Полный текст статьи
Печать

Аннотация. В статье приводятся результаты теоретического исследования, реализующего задачу выявления проблем жизнеспособности детей и подростков в условиях современного общества.
Ключевые слова: жизнеспособность личности, внутренний ресурс, инфантилизация, ригидность, социально-психологическая компетентность. 

Современная наука все чаще обращается к проблеме потенциала, внутренних ресурсов человека, возможностей его психики, что зачастую обусловлено несоответствием этих внутренних характеристик темпу жизни,  требованиям, которые предъявляет образовательная среда. Изменения в различных сферах человеческой жизни, нарастание противоречий в обществе, динамизм и неустойчивость современных процессов - все это диктует особые требования к внутренней силе человека и призывает к  адекватному реагированию и готовности к изменениям.

Наиболее уязвимым и незащищенным перед нестабильностью, неопределенностью  и динамичностью современности является подрастающее поколение, требования к внутренним ресурсам которого значительно возросли. Система образования сама является источником многочисленных стрессов у детей и подростков. Школьные перегрузки и высокие требования к успехам детей со стороны родителей и школы – стрессогенные факторы, обретающие силу вместе с взрослением ребенка.

Интенсификация образовательного процесса приводит к снижению психофизического потенциала, истощению внутренних психологических ресурсов, к затруднениям в преодолении жизненных проблем, связанных с требованиями к гибкости, к готовности к изменению. Отношение человека к изменениям, как и его возможности воспользоваться имеющимися внутренними ресурсами, способствующими управлению ими, определяют насколько личность способна совладать с повседневными или экстремальными трудностями.

Одним из показателей, включающим внутренние ресурсы, является жизнеспособность личности, которая рассматривается как готовность к эффективному функционированию, ресурс (Б.Г. Ананьев), как многомерный интегральный феномен, общесистемное психическое свойство (Э.В. Галажинский,  Е.А. Рыльская), как системное качество личности (А.А. Нестерова), как система психических свойств (Е.А. Регуш), как способность управлять ресурсами (А.В. Махнач, А.И. Лактионова).

Какими же качествами должен обладать жизнеспособный представитель подрастающего поколения? Для того, чтобы ответить на этот вопрос, обозначим особенности современного общества, выделив его основные проблемы.

Анализ исследований отечественных и зарубежных философов, психологов и социологов  (П.И. Бабочкин, З. Бауман, Д. Белл, Н.Н. Пахомов, Д.И. Фельдштейн и др.) позволяет вычленить разного уровня проблемы жизнеспособности личности (социального, социально-психологического, психологического и педагогического) [2, 3, 4,7,8].

По мнению социологов, среди основных характеристик современного общества выделяют нестабильность и бесконтрольность процессов. Модернизация, охватывающая современную действительность постиндустриального общества и протекающая во всех сферах его жизнедеятельности, предопределяет условия решения новых задач: неустойчивость, неопределенность и высокая динамичность. Динамичный и неустойчивый характер развития имеет прежде всего экономика, которая обуславливает изменения всех остальных сфер [2, с. 5], обостряя требования к социальному бытию человека, актуализируя проблемы жизнеспособности социального уровня.

Так, Зигмунт Бауман «индивидуализированное» общество или общество «постмодернити» характеризует следующими  признаками:

- утратой человеком контроля над большинством значимых социальных процессов;

-  возрастающей в свя­зи с этим неопределенностью и прогрессирующей незащищен­ностью личности перед лицом неконтролируемых ею перемен;

- стремлением челове­ка отказаться от достижения перспективных целей ради по­лучения немедленных результатов, что, в конечном счете, при­водит к дезинтеграции как социальной, так и индивидуаль­ной жизни [3,с.13]. К таким немедленным результатам у молодого поколения относятся прежде всего материальные достижения. Культ материального успеха и желание иметь все и сразу – типичная установка современного молодого человека.

Д. Белл, анализируя характеристики современного постиндустриального общества на основе сравнения с индустриальным, подчеркивает, что его основа  —  информация и знание, т.к. оно формируется лишь под воздействием технологии интеллектуальной. Однако требования общества к формированию современной личности имеют отношение не только к интеллекту и мышлению, но и к сущности, и  к качеству социальных и межличностных интеракций [5, с. 180], к стратегии взаимодействия личности с миром в целом.  По мнению Д. Белла, расширение сферы услуг порождает такую фундаментальную характеристику труда, как взаимодействие человека с человеком, что актуализирует социально-психологический уровень проблем. Потребности и интересы личности в постиндустриальном обществе выдвигаются на первый план в общей системе интересов, центральным пунктом которых становится характер новых отношений, проявляющихся во взаимодействии или общении, в диалоге личностей [4, с. 220]. Таким образом, социокультурные изменения, протекающие в современном российском обществе, предъявляют высокие требования к общению личности, ее социально-психологической компетентности [5].

Социально-психологическая компетентность, как системное образование, предполагающее комплекс эмоционально-регулятивных, когнитивно-перцептивных, мотивационных и инструментально-операциональных характеристик развивающейся личности, которые необходимы для успешного осуществления взаимодействия с окружающими людьми в межличностной сфере, являясь прижизненным личностным формированием, во многом зависит от социально-психологических условий, созданных человеку в детстве и подростничестве. Наряду с другими компонентами, позволяющими личности быть устойчивой в изменяющихся условиях внешней и внутренней среды, социально-психологическая компетентность является важнейшим элементом жизнеспособности. Высокий уровень жизнеспособности личности предполагает развитую социально-психологическую компетентность в соответствии с возрастными возможностями.

Изменения в интерактивной сфере связаны не только с характером новых отношений, но и с увеличивающимся  распространением явлений социального влияния. Разворачивание и расширение использования механизмов формирования массового сознания, информационный прессинг, преобладание информационных технологий над интерактивными (социальными)  приводит к размытости ценностей и смыслов, к снижению общеинтеллектуального уровня, к «психологической нищете масс» (З. Фрейд), к социальному оглуплению (А.Н. Моховиков), к снижению стремления осознанного восприятия себя и мира, на фоне чего формируется инфантильный и ригидный тип личности.  Так возникает потребность в анализе проблем жизнеспособности личности на психологическом уровне.

Период нестабильности, смены общественно-экономического уклада, подобно другим глобальным изменениям в обществе сопровождается увеличением стрессовых ситуаций, повышением эмоционального напряжения, которое приводит к отказу от рефлексии, не позволяя личности выбрать рациональный способ выхода из ситуации, фиксируя на привычном. Характерной особенностью поведения человека в ситуации психоэмоционального напряжения является негибкость, утрата пластичности, свойственной в нейтральной обстановке. Но не только тревога, страх, фрустрация, шок могут являться причиной ригидного поведения личности, т.к. личность, отличающаяся ригидностью, будет склонна в измененных ситуациях демонстрировать тот самый страх, фрустрацию, неготовность к адекватному реагированию, то есть психоэмоциональное напряжение и ригидные формы поведения имеют взаимообусловленную связь [6, с. 9]. Данные особенности обуславливают переживание «шока от будущего» (А. Лазарус), формируют типичные (конформные) формы поведения.  Еще Э. Фромм, говоря о современном человеке, отмечал, что он «… перестает быть самим собой, полностью усваивает тот тип личности, который предлагается моделями культуры, и целиком становится таким, каким его ожидают видеть другие» [9, c.76]. Так, нестабильность, незащищенность личности, отсутствие должной рефлексии приводят к снижению активности, к социальной покорности и конформизму, к снижению возможности для осуществления самостоятельного выбора.

Д.И. Фельдштейн, анализируя психологические проблемы современного общества, отмечает: «В наиболее трудном положении оказались растущие люди, так как противоречия развития, свойственные детскому и юношескому возрастам, значительно усилились в нынешней ситуации, которая приводит к искусственной задержке личностного развития, интенсифицирует рост квазипотребностей, квазиинтересов, отклонения в поведении, повышенную тревожность» [8, с.10]. Процесс личностного развития «растущих людей» осложняется отсутствием четких ориентиров, как это было принято, например, в советском обществе. Современное общество — это общество, в котором преобладает диффузность ценностей, в которомзначительно ослаблено влияние норм, регулирующих внутренний мир и поведение человека. Но речь идет не о необходимости соблюдения жестких рамок в обучении и воспитании человека, а о наполнении содержания и осознания требований, запросов общества в формировании и развитии тех качеств, которые позволят ему быть успешным в современных условиях, а следовательно, и жизнеспособным. Ввиду ценностного кризиса и зачастую «слепого» принятия западных образцов, благодаря увеличивающемуся информационному прессингу, среди подрастающего поколения культивируется материальный успех, возрастает инфантилизация.

Д.И. Фельдштейн, анализируя психологические проблемы подрастающего поколения отмечает изменение роли влияния социальных и культурологических факторов на развитие личности, подчеркивает увеличение отчуждения между поколениями. По мнению ученого, современные дети, с одной стороны, теперь существенно раньше взрослеют, а с другой, — «по ряду параметров демонстрируют углубление своего социального инфантилизма. При этом зачастую они взрослеют не личностно, не субъектно, а лишь в плане показного поведения»  [8, с. 13]. То есть типичным образцом современности является ребенок с внешними признаками взрослости (интеллектуализм, рационализм) при внутренней социальной незрелости и инфантилизме.

Задачи по преодолению  социального инфантилизма развивающейся личности вероятнее всего должны закладываться в задачи системы образования, что актуализирует проблемы педагогического уровня. Акценты в сторону воспитания самостоятельной зрелой личности  выявляются в целях образования и направлениях образования современного ребенка и подростка.

Современный выпускник школы должен быть готов к жизни в обществе на основе самостоятельности, самоопределения, готовности к саморазвитию. Жизнеспособность современной личности, как социального существа, безусловно, не может перечеркивать способность к адаптации и предполагает умение адаптироваться к изменениям, однако на сегодняшний день в большей степени актуализируются проблемы другого уровня, связанные со способностями подняться над ситуацией для ее решения, оценив ее посредством смены ракурса. Известное выражение Альберта Эйнштейна являет собой сущность сказанного: «Невозможно решить проблему на том же уровне, на котором она возникла. Нужно стать выше этой проблемы, поднявшись на следующий уровень» [1]. В адаптационном подходе при опоре на имеющиеся адаптивные механизмы отсутствует акцент на такой важнейшей характеристике жизнеспособной личности, как  надситуативное мышление, способность   генерировать    альтернативные    варианты решения проблем.

Зигмунт Бауман, характеризуя современный период постмодернити, подтверждает данную мысль: «Наше время исполнено разрушением рамок и ликвидацией образцов — причем всех рамок и всех образцов, наугад и без предварительного уведомления». И далее: «Жизненный успех (и тем самым рациональность) людей постмодернити зависит от скорости, с какой им удается избавляться от старых привычек, а не от скорости обретения новых» [3, с.157-158]. Таким образом, одним из показателей, характеризующих жизнеспособность будущего выпускника школы в быстро меняющихся условиях общества, становится способность самостоятельно решать задачи, способность своевременно и адекватно реагировать на измененные условия, названная  некоторыми авторами (Г.В. Залевский, Н.В.Козлова, Д.А. Леонтьев, Д.В. Сапронов, А.В. Петровский) флексибильностью. При неготовности личности реагировать соответствующим образом на наблюдаемые изменения возрастает ее незащищенность, увеличивается эмоциональное напряжение, снижаются адаптивные возможности.

Таким образом, анализ проблем общества постмодернити задает ориентиры требованиям к жизнеспособности современных детей и подростков. На фоне существенных социальных изменений в обществе активизируются проблемы и психологического, и социально-психологического, и педагогического уровней.Именно в детском и подростковом возрасте происходит активное развитие способности справляться с трудностями, преодолевать проблемы, противостоять стрессу, т.е. активизируются, развиваются и укрепляются психологические ресурсы личности. На пути к развитию жизнеспособности подрастающего поколения предстоит преодоление фрустрированных состояний, фиксированных форм поведения и ригидности, конформности, квазипотребностей, квазиинтересов и инфантилизации. Развитие самостоятельности, рефлексии, социально-психологической компетентности, повышение общеинтеллектуального уровня, снижение эмоционального напряжения и создание условий для решения противоречий развития – задачи современной системы образования в ракурсе оптимизации жизнеспособности подрастающего поколения. 

Список литературы

  1. Афоризмы и высказывания URL: http://aphorizm.net/
  2. Бабочкин П.И. Становление жизнеспособной молодежи в динамично изменяющемся обществе. М.,  2000.
  3. Бауман 3. Индивидуализированное общество /пер. с англ. под ред. В.Л. Иноземцева. М., 2005.
  4. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования / пер. с англ. под ред. В.Л. Иноземцева. М., 1999.
  5. Королева Ю.А. Социально-психологическая компетентность личности как детерминанта субъективного качества жизни // Вестник ОГПУ, № 3. 2013.
  6. Королева Ю.А. Флексибильность как ресурс жизнеспособности современной личности // Социальная психология и общество. 2014.  №1. С. 5-16.
  7. Пахомов Н.Н. Кризис образования в контексте глобальных проблем / Н.Н. Пахомов / Философия образования для XXI века. М., 1992.
  8. Фельдштейн Д.И. Приоритетные направления развития психологических исследований в области образования и самообразования современного человека // Вопросы психологии. 2003. № 6. С. 7-17.
  9. Фромм Э. Бегство от свободы: пер с англ. /общ. ред. и послесл. П.С. Гуревича. М., 1989.