Аннотация. Статья посвящена вопросам организации социального проектирования учащихся . Авторы предлагают также список различных социальных проектов, позволяющих ребятам устанавливать социальные контакты, брать на себя гражданскую ответственность, участвовать в решение проблем региона.
Ключевые слова: морально-нравственные ценности, социально- проектировочная деятельность.
«Социально-проектировочная деятельность – это гармонизируемая система созидательной деятельности сообществ взрослых и школьников, направленной на становление гуманного образа жизни, качеств личности и добродеяний, порождаемых восхождением к морально-нравственным ценностям в процессе решения социальных проблем» Д.А.Медведев
Мы живем в стремительно развивающемся обществе. Работать по – старому уже невозможно. Необходимо постоянное движение вперед. О том, что учитель живет до тех пор, пока он сам учится, известно давно. Но методическое обучение педагогов должно быть научно – организованным, системным, целенаправленным, то есть способствующим его постоянному личностному и профессиональному развитию модернизация образования, в первую очередь, должна вывести учителя на новый уровень профессиональной компетентности.
Использование же в педагогической деятельности различных инновационных образовательных технологий позволяет учителям повысить мотивацию обучающихся, профессионально – практическую направленность занятий, а следовательно, добиваться более гарантированных запланированных результатов в своей профессионально – педагогической деятельности.
В условиях модернизации российского образования значительно возрастают воспитательные функции школы, призванной создать условия для достижения главной цели воспитания – самоактуализации личности растущего человека. При обновлении содержания и организации педагогического процесса главным направлением становится воспитание. Процесс воспитания должен осуществляться в результате сотрудничества, сотворчества единомышленников (детей, родителей, педагогов, представителей общественных объединений и организаций) на разных уровнях: класс – школа – семья – микрорайон - город- регион.
Внедрение любой инновации эффективно, если совпадают ценностные ориентиры воспитательной системы и новой технологии, если для детей она кажется привлекательной и престижной. Если педагоги готовы профессионально овладеть новыми для себя способами и приемами.
Воспитательные технологии – это система научно обоснованных приемов и методик, способствующих установлению таких отношений между субъектами процесса, при которых в непосредственном контакте достигается поставленная цель – приобщение воспитуемых к общечеловеческим культурным ценностям.
Проектирование: (из латинского – «брошенный вперёд» - это деятельность по созданию проекта, созданию образа будущего предполагаемого явления Социальное проектирование - особый вид деятельности, результатом которой является создание реального социального «продукта», имеющего для участников проекта практическое значение. Целью социального проектирования является привлечение внимания воспитанников к актуальным социальным проблемам местного сообщества, включение в реальную практическую деятельность по разрешению одной из этих проблем силами самих учащихся. Основные задачи социального проектирования - формирование социально-личностных компетенций, среди которых важнейшими являются навыки «разумного социального» поведения в сообществе, совершенствование полезных социальных навыков и умений (планирование предстоящей деятельности, расчет необходимых ресурсов, анализ результатов и окончательных итогов и т.п.), социальная мобильность, навыки командной работы.
Задача воспитательной системы, основанной на методе проектов: помочь ребёнку выработать и развить способы, которые позволили бы максимально реализовать себя, научиться быть гражданином, сформировать свою гражданскую позицию.
Роль классного руководителя: создать систему благоприятных условий для осуществления личностного развития и самопознания, самовыражения, самоопределения по отношению к обществу, природе, самому себе
Социальное проектирование: новая образовательная модель, которая включает в себя комплекс знаний, направленных на развитие личности, правовой культуры, сотрудничества с общественными организациями; Система навыков, которые дают обучающимся возможность адаптироваться в социуме
Социальное проектирование активная форма воспитания. Поскольку эта форма способствует формированию активной жизненной позиции и воспитанию личности созидательного типа. Следует заметить, что социальное проектирование играет ведущую роль в воспитании «порядочного и патриотичного человека, личности готовой к жизни в высокотехничном, конкурентном мире, человека способного самостоятельно ставить и достигать целей, умело реагировать на разные жизненные ситуации
Для интеграции воспитательных воздействий на личность ребенка и повышения эффективности их развивающего влияния в практике системного воспитания используются инновационные технологии. По-моему проектирование можно назвать «крупной дозой воспитания», так как оно включает в себя основные аспекты воспитания в их взаимосвязи и взаимодействии и оказывает целостное педагогическое воздействие на интеллектуальную, духовно- нравственную и эмоционально-волевую сферу ребенка. В его подготовке и проведении чаще всего принимают участие все ученики класса, родители, друзья школьного коллектива. Организация социальных проектов позволяет разрушать межвозрастные барьеры взаимодействия, укреплять межличностные связи, удовлетворять естественные потребности членов школьного сообщества в общении, творческом самовыражении, признании, коллективе.
Растущий человек должен овладеть социальной компетентностью, позволяющей ему устанавливать социальные контакты и осуществлять взаимодействие в больших и малых группах, брать на себя гражданскую ответственность, участвовать в решение проблем страны, региона. Исходя из этого, цель воспитательной системы школы - развитие социально активной, саморазвивающейся личности, принимающей ценности человеческого общества, демократии, справедливой и толерантной по отношению к людям.
Практическая часть представляет самую актуальную, на наш взгляд, информационно – технологию социального проектирования
Результаты воспитания будут достигнуты в том случае, если воспитательная деятельность не оторвана от опыта ребенка, а актуальна для него, формирует целостное мировоззрение, универсальные действия, необходимые для дальнейшей жизни. Кроме того ребенка привлечет новизна проекта или творческого дела. Поэтому в каждом из таких дел важны гибкая форма и богатое разнообразное содержание, нестандартные варианты
В воспитательную систему моей работы как классного руководителя входят несколько взаимосвязанных социальных проектов.
Социальный проект «Герои живут рядом» предполагает знакомство с трагическими страницами истории нашей страны, знакомство и участие в жизни ветеранов войны, тружеников тыла. В результате работы над проектом были изучены биографии ветеранов войны, проживающих в нашем городе: Сиразетдинова, Александрова, Матвеева, Залоги, Бабкина, созданы мультимедийные фильмы, альбомы «Памяти», «Моя семья причастна к той Победе», «Равнение на Победу», сборник творческих работ учащихся.
Проекты гражданско-патриотической направленности актуализируют проблему познания и осознания учащимися своей Малой Родины, активизируют работу отрядов социального шефства, ориентируют подрастающее поколение на ценности отечественной культуры, прививают детям чувство гордости за свою страну
Социальный проект «Пусть будет теплой осень жизни» способствует формированию уважительного отношения к старшим, проводится работа по привлечению внимания к проблеме пожилого поколения. Результатом работы над проектом были различные тематические встречи, концерты, шефская помощь.
Социальный проект «Дети – детям» способствует созданию условий для совместного общения ребят с детьми с ограниченными возможностями здоровья, совместной социализации в обществе. Результатом работы были различные мастерские, совместные мероприятия, проведение конкурсов.
Применение проектной технологии предполагает изменение отношений к ученику как к личности с ее потребностями, возможностями и устремлениями. Метод проектов как педагогическая технология актуализирует решение этой задачи, формирует ответственность за состояние общества через освоение молодыми поколениями основных навыков, практических умений. Сегодня, создавая реальные условия для их проявления, современные педагоги активно включаются, совместно с учениками, в социально-значимую проектную деятельность. Интерес этот способствует проявлению творческих способностей в выборе содержания и форм образования, в самоопределении собственных инициатив.
Поэтому социальное проектирование в ходе учебной деятельности школьника можно рассматривать как «методический прием организации учения», позволяющий достичь в контексте национального воспитательного идеала высшей цели образования - гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны.
Сегодня всё в их судьбе как будто зависит от нас. Завтра положение изменится кардинально. Наши дети взрослеют быстро, но самостоятельно и плодотворно жить они смогут, если мы сегодня поможем развиться их способностям и талантам, воспитаем их активными и ответственными гражданами, уважающими права других.
Обществу нужен не просто исполнитель, а деятельная личность, ответственная за себя, историю страны. Мы начинаем с себя. Если каждый из нас начнёт поступать благородно, тогда и общество начнёт облагораживаться.
Приложение:
Ссылки на источники
- СбитневаВ. Б. Развитие лидерских качеств подростков в детском общественном объединении / В. Б. Сбитнева // Доп. образование и воспитание. – 2006. – № 9. – С. 37–40.
- «Свой мир мы строим сами» : проекты победителей Всерос. конкурса образоват. и социальных проектов / сост. В. П. Голованов. – М : ГОУДОД ФЦРСДОД, 2005. – 61 с. – (Приложение к журналу «Внешкольник. Воспитание и дополнительное образование детей и молодежи»).
- СергеевИ. С. Как организовать проектную деятельность учащихся : практич. пос. для работников общеобраз. учреждений / И.С. Сергеев. – М. : АРКТИ, 2003. – 80 с.
- Социальное проектирование : реком. по оформ., оценке эффективности и ресурсному обеспечению соц. проектов / [сост. О. Б. Коновалова, Ж. В. Рыжова]. – Н. Новгород : Пед. технологии, 2004. – 95 с. : ил. – (Детское общественное движение и ученическое самоуправление).