Полный текст статьи
Печать

Аннотация.Интеграция в образовании отражает тенденции, характеризующие сегодня все сферы человеческой деятельности. Статья посвящена одному из способов повышения качества обучения в школе посредством интеграции учебных предметов.
Ключевые слова: образование, интеграция, межпредметные связи, качество обучения

Федеральный закон «Об образовании в Российской федерации» [1] и государственная программа «Развитие образования» на 2013-2020 годы [2] отражают тенденции развития современного общества как общества,  основанного на знаниях. Изменившиеся запросы современного общества влекут за собой инновационные процессы в системе образования, которая не может оставаться в стороне от стремительного научно-технического прогресса, усиления интегративных функций в развитии науки, техники, производства, политики.

В современных условиях наиболее остро стоит вопрос о поисках резервов совершенствования подготовки высокообразованной, интеллектуально развитой личности, потому что простое частое обновление и усложнение учебных дисциплин, увеличение его объемов скорее приводит к отрицательным результатам. Необходимо искать инновационные средства и методы обучения.

Общество выдвигает и реализует все новые требования к человеку, а, следовательно, и к качеству образования: к обучаемости, т.е. готовности к постоянному самообразованию, к интеллектуальному развитию, к способности мыслить и действовать творчески.

Многие из этих качеств можно развить, вводя в школах интегративные курсы, интегрированные уроки, используя компьютерные технологии, желание педагогов научить видеть мир целым, а не раздробленным на кусочки маленьких сведений и представлений, которые легко забываются и не находят применение в реальной окружающей действительности.

По нашему мнению поиск этот целесообразно осуществлять в области развития интеграционных межпредметных связей.

Интеграция (от лат. Integratio – «соединение») – процесс объединения частей в целое. В педагогическом аспекте под интеграцией понимается высшая форма выражения единства целей, принципов и содержания организации процесса обучения и воспитания, направленная на интенсификацию процесса образования, результатом, результатом которого является формирование у обучаемых качественно новой целостной системы знаний и умений. Следует понимать, что интеграция – это не только усиление связей, это, прежде всего, изменение содержания и структуры современного образования, качественно новое использование образовательного потенциала различных предметов. В противном случае истинная интеграция подменяется простым объединением. Интеграционный процесс означает создание целостной системы, которая обладает качествами внутрипредметного, межпредметного и метапредметного взаимодействия, соответствующими механизмами взаимосвязи, а также изменениями в элементах, функциях объекта изучения, обусловленных наличием обратной связи.

В процессе интеграции происходит сближение и связь наук. Интеграция учебных дисциплин, преподающихся сейчас отдельно и независимо друг от друга, позволит сместить акценты в обучении с простого накопления знаний на формирование умений применять свои знания в реальных жизненных ситуациях вообще и на других учебных дисциплинах в частности. Традиционно одним из самых доступных способов осуществления интеграции является проведение интегрированных уроков.

Использование на традиционных уроках межпредметных связей дело довольно распространенное, но часто они воспринимаются учениками как дополнение и расширение темы урока. Необходимо также заметить, что традиционный подход к интегрированию информатики с другими дисциплинами школьного курса часто оказывается малоэффективен, так как представляет собой «навешивание ЭВМ» на старые информационные системы и методы актуализации информации, не изменяя структур (не создавая новые и не ликвидируя старые), не развивая их. Необходимо по-новому смоделировать процесс передачи знаний, социального опыта от учителя к ученику, организовать сотворчество учителя и ученика, ученика и ученика.

В [3] предложена следующая структура интеграции:

1)тематическая интеграция (два-три учебных предмета раскрывают одну тему);

2)проблемная интеграция (одну проблему решают учащиеся возможностями разных предметов);

3)Концептуальная интеграция (концепция рассматривается различными учебными предметами в совокупности всех их средств и методов);

4)Теоретическая интеграция (философское взаимопроникновение различных теорий).

Уровни интеграции могут быть различными. Но в любом случае интеграция – это средство интенсификации урока. Интегрированное построение учебного процесса

1) усиливает реализацию образовательного, развивающего и познавательного аспектов цели обучения;

2) увеличивает информативную емкость урока;

3) позволяет находить новые факторы, которые подтверждают или углубляют определенные наблюдения, выводы учащихся при изучении различных предметов,

4) является средством мотивации учения школьников, помогающим активизировать учебно-познавательную деятельность учащихся, способствующим снятию перенапряжения и утомляемости;

5) способствует развитию творческого мышления учащихся, позволяет им применять полученные знания в реальных условиях;

6) является одним из существенных факторов воспитания культуры, важным средством формирования личностных качеств, направленных на доброе отношение к природе, к людям, к жизни;

7) позволяет экономить время, т. к. дает возможность не дублировать учебный материал на разных предметах. 

Интегрированные уроки должны быть построены на деятельностной основе с применением проблемно-исследовательской технологии, что с помощью решения проблемных заданий обеспечивает развитие познавательной деятельности учащихся. Ученики пытаются решать стандартные математические задачи нестандартным способом. Этим достигается мотивационная цель — побуждение интереса к изучению предмета и показывается  его  нужность  в  реальной жизни.

В современном информационном обществе возрастает потребность в формировании навыков поиска информации, ее анализа, обработки, хранения, распространения, представления другим людям в максимально рациональной форме, т. е. особенно актуальной становится задача воспитания у школьников культуры работы с информацией. Кроме того работа с информацией есть то, что объединяет познавательные интересы ученика и саму сущность процесса школьного образования. Таким образом, одним из вариантов межпредметной интеграции может стать интеграция информатики с другими учебными предметами, которая может служить связующим звеном практически всех учебных предметов. Она будет средством расширения возможностей школьного образования, способом методического обогащения педагога и повышения качества обучения. Но главная цель интеграции – создание у школьника целостного представления об окружающем мире, т.е. формирование его мировоззрения.

Практическая организация интеграции информатики с другими школьными предметами достаточно трудоемка. В школе необходимо создание целой системы интеграции предметов. Для этого требуется 1) согласование учебных программ по предметам с материалом по информатике, обсуждение и формулирование общих понятий, согласование времени их изучения, взаимные консультации учителей, планирование тематики и конспектов интегрированных уроков; 2) от учителя школьной дисциплины требуется хорошее знание и методически грамотное использование достижений современных информационных технологий в обучении по своему предмету, а также способность вовлечь учащихся в создание новой среды обучения.

Существенную помощь в решении этой задачи могут оказать учителя информатики, если обучение информатики строить на основе

1) изучения базовых тем курса информатики с максимальным использованием тем смежных дисциплин;

2) создания учащимися на уроках информатики прикладных программ и использования их при проведении интегрированных уроков, пополнения этими программами банка учебно-методических материалов школы;

3) использования метода проектов на уроках информатики, когда учитель школьной дисциплины является заказчиком компьютерного учебно-методического продукта.

При таком подходе к обучению на любых уроках школьного курса формируется умение решать задачи современными методами, находить оптимальные решения или вариативные решения в сложной ситуации, умение ориентироваться в обработке информации информационно-поисковых систем, баз данных и многое другое.

Приведем некоторые примеры интеграции информатики с другими учебными предметами.

Русский язык. Электронные письма, SMS, доклады и рефераты, заявления и резюме – все с помощью текстового редактора, который помогает найти и исправить ошибки в тексте, составить грамотно предложение, заменить слово синонимом, создать структуру, поместить рисунки, чертежи, таблицы. На уроках русского языка текстовые редакторы позволяют демонстрировать примеры правильного и грамотного оформления текста.

Математика. Электронные таблицы – идеальная среда для решения практически всех задач из школьного курса математики. Для решения однотипных задач создается шаблон в среде электронных таблиц, затем он используется творчески: для решения задач или для проверки решения. Используя условное форматирование, ученик всегда может определить наличие ошибки в ответе, а, значит, и найти верное решение. Диаграммы и графики, формулы и функции должны активно использоваться на уроках математики. При подготовке к экзаменам работа учащихся с тестами в on-line просто неоценима.

Физика. Моделирование физических процессов в среде программирования: «Движение тела с учетом сопротивления окружающей среды», «Свободное падение тела», «Движение заряженных частиц в поле тяготения»; «Бросание в цель под углом к горизонту» и множество других процессов может быть описано и наглядно представлено в визуальной среде программирования и выполнено исследование относительно параметров, участвующих в данных процессах. Для этого учителю физики нужно иметь навыки программирования, или работать согласованно с учителем информатики.

Изобразительное искусство. Черчение. Использование графических редакторов и систем моделирования чертежей готовит школьников к жизни, ориентирует на инженерные специальности и дает навыки конструктора, дизайнера, художника-мультипликатора, мастера изготовления рекламы.

Музыка. Умение работать с музыкальными редакторами  развивает творческие способности учащихся по созданию музыкальных произведений.

Интегрированные уроки информатики с другими учебными предметами отличаются от обычных уроков большой информативностью и поэтому требуют четкой организации познавательной деятельности. Такие уроки должны быть предельно четкими, компактными, продуманными на всех этапах. Такие уроки снижают утомляемость головного мозга, создают комфортные условия для ученика как личности, повышают успешность обучения, позволяют избежать ситуации, когда тот или иной предмет попадает в разряд нелюбимых. В процессе интегрированных уроков у школьника вырабатывается умение сосредотачиваться, мыслить самостоятельно. Увлекшись, он и не замечает, что учится – он познает, запоминает новое, ориентируется в необычной ситуации. 

Интегрированный урок выходит за рамки общепринятых норм учеников. Поэтому он становится для них желательной формой в дополнение к привычной школьной урочной жизни. Интегрированные уроки увлекают и учителей новизной, возможностью включения в школьный курс альтернативных идей и нестандартных подходов. Они вдохновляют опытных учителей, знающих на практике все недостатки изолированного преподавания наук. И последнее. Интегрированный урок предполагает равноправную работу учителей-участников, на таком уроке учитель информатики не выступает в роли лаборанта или техника. 

Ссылки на источники

  1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». – http://www.consultant.ru/popular/edu/
  2. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы, утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 15 мая 2013 г. №792-р  http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?base=LAW;n=175435;req=doc
  3. Сабурова Д. А. Интеграция информатики с другими предметами школьного курса //Информационно-коммуникационные технологии в образовании (ИКТО-Архангельск-2010): материалы Всероссийской научно-практической конференции. – http://ito.edu.ru/2010/Arkhangelsk/II/II-0-48.html