Полный текст статьи
Печать

Аннотация. В условиях экономического кризиса необходимость поддержки наиболее важных секторов экономики обусловливает более активное государственно-правовое регулирование экономических отношений. В статье рассматриваются основные формы и методы государственного регулирования экономики, а также ме­ханизмы воздействия на бизнес, позволяющие государству реализовывать экономическую политику в условиях рынка.
Ключевые слова: государственное регулирование, экономика, бизнес, инструменты, механизмы, экономические рычаги, рынок.

 Проблема участия государства в экономике страны является основной для любого государства. Вопрос о роли государства в современной экономике много времени оставался дискуссионным. Сегодня большинство ученых-экономистов, да и правоведов едины в том, что что при рассмотрении соотношения рынка и государства необходимо использование как экономических (рыночных) инструментов, так и государственно-правового регулирования в обеспечении стабильного развития экономики.

Под механизмом государственного регулирования понима­ется система или совокупность взаимосвязанных методов и экономических рычагов, воздействующих на все сферы соци­ально-экономической жизни страны, в том числе и на произ­водство, обмен, распределение и потребление производствен­ной продукции минерально-сырьевого сектора. Однако механизм регулирования не сводится только к набору методов и рычагов управленческого воздей­ствия на социально-производственные процессы. Управленче­ское воздействие составляет лишь одну сторону механизма ре­гулирования. Главное же содержание его определяется целе­вым предназначением системы, целевыми функциями каждого элемента и его взаимодействиями с другими элементами систе­мы государственного регулирования [1, c.302; 2, с.27]

В России в процессе трансформации экономической систе­мы можно выделить следующие формы государственного ре­гулирования [3, с.114].

• Директивное планирование. Данная форма длительное время существовала в СССР, при которой был достигнут мак­симальный уровень вмешательства государства в экономику. Суть данной формы заключается в том, что план экономиче­ского и социального развития страны имеет силу закона и ста­новится обязательным для всех звеньев народного хозяйства. Функция государства сводилась к планированию материаль­ных ресурсов, административному управлению производством и потреблением. Основными формами планирования являлись пятилетние планы с распределением заданий по годам, конт­рольные цифры и директивы к разработке пятилетних планов.

•  Государственные заказы представляют собой результат перехода в начале рыночных преобразований от глобального директивного планирования к ограниченному планированию. Анализ отечественного и зарубежного опыта хозяйствования в рыночных условиях позволяет сформулировать основные принципы формирования и реализации госзаказов:

- заказчиком продукции (работ, услуг) является государство, располагающее для этого экономическими ресурсами и пе­редающее определенные права своим исполнительным орга­нам, утверждающим конкретные, детально разработанные сметы, программы мероприятий и соответствующие им бюд­жетные ассигнования;

- состав заказов связан со структурой общегосударственных потребностей, с функциями государства в различных обла­стях общественно-политической, научной и экономической жизни страны, которые по объективным причинам не мо­гут осуществляться с помощью механизма рыночного са­морегулирования;

- объем заказов ограничивается величиной средств бюджет­ного фонда страны;

- заказы размещаются и выполняются на договорной основе. Государственный заказ является не только заказом феде­рального правительства, но и формирует систему региональ­ных заказов на наукоемкую продукцию, конкурентоспособ­ную не только на региональном, но и на национальном и меж­дународном уровнях.

• Индикативное (рекомендательное) планирование, под которым понимается механизм координации интересов и дея­тельности государственных и негосударственных субъектов управления экономикой, сочетающий ее государственное ре­гулирование с рыночным и нерыночным саморегулированием, основанный на разработке системы показателей (индикаторов) социально-экономического развития и включающий определение его общенациональных приоритетов. Особенностью ин­дикативного планирования является то, что оно воздействует на частный сектор через стимулирующий или ограничивающий спрос. В России данная форма в масштабах национальной экономики не применяется.

•   Стратегическое планирование. Суть данной формы состо­ит в выборе главных приоритетов развития национальной эко­номики, ведущую роль в реализации которых должно взять на себя государство.

• Программирование — это разработка программы соци­ально-экономического развития, т. е. комплекса целевых ори­ентиров социально-экономического развития и планируемых государством эффективных путей и средств достижения ука­занных ориентиров.

  Правительство России разработало и одобрило «Основные стратегические направления государственной экономической политики на среднесрочный период (2014-2016)», которые были сформулированы президентом В. Путиным в Бюджетном Послании Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2014–2016 годах. В современных условиях на первый план выходит решение задач повышения эффективности расходов и переориентации бюджетных ассигнований в рамках существующих бюджетных ограничений на реализацию приоритетных направлений государственной политики, проведение социально-экономических преобразований, направленных на повышение эффективности деятельности всех участников экономических отношений, достижение измеримых, общественно значимых результатов, наиболее важные из которых установлены указами Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г.[4]

•  Государственное прогнозирование, как форма государ­ственного регулирования, представляет собой систему научно обоснованных представлений о тех или иных направлениях социально-экономического развития страны. В условиях пе­рехода к рыночным отношениям прогнозирование приобрета­ет весьма большое значение и становится начальной стадией, основой всей системы управления. Государственное прогнозирование, на наш взгляд, не толь­ко позволяет предвидеть перспективы развития, но и представ­ляет информацию предприятиям, компаниям о намерениях государства, является координирующим звеном для всех дру­гих форм регулирования. Прогнозирование придает рынку более целенаправленное развитие.

Государство всегда влияло на экономику своей страны, а в связи с ростом масштабов и связей в современной рыночной экономике значительно усиливает эту роль. Многие ученые, признавая данное явление в рыночной экономике, по-разному объясняют его причины. Одни утверждают, что макроэкономическая политика яв­ляется благом для экономики, что рыночная конкуренция ме­шает принимать эффективные решения. Другие считают, что усиление роли государства связано с потребностью реализа­ции корыстных интересов бюрократии и не обусловлено инте­ресами экономического развития. В связи с этим отстаивается позиция снижения роли государства [5,15].

Применительно к современным российским условиям раз­нообразие подходов к оценке роли государства и государ­ственного регулирования в переходный период можно свести к двум направлениям, которые отличаются по методам регу­лирования.

Первое направление — государственное вмешательство ограничено методами финансово-кредитного регулирования (использование учетной ставки процента, изменение обяза­тельного минимального резерва, объема денежной массы в об­ращении, применение налоговых ставок и др.). Идея этой кон­цепции — меньшее участие государства, больше «индекса эко­номической свободы».

Второе направление заключается в активном государствен­ном регулировании экономики с помощью проведения целе­направленной структурной, инвестиционной, социальной по­литики, государственное регулирование цен на топливно-энер­гетические ресурсы и т. д. Данная концепция направлена на усиление регулирующей функции государства в переходной экономике.

Экономистами предпринимались попытки систематизиро­вать методы государственного регулирования. Так, В.И. Кушлин, Н.А. Волгин [6, с.2] приводят следующие методы регулиро­вания экономики. Прямые методы государственного регулирования экономи­ки не связаны с созданием дополнительного материального стимула или опасностью финансового ущерба и базируются на силе государственной власти. К их числу относят:

• определение стратегических целей развития экономики и их выражение в планах, целевых программах;

•  государственные заказы и контракты на поставки опреде­ленных видов продукции, выполнение работ, оказание услуг;

• государственная поддержка программ, заказов и контрак­тов;

•  нормативные требования к качеству и сертификации тех­нологии и продукции;

•  правовые и административные ограничения и запреты по выпуску определенных видов продукции и т. п.;

• лицензирование операций по экспорту и импорту товаров.

Методы косвенного государственного регулирования эко­номических процессов опираются в основном на товарно-де­нежные рычаги и воздействуют на экономические интересы субъектов хозяйственной деятельности. В них входят:

•  налогообложение, уровень обложения и система налого­вых льгот;

•  регулирование цен, их уровней и соотношений;

•  платежи за ресурсы, ставки процента за кредит и кредит­ные льготы;

•  таможенное регулирование экспорта и импорта, валют­ные курсы и условия обмена валют.

Все многообразие методов, используемых государством при регулировании бизнеса, Ю.П. Анисимова условно объеди­няет в три относительно крупные группы: правовые, полити­ческие и экономические методы [7, с. 165]. Каждая группа методов имеет в своем составе определенный набор инструментов и ме­ханизмов воздействия на бизнес, позволяющих государству до­стигать определенные цели в реализации своей экономической политики.

Правовые методы регулирования бизнеса, реализуемые обычно путем коллективного голосования, включают в себя совокупность федеральных и местных законов, указов прези­дента, постановлений и распоряжений Правительства РФ, на­правленных на правовое обеспечение функционирования горного биз­неса, создание обязательных и равных для всех предпринимателей пра­вил игры, гарантий свобод и защиты прав и интересов всех участников рынка, таких как право на жизнь и здоровье, на собственность и получение прибыли. 

Ссылки на источники

  1. Егорушкина Т.Н. Обоснование направлений диверсификации предприятий угольной промышленности. Диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук/ Тула,2002.
  2. Егорушкина Т.Н., Этова Е.В. Создание высокоэффективной системы внутреннего контроля на предприятии в период влияния внешнеэкономической конъюнктуры на экономику России//Вестник Академии Знаний. 2015. №12(1). С.27-35 http://vestnik.osu.ru/2011_13/23.pdf
  3. http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=149516
  4. http://otherreferats.allbest.ru/economy/00010227_0.html
  5.  http://geum.ru/
  6. Анисимов Ю.П. Инновационный менеджмент: учеб. пособие/Ю.П. Анисимов, Е.В. Солнцева; под общ. ред. Ю.П. Анисимова. – Воронеж: ГОУВПО «Воронежский государственный технический университет», 2007. 208 с.