Полный текст статьи
Печать

Аннотация: Данная статья посвящена первому опыту анализа деятельности общественных движений в России, опирающихся в своей деятельности на принцип гуманизма
Ключевые слова: гуманизм, российские и международные общественные движения, «Родительская забота», родительские чтения, фестивали, университеты как основные формы работы

В соответствии с указами президента В.В. Путина в настоящее время большинство нормативных актов общественного значения принимаются после общественной экспертизы, которая может продолжаться месяцами, а как показал опыт с законом «Об образовании в РФ» и годами. В настоящее время проходит общественное обсуждение проект «Стратегии развития воспитания в РФ на период до 2025 года».(1) Естественно документ вызывает различные оценки, что позволяет корректировать текст или уточнять замысел авторов текста.

С позиций философии гуманизма можно отметить тот факт, что этот термин не употребляется, в то время как речь идет все же о развитии личности. Стратегические ориентиры воспитания сформулированы Президентом Российской Федерации В. В. Путиным: «…Формирование гармоничной личности, воспитание гражданина России – зрелого, ответственного человека, в котором сочетается любовь к большой и малой родине, общенациональная и этническая идентичность, уважение к культуре, традициям людей, которые живут рядом».

 Можно говорить  о том, что в тексте не раз встречаются формулировки, которые отвечают ценностям гуманизма, тем более, что гуманистические процессы опираются на лучшие классические основы педагогики, поэтому такое положение Стратегии как  обновление воспитательного процесса на основе оптимального сочетания отечественных традиций, современного опыта, достижений научных школ, предусматривающих культурно-исторический системно-деятельностный подход к социальной ситуации развития личностного потенциала детей и подростков» находит понимание сторонников гуманизации педагогического процесса. Вместе с тем не радует сам факт исчезновения понятия, которое было ключевым в первом законе «Об образовании» нового государства – РФ,  символически принятого как УКАЗ №1 президента Ельцина и принятого в международном сообществе как «закон Э.Днепрова», реформатора российского образования и специалиста по истории педагогики XIX века- века формирования государственно-общественной системы образования в России. В течение нескольких месяцев под  руководством была разработана стратегия развития российского образования, в которой появились идеи гуманизации, гуманитаризации, вариативности.(2) Не хочется верить в то, с уходом Э.Днепрова из жизни (февраль 2015) исключается и система ценностей ВНИК «Школа»- союза новаторов педагогики, среди которых были А.Н. Тубельский, Ш.А. Амонашвили, Е. Сабуров. Можно согласиться с  В.А. Болотовым,    что триада этого коллектива — «Развитие ученика, развитие школы и развитие государства» — надолго определила основные идеологические основания реформирования российского образования.  Сейчас Стратегия развития образования является одним из компонентов комплекса Стратегических актов. Одни из них соответствуют общему концептуальному направлению, а иные нет.

В соответствии с идеями государственно общественной системы образования «Стратегия призвана консолидировать усилия государства и общества, направленные на решение задач формирования российской идентичности подрастающего поколения».

Продолжением традиций и преемственности этапов развития образования является провозглашенная в Конституции РФ идея об ответственности семьи за образование детей. Ответственность же государства возлагается на создание условий для обеспечения педагогического процесса. Действительно Стратегия «утверждает главенство семьи в вопросах воспитания как деятельности направленной на изменение связей ребёнка с миром, с людьми, формирующей активную позицию личности».

В отличии от ряда таких оценок, как  «вызывает обоснованные сомнения необходимость присутствия в рассматриваемом проекте Стратегии ряда формулировок, например, «поддержка общественных объединений, содействующих совершенствованию воспитательного процесса в образовательных организациях…» можно найти достаточно убедительные доказательства перспективного положительного опыта общественных организаций для обеспечения родительской поддержки учителя и ученика в его индивидуальном развитии.(3) Примером тому служит международное общественное движение «Родительская забота», объединяющая родителей и педагогов, опирающихся на идеи гуманной педагогики, развиваемой академиком, д.пс.н. Ш.А. Амонашвили. В течение 13 лет члены международного сообщества посещали его международные педагогические чтения в Москве, а в этом году состоялись первые российские чтения, которые проводит его единомышленники со всех концов России. Знаменитая Антология классиков педагогической мысли, изданная под руководством Ш.А. Амонашвили  помогла многим родителям и педагогам познакомиться с лучшими крупицами отечественной педагогики, выражающими любовь к ребенку и делу воспитания ( В.А. Сухомлинский, Я.Корчак, В. Вернадский и др.). В настоящее время положено начало антологии трудов самого инициатора и создателя парадигмы гуманной педагогики в современном образовании. Ш.А. Амонашвили подтверждает мысль основателя национальной российской системы образования К.Д. Ушинского о том, что сердевиной системы является Учитель и модернизация «школы» проходит через его сердце и мировоззрение, разум. Эти идеи отражены в Манифесте гуманного педагога, принятого участниками общественных движений «Центр гуманной педагогики» и МОД «Родительская забота». Среди ведущих идей всех международных педагогических Чтений сквозил его вопрос, а что конкретно сделал каждый для поддержки ребенка, его внутреннего мира, раскрытия его способностей.  Удивительно созвучен этот вопрос с тем, что прозвучал на форуме«Государство и гражданское общество: сотрудничество во имя развития»: Это была встреча единомышленников. Диалог с теми, кто не кричит, что государство должно нам и то, и это, а в первую очередь задается вопросом: «Что могу сделать лично я?» (январь 2015). Но основное внимание реализации этого вопроса уделяется на международных Родительских чтениях  и  дублирующих их основные идеи Чтениях в регионах, странах Ближнего Зарубежья. В Стране созданы региональные отделения этого движения, которые находят информационную и организационную ( а не финансовую и материальную) поддержку среди администрации субъектов РФ и муниципалитетов,  педагогических вузов, медицинских учреждений и активных родительских клубов. Речь не идет о критике законодательства, а анализе ситуации и конкретной созидательной работе на благо детства и семьи. Так уникален опыт г. Набережные Челны. Здесь родился Российский родительский университет, День Отца, уроки доброты, педиатрическая поддержка детей через систему дополнительного образования. В этом городе впервые принята муниципальная программа «Семейная политика». В мае 2015 года региональное отделение этого города принимает эстафету  из г. Волгограда по проведению III Международном молодежном фестивале семьи, любви и верности «Главное в жизни – СЕМЬЯ!», который состоится 14 -16 мая 2015 года в городе Набережные Челны Республике Татарстан. Фестиваль приурочен к празднованию Международного дня семьи. Участниками фестиваля станут молодежь, думающая о своей будущей семье, молодые родители, руководители родительских комитетов школ, руководители общественных педагогических и родительских организаций; представители общественного движения, учителя, педагоги, психологи,  студенты, ученые.

ФОРМЫ УЧАСТИЯ В ФЕСТИВАЛЕ ДЛЯ КОМАНД-УЧАСТНИКОВ

ВИЗИТКА «Главное в жизни - СЕМЬЯ!»

ПРОЕКТНЫЕ МАСТЕРСКИЕ. Тему проектных мастерских, посвященную актуальной проблеме возрождения духовной культуры семьи и общества, команды получили на II Международном молодежном фестивале, который проходил в Волгограде. 

«УРОКИ СЕМЕЙНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ» для учащихся образовательных учреждений города Набережные Челны

Каждая команда-участник будет направлена для выступления в определенное образовательное учреждение города  для того, чтобы выступить перед учащимися в рамках темы Фестиваля. Уроком семейного благополучия может быть любая выбранная участниками форма (мастер-класс, семинар-практикум, театрализация, музыкально-литературная композиция, ток-шоу итд.) Приветствуется любая форма коллективного творчества.

В рамках фестиваля планируется и работа научно-практической конференции ««ЕСТЬ СЕМЬЯ – ЕСТЬ БУДУЩЕЕ»

В Кировской области в области проблем детства и семьи работают сеть общественных движений и организаций. Нельзя сказать,  что все они приверженцы идей гуманной педагогики, но большинство ориентированы на идеи гуманизма. Общественная палата в рамках Гражданского Форума стремится установить  рабочие связи между организациями. Естественно есть общие цели, но как показала практика, у каждого движения или организации «свои ниши деятельности», каждая организация привлекала к себе определенные группы населения своими делами.

  Если главными темами Форума «Государство и гражданское общество: сотрудничество во имя развития» стала работа третьего сектора, спонсорство, краудфайндинг, грантовая поддержка, технологии и опыт привлечения средств для некоммерческих неправительственных организаций (НКО), то в  Кировской области Правительство основное внимание уделяет приоритетам государственной политики в области семьи и детства (4)

В разработке плана по реализации Стратегии в 2015-2017 гг. кроме специалистов органов исполнительной власти приняли участие представители Кировского отделения Российского детского фонда, аппарата ГФИ, Уполномоченный по правам ребенка в Кировской области.

План включает в себя мероприятия по шести ключевым направлениям.

Раздел «Семейная политика детствосбережения»

Раздел «Доступность качественного обучения и воспитания, культурное развитие и информационная безопасность»

В разделе плана «Здравоохранение, дружественное к детям, и здоровый образ жизни» предусмотрено 73 мероприятия, направленные в том числе, на совершенствование работы кризисных центров, созданных на базе областных государственных медицинских организаций;

В разделе плана «Равные возможности для детей, нуждающихся в особой заботе государства» . Также планируется внедрение технологии «Домашнее визитирование» в работе с семьями, воспитывающими детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья; совершенствование работы Центра восстановительного лечения областного детского клинического консультативно-диагностического центра и др.

В раздел плана «Создание системы защиты и обеспечения прав и интересов детей и дружественного к ребенку правосудия»

Раздел плана «Дети – участники реализации Стратегии»

Основное внимание членов регионального отделения «Родительская забота» , участников  Общероссийских Педагогических Чтений по гуманной педагогике "Учитель, укажи путь красоты духа» (Москва, январь 2015) уделяется индивидуальной работе  педагога (формальная или неформальная педагогическая деятельность) прежде всего над самим собой, а затем  с конкретными детьми, родителями, студентами. Участники чтений внесут свой вклад в распространение  идей любви и добра на уроках, родительских собраниях, областных родительских чтениях, чтобы административные решения принимали характер добродеятельности, а соразмышления по-прежнему будут опираться на положения, сформулированные в Манифесте гуманной педагогики и в Кодексе чести и служения учителя, основанные на принципах духовного гуманизма. Учителем жизни у каждого человека может быть и учитель в школе,  и родители,  и кураторы студенческих групп, преподаватели, и любимый человек. Главное – чтобы все таки идеи гуманизма не остались в учебниках классической педагогики, а развивались в новых условиях системы образования и образовательные события были наполнены не только разумом, но и чувствами каждого участника.

По мнению преподобного Максима, одной из других важных причин страданий Господних стало Его «желание явить неизреченную любовь Божию к людям». Христианину важен личный подвиг именно ради любви, которая есть совокупность совершенства (Кол. 3, 14). Поэтому само по себе совершение самых различных подвигов самопреодоления — будь то физическое воздержание и аскеза или же нравственный подвиг — может не принести совершенно никакой пользы человеку. Ведь в христианском измерении сами по себе они ничего не стоят.(5)

Гуманизм - (лат. humanus — человечный) — система мировоззрения, основу которого составляет защита достоинства и самоценности личности, ее свободы и права на счастье.( философская энциклопедия (6)

Современный гуманизм принадлежит к числу идейных движений, получивших организационное оформление в XX в. и интенсивно развивающихся в наши дни. Сегодня организации гуманистов существуют во многих странах мира, в том числе и в России. Они объединены в Международный этический и гуманистический союз (МГЭС), насчитывающий более 5 млн. членов. Гуманисты строят свою деятельность на основе программных документов - деклараций, хартий и манифестов, наиболее известными из которых являются "Гуманистический манифест-I" (1933), "Гуманистический манифест-II" (1973), "Декларация светского гуманизма" (1980) и "Гуманистический манифест-2000" (1999). В Кировской области также плодотворно действует группа  движения «К гуманизму», которая  участвует в разработке методологии деятельности своего общественного движения(7)

Однако сторонники гуманной педагогики,   принимая и понимая взгляды коллег, далеки от глобальных дел,  реализуют  свои идеи в области житейской мудрости, осуществления воспитания и обучения с целью помощи человеку, раскрывая его потенциал вечными средствами родительской  любви.

 Ссылки на источники информации

  1. http://ivolin.ru/text-project-development-strategy-of-education-in-russia-up-to-2025
  2. http://www.firo.ru/?p=15925
  3. http://ru-an.info/%
  4. http://www.kirovreg.ru/news/detail.php?ID=62436,
  5. http://e-vestnik.ru/analytics/maksim_grek_8622/
  6. http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_philosophy/285
  7. http://humanism.al.ru/ru/articles.phtml?num=000142