Профориентационная работа в учреждении дополнительного образования детей
Выпуск:
ART 65509
УДК
001
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Кузнецова
М.
В. Профориентационная работа в учреждении дополнительного образования детей // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2015. – Т. 27. – С.
41–45. – URL:
http://e-koncept.ru/2015/65509.htm.
Аннотация. В статье раскрывается содержание профессиональной ориентации и подготовки старшеклассников в условиях учреждения дополнительного образования детей на примере реализации программы «Моя профессия».
Ключевые слова:
дополнительное образование, профориентация старшеклассников.
Текст статьи
Кузнецова Марина Владимировна,
руководитель Центра профориентационной работы, педагог первой квалификационной категории, г. Орскkuznetsovamar@mail.ru
Профориентационная работа в учреждении дополнительного образованиядетей
Аннотация. В статье раскрывается содержание профессиональной ориентации и подготовки старшеклассников в условиях учреждения дополнительного образования детей на примере реализации программы «Моя профессия».Ключевые слова: дополнительное образование, профориентация старшеклассников.
Программа «Моя профессия» направлена на формирование компетенций, связанных с процессом выбора будущей профессиональной подготовки и деятельности, с процессом определения и развития индивидуальных способностей и потребностей в сфере труда и творческой деятельности.Проблема помощи подрастающему поколению в поиске себя в социальнопрофессиональном самоопределении была актуальна для системы дополнительного образования на всех этапах его развития. Решение проблемы профессиональной ориентации в настоящее время происходит и в рамках реализации межведомственного взаимодействия систем общего и дополнительного образования.Профориентационная работа –это комплекс мер по оказанию молодёжи личностноориентированной помощи в выявлении и развитии способностей и склонностей, профессиональных и познавательных интересов в выборе профессии, а также формирование потребности и готовности к труду в условиях рынка, многоукладности форм собственности и предпринимательства. В школах она реализуется через учебновоспитательный процесс, внеурочную и внешкольную работу с учащимися. Актуальность программы «Моя профессия» заключается в том, что в ней представлен достаточно широкий спектр профессий различной направленности, знакомясь с которыми подростки готовятся к осознанному выбору своей профессии. Происходит это средствами дополнительного образования в процессе внеурочной работы в школах.Программа «Моя профессия» составлена на основе Комплексной образовательной программы Центра предпрофильной подготовки МОАУДОД «Дворец пионеров» (авторысоставители –группа педагогов Дворца пионеров).Новизна и отличительные особенности данной программы заключается в следующем:универсальность программы: возможность ее использования, как в предпрофильной подготовке, так и в профессиональномопределении подростков;краткосрочность (от 24 до 6 часов) и вариативность программы: вместо элективных курсов, рассказывающих об определенных профессиях, представлены отдельные учебные занятия, которые можно посетить по выбору; расширение и усовершенствование перечня профессий;наличие профессий, появившихся на рынке труда сравнительно недавно (логист, менеджер и др.), связанных с увлечениями учащихся (тема «Спорт и профессия»).Сквозная программа «Моя профессия» рассчитана на детей старшего школьного возраста (1416 лет). Данный возрастной период (подростковый) хронологически совпадает с периодом выбора профессии. Характерные для этого периода жизни становление нового уровня развития самосознания, выработка нового мировоззрения, определение позиции в жизни активизируют процессы личностного самоопределения и самопознания, проектирования себя в профессии.Задачами развития социальной компетентности подростков являются следующие:
помочь подросткам узнать самих себя, свои возможности и способности, свои интересы и склонности и на основе этого установить свою профессиональную направленность (по Фридману);
подготовить их к тем сложностям, с которыми связана взрослая жизнь: помочь достаточно точно определить смысл и цель своей жизни, кем он хочет быть в этой жизни, что хочет совершить, чего добиться;
подготовить подростков к выполнению своих гражданских обязанностей, ознакомить с правовыми нормами, действующими в обществе.В ходе реализации цели и задач программы «Моя профессия» предполагается решение задач по развитию социальной компетентности, что и определяет ее педагогическую целесообразность.Цель программы: формировать готовность подростков к осознанному социальному, профессиональному и культурному самоопределению.Задачи:
познакомить подростков со спецификой типичных видов деятельности, соответствующих наиболее распространенным профессиям;
усилить мотивацию подростков к осознанному выбору профессии;
воспитывать у них ответственность, трудолюбие;
развивать у воспитанников коммуникативные и деловые качества, творческие способности.Предполагаемый результат:
предметный (овладение знаниями о специфике трудовой деятельности наиболее распространённых профессий; готовность подростков к профессиональному самоопределению);
личностный(реальная оценка обучающимися своих способностей и возможностей при выборе профессии; определение ими последовательности действий при планировании своего профессионального пути);
метапредметный(умение работать с информацией, анализировать; умение участвовать в коллективном обсуждении проблем, продуктивно взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками и взрослыми).Основной формой организации образовательной деятельности является учебное занятие, которое сочетаетв себе фронтальную, групповую и индивидуальную формы работы. Занятия проходят в форме бесед, сопровождающихся компьютерными презентациями, деловых и организационнодеятельностных игр. Используются практические работы, творческие задания, тренинговые упражнения, дискуссии, игры.Продолжительность учебного занятия 2 часа. Занятия проходят по заявкам школ в соответствии с графиком.Основными методами работы являются как традиционные (словесные, наглядные, игровые), так и эвристические (частичнопоисковый, проблемный) методы. Используются технологии личностноориентированного и системнодеятельностного подходов: КТД, технология развития критического мышления, что говорит о личностноориентированном, деятельностном подходах в обучении и воспитании обучающихся.Контроль проводится на каждом учебном занятии (текущий) и по прохождении всей программы (итоговый).
руководитель Центра профориентационной работы, педагог первой квалификационной категории, г. Орскkuznetsovamar@mail.ru
Профориентационная работа в учреждении дополнительного образованиядетей
Аннотация. В статье раскрывается содержание профессиональной ориентации и подготовки старшеклассников в условиях учреждения дополнительного образования детей на примере реализации программы «Моя профессия».Ключевые слова: дополнительное образование, профориентация старшеклассников.
Программа «Моя профессия» направлена на формирование компетенций, связанных с процессом выбора будущей профессиональной подготовки и деятельности, с процессом определения и развития индивидуальных способностей и потребностей в сфере труда и творческой деятельности.Проблема помощи подрастающему поколению в поиске себя в социальнопрофессиональном самоопределении была актуальна для системы дополнительного образования на всех этапах его развития. Решение проблемы профессиональной ориентации в настоящее время происходит и в рамках реализации межведомственного взаимодействия систем общего и дополнительного образования.Профориентационная работа –это комплекс мер по оказанию молодёжи личностноориентированной помощи в выявлении и развитии способностей и склонностей, профессиональных и познавательных интересов в выборе профессии, а также формирование потребности и готовности к труду в условиях рынка, многоукладности форм собственности и предпринимательства. В школах она реализуется через учебновоспитательный процесс, внеурочную и внешкольную работу с учащимися. Актуальность программы «Моя профессия» заключается в том, что в ней представлен достаточно широкий спектр профессий различной направленности, знакомясь с которыми подростки готовятся к осознанному выбору своей профессии. Происходит это средствами дополнительного образования в процессе внеурочной работы в школах.Программа «Моя профессия» составлена на основе Комплексной образовательной программы Центра предпрофильной подготовки МОАУДОД «Дворец пионеров» (авторысоставители –группа педагогов Дворца пионеров).Новизна и отличительные особенности данной программы заключается в следующем:универсальность программы: возможность ее использования, как в предпрофильной подготовке, так и в профессиональномопределении подростков;краткосрочность (от 24 до 6 часов) и вариативность программы: вместо элективных курсов, рассказывающих об определенных профессиях, представлены отдельные учебные занятия, которые можно посетить по выбору; расширение и усовершенствование перечня профессий;наличие профессий, появившихся на рынке труда сравнительно недавно (логист, менеджер и др.), связанных с увлечениями учащихся (тема «Спорт и профессия»).Сквозная программа «Моя профессия» рассчитана на детей старшего школьного возраста (1416 лет). Данный возрастной период (подростковый) хронологически совпадает с периодом выбора профессии. Характерные для этого периода жизни становление нового уровня развития самосознания, выработка нового мировоззрения, определение позиции в жизни активизируют процессы личностного самоопределения и самопознания, проектирования себя в профессии.Задачами развития социальной компетентности подростков являются следующие:
помочь подросткам узнать самих себя, свои возможности и способности, свои интересы и склонности и на основе этого установить свою профессиональную направленность (по Фридману);
подготовить их к тем сложностям, с которыми связана взрослая жизнь: помочь достаточно точно определить смысл и цель своей жизни, кем он хочет быть в этой жизни, что хочет совершить, чего добиться;
подготовить подростков к выполнению своих гражданских обязанностей, ознакомить с правовыми нормами, действующими в обществе.В ходе реализации цели и задач программы «Моя профессия» предполагается решение задач по развитию социальной компетентности, что и определяет ее педагогическую целесообразность.Цель программы: формировать готовность подростков к осознанному социальному, профессиональному и культурному самоопределению.Задачи:
познакомить подростков со спецификой типичных видов деятельности, соответствующих наиболее распространенным профессиям;
усилить мотивацию подростков к осознанному выбору профессии;
воспитывать у них ответственность, трудолюбие;
развивать у воспитанников коммуникативные и деловые качества, творческие способности.Предполагаемый результат:
предметный (овладение знаниями о специфике трудовой деятельности наиболее распространённых профессий; готовность подростков к профессиональному самоопределению);
личностный(реальная оценка обучающимися своих способностей и возможностей при выборе профессии; определение ими последовательности действий при планировании своего профессионального пути);
метапредметный(умение работать с информацией, анализировать; умение участвовать в коллективном обсуждении проблем, продуктивно взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками и взрослыми).Основной формой организации образовательной деятельности является учебное занятие, которое сочетаетв себе фронтальную, групповую и индивидуальную формы работы. Занятия проходят в форме бесед, сопровождающихся компьютерными презентациями, деловых и организационнодеятельностных игр. Используются практические работы, творческие задания, тренинговые упражнения, дискуссии, игры.Продолжительность учебного занятия 2 часа. Занятия проходят по заявкам школ в соответствии с графиком.Основными методами работы являются как традиционные (словесные, наглядные, игровые), так и эвристические (частичнопоисковый, проблемный) методы. Используются технологии личностноориентированного и системнодеятельностного подходов: КТД, технология развития критического мышления, что говорит о личностноориентированном, деятельностном подходах в обучении и воспитании обучающихся.Контроль проводится на каждом учебном занятии (текущий) и по прохождении всей программы (итоговый).