Аннотация. Современному руководителю приходится сталкиваться с множеством проблем, что требует оптимизации процессов управления. В этой связи возрастает роль эффективных управленческих технологий. В статье дано определение, приведены классификация технологий менеджмента, расчет эффективности применяемых технологий.
Ключевые слова: управленческие решения, управленческие проблемы, управленческие технологии, экономический эффект, эффективность менеджмента.
Деятельность любого предприятия осуществляется в условиях достаточно жесткой конкуренции и нестабильной внешней среды. Необходимость оперативного реагирования на конъюнктуру рынка и быстро меняющуюся экономическую ситуацию требует перестройки внутренней микроэкономики предприятия, постановки управленческого учета, оптимизации процессов управления.
В этой связи предприятие нуждается в решении задач управления на качественно новом уровне. Для этого необходимо знать основные законы управления, владеть управленческими технологиями.
Технология управления - приемы, порядок, регламент выполнения процесса управления. Она состоит из информационных, вычислительных, организационных и логических операций, выполняемых руководителями различного уровня по определенному алгоритму вручную или с использованием технических средств.
Содержание технологии управления зависит от вида и сложности объекта управления, квалификации работников и видов используемых технических средств. Технология управления включает обзор обстановки, подготовку информации, разработку и принятие решений, доведение их до исполнителей и контроль в ходе выполнения целевых программ или строительных проектов. В рамках одного предприятия могут применяться несколько технологий управления [1].
Выделяют следующие технологии управления:
-линейная технология представляет собой строгую последовательность отдельных работ и операций, которые производятся в соответствии с заранее намеченным планом;
-разветвленная технология управления применяется в ситуации, когда невозможно однозначно определить одну конечную цель и оценить ситуацию. Запланированный результат достигается путем решений, разрабатываемых по нескольким направлениям;
-технология управления по отклонениям основана на том, что их устранение возможно либо силами исполнителей, либо при их значительном размере при непосредственном участии руководителя. Данный подход предполагает осуществление тщательного наблюдения и анализа отклонений;
-управление по ситуации используется при высокой степени неопределенности, когда фазы управленческого процесса проходят независимо друг от друга, а менеджер принимает оперативные решения в постоянно меняющихся условиях, основываясь на сложившейся ситуации;
-технология управления по результатам связана с усилением функции координации и взаимодействия всех подразделений предприятия. Наиболее эффективна данная технология в организациях, где небольшое время между принятием решения и результатом;
-технология управления по целям требует наличия на предприятии сильного аналитического подразделения. Управление можно разделить на следующие виды: простое целевое, программно-целевое и регламентное. При простом целевом управлении руководителем определяются только конечная цель и сроки, без путей ее достижения. Программно-целевое управление предполагает назначение целей, механизмов и сроков для каждого этапа достижения целей. Регламентное управление применяется на уровне экономики в целом, задается конечная цель, ограничения по параметрам и ресурсам;
-технология управления по потребностям и интересам связана со стимулированием деятельности человека через его потребности (еда, жилье, отдых, здоровье и т.д.) и интересов (материальные, социальные, эстетические);
-поисковое управление основано на полной ясности задач. В данном случае решение разрабатывается, отталкиваясь от цели в обратной последовательности;
-технология управления на базе «искусственного интеллекта» осуществляется с помощью информационных систем с применением современных технологий и технических средств.
Все технологии управления на предприятии взаимосвязаны, они отражают разные грани работы компании и дополняют друг друга. Использовать управленческие технологии необходимо творчески, с учетом той конкретной управленческой ситуации, которая в данный момент сложилась.
Внедрение той или иной технологии управления должно приносить экономический эффект для предприятия. На этапе проектирования технологии следует рассчитать следующие частные эффекты [3]:
- рост производительности труда руководителей, приводящий к абсолютному или относительному сокращению затрат на управление (Э1);
- снижение текучести кадров, приводящее к необходимому обеспечению предприятия трудовыми ресурсами (Э2);
- повышение уровня оперативности управления, приводящее к росту эффективности деятельности предприятия, улучшению его финансовых показателей (Э3);
- рост производительности труда персонала, что может привести к сокращению трудоемкости услуг, и к увеличению их объема (Э4), и, следовательно, к улучшению финансовых показателей деятельности (Э5);
- снижение затрат и повышение финансовых результатов предприятия в результате других положительно влияющих факторов, возникающих при внедрении новых технологий управления (Эдр).
Следует отметить, что сумма эффектов, фиксируемых на этапе проектирования новой для предприятия технологии управления, меньше, чем полный эффект от внедрения технологий (Эп), так как по мере освоения технологии этот эффект возрастает – технология становится привычной для менеджеров, происходит освоение необходимых навыков, пополняются профессиональные знания, стабилизируются коммуникации:
Эп > Э1 + Э2 +Э3 + Э4 + Э5 + Эдр . (1)
Как известно, внедрение новой технологии управления связано с издержками, которые, как правило, включают в себя затраты:
- связанные с выбором технологии (определение проблем предприятия, оценка ресурсного обеспечения деятельности, анализ факторов внешней среды и другие) – это разовые затраты, которые могут увеличить величину накладных расходов предприятия в период выбора управленческой технологии (З1);
- по оценке условий успешного внедрения управленческой технологии (анализ системы информационного обеспечения процессов управления, определение соответствия ее новым требованиям, оценка профессиональной компетентности работников, анализ их «антиинновационных» реакций и пр.) (З2);
- связанные с разработкой проекта внедрения новой технологии управления, в частности, при проведении этой разработки сторонней организацией (З3);
- по проектированию и проведению перехода к организационным изменениям, неизбежным при внедрении новых управленческих технологий (затраты на обучение работников, на совершенствование системы информационного обучения, на преодоление сопротивления нововведениям со стороны работников предприятия (З4).
Внедрение новой технологии управления имеет смысл, если:
Э1 + Э2 +…+ Эn > З1+ З2+…+ Зn . (2)
Таким образом, успех работы предприятия в целом зависит от применяемых технологий управления. Управление только тогда может быть действительно эффективным, когда оно находится в постоянном и непрерывном развитии, когда используемые управленческие технологии ориентированы на изменения, обеспечивающие жизнестойкость организации и накопление ею потенциала инноваций.
Ссылки на источники
- Сахарова О.В. Управление: технологии, методы и функции// Современные проблемы науки и образования. -2012. - №1.
- Литвак Б.Г. Управление современным предприятием. Мастер-класс по управлению: [Электронный ресурс]. URL: http://www.bibliotekar.ru/biznes-43/index.htm. http://www.bglitvak.ru/?page_id=87.
- Циганов В. В. Технологии управления предприятиями сферы услуг // Теория и практика сервиса: экономика, социальная сфера, технологии. – 2012. - №1 (11).