Полный текст статьи
Печать

Аннотация. В статье приводится краткая характеристика такого феномена, как тьюторство – описание происхождения этого понятия и его связь с гуманной педагогикой.
Ключевые слова: тьютор; тьюторское сопровождение; педагог; обучение. 

В рамках тематики сотрудничества личности педагога и ребенка, не стоит оставлять в стороне такую область психолого-педагогического взаимодействия, как тьюторство.

Эта сравнительно новая для Россия область педагогики стремительно набирает обороты и ее развитие становится все более актуальной задачей.

Уже сейчас области применения тьюторской деятельности составляют далеко не единицы. Сюда входят не только такие образовательные учреждения, как детские сады, школы, колледжи, университеты и институты, а так же различные учреждения, связанные с инклюзивным и дистанционным обучением.

Что же подразумевает под собой само определение этого понятия?

Исторически, под тьюторством понимают определенную форму университетского наставничества. Это связано в первую очередь с тем, что сложилось это понятие в Великобритании, а именно в таких университетах, как Оксфорд и Кембридж. Учитывая, что это был приблизительно XIV в., тьюторство было неотделимо связано с понятиями свободы, равенства и личностной независимости. Студенты сами решали, какие курсы им посещать, а преподаватели предъявляли свои требования лишь на экзаменах. Свой выбор студент делал уже при непосредственном профессиональном определении, что позволяло ему быть вольным слушателем и не быть привязанным к строго определенной программе. Однако это решение ему помогал сделать ни кто иной, как тьютор. Тьютор играл роль некоторого посредника, который помогал учащемуся сориентироваться в учебных дисциплинах и выбрать путь своего обучения.

Однако со временем, позиция тьютора, как деятеля в области студенческого самообучения изменилась. Поэтому следует обратиться к современным источникам.

Согласно глоссарию ФГОС «Тьютор – педагог-наставник, способный обеспечить социально-педагогическое сопровождение учащихся при выборе и прохождении ими индивидуальных образовательных траекторий».

Тьютор помогает учащемуся не только организовать свою учебно-рабочую среду и создать максимально продуктивные условия для деятельности, но и так же способствует процессу усвоения этой деятельности. Как непосредственный участник педагогического процесса, тьютор обеспечивает образовательное сопровождение и способствует социализации обучающихся.

Как педагог тьютор действует в условиях индивидуализации образовательной деятельности. Именно тьютор создает такие условия, которые позволяют сделать обучение индивидуальным.

Следует отметить, что тьютор (наставник) не определяет за учащегося его приоритетные учебные задачи. Он задает вектор для развития образовательного потенциала, помогает ученику (или студенту) верно определить путь его обучения и сопровождает деятельность обучающегося.

Очевидна и разница между тьютором и учителем или тьютором и преподавателем. Учитель или преподаватель имеет своей целью дать знание, учить и обучать. Тьютор же создает образовательную среду, благоприятную для индивидуального участия, он ориентирует учащегося в том образовательном пространстве, которое уже существует и которое может быть создано и реализовано самим учеником.

Если указывать на разницу между психологом и тьютором, то психолог-педагог имеет перед собой цель развития и изучения психических процессов учащегося. Перед тьютором же такой задачи не стоит. Он занимается реализацией личностного потенциала и индивидуализацией окружения.

Однако не следует думать, что тьютор помогает только преобразовать среду под личность обучающегося. Социализация, как процесс усвоения норм и правил определенной системы, вхождение учащегося в среду и успешной в ней деятельности – это представляется не менее важной и очевидной задачей, для тьютора, как наставника.

Не менее важной задачей представляется «тьюторское сопровождение». Что подразумевается под этим понятием? В ситуации, когда речь идет о тьюторском сопровождении, ученик действует по уже усвоенным нормам, а педагог создает условия, которые оказываются наиболее благоприятными для этого действия. В ситуации такого сопровождения педагогическая деятельность ориентирована на формирование у личности учащегося индивидуально приемлемых норм, которые в дальнейшем подвергаются совместному анализу.

Чем же должен руководствоваться тьютор в своей деятельности? Во-первых это ряд психологических методик, которые позволяют установить контакт с обучающимися, методик, помогающих убрать барьеры между педагогом и  учеником. Ими могут стать проективные методики, помогающие смоделировать конкретную ситуацию и предполагаемую систему действий. Во-вторых это технологии, методы, а не методики, которые широко используются в психологической практики и определяются не только их знанием, но и умением, психологической грамотностью. Тут можно отметить рефлексию, метод активного слушанья, вопросно-ответные технологии и др. Ну и не стоит забывать о личностных качествах тьютора, которые так же являются необходимыми для успешной деятельности в этой области.

Сюда можно отнести:

  1. Инициативность, как способность привнести новые идеи.
  2. Ответственность, как способность выполнять свою работу качественно.
  3. Организаторские способности. Тьютор должен уметь направить деятельность учащегося и (или) группы учащихся.
  4. Самоорганизация. Тьютор должен уметь организовать свое время, свою деятельность и свой труд.
  5. Вовлеченность. Тьютор должен проявлять личный интерес к индивидуализации образовательного процесса.
  6. Коммуникативные навыки. Сюда можно отнести умение четко объяснить поставленную задачу, грамотная речь, способность располагать к себе.
  7. Активность. Тьютор должен подвигнуть учащихся и (или) группу на участие, если это необходимо. 

Этот список отнюдь не подразумевает свою обязательность и предполагает лишь ориентировочные качества, которые могут быть полезны и предпочтительны при подобного рода деятельности. 

Отдельного внимания заслуживает практическая реализация тьюторства. Интересно будет рассмотреть, как новое направление педагогики находит свою реализацию в студенческой практике. 

В рамках нашего вуза, а в особенности нашего института, тьюторство реализуется, как постоянная практика. В чем же тут заключается особенность тьюторского сопровождения? Моя личная «наставническая» практика дает возможность объяснить механизм этого взаимодействия.

Во-первых, тьюторство особенно направлено на работу с первокурсниками. Для них проводится адаптационный тренинг, на котором те, кто только начинает свое обучение имеют возможность «включиться» в общий образовательный контекст, социализироваться, понять, что их ожидает в процессе обучения. Тренинг дает возможность для молодых студентов увидеть в тьюторе своего помощника, человека, который готов сориентировать в учебном пространстве.

Но это только начало нашей деятельности. В дальнейшем она подразумевает более тонкую работу, направленную на организацию студенческой зоны ближайшего развития, на реализацию студенческого потенциала, на то, чтобы студенты в скором времени уже могли действовать самостоятельно, проявлять свою активность без посторонней помощи.

В чем студент может себя реализовать? Это не только учебная и научная деятельность, но и так же общественно-практическая работа, студенческое творчество. Подобные мероприятия реализуются в виде проектов, (студенческие ярмарки, конкурсы, творческие объединения и др) которые сначала предполагают простое включение начинающего студента в процесс. В дальнейшем студент сам решает какая деятельность будет для него более интересной, исходя из образовательной среды, которая его окружает.

Но особенную важность представляет процесс создания проектов самими студентами. Каждый студент имеет такую возможность и активно реализует ее в дальнейшем. Достаточно только иметь идею, которая обязательно находит отклик и реализуется уже совместными усилиями.

Но все это невозможно без тьюторства. Ведь именно тьютор знакомит студента со средой, определяет его включенность в эту среду, помогает установить связь между студентом и его окружением. Все, что в дальнейшем может быть реализовано самостоятельно, на начальном этапе невозможно представить без работы тьютора. 

Подведем итоги. Стоит ли вообще рассматривать тьюторство, как феномен, характерный для гуманной педагогики? Конечно стоит. Весь вышеперечисленный материал только подтверждает это. Гуманная педагогика, которая считает личность человека и ее развитие высшей ценностью, не может обойти тьюторство стороной, как и наоборот тьюторство с его индивидуализированным подходом не может обойти стороной гуманную педагогику.

Представляется, что эти две области являются единым целым, одним составляющим, которое способно сформировать личность выбирающую, личность, которая способна самостоятельно действовать в окружающей среде, которая способна ставить перед собой задачи и решать их, которая способна грамотно взаимодействовать с окружающей ее средой.

 Поэтому можно сказать, что тьюторство должно занимать почетное место в рамках гуманной педагогики и представлять собой сферу деятельности особо актуальную и особо развивающуюся в наши дни. 

Ссылки на источники:

  1. Ковалева Т. М., Долгова Л. М. и др. Сборник АПК и ППРО — Москва. 2009.
  2. Никифорова Е.А. «Тьюторское  сопровождение познавательных интересов младших школьников  в условиях  образовательного кластера»