Полный текст статьи
Печать

Аннотация. Статья посвящена проблеме социально-личностного инфантилизма подростков с умственной отсталостью. Рассмотрены индикаторы психологического проявления инфантилизма в подростковом возрасте.
Ключевые слова: социально-личностный инфантилизм, подросток с умственной отсталостью, социализация, эмоционально-волевая сфера. 

Процесс модернизации, смены общественно-экономического уклада, подобно другим глобальным изменениям в обществе сопровождается увеличением стрессовых ситуаций, повышением эмоционального напряжения, нарастанием противоречий в развитии личности, приводя к ее социально-психологической дезадаптации. Наиболее уязвимым и незащищенным перед нестабильностью и неопределенностью  современности является подрастающее поколение, требования к которому значительно возросли.

Д.И. Фельдштейн, анализируя психологические проблемы детей и подростков, отмечает изменение роли влияния социальных и культурологических факторов на развитие личности, подчеркивает увеличение отчуждения между поколениями. По мнению ученого, современные дети, с одной стороны, теперь существенно раньше взрослеют, а с другой, — «по ряду параметров демонстрируют углубление своего социального инфантилизма. При этом зачастую они взрослеют не личностно, не субъектно, а лишь в плане показного поведения»  [13,с. 13].

Это актуализирует проблему социально-личностного инфантилизма у современных подростков. Все большее количество подростков не хотят взрослеть и принимать  на  себя  ответственность  в  решении  важных  социальных,  политических,  экономических  вопросов. 

Изучением проблемы инфантилизма занимались многие отечественные и зарубежные ученые. Среди представителей зарубежной психологии, работы которых посвящены обоснованию содержания понятия, классификации и возможным причинам появления и развития инфантилизма можно выделить таких исследователей: Э.Ласег, П.Лоррен, Г.Антон, З.Фрейд, Э.Крепелин, Г. Штутте, Р.Корбо и др. Существуют различные точки зрения на содержание понятия инфантилизма,  отечественные и зарубежные ученые по-разному определяют данный феномен, дают множество классификаций, но научных данных о путях преодоления инфантилизма у подростков нет.

Для того чтобы понять изучаемый феномен обратимся к истории, а она начинается еще с эпохи древних патологов.

Термин «инфантилизм» не употреблялся до середины XIX века. Описание этих случаев встречалось еше в эпоху Плиния и Витрувия. В основном проблемой инфантилизма  занимались представители медицины. В 1864 году французский психиатр Эрнст – Шарль Ласег впервые ввел в обиход понятие «инфантилизм» и обозначил его как особый вид фиксации развития психики личности, при которым отмечается сохранение у взрослых психических и физических признаков детства, таких как неустойчивость настроения, плохо контролируемые влечения, недостаточность сознательной и целевой активности, в ряде случаев – поверхностные, незрелые суждения. Позднее, немецкий психотерапевт G. Anton выделял так называемый «парциальный» психический инфантилизм, характеризующийся отсутствием какого бы то ни было интеллектуального дефекта и проявляющийся лишь нарушениями поведения [15]. 

Для нашей работы наиболее актуальны понятия социального и личностного инфантилизма. Рассмотрим их более подробно.

В психологическом словаре А.В. Петровского и М.Г. Ярошевского, инфантилизм личностный (от лат. infantilis — младенческий, детский) - сохранение в психике и поведении взрослого особенностей, присущих детскому возрасту. Индивид, которому свойствен инфантилизм личностный (инфантил), при нормальном или даже ускоренном физическом и умственном развитии отличается незрелостью эмоционально-волевой сферы [12].

Необходимо отметить, что инфантилизм может сочетаться как с нормальным интеллектуальным развитием, так и с отставанием и опережением в этой сфере. В этом плане личностный инфантилизм вполне правомерно оценивать в качестве своеобразного проявления гетерохронности собственно личностного развития индивида.

Социальный инфантилизм в словаре Овчинникова В.И. — это состояние,  проявляющееся  в  разрыве  между  биологическим  и  социокультурным  взрослением.  Под влиянием социокультурных  условий, данный вид инфантилизма вызывается  нарушением  механизмов  социализации [1].

В условиях депривации подростков, а также при неправильном воспитании развивается социокультуральный инфантилизм. При этом появляются гипертрофированные интеллектуальные интересы, носящие односторонний характер. Наиболее незрелой оказывается социальная сторона интеллекта и эмоций.

Наиболее распространенные причины возникновения инфантилизма —  патологические роды матери, частые болезни после рождения, ушибы головы. Они были всегда, но в наши дни значительно увеличилось количество инфантильных подростков, значит к биологическим дисгармониям, необходимо добавить и социальное воздействие на подрастающие поколение, а также упущения в воспитании подростков, отверженности детей взрослыми, плохие бытовые условия [11].

Объединение неблагоприятных социально-психологических и социально-педагогических факторов зачастую приводит к возникновению искажения социальной среды в целом. Отношение родителей к ребенку с отклонениями в развитии часто имеет противоречивый характер: жалость переплетается либо с нетерпимостью и излишней строгостью, либо со снижением каких-либо требований к ребенку. Подобное отношение обедняет и искажает условия микросоциального окружения. Развитие личности ребенка в таких условиях претерпевает серьезную деформацию и за счет резкого дефицита упорядоченной взрослыми информации, и за счет эмоциональной депривации, приводящей к сниженному фону настроения,  к подавлению познавательной активности, к недоразвитию навыков социального взаимодействия. У таких детей в школьный период длительно не формируется чувство ответственности за свои действия, чувство внутренней дисциплины. Они не привыкают к выполнению определенных обязанностей и руководствуются в своем поведении нередко элементарными потребностями независимо от ситуативных моментов [8].

В современном обществе наиболее важными являются вопросы, связанные с подготовкой подростков к самостоятельной жизнедеятельности, к ответственности за свои поступки. Особого внимания в этом плане требуют дети с нарушениями интеллекта. Одна из задач теории и практики психологии – повышение эффективности обучения, овладения коммуникативными умениями умственно отсталых подростков. Для успешной адаптации и социализации подростку необходимо уметь выражать свои потребности, желания, научиться без агрессии реагировать на слова говорящих с ним людей [14].

Проблема социально-личностного инфантилизма подрастающего поколения не представлена целостно в работах отечественных дефектологов, однако в своих исследованиях данной проблеме уделили внимание Л.С. Выготский, А. Гурьева, В.В. Ковалев, В.В. Лебединский, А.Е. Личко, К.К. Платонов, Г.Е. Сухарева, С.В. Шакурина и др.

Отдельные аспекты проблемы инфантилизма у подростков с умственной отсталостью достаточно освещены в литературе: психологические защиты (Л.И. Вассерман, Т.А. Колосова, Н.Л. Коновалова), социальное развитие (Д.И. Бойков, И.А. Коробейников, Д.М. Маллаев), нарушения познавательной деятельности, эмоциональной, волевой, мотивационной сфер и личностная незрелость (И.В. Белякова, Т.А. Власова, С.Д. Забрамная, Л. В. Занков, Е.С.Иванов, Д.Н. Исаев, В.В. Ковалев, В.И. Лубовский, Ю.Т. Матасов, М.С.Певзнер, В.Г. Петрова, С.Я. Рубинштейн, Л.Шипицына).

Актуальность исследования обусловлена тем, что уровень проявления  социально-личностного инфантилизма подростков с умственной отсталостью находящихся в разных социальных условиях мало изучен.

Специфика нарушений состояния психического здоровья у умственно отсталых подростков характеризуется в первую очередь тотальным недоразвитием высших корковых функций, инертностью психических процессов, тотальным недоразвитием познавательной деятельности при выраженном стойком дефиците абстрактного мышления, процессов обобщения и отвлечения (Т.А. Власова, Г.М. Дульнев, М.С. Певзнер, С.Я. Рубинштейн, Ж.И. Шиф) [3].

Мы предполагаем, что основными предпосылками к возникновению социально-личностного инфантилизма подростков с умственной отсталостью, является: стойкое снижение или отсутствие познавательных интересов, отсутствие инициативы и самостоятельности приводит к тому, что навыки общения не развиваются, происходит нарушение эмоционально-волевой сферы, задержка нравственного и социального созревания, нарушение привязанности,  импульсивности, эмоциональная неустойчивость, доминирует потребность в удовольствии и развлечении. Характерная лицам с умственной отсталостью ригидность, под которой понимают «приверженность к однотипному образу действий, негибкость, неспособность личности изменять свое поведение в соответствии с незнакомыми новыми ситуациями» [7], тоже является источником социально-личностной инфантильности.

В процессе своего развития нормально развивающийся подросток все более ориентируется на свой внутренний мир, функционирующий на основе самоорганизации: возникают механизмы, позволяющие менять ее структуру психологической организации, придавать определенную гибкость, обеспечивая способность критически относиться к себе и ситуации, предвидеть последствия поступков [7]. При умственной отсталости характерными чертами является недостаточность критического отношения к себе и ситуации, неспособность понять целесообразность своих поступков и предвидеть их последствия [3].

Одним из факторов социально-личностного инфантилизма является расстройство эмоционально-волевой сферы, как известно у половины умственно отсталых подростков она существенно изменена. Им характерны импульсивные реакции на внешние впечатления, вспыльчивость, неусидчивость, суетливость, а иногда и расторможенность. Эти подростки предпочитают заниматься знакомыми делами, гулять в определенные места, они боятся всего нового и неизвестного [14].

Формирование эмоционально-волевой сферы является одним из важнейших условий становления личности подростка, опыт которого непрерывно обогащается. Развитие эмоциональной сферы способствует семья, школа, вся та жизнь, которая окружает и постоянно воздействует на подростка. Незрелость личности умственно отсталого подростка отчетливо обнаруживается в недоразвитии и специфических особенностях его эмоционально-волевой сферы.

Целенаправленное изучение эмоционально-волевой сферы умственно отсталого подростка дало возможность установить, что основными причинами расстройства поведения, является болезненное переживание у подростков чувства собственно неполноценности, нередко осложняемая инфантилизмом, неблагоприятной средой и другими обстоятельствами [14].

Л.С. Выготский в своей концепции о психическом развитии умственно отсталого ребенка, приходит к выводу, что он «принципиально способен к культурному развитию, принципиально может выработать в себе высшие психические функции, но фактически оказывается часто культурно недоразвитым и лишённым этих высших функций». И объясняется это историей развития умственно отсталого ребёнка, т.е. когда биологическая неполноценность лишает его возможности своевременно усваивать культуру человечества. Данная концепция Л.С. Выготского не потеряла своей актуальности и в наши дни [2].

 С.Я. Рубинштейн указывает, что незрелость личности умственно отсталого подростка, обусловленная, в первую очередь, особенностями развития его интеллекта, проявляется в ряде особенностей его эмоциональной сферы: недостаточная дифференцированность эмоциональных реакций, их амбивалентность, примитивность, неадекватность; эмоциональные реакции непроизвольны воздействиям; для эмоциональных реакций характерна раздражительность, склонность к агрессии [9].

Изучение личностных особенностей подростков с умственной отсталостью показало возможность определенного роста их самосознания. К 15-16 годам у них может быть сформирована способность критически оценивать собственные успехи в некоторых видах деятельности.

При правильном воспитании умственно отсталого подростка в условиях специальных учреждений он может стать человеком, который в состоянии адекватно относиться к окружающему, самостоятельно жить и работать. Однако воспитывать этих подростков, формировать их личность в правильном направлении довольно трудно, поскольку, как уже говорилось, их развитие происходит в условиях органического поражения головного мозга и обусловленных им вторичных осложнений. Ряд особенностей умственно отсталых подростков обусловливается нарушением их высшей нервной деятельности, недоразвитием мышления, познавательной деятельности, незрелостью эмоционально-волевой сферы и т. п. Эти особенности, в свою очередь, обусловливают известную инертность, вялость, снижение активности, работоспособности. У некоторых подростков с умственной отсталостью обнаруживается замкнутость и неконтактность. Все это накладывает своеобразный отпечаток на структуру их личности. При этом необходимо помнить, что основные компоненты структуры личности умственно отсталых подростков  те же, что и у их нормальных сверстников. У этих подростков имеет свои особенности и такая структурная единица личности, как система саморегуляции (самоуправления) [4].

Эта система должна обеспечивать возможность осуществлять самоконтроль в процессе выполнения мыслительной и практической деятельности. Свойственная умственно отсталым слабость регулирующей функции мышления часто обусловливает их некритичность по отношению к своим и чужим поступкам и действиям. Низкий уровень самосознания во многих случаях приводит к тому, что они начинают обдумывать действие не до, а после его выполнения. Это, в свою очередь, приводит к ошибочным действиям и неумению спланировать предстоящую деятельность. Умственно отсталые дети не могут критически оценить свои возможности, склонности, результаты собственного труда. Изначально, как уже говорилось, все названные недостатки обусловлены органическим поражением головного мозга [4].

В процессе социализации формируются основные ценности жизни, огромное роль в воспитании умственно отсталого подростка имеет его семья, так как подростки зависят от них не только в материальном плане, но и в психологическом. Социальные институты также имеют большое значение, так как помогают ребенку адаптироваться в обществе, прививают различные умения и навыки, в процессе обучения и воспитания система отношений умственно отсталых школьников в значительной мере корригируется.

В заключении отмечаем, что социально-личностный инфантилизм подростков с умственной отсталостью может проявляться как вследствие биологических нарушений, так и в результате различных социальных условий, в которых подросток проживает.  Инфантилизм будет выражаться в нарушении эмоционально-волевой сферы, незрелости форм психологических защит, в несоответствии возрасту, неприятии социальных ролей, ответственности и обязательств, связанных с процессом взросления, неспособности к устойчивым межличностным отношениям, потребительском отношении к жизни. В настоящее время социально-личностный инфантилизм подростков с умственной отсталостью мало изучен, это и вызывает интерес экспериментального изучения данного феномена, делая тему исследования актуальной.

 Ссылки на источники 

  1. Бенедик  И.В.  Психология  аномального  ребенка.  Севастополь,  2008.  —  С.  284.
  2. Выготский Л.С. Проблема умственной отсталости. Собр. соч., т. 5. Л.С. Выготский - М., 1983.
  3. Власова Т.А., Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии. – М., 1973.
  4. Виноградова А.Д. и др. Практикум по психологии умственно отсталого ребенка: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. 2111 "Дефектология"/ А.Д. Виноградова, Е.И. Липецкая, Ю.Т. Матасов, И.П. Ушакова; Сост. А.Д. Виноградова -- М.: Просвещение, 1985. - 144 с.
  5. Гарбузов В.И. [Электронный ресурс]. Психический инфантилизм / В.И. Гарбузов // Нервные дети: Советы врача. В.И. Гарбузов. – Л.: Медицина, 1990. – C. 88–96, 96–105.Режим доступа -http://www.pedlib.ru/Books/3/0028/3_0028-1.shtml
  6. Жесткова  Н.А.  Методологические  подходы  к  исследованию  социальной  зрелости  и  социального  инфантилизма  личности.  Вестник  Пермского  Университета.  Выпуск  2  (14)  Пермь,  2013.  —  С.  128—135.
  7. Королева Ю.А. Флексибильность как ресурс жизнеспособности современной личности// Социальная психология и общество. 2014. №1. – С. 5-16.
  8. Королева Ю.А. [Электронный ресурс]. Факторы семейного воспитания в детерминации общения детей и подростков с интеллектуальными отклонениями в развитии // Концепт. – 2014. – № 06 (июнь). –ART 14144. – URL: http://e-koncept.ru/2014/14144.htm. – Гос. рег. Эл No ФС 77-49965. – ISSN 2304-120X.
  9. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации у детей и подростков/ А.Е. Личко - Л., 1983.
  10. Мак-Вильямс Н. Психоаналитическая диагностика: Понимание структуры личности в клиническом процессе. М., 2001. С. 159.
  11. Подласый И. П. [Электронный ресурс] Курс лекций по коррекционной педагогике. Для средних специальных учебных заведений –– M.: Владос, 2002. Режим доступа - http://www.pedlib.ru/Books/1/0153/1_0153-263.shtml#book_page_top. –
  12. Психологический словарь /Под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Политиздат, - 2010 г., 494 с.
  13. Фельдштейн Д.И. Приоритетные направления развития психологических исследований в области образования и самообразования современного человека // Вопросы психологии. 2003. № 6. С. 7-17.
  14. Шипицына Л.М., Защиринская О.В. Когнитивные особенности невербальной коммуникации умственно отсталых детей: Монография. – СПб: НОУ «Институт специальной педагогики и психологии», 2010. – 97 с.
  15. I Всероссийская заочная научно-практическая конференция ученых, аспирантов, студентов, общественных деятелей с международным участием. [Электронный ресурс]. Самара, 1 декабря 2013 года. -  Режим доступа: http://job.samsu.ru/docs/moloWork.pdf.