Обучение авиамоделированию в учреждении дополнительного образования детей

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Яшин Н. М., Головкова Т. А. Обучение авиамоделированию в учреждении дополнительного образования детей // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 27. – С. 36–40. – URL: http://e-koncept.ru/2015/65508.htm.
Аннотация. В статье представлен опыт МОАУДОД «Дворец пионеров и школьников г. Орска» по обучению детей и подростков авиамоделированию на примере реализации программы «Горизонт».
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Яшин Николай Михайлович, педагог дополнительного образования высшейквалификационной категории, МОАУДОД «Дворецпионеров и школьников г. Орска», г.Орскyashinf2d@gmail.com

Головкова Татьяна Анатольевна, руководитель структурного подразделения «Спортивнотехнический отдел», МОАУДОД «Дворец пионеров и школьников г. Орска», г.Орскtatjanagolovkova0@rambler.ru

Обучениеавиамоделированию в учреждениидополнительного образованиядетей

Аннотация. В статье представлен опыт МОАУДОД «Дворец пионеров и школьников г. Орска» по обучению детей и подростков авиамоделированию на примере реализации программы «Горизонт».Ключевые слова: дополнительное образование, авиамоделизм, модели самолетов.

Одним из примеров удачного сочетания спорта и технического творчества является авиамоделизм, рассматриваемый как начальный этап в овладении авиационной техникой. Занимаясь авиамоделизмом, обучающиеся познают основы конструкторской и рационализаторской деятельности, практически применяют и используют полученные знания в различных областях техники, что в дальнейшем облегчает сознательный выбор профессии и последующее овладение выбранной специальностью.Дополнительная общеобразовательная программа «Горизонт» имеет техническую направленность и предполагает раскрытие способностей обучающихся в конструировании и построении действующих моделей самолетов для спортивных соревнований и демонстраций. Программа ориентирована на обучение ребят построению различных моделей планерови самолетов с тем, чтобы каждый мог выбрать свою направленность в занятиях авиамоделизмом, и рассчитанана подготовку моделистовспортсменов. Вкачестве мотивирующего фактора в занятиях авиамоделизмом программапредусматривает постройку ребятами летающих моделей, участвующих в соревнованиях и конструктивно обеспечивающих стабильность траектории, дальности полета и маневренности. Новизна программы заключается в том, что занятия в авиамодельном объединении приобретают творческоеначало, в отличие от традиционно реализуемых программ, в которых основной вид деятельности ребёнка –репродуктивный. На занятиях и во время многочисленных тренировочных полётов у детей появляется возможность и необходимость делать выводы по особенностям полёта и конструкции модели для достижения высокого спортивного результата. Обучающиеся получают возможность реализовывать свои идеи на практике. Концепция программы предполагает возможность свободного выбора обучающимися уровня сложности изготавливаемой модели. При этом в отличие от существующих программ, нет деления классов моделей на «начальный» и «продвинутый» уровень, обучающиеся могут совершенствоваться в выбранном ими классе моделей и достигать в нем спортивных результатов. Педагогическая целесообразность образовательной программы заключается втом, что теория и практика авиамоделизма выстраиваются в логике трех образовательных уровней, которые распределяются по трем годам обучения. На занятиях обучающиеся знакомятся с технологией изготовления различных летающих моделей, сприемами работы различными инструментами получают сведения о материалах, с которыми им приходится сталкиваться.Уникальность программы состоит в создании оптимальной интегрированной модели обучения содержащей сбалансированное сочетание технического и спортивного компонента, что позволяет в короткий срок получить максимальный образовательный и воспитательный результат.Цель образовательной программы–формирование и развитие творческих способностей, конструкторского мышления и технической одаренности обучающихся через освоение авиационного моделирования.Задачи программы:Образовательные: освоить специальные знания, умения и навыки, отработать основные технологические приемы изготовления моделей разных классов и практических навыков в их регулировке и запуске.Развивающие:развитьтехнические способности, конструкторские умения, техническую смекалку, профессиональное мастерство при выполнении практических работ, связанных с расчетом, изготовлением, сборкой, отладкой моделей ипрактические навыки проектирования и запуска моделей разных классов.Воспитательные: воспитание самостоятельности, ответственности, активности и настойчивости, уважения к труду.Представленная программа ориентирована на обучение, воспитание и развитие каждого обучающегося с учетом индивидуальных (возрастных, психологических, интеллектуальных и других) особенностей, личностных склонностей путем создания максимально благоприятных условий для умственного, нравственного, патриотического и физического развития личности.Данная образовательная программа акцентирована на две основных компетентности –информационную и технологическую. Условия набора детей в коллектив: принимаются все желающие. Наполняемость в группах составляет: первый год обучения –12 человек; второй год обучения –10 человек; третий год обучения –8 человек. Уменьшение числа обучающихся в группах второго и третьего годов обучения объясняется увеличением объема и сложности изучаемого материала.Данная программа рассчитана на 3 года обучения и содержит три образовательных модуля:1 модуль «Юный авиатор». Программа направлена на то, чтобы дать обучающимся в возрасте 911 лет знания в области начального авиамоделизма и охватывает круг первоначальных знаний и навыков, необходимых для работы по изготовлению и запуску летающих моделей из бумаги и пенопласта. На занятиях обучающиеся знакомятся с первоначальными сведениями по теории полета, истории отечественной авиации, приобретают трудовые навыки и умения. Программа рассчитана на 2 года обучения.2 модуль «Кордовые модели самолетов». Программа рассчитана для обучающихся 914 лет, предусматривает постройку действующих кордовых моделей и лётную практику на кордодроме по отработке навыков запуска и управления кордовыми моделями самолётов. Программа предполагает 3 годаобучения.3 модуль «Радиоуправляемые модели самолетов». Программа рассчитана для обучающихся 1216 лет. Занятия расширяют и закрепляют знания по авиационной и авиамодельной технике, углубленно изучают основы аэродинамики, самостоятельного расчета конструкций моделей. Работа по данной программе подготавливает обучающихся к дальнейшей самостоятельной работе, знакомит с авиационными профессиями, помогает в выборе профессии. Содержание каждого модуля общеобразовательной программы «Горизонт» можно использовать как в комплексе, так и отдельно как образовательную программу. В данной программе предлагаются три образовательных модуля как отдельные общеобразовательные программы.