Аннотация. Младший школьный возраст является благоприятным для формирования коммуникативного компонента УУД. На начальном этапе обучения индивидуальные успехи ребёнка впервые приобретают социальный смысл, поэтому в качестве одной из основных задач начального образования является создание оптимальных условий для формирования коммуникативных компетенций учащегося.
Ключевые слова: коммуникативные УУД, литературное чтение, младший школьник.
Процесс организации занятий литературным чтением необходимо выстраивать не только как творческую духовную деятельность, обеспечивающую развитие эстетического восприятия школьника. Учителю начальных классов следует помнить, что литературное произведение хранит в себе огромный потенциал, используя который педагогически грамотно можно достичь значительного совершенства в овладении школьниками коммуникативными универсальными учебными действиями. Во-первых, знакомясь с произведением, учащиеся приобщаются к особой, характерной для искусства, форме коммуникации – «диалогу» с автором. Во-вторых, необходимость реализации собственных замыслов, их воплощения в слове требует от детей интенсивного освоения основных видов речевой деятельности (слушания, чтения, говорения и письма).
На уроках литературного чтения в начальной школе для достижения поставленных целей могут быть успешно использованы следующие методические приемы:
1) драматизация. К основным формам драматизации можно отнести:
• анализ иллюстраций с точки зрения выразительности мимики и пантомимики изображённых на них героев («Посмотрите, какое выражение лица у героя?»; «В каких случаях у людей бывает такое выражение лица?» «Постарайтесь передать такое же выражение лица. Что вы при этом чувствуете?»). С последним вопросом учебная беседа переключается на работу по развитию речи на основе анализа содержания текста. Анализ иллюстраций целесообразнее использовать как подготовительный этап перед проведением более сложной формы драматизации;
• постановку индивидуальных и групповых «живых картин». «Живая картина» – это момент из художественного произведения, запечатлённый в позах, выражении лиц, стиле одежды персонажей, реквизите. Например, при работе над рассказом Ю. Ермолаева «Лучший друг» детям можно предложить следующее задание: «Давайте представим себе, как сердитый Коля подскочил к Вовке. Вот Вовка, вот самокат... Кто покажет, как выглядел мальчик Коля? (Дети по желанию пробуют себя в этой роли). А теперь покажите нам, как он выглядел после того, как Вовка назвал Колю лучшим другом» (снова показ 2-3 раза);
• собственно драматизацию. Умения учебного сотрудничества (умение работать в паре, группе) совершенствуются при регулярной организации заданий типа:
- Придумайте с другом историю про одну из букв, оживите ее.
- Разыграйте с друзьями сценку «Спор гласных и согласных».
- Разыграйте с друзьями по ролям один из эпизодов сказки.
- Разыграйте с другом в лицах понравившуюся часть произведения. Определите, как надо читать каждую роль.
2) учет позиции собеседника. Учить допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, возможно при выполнении заданий типа:
- Обсудите с другом, только ли о Медведе идет речь в стихотворении Г. Сапгира «Про Медведя».
- Обсудите с другом, что важнее: читать быстро или понимать смысл прочитанного.
- Прочитайте стихотворение Р. Сеф «Кто любит собак». Обсудите с друзьями, почему тот, кто любит животных, не сделает зла людям. Какое важное качество характера есть у таких людей? [1]
3) Постановка вопросов по изучаемому произведению. Подобный вид работы является продуктивным при условии специального обучения школьников. Сначала совместно с учащимися необходимо проанализировать готовые вопросы с тем, чтобы понять: для чего задан вопрос, с каких слов обычно начинаются вопросы, какие из предложенных вопросов наиболее интересны. Затем учитель объясняет, что, перед тем как задать вопрос, необходимо внимательно прочитать текст, выделить ту часть, к которой хочется поставить вопрос, продумать его формулировку. Учиться задавать вопросы школьники смогут, выполняя такие задания:
- подготовь один/несколько вопросов по сказке, рассказу, стихотворению.
4) Ситуации формирования речевых умений. Формулировать собственное мнение и позицию учащиеся 1-го класса смогут научиться, выполняя следующие задания:
- Прочитай книгу И. Токмаковой «Аля, Кляксич и буква «А»». Как ты думаешь, сказка это или рассказ? Объясни, что обычно происходит в сказках? Кто в них действует? Обоснуй свое мнение.
- Как бы ты поступил на месте мальчиков из рассказа В.Осеевой «Собака яростно лаяла»?
Учить слушать и понимать речь других можно при выполнении заданий типа:
- О чем можно разговаривать с пчелой? Придумайте диалог с другом (по стихотворению М. Бородицкой «Разговор с пчелой»).
- Прочитайте с другом по очереди стихотворение. Правильно ли прочитал друг? Не допустил ли он ошибок? Почему трудно произносить ответ? Обсудите, почему стихотворение получилось весёлым» (по стихотворению И. Гамазковой «Кто как кричит?») [2].
Формирование у школьников умения договариваться с одноклассниками, следуя правилам поведения и общения, происходит при выполнении заданий типа:
- Прочитай стихотворение И. Токмаковой «Мы играли в хохотушки». В какие игры ты играешь с друзьями? Расскажи о правилах одной из них. Умеете ли вы договариваться между собой?
- Расскажи, как ты общаешься со своими друзьями. Часто ли ты на них обижаешься? Бываешь ли ты сам похож на Сашу-дразнилку? (по произведению Н.Артюховой «Саша-дразнилка»).
- Правильно ли поступил мальчик? Подумайте вместе с другом над его поступком» (по рассказу Ю. Ермолаева «Лучший друг»).
- Можно ли назвать героев произведения В. Орлова «Кто первый?» настоящими друзьями? Какой совет им можно дать?
Умение оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста) могут быть сформированы у учащихся, к примеру, с помощью следующих заданий:
- Придумай предложение или двустишие к любой из букв.
- Попробуй убедить своих слушателей, что в стихотворении М. Бородицкой «Разговор с пчелой» подбор слов с определенным звуком помогает оживить картину.
- Какой конец сказки/рассказа можешь предложить ты? Придумай свой вариант.
Для создания положительного эмоционального фона на уроке могут быть использованы игровые приёмы, ИКТ, задания, направленные на развитие творческого воображения. Например:
- Попробуй сочинить свою считалку. Используй слова «раз, два, три...», «тебе водить», «выйди вон».
- Придумай и расскажи любую смешную небывальщину (по произведениям Н. Носова «Фантазеры», С. Маршака «Я видел»).
- Представь повествование от имени таракана из сказки К. И. Чуковского «Тараканище».
- Придумай продолжение рассказа.
Планируя деятельность школьников в рамках урока литературного чтения, следует иметь в виду, что для формирования навыков коммуникации необходимо использовать групповые и парные формы работы для создания ситуаций, когда коммуникативная деятельность между детьми становится неизбежной и осуществляется в условиях педагогического сопровождения и поддержки. При этом от учителя требуется знание и соблюдение некоторых методических правил:
- нельзя принуждать учащегося, отказывающегося принимать участие в групповой форме работы;
- во избежание утомления участников совместная работа учащихся не должна превышать 10-15 минут;
- не стоит требовать абсолютной тишины, но следует бороться с выкрикиванием и т. п.
Таким образом, процессу формирования коммуникативных УУД именно на уроках литературного чтения в начальной школе следует уделять пристальное внимание, поскольку любое литературное произведение изначально целенаправленно «запрограмировано» на общение (с автором, другими читателями). Предлагаемые методические приемы совершенствования коммуникативных действий учащихся ориентированы не только на становление коммуникативно развитого читателя, но и на становление коммуникативно развитой личности, способной учитывать позиции других людей, партнеров по общению или деятельности; уметь слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное сотрудничество со сверстниками и взрослыми. Эти умения необходимы человеку в современном обществе.
Ссылки на источники
- Литературное чтение: 1 класс: учебник для общеобразоват. учрежедений: в 2 ч. Ч. 1 / Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова, Л. А. Виноградская, М. В. Бойкина. – М.: Просвещение, 2011. – 80 с.
- Литературное чтение. 1 класс. Учеб. для общеобразоват. учрежедений. В 2 ч. Ч.2 / Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова, Л. А. Виноградская, М. В. Бойкина. – М.: Просвещение, 2011. – 80 с.