Аннотация. Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме формирования у дошкольников представлений о здоровом образе жизни. Наряду с существующими современными методами обучения, педагог не должен забывать о богатом воспитательном потенциале метода беседы.
Ключевые слова: здоровье, беседа, метод, здоровый образ жизни
В современном обществе все большую значимость приобретает проблема здоровья человека. Данная проблема является актуальной в дошкольный период детства: с каждым годом неуклонно растет число детей, чье здоровье оставляет желать лучшего. Это вызвано экологическими, экономическими негативными тенденциями, уровнем физического и психологического здоровья подрастающего поколения, наличием генетических отрицательных данных.
Здоровый образ жизни является предпосылкой для развития других сторон жизнедеятельности человека, достижения им активного долголетия и полноценного выполнения социальных функций. Это реализация комплекса действий во всех основных формах жизнедеятельности человека: трудовой, общественной, семейно-бытовой, досуговой. Здоровый образ жизни объединяет все, что способствует выполнению человеком профессиональных, общественных и бытовых функций в оптимальных для здоровья и развития условиях; он выражает определенную ориентированность деятельности личности в направлении укрепления и развития личного (индивидуального) и общественного здоровья.
Как утверждает В. А. Деркунская, основу здорового образа жизни составляет «выбор способа жизни, сделанный самим человеком в отношении того, как ему жить; этот выбор в значительной мере зависит от конституциональных характеристик индивида» [2, с 11].
Л. Р. Болотина отмечает, что методы формирования сознания личности «направлены на обогащение и развитие сознания детей знаниями об окружающей действительности, о прекрасном в природе и обществе, о нравственных правилах обучения, о труде взрослых». С помощью этих методов у детей «формируются система понятий, взгляды, убеждения. Кроме того, названные методы помогают детям учиться обобщать свой жизненный опыт, оценивать свое поведение» [1, с. 148]. К числу методов формирования сознания относят и беседу.
Беседа есть метод, связанный с диалогом; она позволяет уточнять вопросы поведения и воспитания личности ребенка, требующие решения. Со слов Г. М. Коджаспировой, беседа есть «метод получения информации на основе вербальной (словесной) коммуникации; метод обучения» [3, с. 28].
Как метод воспитания беседа наилучшим образом подходит в работе с детьми дошкольного возраста; она является, прежде всего, средством систематизации и уточнения представлений, полученных ребенком в процессе его повседневной жизни, в результате его наблюдений, общения и деятельности. Проводя беседу, воспитатель помогает ребенку глубже и полнее воспринять действительность, обращает его внимание на то, что он недостаточно осознает; в результате знания и представления детей становятся четче, осмысленнее. В беседе взрослый своими вопросами, направляя мысль детей по определенному руслу, наталкивает их на воспоминания, догадки, суждения, умозаключения. Для неокрепшего ума ребенка это крайне важно.
Ценность беседы с детьми старшего дошкольного возраста о здоровом образе жизни – высока. Взрослый в ней учит ребенка логически мыслить, рассуждать о здоровье вообще и о своем здоровье в частности; постепенно поднимает сознание ребенка от конкретного способа мышления на более высокую ступень простейшего абстрагирования. Но в этом и трудность беседы: ведь научить детей самостоятельно мыслить гораздо сложнее, чем сообщать им готовые знания. Беседа со старшими дошкольниками заставляет им самостоятельно задуматься о санитарно-гигиенических правилах, знании о соблюдении режима дня, взаимосвязи образа жизни человека с природой и т. д. Посредством доверительной, открытой беседы старший дошкольник способен эмоционально, самостоятельно рассуждать о проблемах здоровья, более глубоко проникая в сложную для его восприятия тему. В беседе о здоровом образе жизни воспитатель объединяет детей вокруг этой темы, возбуждает их интерес. У дошкольников вырабатывается привычка слушать собеседников, делится своими мыслями, высказываться в коллективе.
Проведение беседы должно быть обусловлено психолого-педагогическими условиями. Важнейшие из них – доступность, систематичность, последовательность; при этом важен учет возрастных и индивидуальных особенностей детей, уровня их восприятия. Материал беседы должен быть понятен и интересен детям. Беседы лишь тогда протекают живо, непринужденно, будят мысль ребенка, удерживают его внимание и оставляют глубокий след в сознании, когда материал для усвоения понятен и близок опыту ребенка.
Вместе с тем необходимо помнить, что информированность детей старшего дошкольного возраста в современных условиях значительно выросла: телевидение, компьютер, детская познавательная литература и т. д., богатая общественная жизнь, которую ребенок наблюдает – все это рано расширяет круг его представлений. Важно знать, что старший дошкольник не воспримет беседу о том, что ему и так уже известно, освоено им опытным путем. В беседе о здоровом образе жизни не только уточняются детские знания, в ней ребенок получает новый материал, или воспитатель преподносит знакомое ему в новом аспекте. Познавательный материал о здоровье человека лишь тогда оставляет глубокий след, когда он дается систематически, когда впечатления как бы наслаиваются одно на другое и не отрываются от современной жизни.
Беседы о здоровом образе жизни могут проходить в ходе занятий, на прогулке, в игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста, в ходе наблюдений. Однако эти беседы не типичны. Как показала практика, до наблюдений детям очень трудно высказывать свои суждения. Поэтому эффективны перед беседой такие формы работы, как наблюдение, просмотр слайдов, книжных иллюстраций, кинофильмов о спортсменах и пр. Эффективны беседы, протекающие непосредственно во время наблюдений или после прочтения педагогом рассказов.
Итак, беседа должна стать наиболее используемым методом воспитания старших дошкольников. В ходе ее воспитатель имеет возможность поговорить с ребенком доверительно и просто, дать элементарные представления о здоровом образе жизни; беседа выражает целенаправленное обсуждение с детьми каких-либо явлений. Беседа о здоровом образе жизни направлена на выяснение элементарных представлений старших дошкольников о здоровье и здоровом образе жизни, понимания взаимосвязи между состоянием здоровья и образом жизни.
Ссылки на источники
1. Болотина, Л. Р. Дошкольная педагогика : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Л. Р. Болотина, С. П. Баранов, Т. С. Комарова. – М. : Академический Проект, 2005. – 240 с.
2. Деркунская, В. А. Интергративные формы совместной здоровьесберегающей деятельности взрослых и детей в детском саду / В. А. Деркунская // Дошкольная педагогика. – 2014. – № 4. – С. 10-14.
3. Коджаспирова, Г. М. Словарь по педагогике / Г. А. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров. – М. : МарТ, 2005. – 448 с.