Полный текст статьи
Печать

Аннотация: Статья посвящена вопросам проявления качеств педагога, родителя в воспитании детей, психологическом климате общения детей и взрослых, гуманизации образовательной среды
Ключевые слова: интеграция школы и детского сада, развивающийся педагог, тренинги, исследования, трудолюбие и человеколюбие 

Из всех показателей оценки
                                                                             школы главным следует
                                                                                   считать самочувствие в ней
                                                                                человека. Школа хороша,
                                                                                     если в ней хорошо каждому
                                                                         ребёнку и взрослому.

В.А. Караковский 

Для каждого человека в определённый период времени школа – это второй дом. Для учителя – это храм знаний. Для ученика – место общения со сверстниками и взрослыми, где всегда должно быть интересно и увлекательно.

Важнейшее условие эффективности обучения и воспитания, саморазвития и самореализации каждого, кто переступает порог образовательного учреждения, будь то взрослый или ребёнок – это психологический комфорт. Создать в образовательном учреждении атмосферу сотрудничества, сотворчества, выстроить основы, необходимые для содружества взрослых и детей, - непростая задача. Она посильна лишь команде неравнодушных и творческих педагогов.

На современном этапе в законе «Об образовании» введено инновационное образовательное структурное направление «Школа – детский сад». 12декабря 2011г. при МКОУ СОШ с УИОП пгт Мурыгино были открыты  3дошкольные группы, которые  были организованы как структурное подразделение общеобразовательной школы. На тот момент мы понимали, что инновации в дошкольных группах  прежде всего зависят от того, насколько мы сами готовы  развиваться, насколько мы открыты веяниям современности.

Основная часть школьного педагогического коллектива во главе с администрацией, - мастера педагогического труда. Находясь в постоянном поиске новых  форм и методов повышения качества образования, педагоги школы обладают набором качеств педагога – профессионала, что помогает обеспечивать образовательный процесс на высоком творческом уровне. Важнейшими качествами являются гуманизм и интеллигентность, высокая духовная культура и ответственность, трудолюбие и работоспособность,  человеколюбие и умение общаться с людьми.

Наш молодой коллектив составляет 13% от всего школьного коллектива. Вот уже 3 года мы равняемся на своих школьных наставников, готовы преумножать школьные образовательные традиции.

Данные преобразования помогают более эффективно осуществлять преемственность между дошкольным и школьным образованием. Важную роль при этом играет координация взаимодействия между педагогическими коллективами. Чтобы обеспечить постепенное вхождение дошкольников в школьную жизнь, всем участникам образовательного процесса нужно:

  • сформировать общие взгляды на ребёнка и его вхождение в школьную жизнь, организацию его подготовки к школьному обучению в детском саду, дома и в будущей школе;
  • согласовать взаимодополняющие действия без дублирования друг друга;
  • всем участникам преемственной цепочки найти общий язык, на котором могут говорить о будущем первокласснике.

Преемственность – двусторонний процесс, в котором сохраняется самоценность дошкольного детства на дошкольной ступени образования и формируются личностные качества ребёнка,  служащие основой успешности школьного обучения.  Школа, как преемник, не строит свою работу с нуля, а опирается на умения дошкольника и организует образовательный процесс, развивая накопленный им потенциал.

Инновационные изменения образовательного учреждения требуют не только реконструкции образования, но и систематического прогресса в кадровом отношении. Инфантильный, неразвивающийся педагог не может, лишь применяя новые программы, технологии, воспитать созидательную, творческую личность. Именно поэтому повышение компетентности, профессионализма – одно из важнейших условий повышения качества дошкольного образования. Этого можно достичь, не только применяя формы индивидуальной работы с педагогами, но и, правильно организовав психолого – педагогические мероприятия.

Координатором дошкольных групп является директор школы – Ольга Александровна Тарасова. Ее деловые качества современного руководителя коллектив постоянно ощущает  в процессе реализации образовательного процесса. Постоянная связь между содержанием методической работы и педагогическими результатами работы обеспечивает непрерывный процесс совершенствования профессионального мастерства каждого воспитателя. Эту связь систематически поддерживает старший воспитатель дошкольных групп – Ирина Викторовна Бавенко. Разнообразные мероприятия способствуют активизации личности педагогов, развитию творческого начала. 

Постижение азов психологии – это не изучение новой дисциплины и не создание дополнительной нагрузки для воспитанников и педагогов. Это средство для создания особой неповторимой атмосферы в школьном доме, возможность привлечь внимание детей и взрослых к скрытым резервам психики и вооружить необходимыми знаниями тех, кто стремится к успеху.

Одним из эффективных путей реализации в практике образования научных достижений возрастной  и педагогической  психологии выступает психологическая служба.

В 2011-2012 учебном году проводилась психологическая диагностика микроклимата дошкольных групп, в ходе которой использовались различные методики: «Типовое состояние»; методика диагностики степени эмоциональной стабильности и нестабильности личности (Г. Айзенк); оценка реализации потребностей педагогов в развитии и саморазвитии; методика  «Мажор-минор» (исследование состояния психологического климата) и другие. В процессе анализа совместной деятельности с детьми отмечено, что не все педагоги владеют искусством уважения, понимания, помощи и поддержки, недостаточно владеют речевыми техниками договора, оставляет желать лучшего психологическая подготовка педагогов. У некоторых детей отмечался повышенный уровень тревожности (методика «Шкала тревожности А.М. Прихожан», тест Филипса).  При использовании социометрии констатировали что, уровень благополучия взаимоотношений в группах близок к низкому, «индекс изолированности» оказался высоким, коэффициент взаимности почти  отрицательный.

Особым субъектом образовательного процесса являются родители. При работе психолога с семьей возникало много  сложностей. Анализ педагогической  практики показывает, что главные просчёты в работе с родителями лежат в двух плоскостях: недооценка воспитательных возможностей современной семьи с её возросшим материальным, культурным, образовательным, психолого-педагогическим уровнем и недооценка её кризисного состояния, трудностей и проблем, смены направленности  отношений  с материально-экономических на  социально-психологические.

В этих условиях формируется неправильная психологическая установка педагогов и родителей на их воспитательно-образовательные функции и процесс сотрудничества.  Педагоги  обращались  к психологу, в основном, лишь по вопросам дисциплины и освоению образовательной программы. Некоторые родители  совершенно равнодушно относятся к традиционной психолого-педагогической пропаганде и своей более чем скромной роли, считая, что педагогам  все равно не понять их проблем, они редко обращаются за помощью.  При этом формируется позиция конфронтации: кто обязан, кто должен, кто прав, кто виноват.

Планирование деятельности начали с определения цели и постановки задач.  Основная цель: гармоничное развитие воспитанников и  повышение психологической культуры всех участников образовательного процесса.

В процессе работы ставились следующие задачи: 1) внедрить  инновационные психологические технологии в образовательную деятельность; 2) укрепить воспитательный потенциал образовательного учреждения; 3) сохранить и укрепить  здоровье всех участников образовательного процесса; 4) совершенствовать психологическую грамотность педагогов; 5) развивать конкурентоспособность образовательного учреждения на рынке образовательных услуг.

Для решения каждой из них требуются согласованные действия всего коллектива образовательного учреждения, всех его служб, в том числе психологической, результаты работы которой обеспечат её специфический вклад в решение общих задач.

Для повышения психологической компетентности всех участников образовательного процесса, используются различные формы работы педагога-психолога, которые требуют инновационного подхода в работе с кадрами.  Психологические акции («Моя семья», «Новый год! Что он людям принесёт», «Гирлянда добрых дел», «Радуга настроений и т.д.) и социологические опросы («Что такое счастье?», «Чего я хочу от жизни»  и т.д.) способны изменить настроение и отношение к окружающему миру детей и взрослых. Детские откровения в творческих делах («Гора мечтаний», «Дом, в котором мы живём» и т.д.),  интервью с детьми подготовительной группы («Что интересного и хорошего вы ждёте от школы?», «Что ожидаете услышать от взрослых на пороге школы?») могут дать пищу для серьёзного размышления о настоящем и будущем взрослеющих детей, для формирования школьной общности детей и взрослых; для развития чувства  гордости за свою группу, детский сад, школу. Разработаны   циклы развивающих занятий,  психологических тренингов  для дошкольников  разных возрастов. Реализация программы Л.М.Шипицыной помогает коллективу дошкольных групп осуществлять приоритетное направление социально-коммуникативного развития дошкольников.Детям нравятся психологические минутки с использованием элементов психогимнастики, психологических этюдов, нравственных ситуаций. Они приносят положительный эмоциональный настрой на целый день.   Изучение отношений дошкольников к взрослым и сверстникам (посредством анализа их рисунков «Мой воспитатель», «Мой лучший друг»)  констатирует позитивные результаты: дети проявляют старательность, удовольствие, тщательность прорисовки линий; выбирают цвета (желтый, красный, зеленый), которые ассоциируются с положительными эмоциями. При использовании социометрии мы видим высокий уровень благополучия взаимоотношений в группах.

Заинтересованность педагогов в создании тёплой творческой атмосферы в учреждении является одной из составляющих успеха  работы  педагога-психолога.Психологический климат в коллективе ДОУ должен быть всегда благоприятным, от этого зависит работа воспитателей, обучение и воспитание детей, отношения с родителями.Для обогащения психологических знаний педагогов на семинарах, методических часах, педсоветах раскрываются различные психолого-педагогические темы. В начале учебного года актуальной является тема «Технология адаптационного периода.Программа «Улыбнись, малыш!». Для повышения эффективности взаимодействия педагогов с воспитанниками проведён семинар «Управление эмоциональным состоянием дошкольников». Решая проблемы психологических особенностей воспитанников, организован практикум «Проблемные дети. Какие они?».  Тематика педсовета «Педагогическое общение. Технология этической защиты» послужила почвой для улучшения педагогического взаимодействия. Психологические игры «Неиспорченный телефон» (умение передавать информацию), «Кораблекрушение» (умение прислушиваться к мнению окружающих) помогают глубже узнать друг друга.

Только развивающийся педагог может воспитывать ребёнка, способного к развитию и саморазвитию. Сама жизнь предъявляет к профессии педагога требование – постоянное профессиональное развитие. Старые отработанные методы и приёмы перестают срабатывать. С целью содействия профессиональному росту педагогов и активизации их личностных ресурсов разработаны занятия, в ходе которых осознаются общие профессиональные стереотипы, препятствующие развитию педагогического мастерства. Посредством тренингов(«Как стать счастливым!», «Музыка лечит болезни души», «Правила бесконфликтного общения») осуществляется обучение техникам саморегуляции, ослабления психической напряжённости. В работе с коллективом применяется технология «доверительного пространства», ключевыми моментами которой являются: открытость и сотрудничество, активное участие каждого, создание демократической атмосферы, равенство возможностей, обмен идеями.Постоянным спутником педагогических мероприятий является стресс-тест. При наличии стресса актуальными становятся упражнения сихрогимнастики, «Бодрость за 1 минуту», элементы иматотерапии, релакс-картины, цветотерапия, «Дружеский шарж на коллегу», «Люди и фрукты» и т.д. Традицией коллектива становится новогодний тренинг, что сближает сотрудников, поднимает настроение посредством сказочных гаданий. Интересно и содержательно проходят совместные мероприятия: «Начнём утро с зарядки, улыбаясь!» (все сотрудники вместе с детьми  выходят в общий коридор и делают упражнения под веселую музыку, заряжаясь позитивом на весь день), Дни здоровья с выходом на природу;  праздники, юбилеи, вечера  отдыха с пением под караоке; совместный выезд в театр, выходы на концерты в ДК и т.д.

Изучая микроклимат педагогического коллектива дошкольных групп, мы сравнили уровень развития сообщества с подобной иерархической системой, разработанной А.И. Лутошкиным. Результаты оптимистичны: уровень развития коллектива – «кооперация», чуть-чуть и «Алый парус». Позитивные критерии педколлектива: эмоциональность, интеллектуальность, гуманность; совершенства требуют организованность и действенность системы взаимоподчинения.

Обращение к психологии взгляда родителей позволяет по-новому воспринимать то, что ежедневно окружает их в процессе воспитания детей. Стимулом к деятельности являются организация различных форм взаимодействия с родителями: систематические индивидуальные консультации; групповые консультации и практикумы; родительские собрания («Искусство быть родителем», «Как сделать ребёнка популярным») и тренинги («Воспитание настоящего мужчины», «Взаимоотношения с дочерью»). Эффективными стимуляторами являются наглядные формы работы: оформление стендов «Что можно сделать для развития речи дошкольников?», фотовыставок «Как мы провели лето!», папок-передвижек «Мастерская слова»,  буклетов «Учите детей говорить правильно», листовок «Речевое развитие детей» с практическими советами, игровыми упражнениями, теоретическим материалом. В реализации находятся детско – родительские проекты: «Мир в твоём окне»,  «Птица семейного счастья», «Навстречу друг другу».

Педагог-психолог использует в своей деятельности все необходимые технические средства: компьютер, ксерокс, сканер, интернет, музыкальное и цветовое оформление. Всё это делает образовательный процесс более ярким и  насыщенным. Воспитанники с удовольствием выполняют задания, используя ТСО.

По отношению к общим задачам образовательного учреждения результат деятельности психологической службы является промежуточным и обеспечивает эффективность деятельности педагогов, администраторов, других специалистов. Критериями успешного решения задач психологической службы являются:

1) реализация мероприятий в соответствии с утверждённым планом;

2) возможность использования результатов её работы для решения общих задач администрацией, педагогическим коллективом, другими специалистами;

3) позитивное  отношение к деятельности психолога  и готовность к сотрудничеству со стороны администрации, педагогического и ученического коллективов, родительской общественности.

Вместе с психологией в школу приходят новые знания и отношения, научная диагностика, серьёзные исследования и действенная помощь воспитаннику, что помогает педагогам решать проблемы индивидуализации и дифференциации  педагогического  процесса.

Психологическая служба помогает создавать в образовательном учреждении атмосферу психологического комфорта, взаимопонимания, радости и доверия, которые царят в стенах школьного дома и стимулируют психолого-педагогическую деятельность всех участников образовательного процесса. Это даст ещё один стимул для повышения качества знаний; будет содействовать дальнейшей гуманизации образовательной среды дошкольно-школьного дома. 

Педагогический коллектив готов для полной интеграции дошкольных групп в структуру общеобразовательной школы.Определённая модель взаимодействия  поможет  в реализации ФГОС всех структур образовательного процесса.