Аннотация. Статья посвящена одному из феноменов массовой культуры современного общества – представлениям о конце света через зомби-апокалипсис.
Ключевые слова: массовая культура, зомби-апокалипсис, феномен
Тема зомби-апокалипсиса только на первый взгляд кажется ненаучной. В то время как на Западе ее изучают более тщательно [1]. В нашей стране она тоже в последнее время не обойдена вниманием [2].
В современном обществе часто происходит истерия вокруг каких-то вопросов. Феномен массовой культуры часто подразумевает массовое коллективное помешательство. Одним из таких вопросов стал фантастический вариант развития цивилизации в виде «зомби-апокалипсиса».
В качестве первопричины конечно лежат с одной стороны традиционная для начала нового столетия, а уж тем более тысячелетия, эсхатологическая идея о конце света. И тема пандемии, пусть и в виде превращения человечества в зомби, здесь как нельзя кстати. Кроме того, массовая культура содержит в себе постоянную идею неведомой угрозы человеческому роду. Достаточно вспомнить вызвавшую панику в американском обществе радиопередачу, где передавали отрывки из произведения Г. Уэллса «Война миров».
Сам феномен привязан к конкретной эпохе – концу XX – началу XXI вв. Хотя о вирусах, превращающих людей в зомби, стали говорить еще в середине XX в. В 1954 г. вышел роман Р. Матиссона «Я - легенда». Однако фильмы, снятые на основе сюжет романа, равно как и фильмы ужасов о зомби Д. Ромеро не стали мейнстримом. Почти полвека эта тема мало волновала общество, которое испытывало страх перед другими явлениями, например, перед возможной ядерной войной. Эти страхи иногда сопровождала паника и массовая истерия. Но после крушения Советского союза данная фобия человечества утратила актуальность и общество стало искать другие сюжеты. Одним из таких классических страхов стало ожидание конца света.
Данная тема обнаруживает и другую проблему – отчуждение современной науки от обывателя. Обычный человек плохо представляет себе современные научные концепты. Наука и научно-технический прогресс для него это нечто неведомое, часто несущее страх. Поэтому идея, что в некоей лаборатории создается вирус, обладающий способностью превращать человека в зомби, кажется вполне здравой и реальной. В большинстве высокобюджетных фильмов эксплуатируется именно эта идея: 28 дней спустя, Резиденция Зла, Я – легенда. Примечательно, что в фильме «Я-легенда» авторы намеренно исказили оригинал – роман Матиссона, где вирус распространялся по воздуху и природа которого была не ясна. У создателей же фильма причиной зомби-вируса стали ученые с их попытками победить рак.
Проблема представляется даже более сложной, чем кажется на первый взгляд. Ведь в большинстве кинокартин и книг борьба человека с вирусом обречена на неудачу. Что говорит о недоверии общества ученым. Возможно, в этом присутствует идея возмездия высших сил человечеству за попытки вмешательства в самую сущность мироздания. Идея о губительности науки для всего живого опять же не нова и эксплуатировалась давно. Например, еще в 1941 г. А. Бестер опубликовал «Адам без Евы», где главный герой ученый случайно погубил все живое на Земле. Кроме того, зомби-фильмы оказываются в одном ряду вместе с многочисленными фильмами и книгами о вышедшем из под контроля искусственном разуме.
Фильмы о зомби-апокалипсисе имеют внушительный бюджет. Я – легенда (150 млн. долларов) и собирают известных актеров первой величины (Уилл Смит, Бред Питт, Джон Малкович). Режиссерами также выступают известные на весь мир Роберт Родригес (Планета страха), Дэнни Бойл (28 дней спустя). О популярности картин говорит прокат картин. Фильм «Я –легенда» собрал 585 млн., «Обитель зла 4» – 221 млн.
Можно говорить о том, что фактически создана вымышленная вселенная «Зомби» наподобие вселенной Толкиена и это уже сформировавшееся явление культуры.
Массовая культура вбирает в себя тему «зомби-апокалипсиса». И вот уже о ней говорят на всех уровнях. В 2009 г. зомби в качестве примера для математического моделирования использовали в своей научной работы ученые канадских университетов [3]. А адмирал ВМС США Али Хан публикует «инструкцию по выживанию» в случае зомби-апокалипсиса [4].
Но чем же так популярна данная тематика. Ведь явление это во многом популярно только на Западе. Вероятно, потому что в основе лежит проблема одиночества отдельного человека, проблема экзистенциарного выбора человека в кризисной ситуации. И этим произведения по теме выступают продолжением страхов и тем, которые владели западным обществом и раньше.
А еще зомби это и образ обывателя и одновременно борца с миром насыщения.
Таким образом, идея зомби-апокалипсиса является только одним из направлений представления человечества о конце света. Это заметное культурное явление западной цивилизации начала XX века.
Ссылки на источники
- Kim Paffenroth Religious Themes of George Romero’s Zombie Movies // GOLEM. — 2006. // URL: http://www.golemjournal.org/Spinrg_2006_Issue/Paffenroth_Zombies_S06.pdf
- Павлов А.В. Зомби в массовой культуре // Постнаука. URL: http://www.youtube.com/watch?v=Yg3um2LcoOU
- Pallab Ghosh. US officials prepare for 'zombie apocalypse'. BBC News (18 August 2009). Philip Munz, Ioan Hudea, Joe Imad, Robert J. Smith When zombies attack!: Mathematical modelling of an outbreak of zombie infection (англ.) // Infectious Disease Modelling Research Progress. – Nova Science Publishers, Inc, 2009. – С. 133-150. // URL: http://mysite.science.uottawa.ca/rsmith43/Zombies.pdf
- Khan, Ali S. Preparedness 101: Zombie Apocalypse // URL: http://blogs.cdc.gov/publichealthmatters/2011/05/preparedness-101-zombie-apocalypse/