Аннотация. В статье рассмотрены взгляды Платона, Аристотеля и Сократа на понимание «идеального государства». Представлены классификации форм управления, предложенные этими философами.
Ключевые слова: Платон, Сократ, Аристотель, идеальное государство, формы управления, аристократия, тимократия, олигархия, демократия, тирания, полития.
Платон один из величайших философов в истории человечества. Ученик Сократа.
Открыл первую в мире Академию в 387 году до н.э. Он - автор многочисленных трудов. Все они составлены в форме диалогов или писем. «Государство» – один из его диалогов, был написан в 360 году до н.э. В нем представлена теория идеального государства.
По мнению Платона, государство должно быть представлено тремя сословиями. Первое сословие - это философы. Им предоставляется неограниченная власть. Платон считает, что только мудрые могут управлять государством и заботиться о благополучии всех. Второе сословие – воины, они должны осуществлять защиту государства как снаружи, так и следить за безопасностью внутри. Для них установлена общность имущества и быта. Третье сословие включает в себя ремесленников, дельцов и крестьян.
Их задача обеспечивать государство всем необходимым.
В настоящее время такая классификация никак не вписывается в рамки современного общества. Никто не сможет поделить социум по таким признакам как «разум», «ярость» и «вожделение». Одна из его идей – наличие политической власти у воинов. Поэтому перед ним встает проблема единства государства, и он решает ее, запретив этому сословию иметь семью для того, чтобы избежать индивидуализма. Такая идея противоречит нормам морали.
Также в диалог включена систематика видов государственного устройства. Платон распределяет их в порядке увеличения личной выгоды человека.
Аристократия – такая форма правления, при которой вся власть принадлежит знати. Ее отличительная особенность в том, что власть сосредоточена в руках «высших» умов и избранных. Именно она, по мнению Платона, является наилучшей.
Близкой к аристократии является тимократия – «несправедливая» власть меньшинства. В таком государстве наблюдается стремление к обогащению.
Следующая - олигархия – власть очень богатых. При этой форме правления явно выражено деление на «богатых» и «бедных». Платон обращает внимание на то, что развитие олигархии приводит к демократии.
Демократия – власть народа. Платон считал, что такой строй способствует усилению беспорядков в обществе и его дифференциации. В последствие возможно возникновение худшей формы правления – тирании.
Тирания – форма, при которой отсутствует свобода. Она возникает в противовес демократии, как несправедливая власть одного человека.
Стоит отметить, что в каждой из форм, предложенных Платоном можно выделить как положительные, так и отрицательные черты. Можно предположить, что для определенного этапа развития общества может подойти определенная форма. Таким примером может служить Российское государство в разные периоды своего становления.
На взгляды Платона оказал влияние его учитель Сократ, который полагал, что идеал государственного управления – это аристократия мудрых. Его требование «править должны знающие» относится ко всем политическим формам. Такой политический шаблон расходится с принципами демократии, родовой аристократии, олигархии и тирании. В основе характеристики форм государства Сократ выделил принцип «законности». Законность, по его мнению, состоит в том, чтобы подчиняться законам государства и перед ними должны быть равны все, как правители, так и подданные. Он различает такие формы правления как царство и тиранию, аристократию и олигархию, правильную и неправильную демократии. Первая из них в каждой паре, по мнению Сократа, правильная, а вторая – неправильная. Предложенная им классификация в последствие была переработана Аристотелем (учеником Платона) и стала классической.
Аристотель подвергает критике идеи Платона об идеальном государстве. Он предпочитал говорить о таком политическом устройстве, которое подойдет для большинства государств. Сущность государства Аристотель видит в политическом сообществе людей, которые объединились для достижения определенного блага. Он различает три правильные и три неправильные формы государства, последние возникают из деформации хороших, когда происходит отклонение от них. Правильными Аристотель называет такие формы правления, при которых преследуется общее благо, независимо от того, кто правит. Неправильными считает те формы, при которых преследуются частные интересы правителей. К хорошим он относит монархию, аристократию и политию
(соединяет в себе лучшие стороны олигархии и демократии, но она свободна от их недостатков). Плохими формами считает тиранию, олигархию: для них характерны беззаконие и несоблюдение общих интересов. Также к этой группе Аристотель относит и демократию (власть народа). По мнению философа, народ не грамотен и не образован, поэтому не может управлять. Однако, именно эту форму он называет наиболее предпочтительной из неправильных.
В идеях Аристотеля прослеживается мысль о том, что основу государства должен составлять средний класс, на который и должно опираться управление. Эта идея очень рациональна, так как стабильным можно назвать такое общество, в котором преобладает средний класс. Аристотель дает свою характеристику «идеальному государству» и называет основным для него - обеспечение максимально возможной меры счастливой жизни для наибольшего числа рабовладельцев.
Вернувшись к Платону, следует отметить, что для него «идеальное государство» - это замкнутое образование, которое должно обеспечивать себя и исключить взаимодействия с другими государствами. Также он утверждает, что развитие – это повреждение, так как государство уже совершенно.
Довольно трудно представить современное государство, которое не поддерживает отношения с другими странами. Различные организации, союзы и договоры – это неотъемлемая часть внешней политики.
Платоновский подход к пониманию «идеального государства» очень интересен и своеобразен. Он признает неравенство людей от природы и обращает внимание на ценностную интерпретацию государственного управления. Для Платона высшая цель управления - достижение целостности общества через обеспечение согласия всех сословий на основе принципа справедливости. У Аристотеля государственное управление впервые интерпретируется аналитически, опираясь на обобщения и сравнения достоинств и недостатков практик управления в 158 городах-полисах.
Изучая идеи философов можно определить, что проблемы «идеального государства» и совершенствование системы управления были приоритетными. С решением этих проблем возможно было предотвратить постоянные столкновения интересов, конфликты, смягчить неравенство людей и обеспечить порядок и согласие в полисе.
Ссылки на источники
- Система государственного и муниципального управления / Р. Т. Мухаев. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012 - 687 с.
- Энциклопедия ума / Автор-сост. С. Дмитренко. – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2007. – 606 с.
- Интернет-версия издания: Новая философская энциклопедия: в 4 т. / Ин-т философии РАН; Нац. обществ.-науч. фонд; Предс. научно-ред. Совета В.С. Степин. — М.: Мысль, 2000—2001. — ISBN 5-244-00961-3. 2-е изд., испр. и допол. — М.: Мысль, 2010. — ISBN 978-5-244-01115-9. URL: http://iph.ras.ru/enc.htm
- Государство (Платон) [Электронный ресурс] // Интернет-портал «Википедия — свободная энциклопедия». – 2014 URL:https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D0%BE%D1%81%D1%83%D0%B4%D0%B0%D1%80%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE_(%D0%9F%D0%BB%D0% B0%D1%82%D0%BE%D0%BD)
- Кушнир И.В. История политических и правовых учений. – М.,1998 URL: http://be5.biz/pravo/i005/06.htm
- Идеальное государство Платона [Электронный ресурс] // Новый акрополь. Философская школа – 2014. URL:http://www.newacropol.ru/Alexandria/philosophy/Philosofs/Plato/short_platon/