Аннотация. В условиях экономического кризиса необходимость поддержки наиболее важных секторов экономики обусловливает более активное государственно-правовое регулирование экономических отношений. В статье рассматриваются основные формы и методы государственного регулирования экономики, а также механизмы воздействия на бизнес, позволяющие государству реализовывать экономическую политику в условиях рынка.
Ключевые слова: государственное регулирование, экономика, бизнес, инструменты, механизмы, экономические рычаги, рынок.
Проблема участия государства в экономике страны является основной для любого государства. Вопрос о роли государства в современной экономике много времени оставался дискуссионным. Сегодня большинство ученых-экономистов, да и правоведов едины в том, что что при рассмотрении соотношения рынка и государства необходимо использование как экономических (рыночных) инструментов, так и государственно-правового регулирования в обеспечении стабильного развития экономики.
Под механизмом государственного регулирования понимается система или совокупность взаимосвязанных методов и экономических рычагов, воздействующих на все сферы социально-экономической жизни страны, в том числе и на производство, обмен, распределение и потребление производственной продукции минерально-сырьевого сектора. Однако механизм регулирования не сводится только к набору методов и рычагов управленческого воздействия на социально-производственные процессы. Управленческое воздействие составляет лишь одну сторону механизма регулирования. Главное же содержание его определяется целевым предназначением системы, целевыми функциями каждого элемента и его взаимодействиями с другими элементами системы государственного регулирования [1, c.302; 2, с.27]
В России в процессе трансформации экономической системы можно выделить следующие формы государственного регулирования [3, с.114].
• Директивное планирование. Данная форма длительное время существовала в СССР, при которой был достигнут максимальный уровень вмешательства государства в экономику. Суть данной формы заключается в том, что план экономического и социального развития страны имеет силу закона и становится обязательным для всех звеньев народного хозяйства. Функция государства сводилась к планированию материальных ресурсов, административному управлению производством и потреблением. Основными формами планирования являлись пятилетние планы с распределением заданий по годам, контрольные цифры и директивы к разработке пятилетних планов.
• Государственные заказы представляют собой результат перехода в начале рыночных преобразований от глобального директивного планирования к ограниченному планированию. Анализ отечественного и зарубежного опыта хозяйствования в рыночных условиях позволяет сформулировать основные принципы формирования и реализации госзаказов:
- заказчиком продукции (работ, услуг) является государство, располагающее для этого экономическими ресурсами и передающее определенные права своим исполнительным органам, утверждающим конкретные, детально разработанные сметы, программы мероприятий и соответствующие им бюджетные ассигнования;
- состав заказов связан со структурой общегосударственных потребностей, с функциями государства в различных областях общественно-политической, научной и экономической жизни страны, которые по объективным причинам не могут осуществляться с помощью механизма рыночного саморегулирования;
- объем заказов ограничивается величиной средств бюджетного фонда страны;
- заказы размещаются и выполняются на договорной основе. Государственный заказ является не только заказом федерального правительства, но и формирует систему региональных заказов на наукоемкую продукцию, конкурентоспособную не только на региональном, но и на национальном и международном уровнях.
• Индикативное (рекомендательное) планирование, под которым понимается механизм координации интересов и деятельности государственных и негосударственных субъектов управления экономикой, сочетающий ее государственное регулирование с рыночным и нерыночным саморегулированием, основанный на разработке системы показателей (индикаторов) социально-экономического развития и включающий определение его общенациональных приоритетов. Особенностью индикативного планирования является то, что оно воздействует на частный сектор через стимулирующий или ограничивающий спрос. В России данная форма в масштабах национальной экономики не применяется.
• Стратегическое планирование. Суть данной формы состоит в выборе главных приоритетов развития национальной экономики, ведущую роль в реализации которых должно взять на себя государство.
• Программирование — это разработка программы социально-экономического развития, т. е. комплекса целевых ориентиров социально-экономического развития и планируемых государством эффективных путей и средств достижения указанных ориентиров.
Правительство России разработало и одобрило «Основные стратегические направления государственной экономической политики на среднесрочный период (2014-2016)», которые были сформулированы президентом В. Путиным в Бюджетном Послании Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2014–2016 годах. В современных условиях на первый план выходит решение задач повышения эффективности расходов и переориентации бюджетных ассигнований в рамках существующих бюджетных ограничений на реализацию приоритетных направлений государственной политики, проведение социально-экономических преобразований, направленных на повышение эффективности деятельности всех участников экономических отношений, достижение измеримых, общественно значимых результатов, наиболее важные из которых установлены указами Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г.[4]
• Государственное прогнозирование, как форма государственного регулирования, представляет собой систему научно обоснованных представлений о тех или иных направлениях социально-экономического развития страны. В условиях перехода к рыночным отношениям прогнозирование приобретает весьма большое значение и становится начальной стадией, основой всей системы управления. Государственное прогнозирование, на наш взгляд, не только позволяет предвидеть перспективы развития, но и представляет информацию предприятиям, компаниям о намерениях государства, является координирующим звеном для всех других форм регулирования. Прогнозирование придает рынку более целенаправленное развитие.
Государство всегда влияло на экономику своей страны, а в связи с ростом масштабов и связей в современной рыночной экономике значительно усиливает эту роль. Многие ученые, признавая данное явление в рыночной экономике, по-разному объясняют его причины. Одни утверждают, что макроэкономическая политика является благом для экономики, что рыночная конкуренция мешает принимать эффективные решения. Другие считают, что усиление роли государства связано с потребностью реализации корыстных интересов бюрократии и не обусловлено интересами экономического развития. В связи с этим отстаивается позиция снижения роли государства [5,15].
Применительно к современным российским условиям разнообразие подходов к оценке роли государства и государственного регулирования в переходный период можно свести к двум направлениям, которые отличаются по методам регулирования.
Первое направление — государственное вмешательство ограничено методами финансово-кредитного регулирования (использование учетной ставки процента, изменение обязательного минимального резерва, объема денежной массы в обращении, применение налоговых ставок и др.). Идея этой концепции — меньшее участие государства, больше «индекса экономической свободы».
Второе направление заключается в активном государственном регулировании экономики с помощью проведения целенаправленной структурной, инвестиционной, социальной политики, государственное регулирование цен на топливно-энергетические ресурсы и т. д. Данная концепция направлена на усиление регулирующей функции государства в переходной экономике.
Экономистами предпринимались попытки систематизировать методы государственного регулирования. Так, В.И. Кушлин, Н.А. Волгин [6, с.2] приводят следующие методы регулирования экономики. Прямые методы государственного регулирования экономики не связаны с созданием дополнительного материального стимула или опасностью финансового ущерба и базируются на силе государственной власти. К их числу относят:
• определение стратегических целей развития экономики и их выражение в планах, целевых программах;
• государственные заказы и контракты на поставки определенных видов продукции, выполнение работ, оказание услуг;
• государственная поддержка программ, заказов и контрактов;
• нормативные требования к качеству и сертификации технологии и продукции;
• правовые и административные ограничения и запреты по выпуску определенных видов продукции и т. п.;
• лицензирование операций по экспорту и импорту товаров.
Методы косвенного государственного регулирования экономических процессов опираются в основном на товарно-денежные рычаги и воздействуют на экономические интересы субъектов хозяйственной деятельности. В них входят:
• налогообложение, уровень обложения и система налоговых льгот;
• регулирование цен, их уровней и соотношений;
• платежи за ресурсы, ставки процента за кредит и кредитные льготы;
• таможенное регулирование экспорта и импорта, валютные курсы и условия обмена валют.
Все многообразие методов, используемых государством при регулировании бизнеса, Ю.П. Анисимова условно объединяет в три относительно крупные группы: правовые, политические и экономические методы [7, с. 165]. Каждая группа методов имеет в своем составе определенный набор инструментов и механизмов воздействия на бизнес, позволяющих государству достигать определенные цели в реализации своей экономической политики.
Правовые методы регулирования бизнеса, реализуемые обычно путем коллективного голосования, включают в себя совокупность федеральных и местных законов, указов президента, постановлений и распоряжений Правительства РФ, направленных на правовое обеспечение функционирования горного бизнеса, создание обязательных и равных для всех предпринимателей правил игры, гарантий свобод и защиты прав и интересов всех участников рынка, таких как право на жизнь и здоровье, на собственность и получение прибыли.
Ссылки на источники
- Егорушкина Т.Н. Обоснование направлений диверсификации предприятий угольной промышленности. Диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук/ Тула,2002.
- Егорушкина Т.Н., Этова Е.В. Создание высокоэффективной системы внутреннего контроля на предприятии в период влияния внешнеэкономической конъюнктуры на экономику России//Вестник Академии Знаний. 2015. №12(1). С.27-35 http://vestnik.osu.ru/2011_13/23.pdf
- http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=149516
- http://otherreferats.allbest.ru/economy/00010227_0.html
- http://geum.ru/
- Анисимов Ю.П. Инновационный менеджмент: учеб. пособие/Ю.П. Анисимов, Е.В. Солнцева; под общ. ред. Ю.П. Анисимова. – Воронеж: ГОУВПО «Воронежский государственный технический университет», 2007. 208 с.