Полный текст статьи
Печать

Аннотация. Статья посвящена проблеме развития изобразительного творчества детей старшего дошкольного возраста на основе восприятия пейзажа сельской местности и воспроизведения его в собственных рисунках с применением разнообразных художественно-графических техник. Автором характеризуются некоторые направления работы над созданием сюжетной картины в изобразительной деятельности ребенка.
Ключевые слова: изобразительное творчество, восприятие, воспроизведение, изобразительная деятельность, рисование, сюжетная картина, пейзаж, сельский пейзаж.

Увиденные объекты окружающей местности дети воспроизводят в собственных рисунках через разнообразные художественные материалы и техники. Создаваемый художественный образ отражает эмоциональное отношение ребенка к нему, дает возможность передавать свои впечатления с помощью выразительных средств. Педагогу необходимо обогащать практический опыт ребенка, учить передавать свое отношение к окружающей действительности образно и эмоционально, графически правильно.

Многочисленные психолого-педагогические исследования (Л. С. Выготский, Е. И. Игнатьев, Т. Г. Казакова, Т. С. Комарова, Е. А. Флерина и другие) свидетельствуют о том, что познавательные возможности, художественно-творческие проявления детей старшего дошкольного возраста интенсивно развиваются в процессе продуктивных видов деятельности, в частности изобразительной, которая позволяет отобразить на плоскости листа то, что дети видят в окружающей жизни, что вызвало положительный эмоциональный отклик [2; 3; 4; 5; 7].

Изучение данного вопроса обусловлено и тем, что старший дошкольный возраст наиболее благоприятный для накопления и усвоения как индивидуального, так и социального опыта, знаний и практических умений в изображении объектов окружающей местности.

Однако необходимо отметить, что занятия по рисованию на тему отражения пейзажа сельской местности педагогами в непосредственно образовательной деятельности используются частично и практически редко. В результате нет системности и последовательности в методике работы на занятиях, и, кроме того, наличие методических материалов по ознакомлению детей с пейзажем сельской местности ограничено.

Учитывая актуальность представленного вопроса, рассмотрим теоретические положения ведущих специалистов в области детского изобразительного творчества и попытаемся обосновать необходимость использования в практике работы репродукций с изображением пейзажа сельской местности в сюжетном рисовании детей старшего дошкольного возраста.

Развитие изобразительного творчества является актуальной проблемой в отечественной теории и практике дошкольного образования. Несомненно, психологи и педагоги постоянно исследуют проблему творчества детей дошкольного возраста. Большое внимание уделяет данному вопросу Т. С. Комарова, рассматривали взаимосвязь обучения и творчества Е. А. Флерина, А. А. Волкова, Г. В. Лабунская и другие. Исследователи отмечали, что в процессе определенных видов деятельности у детей дошкольного возраста развиваются способности к созданию объектов окружающей действительности, основанные на работе воображения, мышления. Поэтому понятие «детское изобразительное творчество» трактуется как процесс создания ребенком дошкольного возраста на плоскости листа предметов реальной и фантастической жизни с помощью различных изобразительных материалов под влиянием восприятия картин, художественного слова и т. д. [5; 7; 1; 6].

Проблеме детского изобразительного творчества посвящено достаточное количество как психологических, так и педагогических работ, в которых исследователи доказывают, что творческие проявления детей зависят от их личностных показателей, что дает педагогу возможность дифференцированно подходить к организации процесса рисования с учётом возрастных и индивидуальных особенностей. Творческие проявления детей можно наблюдать в процессе рисования не только отдельных объектов и явлений окружающей действительности, но и сюжетной композиции. Помогает в этом ребенку рассматривание репродукций картин известных художников с изображением пейзажа.

Пейзаж посвящен воспроизведению естественной или измененной человеком природы. Пейзаж – это не случайно выбранный художником уголок природы или города. Его выбор обусловлен состоянием погоды, освещенности, времени суток, настроения художника.

Охарактеризуем некоторые особенности композиции этого жанра. Прежде всего, на пейзажном полотне отражается пространственная протяженность и глубина. Особое место занимает первый план, помогающий раскрыть идею произведения, замысел художника. Важной особенностью пейзажной живописи является соотношение размеров земли и неба на полотне, а так же их цветовое отношение, которое создаёт гармонию колорита. При низком горизонте пейзаж кажется величественным, а при высоком создаётся ощущение простора.

Рассматривание пейзажных картин великих художников способствует эстетическому развитию вкуса, позволяет обратить внимание на то, что ранее оставалось незамеченным, пробуждает желание и развитие умений детей, рассказать об этой красоте, посмотреть на неё ещё раз, уже в жизни. Эстетическое восприятие природы вызывает у детей и чувства бережного, заботливого отношения к растениям и животным, стремление ухаживать за ними. Примеры чуткого понимания природы и гуманного отношения к ней дают поэты в своих произведениях, с которыми с которыми педагог может знакомить детей.

Итак, пейзаж является наиболее доступным жанром живописи для восприятия детьми старшего дошкольного возраста, он способствуют более глубокому познанию природы, на котором основывается и детское изобразительное творчество. Его использование в педагогическом процессе даёт возможность ребёнку не только чувствовать красоту окружающей действительности, но и правильно строить различную композицию по форме, строению предметов в собственных творческих работах.

Одна и та же окружающая местность вызывает у детей разные эмоции, чем обуславливаются разные содержания рисунков и степень выразительности образа. Дети с хорошо развитым эстетическим восприятием запоминают и соответственно отражают большее количество образов или используют более разнообразные средства выразительности.

Одной из особенностей проявления творчества в пейзажном сюжетном рисовании является его умение изображать по-разному фон, составляя и используя оттенки цветов, окраска фона выполняет при этом важную смысловую функцию – она способствует передаче настроения, чувств ребенка. Наиболее полно свои замыслы дети выражают в рисовании окружающей местности, где можно передать собственное впечатление от восприятия объектов действительности.

Педагогу необходимо учить ребенка выделять главное в рисунке, а все детали выполнять по своему желанию. В рисовании пейзажей сельской местности ребёнок в полной мере раскрывает пространственные соотношения предметов, их связь, глубину. При овладении композицией пейзажа сельской местности важно расположить отдельные изображения относительно друг друга, передавая отношения по величине, а действие через изображение движения, динамику отдельных поз, деталей.

Для выразительного изображения пейзажа сельской местности, ребенку важно овладеть рисованием линий разной интенсивности, создаваемой различным нажимом на карандаш или использованием различных кистей, линейным и пространственным ритмом, которые помогают передать пространственные взаимоотношения предметов. Использование всех средств для достижения выразительности является показателем развития изобразительного творчества детей в изображении пейзажа сельской местности.

Представляем критерии уровня овладения детьми старшего дошкольного возраста техникой рисования и выразительными средствами: умение держать кисть; правильная передача величины предмета, его формы; умение смешивать краски для получения новых цветов; передача движения; правильное использование цвета в соответствии с изображаемым предметом; умение располагать предметы на бумаге; правильно, аккуратно раскрашивать рисунки; передача деталей, пропорций. В соответствии с выделенными критериями можно говорить об уровнях развития изобразительного творчества детей старшего дошкольного возраста в процессе восприятия пейзажа сельской местности:

Высокий уровень (1) определяет ребенка, у которого хорошо развиты технические умения и навыки, он умеет держать кисть, правильно смешивать краски, аккуратно раскрашивать свой рисунок; не возникает особых затруднений при передаче движений, строения и расположения объекта в пространстве, т. е. при построении композиции (8 баллов).

Средний уровень (2) представляют дети, которые испытывают трудности с расположением предметов в пространстве, неверно передают движения изображаемых объектов, но у них хорошо развиты технические навыки и умения, правильно держат кисть, смешивают краски (6-7 баллов).

Нормативный уровень (3) предполагает умение правильно держать кисть, раскрашивать рисунок, смешивать краски для получения новых цветов, но возможны трудности с передачей величины предмета, формы и пропорций, а также с расположением предметов на листе бумаги, передачей движения (4-5 балла).

В качестве критериев оценки детских творческих работ можно использовать следующие характеристики:

–    содержательность: интересный сюжет рисунка, придуманный самостоятельно, т. е. оригинальность – оценивается в 3 балла. Заимствованный сюжет – 2 балла. Неумение отразить увиденное, лишь при активной помощи педагога или родителей может проявить творчество и элементарно выразить в рисунке интересующий его объект – 1 балл.

–    выразительность рисунка: умение воплощать в рисунке свой замысел, правильно подбирать цвет, находить удачное композиционное решение – 3 балла. Замысел в рисунке воплощен, правильно подобран цвет, но композиция нарушена – 2 балла. Замысел изменяется под влиянием рисующего рядом ребенка, композиция нарушена – 1 балл.

–    разнообразие тематики: рисунки не повторяются, раскрывают разные явления окружающей местности (родные улицы, явления природы, общественные события, транспорт, животные и т. д.) – 3 балла. Рисунки раскрывают лишь некоторые стороны явлений окружающей сельской местности - 2 балла. Ребенок рисует одно и тоже, на протяжении длительного времени сюжет не меняется - 1 балл.

Оценка по всем заданиям дается в количественном выражении (по баллам). При условности количественных оценок за содержательность, выразительность и разнообразие рисунков они (оценки) помогают определить уровень знаний ребенка об окружающей сельской местности и уровень навыка передачи впечатлений в рисунке.

Основываясь на анализе психолого-педагогических исследований по проблеме развития изобразительного творчества детей старшего дошкольного возраста посредством восприятия пейзажей сельской местности и используя его в качестве методической базы, мы предлагаем следующее:

–    системно и последовательно проводить работу по формированию технических умений и навыков детей старшего дошкольного возраста в рисовании объектов пейзажа сельской местности. Для этого необходимо:

  1. Формировать изобразительные умения и навыки детей 6-7 лет по рисованию пейзажа сельской местности не только на занятиях по изобразительной деятельности, но и в процессе самостоятельного изобразительного творчества, повседневной жизни, наблюдений. Обучая детей рисованию пейзажей сельской местности, педагогу необходимо использовать книжные иллюстрации, литературные произведения, репродукции картин для целостного эстетического восприятия детьми, формирования художественного вкуса, воображения и творческих способностей. Например, такие как: Клод Моне «Пруд с кувшинами», «Стог сена»; Джон Констебл «Телега с сеном»; Жюль Депре «Пейзаж с коровами»; А. Саврасов «Проселок», «Дворик. Зима»; И. Шишкин «Рожь»; Ф. Васильев «Мокрый луг»; И. Левитан «Золотая осень», «Март»; В. Серов «Заросший пруд».

–    знакомить со способами передачи характерных особенностей какого-либо объекта сельской природы, что позволяет подвести детей к их более реальному изображению.

  1. Содержание занятий по изображению объектов сельской местности следует строить на жизненном, реалистическом, интересном для детей пейзаже, включая те окрестности, с которыми чаще всего знакомится ребенок.
  2. Более глубокое отражение детьми в рисунках различий и особенностей окружающей их местности будет осуществляться в том случае, если ребенок опирается на «свежие» впечатления от увиденного, а так же на ранее сформировавшиеся образы и представления.
  3. С целью повышения технического уровня изображения пейзажа сельской местности детьми следует:

–    использовать иллюстративный, литературный, изобразительный материал, как на занятиях, так и в свободное от занятий время;

–    проводить работу по подготовке методических пособий, помогающих детям в овладении техническими приемами изображения пейзажа сельской местности, включать в этот процесс детей, учитывая их индивидуальные возможности;

–    создавать совместно с детьми дидактические игры, игровые упражнения;

–    вводить на занятиях творческие задания с целью повышения самостоятельности, активности детей, развития воображения;

5. Использовать детские творческие работы в оформлении помещения.

Выполнение данных методических рекомендаций будет способствовать тому, что дети приобретут необходимые знания, технические умения и навыки по изображению пейзажа сельской местности.

Однако необходимо отметить, что проблема изображения пейзажей сельской местности в рисунках детей старшего дошкольного возраста нуждается в дальнейшем изучении и разработке.

 Ссылки на источники

  1. Волкова, А. А. Детское творчество / А. А. Волкова // Дошкольное воспитание. – 1993. - №7 - 8. – С. 7–9.
  2. Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л. С. Выготский. – М. : Просвещение, 1991. – 97 с.
  3. Игнатьев, Е. И. Психология изобразительной деятельности детей / Е. И. Игнатьев. - М. : Учпедгиз, 1961. – 152 с.
  4. Казакова, Т. Г. Изобразительная деятельность и художественное развитие дошкольников / Т. Г. Казакова. - М. : Педагогика, 1983. – 112 с.
  5. Комарова, Т. С. Дети в мире творчества / Т. С. Комарова. – М. : Мнемозина, 1995. – 261 с.
  6. Лабунская, Г. В. Беседы о живописи / Г. В. Лабунская. - М. : Знание, 1966. – 47 с.
  7. Флерина, Е. А. Изобразительное искусство в дошкольных учреждениях / Е. А. Флерина. – М. : Просвещение, 1984. – 210 с.