Аннотация.В статье обсуждается проблема развития информационной компетентности студентов. Автором выделены показатели сформированности компетентности. Особое внимание уделено развитию информационных потребностей студентов с использованием ресурсов информационно-образовательной среды вуза.
Ключевые слова: информационная компетентность, показатели компетентности, информационные потребности, учебная деятельность бакалавров, информационно-образовательная среда.
В настоящее время в процессе модернизации системы высшего образования выделено приоритетное направление - внедрение многоуровневой системы подготовки специалистов. Введение многоуровневой системы образования предполагает серьезную перестройку учебного процесса, особенно актуальной при этом становится проблема развития информационной компетентности студентов вузов как высоко компетентных специалистов.
Интенсивное обновление информационных технологий, интеграция научных знаний, увеличение комплексных научных и прикладных проблем междисциплинарного характера ставят перед высшей школой задачу подготовки специалиста, готового к творческой постоянно обновляющейся профессиональной деятельности. В связи с этим от современной образовательной организации требуется постоянное совершенствование информационно-образовательной среды и внедрение новых подходов к профессиональному образованию, обеспечивающих, наряду с его фундаментальностью, соблюдением требований федеральных образовательных стандартов и профессионального стандарта, развитие у студентов информационной компетентности.
При исследовании показателей развития информационной компетентности у студентов мы рассматриваем ее как интегративное качество личности, обладающей знаниями, умениями, навыками использования информационных ресурсов средствами информационных технологий и применения их при решении профессиональных задач, учитывая мотивационно-ценностную, когнитивную и деятельностную составляющие. В связи с этим теоретико-методологическую основу нашего исследования составляют:
- личностно-ориентированный подход в обучении (В.В. Давыдов, И.А.Зимняя, В.В. Сериков, A.M. Маркова);
- общая концепция использования информационных и коммуникационных технологий в обучении (Б.С. Гершунский, В.Р. Майер, И.В. Роберт, Т.Л.Шапошникова, Е.К. Хеннер);
- компетентностный подход в подготовке специалистов (В.И. Байденко, Э.Ф. Зеер, И.А. Зимняя, Дж. Равен, А.В. Хуторской).
Исходя из анализа теоретико-методологических источников, можно сделать вывод о том, что ряд российских ученых определяет компетентность через внешние проявления и рассматривает ее как способность (В.А. Болотов, В.В.Батышев, А.Л. Бусыгина), другие исследователи определяют компетентность через структурные компоненты (В.И. Байденко, А.К.Маркова, О.М. Атласова), третьи - придерживаются интегративной позиции (Л.М. Митина, О.Б. Зайцева, С.В. Тришина) [1]. Так, компетентность характеризуется не столько составом элементов, сколько разнообразием связей между ним. Связи между элементами (компетенциями), устанавливаемые человеком в процессе деятельности, характеризуют качество его деятельности, поведения и обусловливают его компетентность.
В трактовке понятия «информационная компетенция» нам наиболее близка точка зрения И. А. Зимней [2], А. К. Марковой [1], С. В. Тришиной [3], А. В. Хуторского [4], которые определяют информационную компетенцию как интегративное качество личности, являющееся результатом отражения процессов отбора, усвоения, переработки, трансформации и генерирования информации в особый тип предметно-специфических знаний, способствующее становлению опыта информационно-коммуникативной деятельности; системная актуализация данного опыта мотивирует готовность студентов к трансформации информации в знания с перспективой самообразования и самореализации в современном информационном обществе. В данном определении прослеживается последовательность действий с информацией, что позволяет нам структурировать процесс развития исследуемой компетенции у студентов при его моделировании.
Так, одним из направлений учебной деятельности обучающегося является использование возможностей информационно-образовательной среды вуза для обеспечения качества своей деятельности, в том числе с использованием информационных технологий как инструмента повышения ее эффективности. Отсюда возникает необходимость формирования информационных компетенций для удовлетворения информационных потребностей студентов ресурсами информационно-образовательной среды вуза.
В связи с этим, мы выделяем следующие основные составляющие информационной компетентности студентов: когнитивную, деятельностную, мотивационно-ценностную.
Содержание когнитивного компонента, по нашему мнению, определяет система знаний в области информационных технологий, о методах работы с информацией в информационно-образовательной среде вуза; содержанием мотивационно-ценностного компонента является система отношений к себе в целом и отдельным сторонам своей личности, отношение к информации как к ценности; содержание деятельностного компонента определяет готовность к осуществлению информационной деятельности (умение пользоваться средствами информационно-образовательной среды вуза, владение методами получения, хранения, обработки и передачи информации).
Для каждого показателя нами определены следующие содержательные характеристики, отражающие уровневое проявление информационной компетентности:
1. Низкий уровень развития информационной компетентности:
- мотивационно-ценностный показатель - информационные потребности и интересы находятся в стадии формирования, заинтересованность в получении новых знаний обусловлена лишь академической отчетностью; невысокий уровень осознания ценности информации; навыки владения ресурсами информационно-образовательной среды вуза в стадии развития;
- когнитивный показатель - невысокий количественный и качественный уровни знаний в области информационных технологий;
- деятельностный показатель - неготовность к использованию ресурсов информационно-образовательной среды вуза в учебной деятельности.
2. Достаточный уровень развития информационной компетентности:- мотивационно-ценностный показатель - наличие информационных потребностей, интересов; стремление использовать ресурсы информационно-образовательной среды вуза и информационные технологии в учебной деятельности выступает как средство повышения ее эффективности;
- когнитивный показатель - достаточный объемом знаний в области информационных технологий, использования ресурсов информационно-образовательной среды вуза; знания носят продуктивный характер;
- деятельностный показатель - умение пользоваться средствами информационных технологий и методами работы с информацией в информационно-образовательной среде вуза.
3. Высокий уровень развития информационной компетентности:- мотивационно-ценностный показатель - сформированная система информационных потребностей, наличие интереса к современным информационным технологиям, их актуализации; осознанность ценностного отношения к информации; самостоятельность в своих оценках и суждениях относительно современных информационных процессов;
- когнитивный показатель - владение значительным объемом знаний в области информационных технологий, ресурсов информационно-образовательной среды вуза; эффективное включение их в учебную деятельность
- деятельностный показатель - готовность к творческому использованию информационных ресурсов среды вуза средствами информационных технологий в учебной деятельности; владение в полной мере методами работы с информацией в информационно-образовательной среде вуза; индивидуальный стиль информационной деятельности.
Исходя из вышесказанного, информационная компетентность на разных уровнях может быть охарактеризована соответствием содержания информационных знаний и умений определенному уровню их использования в учебной деятельности. В рассмотренной системе в качестве критериев используются компоненты информационной компетентности, в качестве показателей – ее проявления, доступные измерению и непосредственному наблюдению. Практически все оцениваемые показатели количественно и качественно измеряются, на основе чего дается их развернутая характеристика и определяется уровень развития.
Необходимо заметить, изучение информационной компетентности студента связано прежде всего с проблемой выявления показателей ее сформированности, при этом современная диагностика практически не располагает методиками, позволяющими исследовать уровень сформированности информационной компетентности через характеристику личностных качеств студента. Чаще всего уровень развития информационной компетентности студента изучается исследователями косвенно, в структуре профессиональной компетентности.
Результаты нашего исследования (по вышеописанным характеристикам) информационной компетентности студентов первого курса показали, что исходный уровень основных показателей информационной компетентности (мотивационно-ценностного, когнитивного, деятельностного) оказался близким к допустимому, однако, недостаточным для осуществления успешной учебной деятельности в условиях информационно-образовательной среды вуза: 54,73% респондентов обладали низким уровнем; 23,4% - имели пороговый достаточный уровень; у 21,87% - наблюдался высокий уровень. Это свидетельствует о противоречии между стремлением студентов использовать информационные технологии в учебной деятельности и отсутствием у них необходимого для этого уровня информационной компетентности.
Интересными, на наш взгляд, оказались данные исследования мотивационно-ценностного компонента информационной компетентности. Анализ групповой иерархии ценностных ориентаций студентов первого курса позволил выявить следующее: на первом месте в списке значимых терминальных ценностей для 20,7 % испытуемых занимает здоровье (физическое и психическое) и 18,6% - материально обеспеченная жизнь. Второе место для 8,3 % респондентов занимает познание (возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, интеллектуальное развитие). На третьем месте находятся такие ценности как: наличие хороших и верных друзей (эта ценность стала значимой для 7,5% испытуемых), развитие (работа над собой, постоянное физическое и духовное совершенствование) – 7,4%.
Из иерархии инструментальных ценностей, студенты предпочли: исполнительность и широту взглядов (умение понять чужую точку зрения, уважать иные вкусы, обычаи, привычки) оказались значимыми для 9,7% опрошенных; ответственность (чувство долга, умение держать свое слово) явилась значимой для 9,5%; воспитанность (хорошие манеры, умение вести себя в соответствии с нормами культуры поведения) - для 9,4 % испытуемых. Второе место разделили такие ценности как: честность (правдивость, искренность) - 6,3%; жизнерадостность (оптимизм, чувство юмора) - 6,8%; независимость (способность действовать самостоятельно, решительно) - 7,2%; чуткость (заботливость) - 7,3%; образованность (широта знаний, высокий культурный уровень) - 8,1%.
Ценность познания (возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, интеллектуальное развитие) занимает второе место в иерархии ценностей (8,3% респондентов).
Еще одним, не мало важным констатирующим результатом исследования оказалось, что большинство студентов используют ресурсы сети Интернет в качестве главной альтернативы традиционным литературным источникам. В этом контексте они сталкиваются с проблемами происхождения, точности и достоверности найденного материала. Студенты вынуждены самостоятельно критически их оценивать.
Использование предлагаемых показателей информационной компетентности указывает на необходимость соотнесения личностных характеристик студентов со знаниями, умениями и навыками в области информационных технологий для интегральной оценки их подготовленности к использованию информационных технологий и ресурсов информационно-образовательной среды вуза в учебной деятельности.
Таким образом, важным условием успешной учебной деятельности будущего специалиста в любой предметной области является активное использование возможностей информационной образовательной среды вуза для обеспечения результативности своей деятельности, в том числе с использованием информационных технологий как инструмента повышения ее эффективности. Поэтому в процессе обучения в вузе необходимо формировать у студентов достаточный уровень информационных компетенций, а, следовательно, проводить работу по выявлению психолого-педагогических условий, способствующих ее развитию в процессе профессиональной подготовки в вузе.
Ссылки на источники
- Ангеловский А. А. Профессиональная компетентность как необходимое условие профессионализма (психолого-акмеологический анализ) [Текст] / А. А. Ангеловский // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы междунар. науч. конф. (г. Уфа, июнь 2011 г.). — Уфа: Лето, 2011. — С. 7-13.
- Зимняя И. А. Учебная деятельность - специфический вид деятельности [Текст]: [психол. аспект содерж. и структуры учеб. деятельности в общ. теории учения]/ И. А. Зимняя // Эксперимент и инновации в школе. -М., 2010. -№ 1. - C.40-51.
- Тришина С.В. Информационная компетентность как педагогическая категория // Интернет-журнал "Эйдос". - 2005. - 10 сентября. - http://www.eidos.ru/journal/2005/0910-11.htm.
- Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования [Текст] / А.В.Хуторской // Ученик в обновляющейся школе. - М.: ИОСО РАО, 2002. - С.135-157.