Полный текст статьи
Печать

Аннотация. В Российской Федерации одна из наиболее актуальных задач – модернизация системы дошкольного образования, которая является первой ступенью российской образовательной системы. Качественное дошкольное образование рассматривается сегодня как существенный резерв повышения качества и доступности последующих ступеней образования. В связи с этим разрабатываются федеральные целевые программы социального развития села, основными задачами которых являются повышение доступности образования, приведение его качества в соответствие с современными требованиями социально-экономических преобразований экономики и обеспечение доступности культурных ценностей широким слоям населения и другие.
Ключевые слова: качество, управление, управление качеством.

      По данным опросов родителей можно сделать следующий вывод: родители в сельской местности считают очень важным, чтобы их ребенок получил дошкольное образование, и готовы всячески способствовать повышению его доступности, например, взять часть расходов по обеспечению качественного образования на себя, принять участие в реализации инновационных форм получения дошкольного образования.                   

      В организации и планировании педагогического процесса, режима дня, организации игровой деятельности,  обустройстве предметно - развивающей среды и управлении самостоятельной деятельностью в малокомплектном детском саду с разновозрастным формированием групп гораздо больше трудностей, чем в учреждениях с одновозрастным принципом комплектования групп. В сельском детском саду педагогический коллектив столкнулся со следующими проблемами: практически отсутствуют методические разработки по организации занятий с разновозрастным составом групп. До сих пор нет специальной программы для сельских малокомплектных детских садов, поэтому сельским педагогам приходится гораздо больше времени тратить, чем их городским коллегам на планирование и разработку занятий с детьми 3х – 4х возрастов одновременно, а это требует от педагога знания программ всех возрастных групп, умения сопоставлять программные требования с возрастными и индивидуальными особенностями детей, способности правильно распределять внимание, понимать и видеть каждого ребенка и всю группу в целом, обеспечивать развитие детей в соответствии с их возможностями.
        На современном  этапе развития системы дошкольного  образования, для которого характерно появление прогрессивных программ и технологий, особое значение приобретает развитие профессиональной подготовки и переподготовки педагогических кадров. И если воспитатель городского детского сада обладает определенными возможностями для повышения своего профессионального уровня, посещая семинары, практикумы своих коллег и приезжающих специалистов, имеют доступ к библиотечным фондам, подписной литературе и даже выходу в Интернет, то сельский воспитатель лишен многого, что могло бы дополнить и углубить его личные инициативы и инновации. 
          Важнейшим социальным институтом, призванным обесᴨечить социализацию личности в сельской местности, сохранение национальной культуры, традиций и обычаев, формирование гражданина своего Отечества и в этом системообразующая роль принадлежит ᴨедагогическому коллективу. Мечтой  большинства педагогических коллективов и практически любого воспитателя является наиболее полное раскрытие возможностей и способностей каждого ребенка. Однако не все мечты сбываются. К сожалению, и эту следует отнести к разряду еще не исполненных. Но очевидно, что путь к осуществлению данной мечты – стратегическое направление развития дошкольного образовательного учреждения, педагогической науки и практики.

      Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» [5] предусматривает внедрение новых образовательных стандартов, что требует от педагогов ДОУ повышения качества дошкольного образования. Дошкольное образование − это образование ребенка до школы, обеспечивающее, с одной стороны, развитие его способностей, а с другой  – его успешную социализацию, т.е. вхождение в общество. Без внедрения новых идей и технологий в работе каждого ДОУ невозможно реформирование всей системы дошкольного образования. Развитие образовательных систем  происходит благодаря тому, что создаются, распространяются и осваиваются новшества. Поэтому педагоги ДОУ вовлечены в инновационные процессы, касающиеся обновления содержания дошкольного образования.

       Образовательный процесс должен быть гуманным и личностно-ориентированным.[1] Не случайно педагогическим коллективом нашего  дошкольного образовательного  учреждения  был взят курс на  построение комплексно-целевой программы “Личностно-ориентированное обучение как средство развития  детей  дошкольного возраста”. Основой учебно-воспитательного процесса является личностно-ориентированный подход. Суть образовательного процесса согласно личностно-ориентированному подходу заключается в порождении человека как субъекта активности в единстве четырех составляющих: вхождение в мир природы, в рукотворный мир, приобщение к миру значимых других, возникновение самосознания. Задача, стоящая перед воспитателем, состоит в том, чтобы, используя принципы эффективного общения, поддержать и развить самоценную активность ребенка. Тем самым достигается искомое взаимопроникновение, в чем и состоит основная идея личностно-ориентированной дидактики. [2] Начинать работу следует с тех видов деятельности, которые самоценны для каждого конкретного ребенка, непременно учитывать стартовые предпочтения детей. Кроме того, необходимо учитывать и склонности педагога, который также должен быть увлечен. Потребность в инновациях возникает тогда, когда появляется необходимость разрешить какую-то проблему, когда создается противоречие между желаемым и реальным результатом.    Источником инноваций является проблема. Решить проблему – значит изменить систему, привести ее в соответствии с желаемой. Если изменения имеют качественный характер, то в результате решения проблемы происходит развитие системы. В истории современной педагогики имеется целый ряд образовательных технологий, которые можно отнести к личностно-ориентированным, так как они реализовывают аспекты развития творческой личности, ее неповторимой индивидуальности.

С  технологией «Паутинка» (программа «Сообщество») мы познакомились на страницах  специального выпуска газеты «Детский сад со всех сторон» № 43 – 44 ноябрь 2002 г. [3]   Данная технология разработана Лидией Свирской – кандидатом педагогических наук. В российской дошкольной образовательной практике сложилась ситуация диктата плана: план пишется воспитателями и исполняется как обязательный документ, вне зависимости от сложившейся ситуации. Это происходит потому, что воспитатели не привыкли пользоваться информацией, полученной от детей. В психологии процесс получения информации от партнера по общению называется «обратная связь», и только взаимодействие, построенное на основе «обратной связи», может считаться адекватным. Воспитателями обратная связь от ребенка зачастую игнорируется, особенно в процессе планирования. Таким образом, возникает проблема противоречия и ситуативного реагирования, импровизации, планирования и реальных интересов и потребностей детей. Отсюда вторая проблема нашей практики – понимание степени свободы образования в дошкольном возрасте. У воспитателей возникает опасение, что дети, не участвующие в общих занятиях, не учатся чему – либо важному, не будут подготовлены к школе.

Обращаю внимание «тревожных» педагогов: обучение ребенка происходит не только и не столько на формальных занятиях, сколько в активной, выбранной им самим деятельности, особенно в совместной со сверстниками и взрослыми.  Кроме того, предлагая тему, ребенок учится согласовывать свои интересы с интересами других детей. Предлагая способы познания, виды деятельности учится инициативе, самостоятельности. Выбирая из предложенного, учится анализу. Дети не планируют свое собственное образование и занятость только потому, что мы с вами и не предлагаем и не даем им это делать. Таким образом, задачи социально – личностного развития детей, начиная с младшего возраста мы решаем  через  технологию,  «Паутинка» программы «Сообщество». [4] Обучение и развитие детей представляет собой интегрированный процесс: каждая образовательная область детского развития связана с другими.                                                                    Кроме того, у разных детей разный стиль познания – кто то предпочитает слушать рассказы взрослых или сверстников, читать или придумывать, кто то познает мир через рисование, конструирование.                                                                Тематические проекты, объединяющие в одной теме все способы  познания дают возможность каждому ребенку реализоваться.  Темы проектов могут быть различными – как более конкретными, так и достаточно абстрактными, как более близкими практическому опыту детей, так и отдаленными. В любом случае, темы, основанные на интересах и потребностях детей, обеспечивают наилучшую мотивацию и наиболее успешное обучение. Интегрированность темы дает возможность найти способы для реализации своих интересов, для приложения своих умений, позволяет каждому найти свое место в общем деле [4].  Такого рода деятельность стимулирует внутреннее развитие и в определенной степени влияет на личность в целом: подавление детской инициативы приводит к развитию пассивной позиции, а в будущем – к отказу от решения сложных как учебных, так и жизненных проблем, к капитуляции перед трудностями. Детская субкультура – огромный мир, живущий по своим законам, не всегда понятным взрослым. Для ребенка характерна колоссальная жажда жизни, что ярко проявляется в его потребности в активных действиях, общении, самовыражении, разнообразных впечатлениях.  Не потерявший связи с миром детей взрослый знает: огражденная от насильственного вмешательства окружающих жизнь проживается ребенком в формах игры, сказки, путешествия, приключений, экспериментирования. Перед педагогами встает вопрос: Как вовлечь вечно занятых родителей в работу группы?

Субъектов образовательной деятельности всего три, не больше и не меньше: педагог, ребенок, родители.

Субъект – это тот, кто принимает участие в определении целей, содержания, форм, кто принимает участие в организации воспитательно-образовательной работы.

Родители, как правило, очень хотят, чтобы к их мнению прислушивались. И очень огорчаются, что их мнение учитывается только в виде сбора денег.

Как быть…Начнем с самого простого. С информации.

Предположим, вы планируете (сами или вместе с детьми) начать тему «Корабли». Даже если это всего лишь вторая младшая группа, некоторые представления у отдельных детей уже есть. Давайте вечером спросим их об этом и сделаем записи в «модель трех вопросов».

Фамилия, имя ребенка

Что мы знаем

Что мы хотим узнать

Что можно сделать, чтобы узнать

Лера

Корабли бывают большие и маленькие

Где их сделали

Спросить у мамы

Коля

Бывают корабли из железа

Почему они не тонут в воде

Прочитать в книжке

Опрашивать всех детей нет необходимости, но и два-три ответа – это мало. Как только записи сделаны, вывешиваем этот лист в приемную с добавлением информации: «Мы готовимся к новой теме».

Таким образом, родители увидят: маленькие дети уже знают достаточно много, их собственные рассказы не пропали даром, у детей есть осознанные интересы, они знают, где и как можно получить информацию. Возможно, они сочтут необходимым напомнить ребенку то, о чем он забыл; дома включатся в тему и расскажут или найдут фотографии и т. п.

Важно дать возможность сориентироваться и детям, и родителям.

Кроме того, у вас не будет больших проблем с просьбами о помощи: родители уже будут готовы, что дети планируют их о чем-то спросить, что понадобятся книжки и т. д.

Дальше? Дальше пишите объявление о том, что у вас есть и что вам еще нужно. Что делать воспитателю, чтобы родители захотели принимать участие в жизни ребенка в детском саду…

• Повесьте в приемной табель или календарь, в котором члены семей воспитанников могли бы отметить удобный для себя день. Подкрепите календарь расчетом: в месяце 21 день (только рабочие дни), нас – 48 (все члены семей, принимающие деятельное участие в жизни ребенка), следовательно, только 1 раз в два месяца нужно найти время и прийти в группу на 30–40 минут.

• Принимайте родителей в любое удобное для них время: утром, во время занятий, на прогулке, во вторую половину дня и даже в тихий час.

• Проанализируйте записи в календаре и заранее обсудите с родителями то, чем бы они хотели заняться в группе: поиграть с детьми, почитать им, починить что-либо, научить чему-то или просто понаблюдать за детьми.

• Спросите, какая помощь им нужна.

• Подготовьте памятки для родителей о том, что и как можно делать на разных занятиях.

• Подбадривайте родителей, подходите к ним во время их присутствия в группе, но если видите, что все в порядке, не задавайте лишних вопросов и не мешайте.

• Открыто и искренне благодарите, привлекайте к обсуждению жизни детей в группе.

Как осуществляется личностно- ориентированный подход к ребенку в группе нашего детского сада?

Процесс индивидуализации облегчается, когда родители или воспитатель знают, что одному ребенку, чтобы лучше учиться, надо разговаривать и взаимодействовать, а другому – спокойно работать в одиночестве. Учитывая это, можно убедиться, что ребенок ведет себя согласно складу своего характера, учится так, как подсказывает ему его природа.

Самой заметной особенностью каждой личности, возможно, является ее семейная культура: семья Лены большая, очень общительна и гостеприимна; семья Леры имеют подсобное хозяйство, у них живут разные животные и все члены семьи за ними ухаживают; семья Димы предпочитает уединение и щепетильно относится к домашнему быту. Понятно, что от этих детей следует ожидать разного поведения в детском саду. Знание семейных ценностей иногда оказывается весьма эффективным способом для решения проблем во взаимоотношениях с родителями.                                              

     Можно сделать вывод, что современное дошкольное образовательное учреждение в сельской местности должно стать местом, где  ребенок получит возможность широкого социально – практического самостоятельного контакта с наиболее значимыми и близкими для его развития сферами жизни. Накопление ребенком под руководством взрослого ценного социального опыта – вот путь, который способствует, во-первых, раскрытию возрастного потенциала дошкольника и, во-вторых успешному вступлению во взрослую жизнь. Из чего следует, что возрастной потенциал не может быть реализован при  отсутствии социальной зрелости (компетентности) человека на определенной ступени его развития. Общей целью инновационной деятельности, которую я внедряю, является улучшение способности педагогической системы образовательно-воспитательного  процесса достигать качественно более высоких результатов образования.

Ссылки на источники

  1. Байкова Л.А., Гребенкина Л.К. Личностно ориентированное обучение. – М.,2009.
  2. Газета «Детский сад со всех сторон» № 43 – 44  2002 г.
  3. Программа «Наследие» Л. Свирская.
  4. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа».
  5. Развитие дошкольного образования на селе: Сб. ст. и док. - М.: Гном и Д, 2003.
  6. Гордин Л.Ю. Организация личностно ориентированного обучения. – М., 2005.