Концепция управления безопасностью подготовки кадров для работы с автоматизированными средствами

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Богатенков С. А. Концепция управления безопасностью подготовки кадров для работы с автоматизированными средствами // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 27. – С. 51–55. – URL: http://e-koncept.ru/2015/65511.htm.
Аннотация. Развитие информационных технологий сопровождается усилением угроз безопасности. В статье предлагается концепция управления безопасностью подготовки кадров для работы с автоматизированными средствами на основе реализации принципов, минимизирующих угрозы безопасности. Концепция включает классификацию требований работодателей и ИКТ-компетенций, комплексную модель условий и факторов управления, безопасные технологии подготовки кадров и методику оценки ее качества.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Богатенков Сергей Александрович,Кандидат технических наук, доцент кафедры «Информационные системы»,НИУ «ЮжноУральский государственныйуниверситет», г.ЧелябинскSerbogatenkov@yandex.ru

Концепцияуправлениябезопасностью подготовки кадровдля работы с автоматизированными средствами

Аннотация. Развитие информационных технологий сопровождается усилением угроз безопасности. В статье предлагается концепция управления безопасностью подготовки кадров для работы с автоматизированными средствамина основе реализации принципов, минимизирующих угрозы безопасности. Концепция включаетклассификацию требований работодателей и ИКТкомпетенций, комплексную модель условий и факторов управления, безопасные технологии подготовки кадров и методику оценки ее качества.Ключевые слова:безопасность,подготовкакадров, автоматизированные средства, ИКТкомпетентность

Современное информационное общество характеризуется развитием информационных технологий и усилением угроз безопасности. Например, о росте угрозы экономической безопасности свидетельствуют результаты исследования: киберпреступность в 2012 году принесла потери $2 миллиарда для России и $110 миллиардов для всего мира (Norton Cybercrime Report 2012)[1].

В законе «Об образовании в РФ», документе «Основы государственной политики РФ в области международной информационной безопасности на период до 2020 г.» и др. прослеживается государственная поддержка процессов, связанных с применением информационных технологий, таких как электронное обучение и информационная безопасность.Возрастание деструктивного влияния процессов, связанных с применением автоматизированных средств и недостаточный уровень подготовки кадров, работающих с ними, актуализируют необходимость формирования компетентности в области использования информационных и коммуникационных технологий» (ИКТкомпетентность).

Под ИКТкомпетентностью будем понимать совокупность трех составляющих:1)комплексное понятие, которое отражает способ жизнедеятельности личности и включает в себя целенаправленное эффективное применение технических знаний и умений в реальной жизни (A.А.Кузнецов и Е.К.Хеннер);2)новая грамотность, в состав которой входят умения активной самостоятельной обработки информации человеком, принятие принципиально новых решений в непредвиденных ситуацияхс использованием технологических средств (А.Л. Семёнов);3) определенный и диагностируемый уровень знаний, навыков, необходимый для освоения на разных уровнях образования как средних, так и высших учебных заведений (И.В.Роберт).В условиях усиления угрозбезопасности актуальной является проблемаформирования ИКТкомпетентности, связанная с управлениембезопасностьюподготовки кадров для работы с автоматизированными средствами.Предпосылки разработанности проблемы. С одной стороны, ведутся исследования по профессиональному обучению с помощью ИКТ. Вопервых, P. Kirschner и M. Selinger рассмотрели проблемы соотношения профессиональной компетентности в области ИКТ студентов и учителей[2]. Вовторых, S.Martin и M.Vallance исследовали влияние ИКТ на профессиональную подготовку учителей[3]. Втретьих, V. Vexler обозначил технологии построения информационной модели обучения[4].

С другой стороны, существует ряд предпосылок в направлении подготовки специалистов профессиональнопедагогического профиля(Е.А. Гнатышина, С.А.Богатенков и др.). Вопервых, выделены особенности подготовки кадров. Вовторых, созданы концепции компетентностно ориентированного образования. Втретьих, разработаны научнометодические основанияформирования ИКТкомпетентности выпускников организаций профессиональнопедагогического образования[5−10].

Однако проблемауправления безопасностью подготовки кадров для работы с автоматизированными средствамив достаточной степени не решена. С одной стороны, существуют угрозы безопасности, связанные с педагогическойдеятельностью. Вопервых, в результате развития электронного обучения усиливаются угрозы безопасности образовательного процесса в связи с уменьшением времени общения преподавателя со студентом и недостаточной надежностью средств и методов обмена информацией. Вовторых, возрастает роль актуальности, новизны, приоритетности и формы представления учебной информации с точки зрения ее восприятия и усвоения. Втретьих, возрастает актуальность планирования эффективных образовательных траекторий для обучения персонала с различным базовым образованием под конкретный заказ предприятий. С другой стороны, существуют угрозы, обусловленные особенностями профессиональнойдеятельности. Вопервых, в результате большого многообразия автоматизированных средств существует угроза их необоснованного выбора. Вовторых, в результате большого разнообразия методов автоматизированного решения профессиональных задач существует угроза их неэффективного выбора. Втретьих, в результате организации внедрения и эксплуатации автоматизированных систем управления (АСУ) существует угроза неэффективной организации персонала АСУ.В социальнопедагогическомаспекте учет угроз безопасности обусловлен потребностями государства и работодателей в качественной подготовке кадров дляработы с автоматизированными средствами. В научнотеоретическомаспекте проблема усиления угроз безопасности определяется необходимостью разработки методологии подготовке обучающихся для работы с информационными технологиями, к формированию их готовностик учебнопрофессиональной деятельности по обучению и воспитанию. Потребность определения комплекса педагогических условий, способствующих эффективной реализации подготовки кадров для работы с информационными технологиями в системе непрерывного профессионального образования, необходимость решения методических проблем разработки качественных электронных ресурсов и использования практикоориентированных занятий отражаются в научнометодическомаспекте решения проблемы исследования.Таким образом, актуальностьисследования вытекает из ряда фактов. Вопервых, эволюционные тенденции в образовании, связанные с развитием информационного общества и усилением угроз безопасности привели к необходимости формирования ИКТкомпетентности специалистов. Вовторых, в образовательных организациях возросли требования к управлению формированием ИКТкомпетентности студентов по критерию безопасности. Втретьих, компетентностная переориентация предметного вида управления, обусловленная необходимостью диалектического единства теоретической и технологической сторон формирования ИКТкомпетентности кадров требует разработки соответствующих методологических основ. В четвертых, для измерения и оценки эффективности процесса формирования ИКТкомпетентности кадров в аспекте безопасности необходимо разработать соответствующий инструментальный аппарат.На основании анализа состояния вопроса в рассматриваемом направлении выявлено противоречиемежду потребностью практической деятельности в управлении (по критерию безопасности) формированием ИКТкомпетентности кадров, с одной стороны, и недостаточной разработанностью теоретикометодологических основ такого управления, обеспечивающих его эффективное использование в условиях развития информационного общества и усиления угроз безопасности, с другойстороны. Проблема исследования заключается в необходимости решения данного противоречия.Цельисследования –теоретикометодологическое обоснование, разработка и верификация концепции управления безопасностью подготовкикадровдля работы с автоматизированными средствами.Объектисследования –подготовкакадров для работы с автоматизированными средствами.Предметисследования –управление безопасностью подготовкикадров для работы с автоматизированными средствами.В основу концепции положенагипотеза: эффективность процесса управления безопасностью подготовкикадров для работы с автоматизированными средствамиповысится, если он будет выполняться в соответствии с принципами, уменьшающими угрозы безопасности, а именно: 1)ориентация на интегрированное непрерывное образование в условиях компетентностно ориентированного управления, приводящего к формированию требований работодателей к ИКТкомпетентности кадров на основе образовательных стандартов (дидактическая безопасность);2)ориентация на использование актуальных электронных учебных ресурсов, соответствующих требованиям новизны и приоритетности (информационная безопасность);3)ориентация на применение методов проектирования подготовки, уменьшающих отношение цены к качеству (экономическая безопасность); 4)педагогическое воздействие на направленность личности обучающегося, уменьшающее влияние факторов социального риска, связанное с применением информационных технологий в профессиональной деятельности (социальная безопасность); 5)методические подходы к содержанию, формам иметодам обучения и воспитания в среде обучающихся, ориентирующих учебновоспитательный процесс на комплексное использование системы проведения учебных занятий с помощью информационных технологий, обеспечивающих эффективное восприятие материала, выполнениеконтрольных мероприятий и стимулирующих самостоятельную учебнопознавательную активность обучающихся (психологическая безопасность). В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой разработана концепцияуправления безопасностью подготовкикадров для работы с автоматизированными средствами[11−14].Избранная методологическая основа определилаход теоретикоэкспериментального исследования, которое выполнялось впять этаповв течение 1984−2015гг. Первый этап (1984–1991) –формирующий эксперимент на механикотехнологическом факультете Челябинского политехнического института. В его рамках проводился педагогический эксперимент, осуществлялся сбор экспериментальных данных при внедрении САПР операций, выполняемых на токарных многошпиндельных горизонтальных автоматах[15, 16]. Второй этап (1992–1999) –формирующий эксперимент на Челябинской ТЭЦ2. В его рамках проводился педагогический эксперимент, осуществлялся сбор экспериментальных данных при внедрении информационноизмерительных систем для учета электроэнергии и энергоносителей[17−19].Третий этап (2000–2009) –формирующий эксперимент в Челябинском институте (филиале) РГТЭУ. В его рамках проводился педагогический эксперимент, осуществлялся сбор экспериментальных данных при внедрении конфигурации «1С: Управление торговлей» и мультимедийных электронных ресурсов.Четвертый этап (2010–2011) –формирующий эксперимент в Уральском институте бизнеса и в профессиональнопедагогическом институте ЧГПУ. В его рамках проводился педагогический эксперимент, осуществлялся сбор экспериментальных данных при внедрении электронного обучения и мультимедийных электронных ресурсов.Пятый этап (2012–2015) –обработка эмпирических данных, разработка теории, оценка результатов. Производились систематизация и обобщение накопленного эмпирического материала, и его теоретическое обоснование: статистическая обработка, сравнительный анализ, интерпретация полученных данных. Разрабатывались концепция, методология и технологии подготовки кадров для работы с автоматизированными средствами. Разрабатывалась методика оценки качества. Подготавливались монографии, учебные пособия.Путем обобщения требований работодателейдля различных сфер деятельности и различных средств автоматизации полученаследующаяклассификация:1)выпускник организации среднего профессионального образованиядолжен владеть навыками электронного документооборота;2)выпускник бакалавриатадолжен уметь решать задачипрофессиональной деятельности с помощью информационных технологий;3)выпускник магистратурыдолжен знатьи уметь управлять процессамипрофессиональной деятельности с помощью информационных технологий;4)выпускник аспирантурыдолжен знать и уметь решать проблемыприменения информационных технологий в профессиональной деятельности, связанные с их разработкой, адаптацией, выбором и эксплуатацией.Нами построенакомплекснаямодель условий и факторов управления подготовкой кадровдля работы с автоматизированными средствами, востребованных на рынке труда. В основу моделирования положены целевые приоритеты, представляющие собой требования работодателей к подготовке кадров. Им подчинены аспекты, связанные с уровнем образования, необходимыми сертификатамии опытом работы. При этом имеет место интеграция и непрерывность подготовкикадров, обусловленная иерархической структурой уровней квалификационных групп.Модель представлена в таблице 1.Таблица 1Комплексная модель условий и факторов управления подготовкой кадровдля работы с автоматизированными средствами

НомергруппыФункциональные обязанностидля работы с автоматизированными средствамиУровеньобразованияСертификатыОпыт работы в предыдущей группе 1Электронный документооборотСПОСертификат №1

Нет2Повышение эффективностипрофессиональной деятельностиСПОСертификат №1ДаБакалавриат,специалитетСертификат №2Нет3Управление процессамипрофессиональной деятельностиБакалавриат,специалитетСертификат №2ДаМагистратураСертификат №3Нет4Решение проблем, связанных с применениемавтоматизированных средствМагистратураСертификат №3ДаАспирантураСертификат №4НетПриведенная модель может быть адаптированак реальным условиям. Например, для работы в среде 1С изменяютсястолбцы«Функциональные обязанности», «Сертификаты»и «Опыт работы в предыдущей группе».Сучетом верификациикомплексная модель условий и факторов управления подготовкой кадров для работы в среде 1С примет вид, приведенный в таблице 2 [20].

Таблица 2Комплексная модель условий и факторов управления

информационной подготовкой кадров для работы в среде 1С

НомергруппыФункциональные обязанностидля работы с автоматизированными средствамиУровеньобразованияСертификатыОпыт работы в предыдущей группе,не менее(лет)

1Электронный документооборотв среде 1ССПО1С ПрофессионалНет2Повышение эффективностипрофессиональной деятельностив среде 1ССПО1С ПрофессионалТриБакалавриат,специалитет1С Преподаватель,1С СпециалистНет3Управление процессамипрофессиональной деятельностив среде 1СБакалавриат,специалитет1С Преподаватель,1С СпециалистДваМагистратура1С Руководитель проектаНет4Решение проблем, связанных с применениемавтоматизированных средствв среде 1СМагистратура1С Руководитель проектаДваАспирантура1С Эксперт по технологическим вопросамНет

Возможна дальнейшая верификация модели с учетом конкретного вида деятельности (например, торговли). В этом случае указывается конкретная конфигурация (например, 1С: Управление торговлей) и конкретные функциональные обязанности.Таким образом, на основе принципов непрерывности и интеграции предложена комплексная модель условий и факторов управления информационной подготовкой кадров, позволяющая планировать образовательные траектории. Принцип непрерывности работы обеспечивает возможность перехода на должности следующей группыпри достижении достаточного опыта работы. Принцип интеграции представляет собой совокупность условий (образование, сертификаты, опыт работы) для должностей определенной группы.Намиразработана классификация ИКТкомпетенцийкадров с различным уровнем образования на основе анализаФедеральных государственныхобразовательных стандартов(ФГОС) СПО и ВПО.Определенсостав ИКТкомпетентности специалиста, котораяпредставляет собой множество ИКТкомпетенций, каждая из которых классифицируется по следующим признакам:−цели (1общеобразовательные, 2развивающие, 3профессиональные);−характер компетентности профессиональных целей (1общий, 2специальный);−область деятельности (1учебнопрофессиональная,2научноисследовательская)−уровень образования (1среднепрофессиональное, 2бакалавр,3магистр);−профиль подготовки(1 экономика и управление, 2 –энергетика);−специализация(1экономика, 2менеджмент). ИКТкомпетенцию будем обозначатьв виде Кцхоупс, гдекаждая буква индекса может принимать конкретное цифровое значение.

Для освоения каждой ИКТкомпетенции студенту необходимо изучить соответствующий ИКТмодульдисциплины (который имеет аналогичную классификацию)и выполнить мероприятия по контролю знаний, умений и навыков.Разработанная классификация ИКТкомпетенций и ИКТмодулей отвечаеттребованиямдидактической безопасности, т.к. обеспечивается возможность однозначного планирования образовательной траектории подготовки кадров для работы с автоматизированными средствами по схеме:

Работодатель ─> ИКТкомпетенции ─> ИКТмодули ─> Обучение

В соответствии с концепциейразработаны и реализованы в образовательной практикебезопасныетехнологии проектированияподготовкикадров для работы с автоматизированными средствами[21], включающие:1)планирование траектории информационной подготовки для студентов с различным базовым образованием;2)создание мультимедийной образовательной среды с помощью шаблонов, мнемонических и эйдотехнических методов;3)формирование мотивации персонала для применения ИКТ в профессиональной деятельности;4)деловую игру«Используй информационные технологии»;5)проектирование автоматизированных систем обучения с помощью интернет;6)повышение эффективности производства с помощью автоматизированных систем;7)управление безопасностью работы оборудования и персоналас помощью информационноизмерительных систем.Нами разработана и внедрена в образовательную практику методика оценки качестваподготовки кадров для работы с автоматизированными средствами. Показатели качества результатов проектирования подготовки будут высокими, если будут соблюдаться принципы безопасности.

ПД. Принцип дидактической безопасности определяет способ проектирования, основанный на требованиях образовательных стандартов, работодателей и образовательной организации (показатели ПДР, ПДС, ПДО).

ПЭ. Принцип экономической безопасности предполагает использовать при проектировании эффективных методов и средств, уменьшающих отношение цены к качеству, в том числе шаблоны рабочих программ, учебнометодических комплексов, пособий, учебников, т.к. в этом случае уменьшается трудоемкость и, следовательно, цена (показатель ПЭМ).

ПИ. Принцип информационной безопасности определяет способ проектирования, обеспечивающий защиту, актуальность информации в результате применения систем реального времени, в том числе интернеттехнологий и завершающийся получением авторского свидетельства на соответствие требованиям новизны и приоритетности в результате регистрации электронного ресурса, например, в объединенном фонде электронных ресурсов «Наука и образование» (показатели ПИЗ, ПИА, ПИН).

ПП. Принцип психологической безопасности предполагает при проектировании использовать мультимедийные технологии, эйдотехнические и мнемонические методы представления учебной информации и контрольноизмерительных материалов. В этом случае возрастает качество усвоения и контроля учебной информации (показатели ППМ, ППЭ).

ПС.Принцип социальной (здоровьесберегающей) безопасности предполагают при проектировании использовать технологии формирования мотивации персонала для применения ИКТ (показатель ПСМ).

Показатели качества результатов проектирования электронных учебных ресурсов и методы ихизмерения приведены в таблице 3.



Таблица 3Методика оценки качестварезультатов проектированияподготовкикадровдля работы с автоматизированными средствами

ПринципыПоказателиМетоды измеренияПД.

Дидактическая безопасностьПДС. Соответствие требованиям образовательных стандартовСравнение с требованиями

образовательных стандартовПДР. Соответствие требованиям работодателейСравнение с требованиями работодателейПДО. Соответствие требованиям образовательной организацииСравнение с требованиями образовательной организацииПЭ. Экономическая безопасностьПЭМ. Использование экономически эффективных методов и средств Оценкаэкономическойэффективности методов и средствПИ. Информационная безопасностьПИЗ. Степень защиты информацииОценка защиты информацииПИА. Степень актуальности информацииОценка актуальности информацииПИН. Степень новизны и приоритетностиНаличие свидетельства о регистрации ЭУРПП. Психологическая безопасностьППМ. Применение мультимедийных технологийОценка эффективности мультимедийных технологийППЭ. Применение эйдотехнических и мнемонических методовОценка эффективности эйдотехнических и мнемонических методовПС.

Социальная безопасностьПСМ. Применение методов мотивации персоналаОценка эффективности методов мотивации персонала

Таким образом,предложенаконцепция управления безопасностью подготовки кадров для работы с автоматизированными средствами на основе реализации принципов, минимизирующих угрозы безопасности. Концепция включаетклассификацию требований работодателей и ИКТкомпетенций, комплексную модель условий и факторов управления, безопасные технологии подготовки кадров и методику оценки ее качества.

Ссылки на источники1.Norton Cybercrime Report (2012, May 9). 2012 Norton Cybercrime Report. Retrieved November 30, 2014, from http://nowstatic.norton.com/now/en/pu/images/Promotions/2012/cybercrimeReport/2012_Norton_Cybercrime_Report_Master_FINAL_050912.pdf2.Kirschner, P., & Selinger, M. (2003). The state of affairs of teacher education with respect to information and communications technology. Technology, Pedagogy and Education, 12(1), 517. http://dx.doi.org/10.1080/147593903002001433.Martin, S., & Vallance, M. (2008). The impact of synchronous internetworked teacher training in Information and Communication Technology integration. Computers & Education, 51(1), 3453. http://dx.doi.org/10.1016/j.compedu.2007.04.0014.Vexler, V. A., Bazhenov, R. I., & Bazhenova, N. G. (2014). Entityrelationship model of adult education in regional extended education system. Asian Social Science, 10(20), 114. http://dx.doi.org/10.5539/ass.v10n20p15.Гнатышина Е.А. Компетентностно ориентированное управление подготовкой педагогов профессионального обучения: монография / Е.А. Гнатышина. –СПб.: ООО «Книжный Дом», 2008. – 410 с.6.Гнатышина Е.А. Уровневая модель информационных и коммуникационных компетенций выпускников учреждений профессиональнопедагогического образования / Е.А. Гнатышина, С.А.Богатенков // Педагогическое образование и наука. –2012. –№12. –С.37–43.7.Богатенков С.А. Проектирование информационной подготовки прикладных бакалавров: моногр. / С.А.Богатенков, Е.А. Гнатышина. –Челябинск: Издво Челяб. гос. пед. унта, 2013. –203 с. 8.Богатенков С.А. Формирование информационной компетентности в уровневом профессиональнопедагогическом образовании: моногр. / С.А. Богатенков. –Челябинск: Издво Челяб. гос. пед. унта , 2012. –185 с.9.Богатенков С.А. Концепция системы формирования информационной и коммуникационной компетентности выпускников учреждений профессиональнопедагогического образования / С.А. Богатенков // Мир науки, культуры, образования. –2012. –№ 3. –С. 17–22.10.Богатенков С.А. Концепция формирования информационной и коммуникационной компетентности педагога в системе профессиональнопедагогического образования / С.А. Богатенков // Концепт. 2014. –№ 5. –С. 6–10.11.Богатенков С.А. Управление качеством информационной подготовки кадров по критерию безопасности: моногр. / С.А. Богатенков. –Челябинск: Челяб. фил. ВУНЦ ВВС «Военновоздушная академия», 2015. –186 с.12.Богатенков С.А. Проектирование безопасной информационной подготовки: моногр. / С.А. Богатенков. –Челябинск: Издво Челяб. гос. пед. унта , 2013. –276 с.13.Богатенков С.А. Система формирования информационной и коммуникационной компетентности: учеб. пособие / С.А. Богатенков. –Челябинск: Издво Челяб. гос. пед. унта, 2014. –297 с.14.Богатенков С.А. Система информационной подготовки кадров для работы в среде 1С: учеб. пособие / С.А. Богатенков, Д.С. Богатенков. –Челябинск: Издво Челяб. гос. пед. унта, 2014. –170 с.15.Богатенков С.А. Требования к информационной подготовке кадров в условиях применения систем автоматизированного проектирования / С.А. Богатенков, Н.Д. Юсубов // Концепт. 2014. –№ 2. –С. 1–5. 16.Богатенков С. А., Юсубов Н.Д. Формирование требований к информационной подготовке кадров в условиях применения систем автоматизированного проектирования / С.А. Богатенков, Н.Д. Юсубов // Машиноведение, Баку, Азербайджан. –2014. –№1. –С. 60–64. 17.

Богатенков, С.А. Повышение эффективности АСУ ТЭС / С.А.Богатенков // Промышленная энергетика. –1998. –№ 6. –С. 13–16.18.Богатенков, С.А. Опыт наладки комплексной информационноизмерительной системы на ТЭЦ2 Челябинска / С.А. Богатенков // Промышленная энергетика. –1997. –№ 3. –С. 5–7.19.

Богатенков, С.А. Повышение эффективности мероприятий по энергосбережению с помощью автоматизированных средств учета энергии /С.А. Богатенков // Промышленная энергетика. –1997. –№ 12. –С. 2–5.20.Богатенков С. А. Комплексная модель условий и факторов управления информационной подготовкой кадров // Концепт. –2015. –№ 09 (сентябрь). –ART 15321.–URL: http://ekoncept.ru/2015/15321.htm. –ISSN 2304120X.21.Богатенков С.А. Технология безопасной информационной подготовки педагогических кадров в условиях информатизации образования / С.А. Богатенков // Концепт. –2013. .–№ 6. –С. 11–15.