Полный текст статьи
Печать

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы организации личного времени детей и подростков (несовершеннолетних) с целью предупреждения правонарушений и антиобщественных действий. Осуществлён анализ этой проблемы, предложена диагностика для определения основных ключевых моментов, требующих немедленной коррекции.
Ключевые слова: профилактика, правонарушение, дополнительное образование, несовершеннолетний, социальная пассивность, диагностика, социальная активность.

Проблема предупреждения правонарушений и антиобщественных действий, совершаемых несовершеннолетними в современном мире, является достаточно актуальной и требует особого внимания не только общества, но и государства.

Профилактикой предупреждения правонарушений и антиобщественных действий в последние годы активно занимались отечественные исследователи: Барышников М.В., Бурдужук Е.Н., Голик Ю.В., Емельянов В.М., Иванова С.И. и другие. Исследователями были отмечены основные болевые точки этой проблемы, такие как отказ семьи, от воспитательного воздействия на личность детей и подростков, закрытие бесплатных для детей и подростков различных кружков, детских комнат, клубов по месту жительства и других учреждений дополнительного образования. В школах в качестве дополнительных образовательных услуг стали открываться платные кружки по интересам, но не все учащиеся и их родители могут их оплачивать.

Другие исследователи Коробеев А.И., Мусаелян М.Ф., Романова Н.Г., Шевченко Н.П. и др. стали разрабатывать программы по предупреждению правонарушений и антиобщественных действий и запускать их в учебно-воспитательный процесс образовательных учреждений.

Каждому воспитателю давно известно, что время детей и подростков должно быть загружено до предела интересной деятельностью. Чтобы несовершеннолетние не совершали преступных действий, направленных против личности и общества их необходимо увлечь интересным делом, провести разъяснительную работу по поводу нарушений общественного порядка и ценностных норм, принятых данным обществом, применять в повседневной жизни культурные правила и духовные проявления, способствующие становлению и формированию личности. 

Несовершеннолетними считаются дети и подростки, возраст которых не достиг 18-ти лет. В нашей стране, в соответствии с действующим законом, совершеннолетие наступает в восемнадцать лет, хотя паспорт, удостоверяющий личность подростка выдаётся в четырнадцать лет. При достижении совершеннолетия наступает и полная гражданская дееспособность, т.е. ответственность, за совершаемые действия и поступки. В 66 странах совершеннолетие наступает с восемнадцати лет, в некоторых странах совершеннолетие наступает раньше 18 лет, но таких стран гораздо меньше.

Целью нашего исследования является, прежде всего, обратить внимание общественности на несовершеннолетних, снижение роста числа происшествий, как среди учащихся школы, так и учащихся средних специальных учебных заведений.

Вред, причиняемый несовершеннолетними, либо не замечается, либо прощается им ввиду их несовершеннолетия, однако этот вред весьма значителен и имеет своё продолжение в жизни, каждого совершившего его, так как становится своеобразным жизненным и практическим опытом, который через некоторое время повторяется, но уже в более извращённой форме. Рисунки на стенах и заборах, нецензурные надписи в общественных местах, межличностное общение между сверстниками и ответы на вопросы, заданные взрослыми, это только часть «культурного» поведения несовершеннолетних, сюда можно отнести употребление спиртных напитков, курения, принятия наркотических средств, всему этому способствует вынужденное безделье и неконтролируемое родителями и обществом поведение.

Современное российское общество имеет рычаги правого воздействия, такие как Административный кодекс РФ, Гражданский Кодекс РФ, Семейный кодекс РФ, Конвенция ООН о правах ребенка, Концепция профилактики злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде, регулирующих взаимоотношения и личностную ответственность несовершеннолетних и их родителей. Более серьёзные законодательные акты направлены на регулирование правонарушений и ответственности за совершенные противоправные действия заключены в Уголовном кодексе РФ, Федеральном законе № 120 – ФЗ от 24.06.99 г. «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». И наконец, законы, которые дают возможность организации профилактической работы с детьми и подростками по предупреждению правонарушений и антиобщественных действий – это Закон РФ «Об образовании», Концепция федеральной целевой программы «Дети России» на 2007-2010 годы, Подпрограмма федеральной целевой программы «Дети России» - «Дети и семья». Однако, в Законе РФ «Об образовании» предусмотрена оплата за организацию дополнительных образовательных услуг, что является тормозом развития этих программ.

Если рассматривать более подробно образование и его содержательную часть, то необходимо помнить о том, что оно состоит из трёх основных частей – воспитания, обучения и развития. В современных образовательных учреждениях любого типа в лучшем случае реализуется только два направления, в худшем справляются только с одним.

Признак общественной безопасности налицо и он находит своё отражение в безразличии общества к детям и подросткам, поскольку общественная безопасность заключается в дезорганизации существующего общественного порядка и нарушения стабильности всего общества.

Пережогин Л.О. в своём исследовании приводит серьёзные аргументы в пользу первоначального диагностирования несовершеннолетних, чтобы затем выбрать меры воздействия на семью и методы коррекции к исправлению недостатков в поведении детей и подростков. Его работа «Диагностика степени риска формирования наркозависимости у несовершеннолетних. Первичная профилактика наркозависимости» раскрывает суть проблемы и даёт чёткие ориентиры по решению этой сложной задачи [2].

Мы считаем, что общественная опасность включает в себя некоторые факторы причинённого вреда как отдельно взятому индивиду, так и группе людей, чтобы несовершеннолетний затем не оправдывался и говорил: «А я не знал, что это является нарушением общественного порядка и является наказуемым», для этого необходимо рассказывать и в школе, и в семье, что является нарушением общественного порядка. Что за такие правонарушения предусматриваются различные меры воздействия, но согласно Конституции РФ ст. 22 (ч. 2) они допускаются в отношении к личности по решению суда. Однако одними уговорами и пояснениями всей проблемы не решить, необходимо так организовать свободное время подростка, чтобы ему некогда было подумать о нарушениях.

С целью организации личного времени несовершеннолетних необходимо организовать систему дополнительного образования, где дети и подростки занимались бы своим самообразованием и развитием, приобретали необходимые навыки и умения, которые затем с успехом используются в старшем возрасте.

Для детей и подростков, рисующих на заборах и стенах можно организовать своеобразный конкурс, выделив для этого какой-либо забор или стену, на которой можно рисовать свои «картины», определив среди участников лучшего и наградив его чем-либо необычным. Наградой же для всего общества станет отсутствие на других стенах и заборах рисунков несовершеннолетних то, что можно, что разрешено – неинтересно, так считают дети и подростки.

Некоторые критики говорят, что организация системы дополнительного образования дорого стоит, однако нарушения общественного порядка и правонарушения, совершаемые несовершеннолетними, обходится гораздо дороже в смысле общественной безопасности и личностного развития будущего страны.

Чтобы определить уровень социальной активности несовершеннолетних, мы предлагаем использовать индивидуальное диагностирование, направленное на выявление болевых точек в личности несовершеннолетнего (см. табл. 1).

Таблица 1

Уровень степени риска формирования социальной пассивности 

№№ п/п

Фактор социальной пассивности

Сущность фактора

Оценка в баллах

1.

Пассивная социальная позиция:

- Подчиняемость обстоятельствам  
- Гедонистические установки  
- Отсутствие инициативы
- Потребность в частом отдыхе
- Потребность в сильной стимуляции

10 баллов
10 баллов
10 баллов
10 баллов
10 баллов

2.

Раннее начало приема алкоголя. Ранее начало курения.

- до 14 лет
- до 12 лет
- за пробу наркотиков каждого вида, включая токсические вещества.

10 баллов
5 баллов
15 баллов

3.

Формирующаяся личностная патология:

- Расстройства поведения.
- Акцентуации характера 

15 баллов
10 баллов

4.

Аномальные стили воспитания в семье:

- Гипоопека
- Гиперопека
- Отвержение
- Жестокие наказания в семье

10 баллов
15 баллов
20 баллов
20 баллов

5.

Воспитание в семье с низким доходом

- Намного ниже среднего дохода
- Многодетная семья, имеющая низкий доход

10 баллов
15 баллов

6.

Воспитание в семье с высоким доходом

- Намного выше среднего дохода

15 баллов

7.

Дисфункциональная семья

- Проживание в такой семье

10 баллов

8.

Наличие среди друзей и сверстников, одноклассников: 

- С асоциальным поведением
- За каждого следующего друга
- Сверстник, с негативной зависимостью

10 баллов
3 балла
20 баллов

9.

Ранняя сексуальная заинтересованность к противоположному полу:

- до 15 лет
- Перенесенное сексуальное насилие добавляет
- Ранняя беременность у девушек добавляет

10 баллов
10 баллов
5 баллов

10.

Низкий уровень социальных навыков:

- Неумение выполнять элементарную работу по дому
- Неумение делать покупки
- Боязнь добираться в нужные места

15 баллов
10 баллов
10 баллов

11.

Отсутствие реальных взглядов на будущее:

- О своей будущей профессии
- О будущей семье
- О характере духовных мечтаний (знать, уметь, любить)
- И связанного с ним материального характера (хочу планшет, чтобы использовать его как библиотеку)

10 баллов
15 баллов
15 баллов 

10 баллов

12.

Отсутствие жизненных перспектив в ближайший год

- По объективным причинам

15 баллов 

При получении результата в 55 баллов можно считать, что данный подросток находится на границе социальной пассивности, следовательно, необходимо обращать внимание на, те факторы риска, которые проявились при диагностике. Если у испытуемого наберётся общая сумма в 85-90 баллов, то это является подтверждением высокой степени риска социальной пассивности, 135-150 баллов говорит о крайне высокой степени социальной пассивности, которая может служить тревожным предупреждением об общественной безопасности, проявляемой этим несовершеннолетним.

Разумеется, что ранней профилактикой могут заниматься психологи образования, педагоги-психологи в школе. Своевременные методы диагностики и определение группы риска даст необходимый толчок для осуществления психолого-педагогической помощи несовершеннолетним и их родителям. Поможет установлению факторов, оказывающих негативное влияние на детей и подростков, привлечению несовершеннолетних, замеченных в аномальном поведении к общественно полезной деятельности и личностному развитию в спортивных кружках и секциях, кружках технического творчества, в факультативах трудового обучения.

В подростковом возрасте у многих подростков работают схожие отклоняющие моменты личностного становления. Поэтому коррекционный эффект может возникнуть от профессионализма специалиста, который видит различия, особенности, увлечения каждого подростка и найдёт необходимые формы и методы для поддержания таких особенностей [3].

Следовательно, вновь, создаваемая система дополнительного образования будет способствовать:

- оздоровлению негативных факторов семейного воспитания,

- привлечению родителей несовершеннолетнего к ответственности,

- привлечению несовершеннолетних к творческому труду или занятиям спортом,

- созданию внешней здоровьесберегающей среды, способствующей оздоровлению подростка,

- использованию методов коррекции для исправления негативного поведения несовершеннолетних.

Таким образом, меры психолого-педагогического воздействия будут способствовать положительному формированию личности подростка, привития необходимых личностных качеств и свойств, необходимых для профилактики личностных нарушений.

Понятно, что ранняя профилактика способствует предупреждению правонарушений несовершеннолетних. Чтобы профилактика была эффективной и была направлена на предотвращение антиобщественных изменений личности подростка, её необходимо правильно организовать. Правильная организация в нашем понимании предусматривает организацию дополнительного образования, которая выражается в кружковой, клубной деятельности по месту жительства и учёбы.

Субъектами, осуществляющими предупредительную работу по правонарушениям, выступают, прежде всего, школы, клубы и комнаты по месту жительства, профессиональные училища. Однако работа всех субъектов, ответственных за организацию дополнительного образования должна подчиняться чёткому структурированию и системности.

Такая система даёт возможность осуществлять основные направления, обеспечивающие заинтересованность несовершеннолетних и их родителей в следующем виде:

- Осуществлять развитие познавательного интереса и коррекции социальной дезадаптации.
- Разрабатывать новые программы дополнительного образования, направленные на формирование учебной мотивации.
- Выявлять индивидуальные особенности личности, с целью определения основного направления творческой заинтересованности.
- Осуществлять социально-правовую защиту несовершеннолетних.
- Осуществлять обмен опытом учреждений дополнительного образования.

Таким образом, проблема предупреждения правонарушений и антиобщественных действий, совершаемых несовершеннолетними, будет решена, если будут созданы условия вариативного существования разнообразных форм дополнительного образования доступных для несовершеннолетних, что создаст эффективную систему организации досуга и занятий для повышения познавательного уровня окружающего мира.

Чтобы социально-правовое оказание помощи несовершеннолетним раскрывало возможности адаптации, а также ранней профориентации, консультированию несовершеннолетних и их родителей по вопросам психолого-педагогического и правового направления, что в свою очередь гарантировано, способствовало получению необходимой профессии.

Ссылки на источники:

1.Конституция Российской Федерации (с изменениями от 14.10.2005) // РГ от 25.12.1993, № 237, СЗ РФ от 17.10.2005, № 42, ст. 22 (ч. 2).
2.Вострокнутов Н.В., Пережогин Л.О. Диссоциальное расстройство личности несовершеннолетних: диагностика, коррекция, профилактика, принципы правовой поддержки. Аналитический обзор. М.: РИО ГНЦ ССП им. В.П. Сербского. 2003.
3.Болдырева-Вараксина А.В., Вараксин В.Н. Коррекция неадекватных реакций и форм поведения детей и подростков. Электронный журнал // Концепт. – 2013. – Спец. выпуск № 05. – ART 13550. – URL: http://e-koncept.ru/2013/13550.htm. – Гос. рег. Эл No ФС 77-49965. – ISSN 2304-120X.

Varaskin Vladimir Nikolaevich
candidate of pedagogical science, Assistant Professor of the Department of pedagogy and psychology of personality The Taganrog college of a name And. Item Chekhov (branch) RSEU (RCNE) Rostov-on-Don, professor of the Russian Academy of natural sciences, Rostov-on-Don
ORGANIZATION OF WARNING OF OFFENCES AND ANTI-SOCIAL ACTIONS MINOR
Annotation: in the article the questions of organization of the personal time of children and teenagers (minor) are examined with the purpose of warning of offences and anti-social actions. The analysis of this problem is carried out, diagnostics is offered for determination of basic key moments requiring an immediate correction.
Keywords: prophylaxis, offence, additional education, minor, social passivity, diagnostics, social activity.