенностями;особенностями обучения.Наиболее целесообразно в работе, направленной на развитие графического образа в детских рисунках, использовать следующие методы: наблюдение; обследование предметов, метод творческих заданий; рассматривание картин и иллюстраций.

Одно из наиболее важных условий успешного развития детскогоизобразительного творчества - вариативность работы педагога с детьми в процессе непосредственно организованной деятельности. Обстановка, необычное начало работы, разнообразные материалы, интересные для детей неповторяющиеся задания, возможность выбора обеспечивают непосредственность детского восприятия.

Доступность использования нетрадиционных художественных техник определяется возрастными особенностями детей дошкольного возраста. Так, например, начинать работу в этом направлении следует с таких техник, как рисование пальчиками, ладошкой, обрывание бумаги и т. п., но в старшем дошкольном возрасте эти же техники дополнят графический образ, создаваемый с помощью более сложных, таких как кляксография, монотипия.

Рисуя, ребенок развивает определенные способности: зрительную оценку формы, ориентирование в пространстве, чувство цвета. Развиваются специальные умения и навыки: координация глаза и руки, владение кистью руки. Кроме того, занятия рисованием вызывают у детей большой эмоциональный отклик. Поэтому важно найти наиболее эффективные методы и приемы обучения детей дошкольного возраста по созданию выразительного графического образа средствами разнообразных техник и материалов.

Очень часто несформированность графических навыков и умений мешает ребенку выразить в рисунках задуманное, адекватно изобразить предметы окружающего мира, и как следствие, затрудняет развитие познания. Ребенку легче освоить прием рисования тычком, ладошкой, тампоном и т. д., чем овладеть приемом изображения предметов при помощи линии.

Создание детьми дошкольного возраста выразительного графического образа средствами нетрадиционных художественных техник предполагает решение ряда задач:

  1. Познакомить детей с разнообразными художественными материалами и их свойствами.
  2. Развивать умение подчинять изобразительные материалы, средства, способы изображения собственному замыслу, поставленной изобразительной задаче.
  3. Учить использовать разнообразные материалы и инструменты, способы деятельности.
  4. Воспитывать самостоятельность, инициативу, эстетический вкус.
  5. Развивать воображение, зрительную память, гибкость и быстроту мышления.

Образовательная деятельность педагога с детьми по созданию выразительного графического образа осуществляется в различных формах (на занятиях, в индивидуальной работе, в совместной деятельности педагога с детьми и как самостоятельная художественная деятельность детей).

Работа по ознакомлению с нетрадиционными художественными техниками осуществляется поэтапно. Алгоритм работы включает в себя следующие этапы:1 этап - знакомство с художественной техникой; 2 этап –упражнения в художественной технике; 3 этап –самостоятельный перенос знаний и умений в собственную творческую деятельность.

На первом этапе проходит знакомство с новой техникой, детям сообщаются новые знания о материалах, инструментах и способах изображения. Ребенку предоставляется возможность экспериментировать с материалом, самостоятельно изучить его свойства и признаки.

На втором этапе дети непосредственно упражняются в использовании нетрадиционных художественных техник (материалов, инструментов и способов их применения). Упражнения детей в применении способов действий, направлены на репродуктивный способ познания и формирование обобщенных, гибких, вариативных знаний и умений.

Третий этап включает в себя творческие занятия, на которых дети включаются в поисковую деятельность, свободны и самостоятельны в разработке и реализации замыслов на основе полученных знаний. Взаимодействие различных техник изображенияспособствует использованию выразительных средств для изображения собственного графического образа в изобразительной деятельности ребенка. Для осуществления замысла необходимонаучить детей умению отбирать самое характерное в объекте, мысленно представить себе создаваемый образ, выбрав изобразительные и технические средства.

Итак, использование разнообразных графических материалов и техник не только расширяет представления детей об изобразительно-выразительных средствах, повышает интерес к рисованию, но и совершенствует навыки детей, способствует развитию художественно-творческих способностей ребенка. 

Ссылки на источники

  1. Сакулина, Н. П. Рисование в дошкольном детстве / Н. П. Сакулина. – М. : Просвещение, 1965. – 214 с.