Полный текст статьи
Печать

Аннотация. Статья посвящена вопросу значения духовного развития современной молодежи в условиях мегаполиса. Статья содержит частичное описание жизненных реалий молодого поколения. В статье освещено видение некоторых эффективных способов развития духовности для формирования качественного мировоззрения молодой личности в условиях мегаполиса.
Ключевые слова: мегаполис, современная молодежь, духовное развитие, формирование мировоззрения, молодая личность. 

В условиях современного мегаполиса одной из актуальных проблем становления гражданского общества является духовно-нравственное воспитание молодого личности, в рамках которого можно выделить развитие духовности учащейся молодежи.

Социокультурное пространство мегаполиса для современной молодежи выступает идеалом качественной жизни и самореализации в ней. Уже достаточно давно молодежь стремится в большие города для построения собственной жизни. А молодые люди, живущие в мегаполисе с рождения, не перестают гордиться своим  превалирующим положением. Безусловно, крупные города обладают достаточным разнообразием способов и мест духовного и культурного обогащения. Однако влияние мегаполисов, так или иначе, оставляет и отрицательный след на становлении молодой личности. Помимо полезных для жизни сведений в воздухе большого города распространена и разрушительная, развращающая, сбивающая с верного пути информация. Молодежь впитывает ее всевозможными способами: и визуально, и на слух, и участвуя в различных негативных мероприятиях. Довольно быстро молодая личность попадает в круговорот полезного и вредоносного, доброго и злого, значимого и наносного не в силах самостоятельно разобраться и сделать правильный выбор в своих действиях, решениях, намерениях, мыслях. Также немаловажно и то, что молодые люди, подчиняясь законам большого города, в том числе средствам массовой информации, быстро становятся «серой массой», основной целью которой является потребление. Молодые люди имеют настолько сильное желание выделиться и проявить свою индивидуальность, что берутся за любые «предложенные мегаполисом» способы. Основным из них выступает потребление товаров (пользование услугами), предложение которых направлено на «штампование» единообразного мышления с искусственной моралью. Современная молодежь не осознает, что данные действия не только не способствуют проявлению индивидуальности, но к тому же провоцируют постоянную конкуренцию, «погоню за лучшим», а значит – не прекращаемую борьбу вместо благоприятного взаимодействия, единения, достижения совместных целей в молодежной среде.

Однако каждая молодая личность понимает, что возможности развития и самореализации, предоставляемые в современном мегаполисе велики, и выступают для учащейся молодежи неким ориентиром для собственной актуализации. Почему же молодое поколение не может самостоятельно пользоваться предоставленными возможностями города, развивать и просвещать свою личность, имея своей целью культурно-духовное обогащение? Сейчас и старшеклассники, и студенты не могут составлять единое целое пространство для творчества и самореализации. Взаимовыручка, взаимопомощь, поддержка и взаимопонимание – данные понятия все реже присутствуют в жизни молодежи, в приоритете чаще остается выгода. По нашему мнению одной из причин данного явления выступает отсутствие единой идеи для сплочения современной молодежи. В окружении городских молодых людей разработана и уже не требует каких-либо дополнений инфраструктура, жизнь в мегаполисе основана на удобстве пользования, комфорте. При данном существовании основной жизненной задачей выступает наличие возможности оплачивать предоставляемые городом удобства. В соответствии с такого рода установкой, современные молодые люди выделяют для себя основополагающую, по их мнению, для успешной жизни цель – материальное благополучие. А тому, что окружает и имеет все основания и потенциал для просвещения и развития, а именно: музеям, храмам, библиотекам, паркам культуры… в мегаполисе остается единственная функция – функция несения визуальной красоты. И, к сожалению, не каждый способен ее хотя бы оценить. Несоответствие общечеловеческим ценностям и альтернативные суждения о ценностях способствуют деформации молодой личности и негативно влияют на формирование мировоззрения – определяющего видения для построения своего бытия. «Мировоззрение, как известно, - это система представлений о мире и месте в нем человека, об отношении человека к окружающей действительности и самому себе, его убеждения, идеалы, ценностные ориентации. Фактически, мировоззрение можно считать одним из наиболее значимых регуляторов поведения людей в обществе» [2].

На практике уже в сложившемся обществе данную проблему решить достаточно тяжело, поскольку для большинства молодых людей не существует авторитетного мнения относительно руководства к их личностному становлению. В этой связи, на наш взгляд, для вырабатывания у молодой личности приоритета общечеловеческих ценностей и желания культурно и духовно обогащаться над «мировыми интересами», необходимо, в первую очередь, донести до нее разъяснение о смысле ее существования на земле и ее потенциальном вкладе в развитие качественного общества.

Значимость многих реликвий мегаполиса, обладающих просветительской направленностью, основана на исторической ценности. Молодежи необходимо помочь связать то, что уже представляет ценность событий прошлых лет с тем, что может полезного произойти в будущем с помощью действий каждого молодого человека. Иными словами показать общечеловеческую пользу, которую может привнести каждый развивающий свой внутренний мир и обогащающийся на постоянной основе человек. Молодежь должна осознать, что от ее духовного состояния зависит будущее человечества. Мысли, чувства, намерения должны проявляться исключительно на благо мироздания. С учетом того, что современная молодежь в своем большинстве не справляется с развитием духовности надлежащим образом, по нашему мнению, молодым людям должна оказываться профессиональная помощь в духовном становлении, в формировании качественного мировоззрения, в определении жизненных приоритетов и полезной направленности в жизни с учетом традиционных ценностей. 

На основании личных наблюдений можем отметить, у современной молодежи недостаточно умения в соотнесении получаемой информации с доброделанием. Молодежь испытывает затруднения при применении полезной информации в практической ситуации. Многие молодые люди страдают от недостатка внимания к их личности, к становлению их как личность, к формированию их мышления и сознания. В современном мире перед молодым поколением выбор встает из дня в день, порой достаточно сложный. Молодежи не хватает авторитетного мнения, совета, подсказки, примера относительно развития своего внутреннего потенциала и творческих способностей. Возможно, именно по этой причине современным молодым людям тяжело ориентироваться в жизни мегаполиса. На данный момент многие из них определили для себя в качестве ориентиров сведения, получаемые с помощью многочисленных гаджетов, которые современная молодежь не выпускает из рук. В случае если испытывается затруднение с принятием решения или характеристикой какого-либо предмета (ситуации), «всемирная паутина» готова ответить на все вопросы. Но именно здесь, именно в этот момент теряется индивидуальность молодого человека, попавшего в сложную ситуацию. Незатейливые советы в сети заменяют творческий мыслительный процесс, самоанализ и осознание произошедшего, принятие собственного решения, основанного на собственных мыслях. Данная модель жизни передается от студента к старшекласснику и наоборот, вся городская молодежь лишается индивидуального проявления и начинает напоминать бездумно повторяющих друг за другом «облегчающие» существование рекомендации и потерявших интерес к творению бездушных роботов.

Известный мыслитель И.А. Ильин писал: «На самом деле люди неравны от природы и неодинаковы ни телом, ни душою, ни духом. … Они и духовно неодинаковы: все они – различного ума, различной доброты, несходных вкусов; каждый со своими воззрениями и со своим особым правосознанием» [1]. В свете данного утверждения и в педагогическом сообществе появляется отчетливый интерес к развитию этих от природы различных людей, а именно к духовному обогащению современной молодежи с целью сотворения благополучного, окультуренного и качественно социализированного общества. По нашему мнению, успешное развитие человечества зависит, в том числе от степени культурной образованности человека, которая формируется путем развития определенного уровня духовности и выработанного стиля мышления молодого человека в условиях мегаполиса. Поскольку данная возрастная группа людей по времяпровождению преобладает в образовательных учреждениях, решение современных проблем развития духовности рациональнее осуществлять посредством организации педагогических условий в образовательном пространстве мегаполиса в рамках дополнительной программы, что эффективно повлияет на восприятие современной молодежи духовного развития. Среди институтов социализации и духовно-нравственного воспитания личности в мегаполисах особое значение имеют молодежные сообщества, формирующиеся в основном в образовательной среде, педагогический потенциал которых может способствовать созданию условий для эффективного духовного развития, содействовать усвоению молодежью традиционных ценностей, моральных норм и правил социально приемлемого поведения, нравственному становлению личности.

Опираясь на духовно-нравственное воспитание личности, выступающее основой создания высоконравственного общества, по нашему мнению, поиск новых форм духовно-культурного обогащения современной молодежи связан с разработкой и внедрением эффективных методологий интерактивного формата, направленных на оказание помощи молодым людям в формировании качественного мировоззрения и идеалов мышления для построения благополучного и духовно богатого будущего. 

Ссылки на источники

  1. Ильин И.А. Поющее сердце. Книга тихих созерцаний // Москва: Даръ. – 2013 (6-издание). – 320 с.
  2. Шапачников В. Современные проблемы формирования системы ценностных ориентаций юношей и девушек. – URL: http://studio57.ru/2012/01/sovremennye-problemy-formirovaniya-sistemy-cennostnykh-orientacijj-yunoshejj-i-devushek/.