Аннотация. Центральное место в системе управления любой организации занимают проблемы, связанные с управлением мотивацией персонала, так как именно мотивация выступает основой трудового поведения работников. От того, насколько мотивированы сотрудники, зависит их ориентация на цели предприятия, их желание обеспечивать необходимый результат. А это, в свою очередь, является основой для эффективной работы организации в целом. В статье приведены результаты проведенных авторами исследований по построению эффективной системы мотивации труда.
Ключевые слова: мотив, мотивация, стимулирование, система стимулирования труда, мотивационный комплекс работника, программа мотивации.
Система стимулирования труда на предприятии не будет эффективна, если у работников не будет заинтересованности в трудовой деятельности. Эта заинтересованность возникает, если предлагаемые стимулы соответствуют потребностям и интересам работника, а также, если полезные свойства данного стимула соотнесены с трудозатратами, необходимыми для его присвоения.
Поэтому первой практической задачей создания стимулирующих систем на предприятии должно стать определение совокупности мотивов работников и составление мотивационного комплекса работника.
Именно это и стало целью исследования, проведенного в сентябре-ноябре 2013 года. В исследовании приняло участие 140 респондентов – работников промышленных предприятий г. Кирова.
В качестве основной гипотезы было выдвинуто предположение о материальной направленности трудовой мотивации.
Проведенный по результатам социологического опроса анализ позволил выделить следующую совокупность мотивов труда (таблица 1).
Таблица 1 - Мотивы трудовой деятельности работников
№ |
Мотив |
Ранг |
Среднее значение |
1 |
Вознаграждение за работу |
1 |
5,8 |
2 |
Хорошие условия работы |
2 |
4,2 |
3 |
Наличие работы (работа нужна обязательно, не так важно, какая, страх увольнения и безработицы) |
6 |
3,6 |
4 |
Возможность саморазвития |
8 |
3,4 |
5 |
Общение с коллегами |
3 |
4,0 |
6 |
Интересная работа |
5 |
3,7 |
7 |
Наличие обратной связи (оценка работы со стороны, признание ее нужной и полезной) |
4 |
3,9 |
8 |
Уважение, власть, престиж |
7 |
3,5 |
Таким образом, результаты исследования подтвердили выдвинутую гипотезу о преобладании материальных мотивов в мотивации работников. Кроме этого, низкий уровень социальных мотивов подтверждает правильность выбранного авторами способа разработки системы управления мотивацией работников как механизма взаимодействия мотивов и стимулов.
Проведенное исследование касалось лишь содержания, структуры мотивации. Вопрос изучения динамики мотивационных процессов требует дополнительных исследований и соответствующих методик [3]. Но в целом можно выделить два блока мотивов:
- мотивы, связанные с вознаграждением, условиями труда и безопасностью, – блок базовых мотивов;
- мотивы общения, влияния, самореализации и интереса к труду – блок социальных мотивов.
Выделенная авторами система мотивов является важнейшей составной частью мотивационного комплекса работника (МКР). МКР охватывает основные виды потребностей и жизненных ценностей человека и является определяющей составляющей всей системы управления мотивацией работников.
Мотивационный комплекс (МК), как совокупность мотивационных факторов профессиональной деятельности, обладает определенными характеристиками, которые должны учитываться при разработке мотивационных мероприятий, а именно:
1. Универсальность компонентов МКР. Набор элементов мотивационного комплекса является универсальным, и для каждого конкретного работника (или рабочей группы) могут быть определены величины всех элементов МКР.
2. Индивидуальность величины компонентов МКР. МК у различных работников не одинаков, поскольку показатели величины его отдельных элементов всегда индивидуальны. Различия в МК обусловлены как личностными особенностями работников, так и внешними факторами и условиями, в которых осуществляется профессиональная деятельность.
3. Подвижность. В мотивационном комплексе величина одних элементов может увеличиваться, а других – уменьшаться в зависимости от внешних воздействий и обстоятельств, что обусловлено сменой доминант в МКР, вызванной изменением величин входящих в его состав мотивов.
Следует также отметить, что строгой иерархической последовательности реализации мотивов работников нет. В реальности у многих работников наблюдается сложное сочетание мотивов даже при низком уровне жизни [2].
В условиях, когда предприятия не могут обеспечить приемлемого уровня реализации мотивов базового блока, пытаться решить эту проблему лишь за счет социально-психологических факторов бессмысленно. Как известно, потребности высшего и низшего порядка не заменяют друг друга, а, по мнению Л.С. Выготского, функционируют параллельно и самостоятельно [1]. Поэтому для стимулирования трудовой деятельности предприятиям нужна методика двойного мотивирования, которая предполагает материальное стимулирование на уровне, необходимом для удовлетворения низших потребностей, и социально-психологическое стимулирование – на уровне высших потребностей.
В целом, для более эффективного управления персоналом необходима программа мотивации, индивидуальная для каждой организации и даже подразделения. Под программой мотивации будем понимать систему мероприятий, выполняемых в течение определенного промежутка времени, направленных на стимулирование определенных сотрудников к определенному поведению.
Структура программы позволит управлять мероприятиями по мотивации как проектами. В такой программе на каждый период должны определяться цели, заинтересованные стороны (руководство и сотрудники организации), временные границы, конкретные мероприятия, что позволит разрабатывать календарные планы и бюджеты, оценивать результаты. Более того, в компании может действовать ряд программ мотивации, направленных на различные группы сотрудников или проектов, и управление программами мотивации как проектами позволяет их координировать по финансированию, времени, содержанию.
Ссылки на источники
- Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6 т. – М.: Педагогика. Т.1. 1982. – 487 с.; Т.3. 1983. – 369 с.
- Гришина Е.Н., Койкова Т.Л., Трусова, Л.Н. Мотивационный аспект производительности труда: Монография. – Киров, Издательство ООО «Экспресс Принт», 2014. – 148 с.
- Эггерт М. Мотивация. Что заставляет выкладываться на работе. – М.: ГИППО, 2010. - 144 с.