Полный текст статьи
Печать

Аннотация. В статье представлен опыт работы учителей математики МОАУ «Лицей №21» города Кирова в использовании электронных образовательных ресурсов для подготовки к проведению уроков, непосредственно в ходе них, а также для учащихся, проявляющих затруднения при изучении предмета или пропустивших уроки.
Ключевые слова: электронные образовательные ресурсы, обучение математике, математический конструктор, geogebra, наглядная математика 

Одной из задач, отмеченных в концепции развития математического образования, является обеспечение наличия общедоступных информационных ресурсов, необходимых для реализации учебных программ математического образования, в том числе в электронном формате, инструментов деятельности обучающихся и педагогов, применение современных технологий образовательного процесса. Таким образом, в практику преподавания нашей дисциплины приходят все быстрее и интенсивнее развивающиеся электронные образовательные ресурсы.

В современных условиях при всеобщей интернетизации электронные образовательные ресурсы (ЭОР) можно условно разделить на две группы: требующие подключения к сети Интернет (различные образовательные сайты, сетевые программы и т.п.) и работающие от него независимо (презентации, интерактивные учебные пособия и т.п.). Не останавливаясь подробнее на классификации, опишем, каким образом мы в МОАУ «Лицей №21» города Кирова используем возможности некоторых образовательных сайтов и обучающих программ для подготовки к проведению уроков, непосредственно в ходе них, а также для учащихся, проявляющих затруднения при изучении нашего предмета или пропустивших урок.

Проект федерального центра информационно-образовательных ресурсов (ФЦИОР) fcior.edu.ru направлен на распространение электронных образовательных ресурсов и сервисов для всех уровней и ступеней образования. 
1

Данный сайт содержит несколько тысяч разработок трех типов модулей: информационные (для изучения новой темы или ее повторения), практический (направлен на отработку решения задач) и контрольный (для проведения оценочной деятельности). Для открытия файлов, скачанных с этого сайта, необходимо установить дополнительное программное обеспечение, которое есть там же в открытом доступе.

Рассмотрим на примере модуля «Кубическая функция» возможности использования материалов ФЦИОР. Данный модуль интересен своей исследовательской основой, поскольку позволяет рассмотреть расположение и форму графика кубической функции на координатной плоскости в зависимости от значений коэффициентов, входящих в запись ее уравнения. Двигая ползунки, которые меняют значения коэффициентов, можно наблюдать, как при этом меняется график. Также приведена система заданий, которая позволяет, проанализировав расположение и форму графика, связать это с коэффициентами. Хоть данный модуль и относится авторами к разделу «Применение производной к исследованию функций», но он может быть также полезен при решении задач с параметрами, построении графика кубической параболы и т.д.
2

Сайт единой коллекции цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru/ содержит цифровые наборы (в основном в форме презентаций) к различным школьным учебникам, поурочные планирования, методические рекомендации. 

3

Особое внимание хотелось бы уделить программе, доступной к скачиванию на данном сайте – «Математический конструктор». Данная программа проста в использовании, обладает широким спектром функций, достаточным для выполнения множества заданий и решения самых различных вопросов. Например, на скриншоте ниже представлено графическое решение уравнения с автоматическим поиском координат точек пересечения.

4

Есть возможность построения графиков самых различных функций, автоматически производить их преобразования (сдвиги, растяжения, отражения относительно осей), находить экстремумы, строить касательные, закрашивать области под графиками, выполнять действия над областями (пересечение, объединение и т.п.). В данной программе можно строить самые различные геометрические объекты (в основном планиметрические), осуществлять ряд преобразований с ними (например, деление угла на несколько частей, проведение через произвольную точку перпендикуляра к прямой). Все это может быть полезно прямо на уроке, когда необходимо быстро и качественно сделать чертеж к задаче, выполнить проверку найденного решения. Конечно, набор функций не исчерпывается перечисленными и заслуживает отдельного детального рассмотрения.

5

Еще один интересный ресурс http://www.geogebra.org/. Особая ценность данного ресурса составляет то, что с ним можно работать в любых операционных системах и на любых устройствах, включая мобильные телефоны и планшеты. С ней можно работать как через Интернет, так и скачав приложение на компьютер. Геогебра позволяет как скачивать готовые материалы, так и на своей платформе создавать свои. Огромная коллекция накопленных приложений имеет лишь один существенный недостаток – многие из них на иностранных языках. Есть возможность поиска по хэштегам (ключевым словам, которым предшествует символ #). 

Приведем несколько примеров: приложение, которое демонстрирует тригонометрическую окружность с возможностью рассмотреть синусы и косинусу углов, измеряемых как в градусах, так и в радианах (http://tube.geogebra.org/student/m62198), доказательство теоремы косинусов через теорему об отрезках пересекающихся хорд, где можно менять вид треугольника, а в соответствии с ним меняется и вся демонстрация доказательства (http://tube.geogebra.org/student/m18967), задача с параметром и модулем «Найдите все значения параметра  , при каждом из которых неравенство  не имеет решений на отрезке  » (http://tube.geogebra.org/student/m46838).

Используемых нами образовательных сайтов очень много. Сайт http://www.openclass.ru содержит авторские разработки учителей. На сайте http://www.interneturok.ru собраны видеоуроки по различным предметам, в том числе и по математике (они могут быть полезны детям, которые пропустили темы), конспекты, тренажеры и проверочный тест к каждому уроку. Сайт http://www.smartboard.ru содержит материалы для работы с интерактивной доской.

Последние два года к активной работе мы подключаем сайт нашего методического объединения http://математики-лицея21.рф, который помимо текущих новостей, содержит информацию о работе нашей инновационной площадки и публикации наших учителей. В ходе недели математики мы провели конкурс «Великие математики». За день на сайте были опубликованы 30 неподписанных портретов известных математиков. На следующий день представители от класса подходили к ответственному лицу и наудачу вытягивали номер портрета, который им нужно идентифицировать. Дополнительные баллы начислялись тем классам, которые нашли всех ученых. 
Помимо этого, нами используются программные средства интерактивного учебного пособия «Наглядная математика».

7

В нашей коллекции диски по следующим темам «Тригонометрические функции, уравнения и неравенства», «Треугольники», «Многоугольники», «Стереометрия», «Векторы», «Графики функции», «Многогранники. Тела вращения». К каждому диску приложены руководство пользователя и методические рекомендации по их использованию. Особую полезность для нас представляет диск «Стереометрия», поскольку содержит не только необходимый теоретический материал, но и 3D-рисунки различных стереометрических объектов, которые можно двигать, крутить и перемещать, а также систему тестовых вопросов и задач к каждой теме.

Другой пример простой независимой от Интернета программы – Арифметические действия с обыкновенными дробями, разработанная С.А. Ермолиным. Она позволяет отработать навык действий с дробями. Данную программу можно использовать как в начале изучения действий с дробями, так и в ее конце при проверке устного счета для учащихся разного уровня, поскольку есть возможность выбрать сложность (чем больше номер урока, тем сложнее задания для их устного решения). Также она будет ценна и для родителей, поскольку они могут самостоятельно проконтролировать своих детей дома – программа выдаст оценку и отметит ошибки, подскажет о недочетах (например, о том, что учащийся забывает сократить получившуюся в результате дробь или неправильно выделяет целую часть). Можно проводить индивидуальную диагностику с помощью данной программы, она сведет результаты в единую таблицу с полным отчетом по каждому учащемуся.
8

Другой пример – программа Построитель, которая может быть использована как для подготовки урока (поскольку изображения можно сохранять и вставлять, например, в презентации), так и для демонстрации учащимся некоторых фактов о замечательных линиях в треугольнике. При использовании на уроках обязательно возникнут вопросы «А что такое симедиана и антибиссектриса?», которые можно предложить, например, как тему семинара на одном из дополнительных занятий.

9

Но работать необходимо не только с монитором компьютера или интерактивной доской. Бумажные носители информации не должны терять своей образовательной полезности. С другой стороны, они должны трансформироваться в новые формы и представления, интересные современному ребенку. Одной из таких форм мы считаем стилизованный ученический дневник. 

Каждому лицеисту, учащемуся в математическом классе или с перспективой на него, был выдан дневник, содержащий не только всю необходимую информацию об организации учебного труда (информация об ученике, о Лицее, об учителях, расписании и т.д.), но и справочник с математическими формулами. Также на каждой неделе в верхней части страницы слева содержится высказывание о математике известных людей, а справа интересный факт об этом человеке. Таким образом, нами отмечена важность науки порой для самых отдаленных от нее людей и ее вдохновляющая основа для ученых самых разных областей.

Итак, современное техническое оснащение как кабинета математики, так и рабочего места школьника у него дома позволяет значительно расширить его информационное пространство. Наша задача дать правильный вектор этого расширения, показать учащемуся, что математика не ограничивается решением задач из учебника, а может быть представлена самыми различными образовательными формами, при использовании которых процесс обучения для ребенка вполне может стать просто незаметным