Полный текст статьи
Печать

Аннотация. Статья посвящена вопросам организации деятельности аспирантов в области методики обучения биологии. Автор предлагает дидактические основы использования кейсов в формировании системного научного мировоззрения. В статье даны характеристики наиболее значимых аспектов применения образовательных кейсов в обучении аспирантов.
Ключевые слова: образовательный кейс, достоинства и отличительные особенности кейса для аспирантов, структура кейса, этапы работы с кейсом.

В образовательном процессе по дисциплине «Теория и методика обучения биологии» для аспирантов по направлению подготовки 44.06.01 «Образование и педагогические науки» особое  место отведено использованию кейсов.

Образовательный кейс (кейс-метод. кейс-стади, метод ситуационного анализа, метод конкретных ситуаций) рассматривается как единый информационно-образовательный комплекс, описание реальной ситуации, провоцирующей дискуссию по стратегии освоения поля деятельности [2, С.11].

К достоинствам использования кейсов в образовательном процессе относятся:

практическая направленность и вариативность обучения в группе;

применение при электронном и дистанционном обучении;

экономичность материальных и временных затрат;

адаптивность к реальной производственной ситуации;

благоприятный социально-психологический климат, мотивирующий обучающихся задействовать имеющийся личный опыт, проявить активность и креативные способности;

налаживание обратной связи между преподавателем и обучающимися;

формирование уверенности в том, что обучающиеся справятся с подобными реальными задачами; обнаружат свои слабые стороны в развитии компетенций;

проведение анализа ситуаций, приближенных к реальной профессиональной деятельности [6, С.118].

Отличительными особенностями использования образовательных кейсов в обучении аспирантов являются: описание реальной проблемной ситуации в исследовании; вариативность способов решения проблемной ситуации; ответственность обоснованности результата; психо-эмоциональное напряжение обучающихся [7, С.97].

Кейсы по дисциплине «Теория и методика обучения биологии» можно подразделить на две группы: 1) кейсы с указанием конкретной задачей; 2) кейсы, в которых проблема не определена в открытом виде [5, С.147].

Работа с кейсами заключается в том, что аспирантам предлагается реальная профессиональная ситуация, содержание которой отражает какую-либо практическую задачу, не имеющую однозначных решений. Обучающиеся должны проанализировать описанную ситуацию, увидеть сущность явной или скрытой проблемы, предложить возможные пути ее решения, оценить и выбрать оптимальные способы. Значимым является то, что при обсуждении ситуаций аспиранты учатся работать самостоятельно и в «команде», формулировать и обосновывать свое убеждение, выслушивать почку зрения друг друга, принимать решения. Результатом использования кейсов является не только получение и закрепление знаний по данной дисциплине (разделу, теме), но и приобретение профессиональных компетенций [3, С.171].

Содержание кейсов по теории и методике обучения биологии можно разделить на комплексные и короткие кейсы. Комплексные кейсы достаточно объемны (около 15 страниц), содержат большое количество подробных сведений, мнений, копий первоисточников, образцов документов. Поэтому аспирантам необходимо изучить и анализировать описанную проблему. Оптимальное использование комплексных кейсов возможно в ходе организации самостоятельной работы аспирантов или выполнения научно-исследовательской работы, участия в научно-исследовательских семинарах. Короткие или мини-кейсы – это практические задачи, в объеме от одного абзаца до страницы текста, описывающие правдоподобную ситуацию. Предоставленная информация необходима для того, чтобы аспирант, обладающий необходимым опытом, мог принять обоснованный способ решения. Короткие кейсы часто применяются преподавателем в ходе практических занятий, заданий на зачете / экзамене [6, С.118].

Структура образовательного кейса по теории и методике обучения биологии для аспирантов включает в себя:

описание правдоподобной образовательной ситуации (случая, проблемы, истории из реальной жизни);

контекст ситуации (хронологический, контекст места, особенности действия или участников ситуации);

комментарий ситуации, представленный автором;

вопросы и/или задания для работы с кейсом;

приложения [6, С.118].

Требования к использованию кейсов в процессе изучения методики обучения биологии аспирантами:

1) Кейсы составляются таким образом, что они требуют поиска доказательств, аргументов для решения проблемы. Обучающихся нужно ориентировать на описанную ситуацию и на то, как могут быть использованы результаты ее решения. Аспирантам необходимо представить убедительные доказательства.

2) Аспирантам необходимо раскрыть смысл «условия», изложенного в кейсах, подробно «рассмотреть» структуру кейса, определить его характер. Необходимо привлечь обучающихся к выбору доказательств, в этот момент повышается их мотивация к поиску вариантов возможных аргументов.

3) Изучать какое-либо явление с помощью нескольких ситуации. Предоставлять аспирантам новые знания. Анализируя конкретные явления с помощью кейсов, аспиранты приобретают социальный опыт. У них формируются навыки ответственности за принятие решений в проблемных ситуациях.

4) Использование кейсов необходимо для развития мышления, в первую очередь, для развития аналитических способностей аспирантов.

5) Проблема может быть успешно разрешена, если обучающиеся почувствуют себя участниками конкретных событий, поэтому предлагаемые ситуации должны иметь жизненный характер [4, С.149 - 150].

Методика работы преподавателя с образовательным кейсом состоит из двух этапов.

Первый (подготовительный, внеаудиторный) этап. Преподаватель формирует кейс, обозначает тематику кейса, формулирует вопросы и задания для самостоятельной работы, рекомендует литературу. Аспиранты знакомятся с материалами кейса, изучают приложения и рекомендованную литературу, отвечают на вопросы и задания.

Второй (основной, аудиторный) этап. Преподаватель знакомит аспирантов с регламентом занятия. Обучающиеся делятся на группы, обсуждают материалы кейса, разбирают вопросы, вызвавшие затруднения при обсуждении темы в течение 10-15 мин, принимают групповое решение.

Кейс должен соответствовать четко поставленной цели его создания, быть актуальным и современным, иметь достаточный уровень сложности,  ориентированным на групповую работу, предполагать вариативность решений для развития дискуссии.

При использовании образовательных кейсов дискуссия занимает центральное место. Чтобы быть эффективной, стратегия обсуждения проблемы должна быть подготовлена преподавателем, структурирована и регламентирована во времени. При этом необходимо учесть, что аспиранты могут высказывать точки зрения и взгляды, не предусмотренные заранее. Преподаватель должен прогнозировать развитие дискуссии, корректировать ее ход с помощью вопросов и акцентировать наиболее важные моменты обсуждения.

Важная составляющая кейса – это представление решений по результатам его анализа. Презентация результатов работы с кейсом вырабатывает важные компетенции обучающегося: умение публично представить интеллектуальный продукт, показать его достоинства и направления эффективного использования, правильно реагировать на критические замечания со стороны коллег и преподавателя [1, С.6]. 

Ссылки на источники

  1. Акимова Ю.Н. Методика применения кейс-метода в преподавании дисциплины «Управление персоналом»// Современный взгляд на будущее науки: сборник статей Международной научно- практической конференции. 10 апреля 2014 г.: в 3 ч. Ч.2 . 2014. 242 с.С.5-7.
  2. Ахмеджанова Т. Д. Формирование информационной культуры студентов посредством проблематизации информационной ситуации: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Чита, 2009. 20 с.
  3. Давыдова Г.В. Применение кейс-метода при изучении дисциплины «бюджетирование деятельности предприятий»// Современные технологии профессионального образования: проблемы и перспективы. Материалы науч.-метод. конфер. с межд.участием. – Екатеринбург, Урал. гос. лесотехн. ун-т , 2014. – 319 с.С.171-174.
  4. Жумаева Ф.С. Развитие уровня экономического мышления учащихся путём организации конкретных учебных ситуаций // Continuity between the primary general and main general education: contents, management, monitoring : materials of the international scientific conference on April 18–19, 2014. Prague : «Sociosféra-CZ». 272 р. С. 148-151.
  5. Карлинская Л.И., Яковенко О.В. Использование метода case-study для формирования некоторых компетенций при обучении английскому языка// Наука и современность: сборник статей Международной научно-Практической конференции (27 июня 2014 г, г. Уфа). Уфа: Аэтерна, 2014. 242 с. С.145-149.
  6. Курганова Е.Б. Кейс-стади как метод обучения студентов направления «Реклама и СО» // Вестник ВГУ. Серия: Филология. Журналистика. 2014. № 3. С.117-120.
  7. Панфилов М.А., Панфилова В.М. Учебные кейсы как способ формирования УУД в старшей школе  // Международный журнал экспериментального образования. 2014. №6-1. С.96-97.