Полный текст статьи
Печать

Аннотация. Статья посвящена рассмотрению основных вопросов организации охотничьего туризма в России. Автором рассмотрены вопросы организации территории и оборудования охотничьих угодий, а также даны рекомендации по проживанию туристов.
Ключевые слова: туризм, охота, охотничий туризм, рекреация, туроператор, турагент. 

Охотничий туризм находится на стыке двух отраслей науки - охотничьего хозяйства и туризма. По этой причине ученые и практики разных направлений классифицируют трофейные охоты либо как производственное направление в охотхозяйственной подотрасли промысловой отрасли охотничьего хозяйства, либо как разновидность рекреационного использования биологических ресурсов, либо как разновидности экологического туризма в рекреационно-охотничьем обороте охотничьих ресурсов [1].

Отдельные авторы относят охотничий туризм к специальным видам туризма. Есть также мнение о том, что это экспортно-ориентирванный вид услуг. Охотничий туризм можно отнести к специализированным видам туризма, вместе с приключенческим, экологическим и спортивным туризмом. В.А. Квартальнов считает, что основным мотивом сафари (как формы охотничьего туризма) является самовыражение и самоутверждение, и относит охоту к охотничье-рыболовному циклу рекреационной деятельности [1].

Весь процесс организации охотничьего туризма можно условно разделить на две части. Первая - это внутрихозяйственная организация охот, включающая в себя: организацию территории и оборудование охотничьих угодий для целей охотничьего туризма, обеспечение комплекса необходимых услуг (проживание, питание, транспортные услуги, связь, услуги обслуживающего персонала, оценка и обработка трофеев), проведение подготовительных мероприятий по повышению успешности охот,  подготовку персонала хозяйства. Эта часть полностью обеспечивается силами самого охотничьего хозяйства или осуществляется при поддержке партнера-туроператора.

Организация территории и оборудование угодий. Организация территории охотничьего хозяйства для целей коммерческих охот предполагает, прежде всего, выделение специализированных участков, с описанием их границ. Не во всех охотпредприятиях это целесообразно. Такое выделение практикуется в крупных охотхозяйствах, где кроме охотничьего туризма активно осуществляется иная охотхозяйственная и лесохозяйственная деятельность, и большая часть их территории подвержена активному антропогенному воздействию. В этом случае появляется необходимость ограничить иное воздействие (в том числе рекреационное и хозяйственное) на участках, обладающих наиболее пригодными и ценными охотничье-туристическими ресурсами. Выделяемые участки картографируются и оборудуются аншлагами на местах въездов, с предупреждением об ограничении охоты или посещения территории. Площадь специализированных охотничье-туристических участков может быть самой различной, в зависимости от того, какие объекты охоты предполагается использовать. Так, участок для охоты на водоплавающих птиц может составлять всего несколько десятков или сот гектар, а для охоты на копытных и крупных хищников десятки и сотни тысяч гектар. В небольших охотничьих хозяйствах для целей валютных охот используется вся территория. Выделение специализированного участка позволяет наиболее эффективно проводить на его территории охранные и биотехнические мероприятия, поддерживая численность трофейных животных на стабильном уровне [3].

Следующий шаг - это выделение места под охотничью базу, ее планировка и строительство. Как показывает опыт, подавляющее большинство иностранных и отечественных охотников-туристов предпочитают сразу после прибытия в регион охоты отправиться непосредственно в угодья, не тратя драгоценное время на проживание в областных и районных гостиницах. Поскольку иностранный охотник прибывает в Россию с определенной установкой на то, что ожидать европейского уровня обслуживания не следует, охотустроителям нет необходимости возводить в угодьях шикарные гостиницы. Клиенты очень хорошо реагируют на рубленые деревянные охотничьи домики, оформленные в традиционном стиле, чистые и просторные [2]. Следует обязательно предусмотреть отдельное помещение для проживания обслуживающего персонала (отдельный домик или вход). Туалет обязателен. Он может быть неблагоустроенным, но обязательно чистым. На территории базы следует расположить также баню, гараж, место для сбора и утилизации мусора, желательна летняя столовая. Охотничий домик должен быть оборудован мини-электростанцией, и газовой плитой. Кроме основных требований (наличие воды и дров) важно, чтобы место было живописным и запоминающимся.

В различных регионах проблему проживания вне основной базы решают по-разному. Там, где места охот неизменны из года в год, целесообразно строительство небольших стационарных строений (домиков, зимовий и др.). Но если такой возможности нет, или места охот меняются в течение сезона, возможно применение передвижных лагерей. Наиболее распространенным является палаточный лагерь. Обычно лагерь состоит из 3 и более палаток. Устанавливаются палатки для клиентов, для обслуживающего персонала, под столовую и иногда отдельно под кухню, под душевую (или баню). Туалет оборудуется на расстоянии не ближе 50 метров от лагеря. Жилая палатка должна быть оснащена кроватями (обычно на 2-3 человека), стульями, столом и печкой. Пол выстилается досками. В «душевой» вместо железной печки может быть установлен титан. Для подачи воды из естественного водоема желателен водяной насос. Освещение может быть электрическим или ламповым. Если охота связана с регулярным намоканием одежды, оборудуется палатка под сушилку. При выборе места под палаточный лагерь важно учесть состояние грунта (влажность, сыпучесть) и предусмотреть, при необходимости, вертолетную площадку [4].

В европейской части страны для проживания часто используются вагончики. Это возможно там, где есть транспортные подъездные пути. Обычно устанавливается четыре вагончика (жилье клиентов и егерей, столовая, баня). Особо надо отметить, что наиболее желательно проживание охотников по одному, в крайнем случае - по двое.

В остальном организация территории и оборудования угодий участков трофейных охот мало чем отличается от таковой для хозяйств спортивного направления. Рекомендации по строительству вышек, выделения мест концентрации животных и оборудования подходов к местам охот можно найти в специальной охотоведческой литературе. Следует при этом отметить только одно — все это должно быть сделано добротно и качественно, с тем, чтобы клиент не был разочарован [6].

Рассматривая вопросы проживания туристов более подробно, необходимо отметить следующее:

- клиенты предпочитают сразу выехать на проживание в угодья;

- совместное проживание охотников и обслуживающего персонала недопустимо;

- наиболее приемлемо проживание каждого туриста отдельно.

Особенно следует учитывать чистоту помещений. Порядок в жилище и на территории вокруг него должен быть идеальным. Постельное белье лучше менять ежедневно, или не реже одного раза в три дня. У охотника всегда должна быть возможность осуществить водные процедуры. Совмещение кухни и столовой в целом нежелательно, пищу следует готовить в изолированном от места ее приема помещении. Домик или палатка обслуживающего персонала обычно располагается в стороне от жилища клиентов.

Какими бы совершенными средствами связи и транспорта не располагал устроитель охоты, какими бы высокими не были плотности населения охотничьих животных и их трофейные характеристики — успех охоты, в первую очередь, зависит от профессиональной подготовки обслуживающего персонала и менеджеров.

Вместе с клиентом в охотничьем туре обычно участвуют: представитель аутфиттера, руководитель охоты от устроителя, егерь (или несколько егерей), переводчик, повар, водитель, подсобные рабочие. Некоторые обязанности могут быть совмещены. Часто представитель аутфиттера владеет иностранным языком, а обязанности подсобных рабочих выполняет егерь и повар, водителем может быть руководитель охоты или егерь. Нежелательно совмещение обязанностей повара и егеря.

Каждый из участников тура должен быть четко проинструктирован о своих должностных обязанностях, режиме труда и отдыха, поведении с клиентом, ознакомлен с программой (графиком) тура в части его касающейся, предупрежден об ответственности за невыполнение или плохое выполнение работы.

Первичная обработка трофея.Важным звеном в организации процесса коммерческой охоты является своевременная и квалифицированная обработка трофея. Речь идет о съемке шкуры, обработке черепа и шкуры, их упаковке.  Охотник может принять участие в процессе первичной обработки по собственному желанию, но чаще этого не происходит. Вся работа выполняется егерями хозяйства [5].

Подготовка к охоте. Успешность каждого тура зависит от того, насколько организованно пройдет подготовка к его проведению. После получения подтверждения от посредника о дате приезда и количестве охотников устроитель охоты проводит комплекс подготовительных мероприятий.

В заключение отметим, что внутрихозяйственная организация охотничьего тура - это важнейшая часть всего процесса организации охотничьего туризма, от которой зависит главный вопрос всего бизнеса - будет ли охота успешной и станет ли клиент добровольным рекламодателем услуг того или иного охотничьего хозяйства и туристкой организации – создателя охотничьего турпродукта. В этом залог долгосрочного и выгодного предпринимательства.

Ссылки на источники

  1. Макарющенко В.В. Актуальные проблемы въездного охотничьего туризма / В.В. Макарющенко // Современные проблемы природопользования, охотоведения и звероводства. 2013. № 1. С. 56-58.
  2. Суховская Д.Н. Перспективы развития аграрного туризма в Ставропольском крае // Суховская Д.Н. Молодой ученый. 2013. № 2. С. 185-187.
  3. Дежкин В.В. Охотничье хозяйство и Живая Природа России / В.В. Дежкин, В.Г. Сафонов. - М.: Московское городское общество охотников и рыболовов, 2005. - С. 40.
  4. Суховская Д.Н. Роль концепции креативного города в условиях вступления Российской Федерации во Всемирную Торговую Организацию // Суховская Д.Н. European Social Science Journal. 2013. № 9-1 (36). С. 41-49.
  5. Козлов В.В. К оценке современных форм охотпользования / В.В. Козлов // Современные проблемы природопользования, охотоведения и звероводства. Киров: ВНИИОЗ, 2012. - С. 46-48.
  6. Суховская Д.Н. Концепция креативного класса в глобализирующемся обществе // Суховская Д.Н. Научные труды SWorld. 2013. Т. 25. № 2. С. 34-37.