Аннотация.В статье рассмотрены некоторые из актуальных социально-философских проблем урбанизированного социума. Автор обосновывает актуальность рассмотрения проблемы внедрения креативного подхода в социальную жизнь поселения. Особое внимание в статье уделено рассмотрению возможности внедрения креативного подхода в социальную жизнь поселения, при этом описаны два основных способа: при помощи креативного управления поселением и путем внедрения креативных пространств в его структуру.
Ключевые слова: креативность, креативный город, креативное пространство, креативный кластер, креативная индустрия.
Проблема изучения современного поселения как кластера, наполненного креативными пространствами для развития и реализации творческого потенциала человека, на наш взгляд не представляется возможной без выявления и описания основных тенденций процесса урбанизации, непосредственно влияющих на процессы развития творческого потенциала личности и его трансформации в изменяющемся пространстве.
Урабанизационные процессы в современном мире представлены ростом агломераций поселений – функционально и пространственно взаимосвязанных групп поселений (городского типа), образующих единую систему социально-экономических и экологических связей. Агломерации поселений, сформированные на территории одного региона или страны характеризуются функциональными связями, возникающими в результате существующих между территориями производственных отношений и выражающихся в формах контурбации и мегаполиса.
Контурбация представляет собой группу близко расположенных и экономически взаимосвязанных городов (например, Большой Лондон, Большая Москва и т.д.). Одной из крупнейших категорий урбанизированных поселений является мегаполис – крупнейшая городская агомерация, состоящая из комплекса поселений и характеризующаяся высокой численностью населения на территории (свыше нескольких миллионов человек).
В соответствии с исследованиями, проведенными департаментом по экономическим и социальным вопросам ООН в 2014 году и посвященным перспективам урбанизационных процессов в мире (World Urbanization Prospects: The 2014 Revision, Methodology), современные тенденции урбанизации возможно разделить на две группы: тенденции глобального масштаба (характерны для текущего этапа и масштаба формирования городских систем) и национальные тенденции (отражают специфику формирования пространств поселений в России) [2].
Рассмотрев и проанализировав тенденции, описанные в отчете ООН невозможно выделить единый тренд развития глобальных процессов урбанизации в мире, наоборот, можно констатировать, что поселения испытывают на себе влияние нескольких тенденций, приводящих к возникновению аксиологического диссонанса личности. Рассмотрим некоторые из актуальных социально-философских проблем урбанизированного социума:
- В глобализирующемся или глобализированном поселении ценностные ориентации смещаются в сторону человеческого капитала и конкурентной борьбы за него. Для привлечения человеческого капитала, без которого функционирование любого поселения невозможно, поселениям с менее привлекательными климатическими, социальными, экономическими и иными условиями, приходится компенсировать существующие недостатки иными возможными преимуществами, например в сфере обеспечения высокого уровня безопасности (города: Люксембург (Люксембург), Берн (Швейцария), Хельсинки (Финляндия), Цюрих (Швейцария) соблюдения благоприятной экологической обстановки (Калгари (Канада), Гонолулу (США), Оттава (Канада), Веллингтон (Новая Зеландия), создания продуманной социальной инфраструктуры (Мельбурн (Австралия), Вена (Австрия), Ванкувер (Канада), Сидней (Австралия).
- В соответствии с трендами урбанизационных изменений в современных поселениях возрастает мобильность населения, бизнесов различных направлений, а также производств, что впоследствии формирует негативные диспропорции населения.
- Урбанизированная социальная среда поселений ориентирована на представителя «креативного класса», творческую личность, испытывающего потребность в самореализации, находящейся в поиске пространств для выражения собственного креативного потенциала.
- Урбанизированные сообщества людей отличаются высокой сложностью организации и разобщенностью членов. Жизнь представителей таких поселений отличается высокой степенью индивидуализации, децентрализации и самостоятельности.
- Важнейшими базовыми элементами в развитии и реализации творческого потенциала личности поселения выступают здравоохранение и образование, приобретающие все больщее значение в урбанизированной среде.
- Урбанизированные посления отличаются высокой степенью автономни муниципальной власти в вопросах разработки и осуществления финансовой политики и долгосрочных стратегий социально-экономического развития.
- Переориентация социального устройства урбанизированных поселений обесловлена отказом от производств и ориентацией на развитие сектора услуг и сервиса, а также инфраструктурных составляющих поселения.
- Для урбанизированных поселений характерно стремление к упорядочению окружающего пространства, стремление к созданию компактной и продуманной инфраструктуры с необходимыми для самореализации личности площадками (креативными пространствами) посредством реконструкции теряющих актуальность территорий поселения.
- Повышение экологической ответственности населения урбанизированных поселений с целью улучшения условий и качества жизни.
- Рост потребности и значения обеспечения безопасности в черте поселения, как одного из ключевых факторов аттрактивности социальной среды поселения.
Рассмотрим технологии решения философских проблем урбанизированного поселения посредством внедрения креативного подхода в жизнь социума в эпоху посттрадиционности [5].
Актуальность рассмотрения проблемы внедрения креативного подхода в социальную жизнь поселения обусловлена тем, что в связи с новыми условиями существования поселений в условиях глобализационных и урбанизационных трансформаций, устаревшим поселениям-гигантам, пытающимся реструктурироваться, опираясь на свое промышленное прошлое трудно соответствовать ускоряющимся темпам развития, а построение новой урбанистической философии в этих условиях требует срочных мер по адаптации.
Решение проблем развития среды урбанизированного поселения является одним из наиболее актуальных направлений социально-экономического развития РФ, Россия по-прежнему входит в группу стран с высоким уровнем урбанизации (73,11 %). В крупных городах проживает почти половина населения нашей страны, поэтому задача формирования в этих городах среды, благоприятной для развития человеческого потенциала, является наиболее значимым инструментом.
Внедрение креативного подхода в социальную жизнь поселения, на наш взгляд возможно двумя основными способами: при помощи креативного управления поселением и путем внедрения креативных пространств в его структуру.
1. Концепция креативного управления поселением. Дискурсы о внедрении креативного подхода в управление поселениями проявились в ходе многочисленных международных конференций, например: Конференции в Глазго (1994), Хельсинки (1996), Хаддерсфилде (2000). Концепция «креативного управления поселением» рассматривается и в российской практике, например: «Концепция креативного города – реальный путь к развитию» г. Вологда 2012 год, «Креативные индустрии в городе: вызовы, проекты и решения», г. Санкт-Петербург 2012 год, концепция «Воспитание креативной молодежи, формирование социальных лифтов и подготовка кадров для инновационной экономики г. Новосибирска до 2020 года», г. Новосибирск, 2013 год. Концепция «креативного управления поселением» родилась из размышлений о том, что некоторые поселения смогли приспособиться к переменам, а некоторым даже удалось сделать эти перемены источником своего развития. В глобализирующемся мире процветающими становятся поселениями способные использовать экономические и социальные трансформации и инновации, а, в свою очередь города, занимающие пассивную позицию, становятся жертвами глобальных перемен. Креативные технологии управления поселениями нашли отражение в социальной сфере Барселоны, Сиднея, Сиэтла, Ванкувера, Хельсинки, Глазго, Бангалора, Ахмадабада, Куритиба, Роттердама, Дублина, районов Цюриха, Карлсруэ, Страсбурга [1].
Под концепцией креативности в развитии и управлении поселением или «креативным управлением поселением» понимают метод стратегического планирования города, принимающий во внимание способность людей творчески думать, планировать и действовать.
Новая экономика должна основываться на «обучающемся обществе» и «экономике знаний», а также на убеждении в том, что культурная и символическая индустрия играет в этой трансформации роль, более весомую, чем промышленность.В рамках философской концепции «креативного пространства поселения» поселению, для того, чтобы стать креативным достаточно внедрить какую-либо социальную инновацию. Концепция опирается на такие понятия, как: «матрица инноваций», «холизм», «креативные циклы», предложенные гуру креативного мышления - Эдвардом Де Боно с его «латеральным мышлением».
Ориентация развития городской среды на человеческий потенциал позволяет формировать более адекватные стратегии муниципального развития. Догоняющая модернизация российских городов, которые в своем развитии отстали от своих западных мегаполисов по меньшей мере на 10–15 лет, ведет к тому, что многие из текущих городских процессов, обычно развертывающихся последовательно, в России происходят параллельно и одновременно (например, субурбанизация и джентрификация). Это значительно усложняет муниципальное управление и требует четкого выбора приоритетов и согласования программ развития.
Таким образом, одной из основных тенденций современного процесса урбанизации является рост значения человеческого капитала в развитии крупных городов. Рассмотрение среды урбанизированного поселения как пространства для реализации человеческого потенциала позволяет редуцировать растущую сложность городских процессов, что, с одной стороны делает эти процессы более доступными для муниципального управления, с другой, дает возможность сохранить направленность на развитие человеческого потенциала.
2. Внедрение в среду поселения «креативных пространств». В течение длительного срока было принято считать, что в основе создания, развития и функционирования поселений лежат только архитектура и землепользование. В XXI веке для функционирования поселения как самостоятельного элемента важны инженерное искусство, геодезия, топография, строительство и проектный менеджмент, в то же время философами и социологами доказано, что искусство развития городов включает в себя и социальные аспекты взаимодействия людей, их населяющих.
Развитие современного поселения не ограничивается только созданием его физической формы, так в современном поселении должны развиваться следующие факторы (искусства), обуславливающие существование и развитие его креативной среды и возникновение «креативных пространств»:
- понимание человеческих устремлений и потребностей,
- создание богатства и приспособления его к нуждам поселения;
- создание трехмерных пространств;
- стимулирование человеческого потенциала;
- создание общественной поддержки;
- пропаганда и поддержание здорового образа жизни населения;
- высвобождение вдохновения и использование мотивации и воли жителей;
- соединение физических объектов в едином ландшафте поселения;
- включение в ткань среды поселения сельских элементов;
- движение к будущему, основывающееся на опыте прошлого;
- создание праздничной атмосферы, способствующей росту креативного потенциала и т.д [4].
Главным фактором в концепции развития креативного пространства поселения остается искусство приращения социальной значимости человека и человеческой ценности. Мировоззрение, способности и ценности, воплощенные в этих искусствах, дают возможность превратить физическое пространство в обитаемые человеческие поселения.
Эдвардом Де Боно определены следующие основные этапы создания креативного пространства поселения:
- Выявление, анализ и обсуждение креативных ресурсов пространства поселения.
- Акцентирование и мотивация творческих личностей поселения (группировки выявленных творческих людей по разным сферам развития поселения).
- Создание, поддержание и развитие креативной сети поселения и установление ее связи с мировым сообществом через интернет-ресурсы.
- Разработка и запуск общегородских креативных инновационных проектов, обеспечивающих взаимодействие творческих представителей городского сообщества и направленных на развитие условий, поддерживающих и развивающих креативную среду поселения [3].
Из вышерассмотренных положений можно сделать вывод о философском определении креативности и креативности пространства в социально-философской мысли: большая часть примеров креативности связана с художественной и культурной деятельностью. Если же рассматривать понятие креативности в широком смысле, то, на наш взгляд, она включает также и такие мероприятия, которые основываются на креативной энергии участников. Например - граффити и пародии на рекламу с политическим или художественным подтекстом.
Следовательно, поселение можно считать креативным при условии, если его население способно разнообразно и по-новому смотреть на стоящие перед ним проблемы. На наш взгляд реализация концепции «креативного пространства поселения» невозможна без участия творческой части его населения - креативного (креативно-модернизационного, творческого) класса.
Для каждого поселения может быть найдена своя форма креативности, которая уникальна. Сама природа города поспособствует развитию креативности, которая обусловлена как имеющимися в нём нишами, так и гибридными идеями, возникающими на этой основе.
Одним из примеров может служить самобытный итальянский город Мантуя, где местной администрацией была предпринята попытка внести в традиционные для города отрасли книгопечатания и книготорговли креативное содержание и инвестировать в интенсивное развитие новых творческих технологий. В Мантуе, как в городе, известном критической массой книжных магазинов и богатой историей книгопечатания, отношения между книжными магазинами основывались на кооперации. Желание владельцев книжных магазинов сотрудничать, а не конкурировать, было положено администрацией города в основу предложенной новой концепции развития города.
В настоящее время Мантуя является книжным городом с крупнейшим в Италии литературным фестивалем, являющимся одним из возможных способов реализации творческого пространства на территории города.
В качестве примера развития таких форм креативных пространств поселения как традиции музыки и производства фильмов, можно рассмотреть город Глазго. Музыкальные и кинематографические творческие традиции легли в основу формирования текущего имиджа города в мире. В Глазго были начаты масштабные исследования в области разработки, тестирования и внедрения аудиовизуальной техники, в свою очередь этот ресурс открыл возможности для развития разнообразных отраслей, так как исследования в области звука могут быть применены за пределами собственно музыкальной индустрии и кинематографа. Аудиовизуальные технологические разработки научно- исследовательских центров Глазго нашли применение при изготовлении слуховых аппаратов для слабослышащих и глухих людей, при расшифровке показания эхолота, а инновационные технологии кино и анимации применяются в самых разных видах деятельности — от прокладки труб и систем городских коммуникаций до биомедицины [6].
Креативная составляющая городской среды Хельсинки заключается в переосмыслении городских активов и как следствие появлении традиционных массовых мероприятий, таких как «Ночь искусств»,«Тотальная Балалайка», «Силы света». Творческие мероприятия открыли перед городом новые экономические и социальные возможности, показали, как можно его переустроить с перспективой организации креативных пространств на его территории.
Социальные стратегии, которые были использованы поселениями, были направлены на решение сложных проблем. Успех или провал стратегий в меньшей степени зависел от материальных активов поселений, и в большей - от идей и социальных подходов к их решению.
Таким образом, концепция «креативного пространства поселения» предлагает новый метод стратегического планирования среды поселения, который дает людям возможность творчески мыслить и действовать. Концепция отвечает на вопрос, каким образом мы можем сделать российские поселения более жизнеспособными в условиях глобализации, управляя человеческим воображением и талантом. Концепция не содержит готового алгоритма действий, но расширяет «банк идей» тех возможностей, из которых могут произрастать инновации.
Креативные или творческие пространства становятся не только важнейшим сектором экономики, но и важным имиджевым механизмом, имеющим символическое значение для государств и регионов. Креативные пространства также являются важным показателем в различных условиях существования разных стран и регионов и определяют потенциал развития страны и общества так как посредством их формируются, развиваются и функционируют:
- формируется творческая среда поселения;
- инвестируются финансовые ресурсы в креативных людей, а также создаются инновации для сферы культуры в целом;
- формируется востребованность творческого (креативного) потенциала через создание новых рабочих мест;
- разрабатывается и продвигается новейший интеллектуальный продукт;
- поддерживается экономическая, культурная и политическая коммуникации – «обратная связь между производством и потреблением, технологией и содержимым, общественным удовлетворением и мобильностью»;
- формируются пути выхода из экономического кризиса, связанного с реструктуризацией и модернизацией экономики страны, региона и города – тем самым наблюдается рост конкурентоспособности страны/региона/города;
- формируются пути выхода из политического кризиса путем формирования новых управленческих кадров, методов и идеи, прихода новой власти;
- создается новый имидж и формируется социальная идентификация, возрождение регионов и пространств;
- решаются социальные задачи - развитие местных сообществ и их интеграция, а также осуществляется диалог местных сообществ [7].
Интересен пример города Хаддерсфилд, ставшего одним из современных центров сосредоточения творческих пространств. В 1995 году этот английский город в рамках программы «Новаторские действия» («10 Статья») Европейской Комиссии на получение статуса «Пилотного городского проекта» получил 3 миллиона Экю на реализацию программы «Инициатива: Творческий Город».
В 2005 году министр творческих индустрий и туризма Великобритании Дж. Парнелл выдвинул идею сделать Великобританию всемирным творческим центром. Для того, чтобы повысить рост творческой экономики необходимо сфокусировать на следующих ключевых областях («7 шагов роста творческой экономики»): способности и образование, конкуренция и интеллектуальная собственность, технология, поддержка бизнеса и ключ к финансам, разнообразие, инфраструктура, подтверждение.
Креативные пространства позволяют оценить актуальные социально-экономические процессы, происходящие в современном обществе. Сектор креативных пространств обладает множеством характеристик, которые легко вписывается в формирующуюся структуру глобализационных взаимосвязей между странами, регионами и городами. Креативные пространства адекватно описывают изменения, происходящие в настоящее время в культуре, экономике, городах и интеллектуальных поисках. Креативные пространства – быстро развивающийся и увеличивающийся сектор экономики. С одной стороны, они обеспечивают мобильность, выход на глобальный рынок, формируют проектное и инновационное мышление, используют множество разнообразных ресурсов, способствуют развитию человеческой индивидуальности, стремления к самоактуализации и доверия в обществе. С другой стороны, креативные пространства способствуют новому пониманию многообразия мира, развитию и сохранению культурного наследия, истории и традиций, возрождению поселений и формированию их социально-культурного пространства. Креативные пространства важны с точки зрения изменения и подхода к потреблению. При выборе товаров и услуг важным становится имидж, мода, дизайн, стиль. Соответственно, основным активом становится – брэнд. Креативные пространства - это новый вызов для тех экономик и стран, в которых прошли широкие этапы индустриализации с высоким уровнем доверия к культурным достижениям своих стран. При этом важной особенностью является то, что творческие пространства характерны для стран, где важную роль играет гражданское общество и плюрализация отношений в обществе [7].
В эпоху глобализации развитие поселений все больше зависит от человеческого фактора, состояние человеческих ресурсов определяет процессы формирования современной социальной среды. Если еще совсем недавно жизнь поселения определялась производственными или рыночными процессами, то теперь города развиваются человеком и для человека.
Современный рост активности, интенсивности процессов взаимодействия индивидов как между собой, так и со средой продуцирует вовлечение индивидов в различные сферы деятельности, практики, способствуя развитию в людях навыков активной жизнедеятельности и подавляя пассивный, обывательский образ жизни.
По итогам рассмотрения актуальных социально-философских проблем современных поселений мы пришли к выводу, что, в глобализированном поселении ценностные ориентации смещаются в сторону человеческого капитала и конкурентной борьбы за него.
В качестве возможного решения рассмотренных проблем возможно применение двух технологий: креативного управления поселением и внедрения в его структуру креативных пространств.
Ссылки на источники
- Glaecer L.E. Triumph of the City: How Our Greatest Invention Makes Us Richer, Smarter, Greener, Healthier, and Happier. - US, New York. - Penguin Press HC, 2011. P. 45.
- Суховская Д.Н. Креативное пространство как новая форма социальности // Управление мегаполисом. 2013. № 6 (36). С. 37-40.
- Quality of Life survey // Monocle. 2014. № 75. Volume 8. P. 54.
- Суховская Д.Н. Реализация творческого потенциала населения через креативные пространства города: лофты, зоны коворкинга, арт-территории // Молодой ученый. 2013. № 10 (57). С. 650-653.
- Еремина О. С., Демина Н. В. К вопросу о развитии национальной инновационной системы России // Современные научные исследования: актуальные теории и концепции. Выпуск 2 ART 65008. - URL: http://e-koncept.ru/teleconf/65008.html - Гос. рег. Эл № ФС 77- 49965. - ISSN 2304-120X.
- Суховская Д.Н. Перспективы развития аграрного туризма в Ставропольском крае // Молодой ученый. 2013. № 2. С. 185-187.
- Чистова М.В., Концевич Г.Е. Перспективное территориальное планирование – залог успешного социально-экономического развития курортной территории. Гуманизация образования. 2014. № 3. С. 56-62.