Полный текст статьи
Печать

Аннотация. В статье представлен опыт реализации гуманно-личностного подхода в системе детско-юношеского туризма.
Ключевые слова: дети, туризм, гуманизм, гуманно-личностный подход 

Несколько лет назад, на одной из общих встреч на международных педагогических чтениях по гуманной педагогике Ш.А. Амонашвили сказал, что надо «спасать школу».[1] Это замечание не лишено своей актуальности и сейчас. Одним из средств такого спасения можно считать раскрытие большого воспитательного потенциала системы дополнительного образования детей. И новый импульс такой работе может дать дальнейшая гуманизация воспитательной работы в учреждениях дополнительного образования работающих в системе детско-юношеского туризма. Так как за последние годы нами накоплен определённый опыт в реализации различных проектов туристско-краеведческой направленности, обратимся к данному аспекту работы.

Как известно, детскому возрасту свойственно стремление к необычности, к приключениям и романтике. Туризм во всех его видах – прекрасное средство, которое естественным путем удовлетворяет различные потребности воспитанников. В реальном походе ребята раскрываются совсем с другой стороны, чем в школе. В этом отношении походы особенно ценны для педагога, так как позволяют глубже понять внутренний мир каждого из ребят и быстрее найти индивидуальный подход к нему.

Практически все люди, бывавшие в походах, убеждены в несомненной пользе туризма. В походной практике решаемые задачи способствуют настоящему взаимопониманию и установлению отношений сотрудничества в детском коллективе, что потом переносится и на более широкий жизненный круг общения и в школу. Туризм можно считать и средством расширения кругозора и обогащения духовной жизни подростков. В туристическом походе вырабатывается умение преодолевать различные трудности, ребята учатся коллективизму не на словах, а на деле. Регулярное занятие туризмом вырабатывает у подростков сознательную дисциплину, настойчивость, ответственность, соизмеримость.

Процесс воздействия на ребенка в туристическом походе идет параллельно по всем направлениям воспитательной работы, при этом это разностороннее, комплексное влияние на личность ребенка является основным и безусловным достоинством педагогически грамотно организованной туристско-краеведческой работы с детьми.

Важнейшим аспектом туристской работы является постоянная практическая деятельность в условиях открытой природы, когда всем участникам нужно отработать не только практические навыки туризма, но и преодолевать множество чисто физических трудностей, негативных природных факторов, встречающихся на маршруте. Именно эта жизненная необходимость практически преодолевать разные препятствия, совмещая это с выполнением норм техники безопасности, приводит к внутренней мобилизации детей, что в условиях размеренной школьной жизни случается не часто. В походе же каждый участник обязан выполнять порученное ему дело, иначе – группа на маршруте столкнётся с серьёзными проблемами.

«Объединяют преодоление трудностей полевого быта… общие трудовые дела, туристские соревнования, единый распорядок дня, организованное самоуправление. На основе коллективных дел, под влиянием личности руководителя и наиболее авторитетных ребят-лидеров, постепенно выстраивается система правил и норм жизни, складываются традиции, формируются туристский стиль и культура группы. Часто они не меняются, даже когда школьники становятся взрослыми». [3]

Распределение в группе обязанностей означает, что формально создание коллектива закончено. Но какой это будет коллектив, появится ли сплочённость, способность преодолеть все походные трудности и достичь поставленной цели - это зависит, в первую очередь, от педагогического мастерства руководителя. Его задача - помогать ребятам в принятии решений, быть наставником, советчиком, но не переходить грань чрезмерной опеки, которая разрушает самостоятельность ребят, снижает их ответственность за выполнение порученного дела.

«Походный труд имеет и свои особенности, которые необходимо учитывать для достижения пе­дагогических целей. Во-первых, поход объективно ставит каждого человека перед необходимостью трудиться. Здесь как нигде подходит выражение: «Кто не работает, тот не ест». Во-вторых, труд в походе носит общественный характер, работа одного необходима для всех. В-третьих, в процессе труда учащиеся приобретают жизненно необходимые навыки (приготовление пищи в полевых условиях, разведение костра в любую погоду, обустройство походного быта). И, наконец, самодеятельный поход воспитывает организаторские способности, развивает инициативу, деловитость, активность», - пишет Ю.С. Константинов. [4]

При подготовке к походу учащиеся неизбежно вовлекаются в решение сугубо взрослых дел. Обычно смету похода составляет руководитель, но к этой работе вполне можно привлечь и актив группы. Ученики наравне с руководителем принимают решения по вопросу питания в походе, о расходах на хозяйственные и культурные нужды. Многие именно при подготовке к походу научаются таким действиям, так как многие родители этого детям не доверяют. Так дети приобщаются к решению практических, жизненно важных «взрослых» вопросов. Здесь  задача руководителя - вовремя поддержать, подсказать, похвалить. Часто большую помощь в период подготовки похода оказывают старшие школьники, уже побывавшие в многодневных походах, туристы, окончившие школу, родители.

«Иногда в коллективы младшего возраста специально включаются старшеклассники с туристским опытом и с задатками педагогических способностей. В этом случае старшие помогают младшим, работают с ними на маршруте в качестве помощника руководителя». [2]

Подобные разновозрастные группы уже давно признаны официальной педагогикой, но они требуют от руководителя намного большего внимания и педагогического такта в самом процессе проведения путешествия, особенно при налаживании добрых товарищеских взаимоотношений между детьми.  Но зато такая форма организации похода открывает благоприятные возможности для взаимного общения детей разного возраста, разного жизненного опыта, что необыкновенно развивает прежде всего младших.

Высокая воспитательная роль детско - юношеского туризма заключается в формировании более демократичных, творческих взаимоотношений педагога и ребенка, в становлении педагогики сотрудничества. В условиях взаимодействия с детьми в рамках образовательного учреждения контакты между педагогом и ребятами часто ограничены рамками ежедневной текучки, которая не предоставляет нужного времени и пространства для индивидуального общения. Не хватает простора для установления живых человеческих связей. Но сама походная обстановка сближает людей. Здесь педагог - не  только руководитель, он - участник общего дела. Если группа, класс отправляется в поход, чтобы изучить какой-то район, то и руководитель также его изучает. Находясь в образовательном учреждении, педагогу значительно сложнее выйти на уровень доверительных отношений с ребёнком. Таким образом, походная практика является прекрасным средством для наведения доверительных «мостов» отношений с воспитанниками.

Красиво и образно об этом процессе сказали Игорь Киршин и Евгений Мышкин из Калининграда: «Основным двигателем похода является духовное состояние руководителя. Оно настроит и детей на ту же тональность. И с них постепенно спадут маски, напряженность, страхи. Расправится душа. Но сначала надо дать всему проявляться свободно. Хороший руководитель всегда направляет к высшему и не настаивает на формах его проявления.  Не планировать жестко — иметь в запасе выбор идей и быть готовым от всех от них отказаться ради того, что выявится из самой жизни. Что же такое наш поход? Это –  музыка такая. А музыка – это энергетика, атмосфера. Атмосфера важнее всего. Она слагается из невидимых магнитов: притягивающихся друг к другу сердец. Поход есть самонастраивающаяся система. Она стремится к равновесию и целостности. Она мгновенно реагирует на множество меняющихся факторов. Но только в том случае, когда участники притягиваются к единому образу похода и друг к другу». [5]

В обыденной школьной жизни сложно понять внутренний мир ребёнка, личностные качества не готовы проявиться до конца. Иное дело туристический поход. Здесь педагог перестаёт быть только учителем-наставником, он объективно становится старшим товарищем и сам раскрывается перед детьми как человек с новых сторон своей индивидуальности.

В походе возникает невольная взаимозависимость между руководителем-педагогом и группой детей. При решении сложных практических походных задач  в таком коллективе создаётся реальная основа для формирования по-настоящему братских отношений. Проблемы отношений между детьми, существовавшие до похода, в такой обстановке легко преодолеваются и заменяются на дружеские.

Учитывая то, что в походе все участники во многом находятся  в равных условиях, таким образом «уравнивается» и руководитель-педагог. И возникает нестандартная для ребят ситуация, когда они могут чему-то подсказать и даже научить своего педагога. Например, новым способам рыбной ловли или определению звериных следов… Не стыдно - не знать, не уметь, стыдно - не хотеть узнать, не желать научиться.

Нередко в отношениях педагога с детьми и их родителями происходят недоразумения от незнания учителем ученика. Эта проблема может быть решена, только когда педагог уделяет достаточно много внимания  личному общению с ребёнком, но в обычной школьной жизни не до этого. И всё совсем иначе в походе. Здесь в распоряжении педагога - руководителя все 24 часа для изучения своих воспитанников. Дети проявляют себя в различных ситуациях, во взаимоотношениях с товарищами. Здесь они раскрываются быстрее и во всей глубине и нередко самым неожиданным образом.

Но, как известно, в детском коллективе могут оказаться и «трудные» подростки, которые могут создать различные проблемные ситуации. Как поступать в этом случае? При правильной подготовительной работе к походу, участие в будущем путешествии будет восприниматься детьми как поощрение или даже награда. Поэтому педагог вполне может для «проблемного» подростка поставить определённые задачи по самовоспитанию, направленные на преодоление хотя бы некоторых негативных свойств своего характера. Но даже если у воспитанника не получилось преодолеть что-то до конца, он всё - равно должен участвовать в походе.

Вот как об этом говорит Ю.С. Константинов: «Вход» в туристскую группу должен всегда быть свободным для всех, кроме тех, кому по состоянию здоровья противопоказаны большие физические нагрузки. Нельзя отказывать в приеме ни «трудным», ни неуспевающим. Конечно, влияние детей друг на друга в туристской группе неизбежно, и здесь могут быть заразительны дурные примеры, но это не причина, чтобы не брать в походы «трудных» школьников». [4]

Практика показывает, что туристские походы очень способствуют исправлению недостатков характера, поведения плохо воспитанных детей. Зачастую в походе именно «проблемные» школьники неожиданно раскрываются с положительной стороны, ибо они оказываются в большей степени практико-ориентированными, лучше приспособленными для решения практических задач. Именно в походах к ним меняется отношение у одноклассников, а значение этого, с воспитательной точки зрения, трудно переоценить.

Исходя из сказанного, можно определить следующие критерии педагогического сотрудничества в туристско - краеведческой работе:- взаимодействие «лицом к лицу» (взаимность в действии) подразумевает установление правил, которым все должны следовать, что дисциплинирует детский коллектив:

 - позитивная взаимозависимость – каждый стремится добиться успеха, что и определяет общий успех;
 - индивидуальная ответственность ребенка и педагога - каждый не только стремится добиться успеха, но и несет ответственность перед другими за свои действия;
- развитие навыков общения, как важнейшее условие правильной социализации детей, организация жизни в коллективе так, чтобы не мешать, а помогать другим. Мальчики в походах всегда помогают девочкам нести тяжёлые рюкзаки, помогают при переправах и т.д.;
- рефлексия: совместное обсуждение у вечернего костра групповой работы - обсуждается проделанная работа всего коллектива, каждый самостоятельно определяет свой вклад в общее дело.

В рамках предлагаемого гуманно-личностного педагогического подхода осуществляются следующие основные принципы учебно-воспитательной работы:

- личностно-деятельностный;
- культуросообразности;
- диалогический;
- индивидуально-творческий;
- целесообразности;
- природосообразности;
- туристско-краеведческий;
-целостности воспитательного процесса и единства педагогического воздействия.

Из этого следует, что одной из наиболее важных задач для педагога является решение вопроса о способах формирования внутренней мотивации у ребёнка, т. е. превращения внешней необходимости открытия нового и неизвестного, встречающегося ребенку в путешествии, во внутреннюю потребность.

Совместная практическая деятельность детской группы в походе должна основываться, в первую очередь, на интересе, увлечении  делом, осмыслении своей работы, и уже во вторую - на занятиях теоретического и практического характера по изучению основ туризма.

Такая деятельность:
- имеет коллективный характер проведения, основанный на принципах  взаимодействия и взаимопонимания;
- является творческой;
- оказывает комплексный положительный характер воздействия на внутренний мир ребёнка;
- нацелена на высокий уровень самоорганизации;
- способствует активизации личной инициативы школьников;
- адекватна личным потребностям, целям, мотивам;- базируется на принципах самоуправления, самодеятельности и Со-творчества;
- имеет практико-ориентированный фундамент;
- подразумевает и учитывает возрастные и индивидуальные особенности участников;
- является посильной;
- имеет важную здоровьесберегающую функцию;
- имеет комплексный характер, то есть включает в себя самые разнообразные формы деятельности;
- проводится непрерывно и систематически.

Отдельно следует сказать и о возможностях, которые раскрывает путешествие для педагога по развитию и углублению познавательных интересов ребят. Когда дети выходят в парк на небольшую экскурсию, это оценивается как важное практическое мероприятие. Насколько же больше практических знаний способен дать ребёнку многодневный поход! И здесь перед педагогом возникают огромные возможности по развитию познавательного интереса у детей в области ботаники, зоологии, экологии, географии, истории, краеведения, биохимии, физиологии человека, медицины, обеспечения безопасности жизнедеятельности. Эти возможности  по своему потенциалу и разнообразию никогда не сравнятся с обычной лабораторной работой в школьном кабинете.

Как показывает практика, детские туристские походы и экспедиции  вполне возможно проводить в форме, максимально приближенной к взрослой исследовательской экспедиции. В этом случае решение задач развития познавательного интереса решается ещё более эффективно. Так, за период 2000-2014 гг. педагоги Станции юных туристов Омутнинского района провели десятки поисково-краеведческих и экологических многодневных экспедиций. Собранный детьми материал составил основу для многочисленных исследовательских работ, публикаций в местной прессе и даже книг по истории Кировской области. По отзывам, именно экспедиции оказываются наполненными глубоким и важным для учащихся практическим содержанием.

Не просто отдых и развлечения, но предстоящая работа, изучение нового, еще неизвестного, маленькие открытия, совершаемые участниками, делают для ребят походы наиболее привлекательной и интересной формой личностной самореализации. Уважительное отношение местного населения к научным задачам детей значительно повышает в глазах ребят общественную оценку их труда, формирует ценностную установку, которая затем позволяет школьникам не останавливаться в своем образовании и саморазвитии.

Как известно, когда люди объединяются для общего дела, понимание ими сути, смысла и задач этого дела может быть различным. Например, школьник, зная, что группа планирует проведение походов по местам боевой славы или с целью изучения малых рек, может на самом деле мечтать посидеть с друзьями у вечернего костра, пообщаться, испечь картошку, порыбачить. Но в этом на самом деле нет никакой проблемы - высокие цели и серьезные задачи не появятся в одночасье. Руководитель должен помочь ребятам сформулировать цель общего дела, которая, может быть, появится в столкновении мнений, интересов в самом коллективе, а не будет привнесена извне в готовом виде. Главное, чтобы юные туристы осознавали, что поход - не разовое мероприятие, а первый шаг на интересном, но и непростом пути.

Одним из важнейших принципов организации познавательного активного отдыха детей осуществляемым в процессе туристско-краеведческой деятельности, является принцип целостности воспитательного процесса и единства педагогического влияния. Эта деятельность способна одновременно воздействовать на интеллектуальную, эмоциональную и волевую сферы личности юного туриста, осуществлять органическое слияние образовательного, воспитательного и оздоровительного процессов.

Таким образом, используя высокий воспитательный потенциал туризма и краеведения, педагог может с успехом разрешать разнообразные педагогические проблемы, которые далеко не всегда можно решить в рамках традиционного школьного обучения. 

Ссылки на источники: 

1. Амонашвили Ш.А.  В поиске нового педагогического воображения. – Три ключа. Педагогический вестник. Выпуск десятый. – М.: Издательский дом Шалвы Амонашвили, 2006 г. – 192 с., илл.
2. Ворончихин Е.И. По Вятскому краю. Путеводитель по примечательным объектам природы. Часть II. – КОЦДЮТиЭ. Киров: ГИПП «Вятка».2000. – 308 с. илл.
3. Козлова Ю.В., Ярошенко В.В. Туристский клуб школьников: пособие для руководителя. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 224 с.
4. Константинов Ю.С. Детско - юношеский туризм. – М.: ФЦДЮТиК, 2008. – 600 с., илл.
5. Киршин И., Мышкин Е.  Творческий поход: прорастание Культуры в Ребенке. Информационный выпуск  "Гуманная педагогика", Калининград, № 1(1), 25 декабря, 2008 г., 125 с.