Учебная дисциплина «Идея человеческого достоинства в политико-правовой доктрине и в законодательстве»

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Протопопова Т. В. Учебная дисциплина «Идея человеческого достоинства в политико-правовой доктрине и в законодательстве» // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 27. – С. 46–50. – URL: http://e-koncept.ru/2015/65510.htm.
Аннотация. В статье представлена характеристика учебной дисциплины «Идея человеческого достоинства в политико-правовой доктрине и в законодательстве» для магистрантов, обучающихся по направлению «Юриспруденция». Данная дисциплина способствует развитию у специалистов ряда общекультурных и профессиональных компетенций, необходимых для эффективной работы в будущем.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Протопопова Татьяна Витальевна, кандидат юридических наук, доцент кафедры истории государства и права Юридического института ФГАОУ ВПО «Сибирскийфедеральныйуниверситет», г. Красноярскtatiana.vita961@gmail.com

Учебная дисциплина «Идея человеческого достоинства в политикоправовой доктрине и в законодательстве»

Аннотация.В статье представлена характеристика учебной дисциплины «Идея человеческого достоинства в политикоправовой доктрине и в законодательстве» для магистрантов, обучающихся по направлению «Юриспруденция». Данная дисциплина способствует развитиюу специалистов ряда общекультурных и профессиональных компетенций, необходимых для эффективной работы в будущем.Ключевые слова:человеческое достоинство, учебная дисциплина, образовательная программа, магистратура, юриспруденция, общекультурные компетенции, профессиональные компетенции.

Человеческое достоинство –это свойство лица, которое характеризует этого индивидуумакакболее или менее ценногосточки зрения субъектов оценки. Речь идёт о ценности человека с позицийразнообразных коллективов, в том числе независимого политического общества, а также других индивидуумов. Такая ценность лица признаётся за определённые проявления поведения последнего, вытекающие из личных качеств оцениваемого. Иными словами, индивидуум признаётся более или менее достойным в силу обладания им конкретным набором личностныхкачеств. Аналогичное утверждение верно и для достоинства коллективов людей,включая само независимое политическое общество. Они оцениваются болееили менее достойными за проявления своего коллективного поведения с точки зрения отдельных лиц идругих коллективов, втом числе широких человеческих объединений. Причём упомянутые проявления коллективного поведения вытекают из качеств, присущих оцениваемым коллективам. Другими словами, коллектив признаётся достойным в силу наличия у него определённых качеств. Например, независимое политическое общество оценивается более или менее достойным другими подобными социальными организмами: одним из них, несколькими или всеми. Та или иная этого рода оценка даётся за совокупность качеств, присущих оцениваемому независимому политическому обществу[1].

Для выявления закономерностей формирования и развития идей о достоинстве в среде человеческих индивидуумов необходимо, прежде всего, рассмотреть её существование в государстве.При этом важноучитывать, что термином «государство» охватываются все политические организации людей, включая локальные группы кочующих охотников и собирателей, независимые деревни, осёдлых охотниковсобирателей, примитивных земледельцев искотоводов, простые исложные вождества. Это же понятие включает политический организм, который является независимым вовне иимеет верховную власть внутри[2].

Для ответа на вопрос о том, каковыкритерии оценки независимого политического общества как достойного, необходимо выявить иохарактеризовать как можно большее число показателей господства людей над собственной и внешней природой. Не менее важно обозначить проблемы формирования иерархии этих показателей. Необходимо сформулировать само понятие «показатель прогресса» и попытаться систематизировать такие показатели. При этом следует помнить, что господствовать над природой нам позволяет система научного знания, возможность заниматься умственной деятельностью,иметь достаточную продолжительность жизни, право на выбор профессионального поприща, общая культура, возможность совершенствования своего физического развития и т. п.Вопрос о приоритете развития системы научного знания в этом вопросе вряд ли может вызвать сомнения. Однако остаётся открытым вопрос о приоритете отдельных наук в деле обеспечения господства человека над внешней и внутренней природой. Следует помнить, что каждая наука формирует вою систему способов господства над природой. При этом одни науки направлены на обеспечение господства человека над его внутренней природой, другие–над внешними природными силами. К первым, например, относится психология, ко вторым, например, физика. Именно в рамках теоретического изучения идеи достоинства должна быть проведена классификация всей совокупности наук в зависимости от их влияния на внешнюю и внутреннюю природу. Кроме того, должен быть поставлен вопрос о наибольшей важности отдельных отраслей научного знания для обеспечения господства людей над силами природы[3].Учебным планом подготовки магистров в рамках программы «Фундаментальная и прикладная юриспруденция» предусмотреноизучение дисциплины «Идея человеческого достоинства в политикоправовойдоктрине и в законодательстве». Целями курса выступают объяснение обучающимся научноправовых представлений о достоинстве личности, их отражения в законодательстве, а также обучение будущих специалистов способам правильного использования указанных представлений для обеспечения общественного прогресса в рамках государства.Курс включает семь разделов. Это методология и история исследования идеи о достоинстве в рамках юридической науки, научные взгляды на достоинство с древности до настоящего времени, доктриныо достоинстве и их отражениев правовых документах разных исторических периодов, идея достоинства в учениях о достоинстве в России и зарубежных странах, проблемыправовой регламентации отечественных научных представлений о достоинстве, связь идеи достоинства и самосохранения и прогресса государства. Дисциплина входит в профессиональный цикл. Предложенный для изучения материал обогащает знания будущих специалистов об общих закономерностях возникновения и развития политикоправовых явлений, а также способствует личностному развитию. Дисциплина связана с другими предметами программы, такими, как теория и история государства и права, история политических и правовых учений. Также рекомендуются и другие курсы в рамках самостоятельного изучения. В частности, это всеобщая история, социология и политология, культурология и психология. Дисциплина изучается вместе с философией права, сравнительным правоведением, актуальными проблемами юридической науки и практики, историей и методологией юридической науки. Результатом изучения дисциплины является усвоение концептуальных подходов к пониманию достоинства личности, его значениядля правового регулирования, отечественной и зарубежной практики отражения в праве рассматриваемой идеи. У обучающихся должно сформироваться умение критически анализировать эффективность политикоправовых доктрин с дигнитологической (от англ. dignity–достоинство) точки зрения, давать правовую оценку действиям, которые унижают достоинство, толковать правовые нормы и научные тексты, содержащие идеи о достоинстве, квалифицировать нарушения права на достоинство, владеть инструментами защиты этих прав. Выпускник должен осознавать значимость своей профессии, уважать право и закон, быть нетерпимым к коррупции, добросовестно исполнять профессиональные обязанности, совершенствовать интеллектуальный и культурный уровень, грамотно использовать умения и навыки. Изучение дисциплинымагистрантами юридического направления способствует усвоению ряда принципов, необходимых для эффективного осуществления выпускниками профессиональной деятельности. Указанные принципы могут быть сформулированы следующим образом.Современный анализ функционирования идей о достоинстве личностипозволяет прийти к выводу о том, что человек более достоин, если по всем показателям господства над природой он опережает других людей, а государство более достойно, если по всем показателям господства над внешней и внутренней природой оно опережает другие государства и выигрывает извечно идущее геополитическое соревнование между странами. При этом следует отметить, что достойный человек старается заботиться о своём здоровье, придерживается здорового образа жизни, стремится к долголетию, постоянному профессиональному совершенствованию, повышению общей культуры и всестороннему физическому развитию. Что касается достойногогосударства, то онопрежде всего старается развивать свою промышленность, сельское хозяйство и сферу культуры.

Государственный аппарат обретётдобровольное подчинениесебебольшинства граждан, если его составят лучшие знатоки всех видов деятельности в государстве, подлежащих правовому регулированию. Но знать дело, которым занимаются люди в совместной деятельности, лучше, чем они, –это хотя и основной, но не единственный способ обеспечения добровольного подчинения[4].

Во все времена лучшие знатоки кооперированных усилий людей добровольно подчиняли себе остальных и иными путями. Один из них –искусственное создание между собой и подчинёнными неэквивалентности в обменах материальными благами. А именно властвующие должны получать меньше того, что им полагается по труду, жертвуя часть заработанных ими средств остальным членам соответствующих организаций[5].

Государство –это общество в политических границах. Оно всегда теснейшим образом связано с природой,и никогда человек не сможет от неё оторваться. Человек часть природы и он не должен от неё отдаляться на значительное расстояние. Он должен учиться жить с ней в гармонии, сохранять иулучшать её. Политически организованное общество тоже является частью природы идолжно в своей деятельности учитывать природные закономерности. Его развитие выражается не в том, что оно стремится «оторваться от природы» (такие стремления можно было бы назвать реакционными), а в том, что оно совершенствует своё взаимодействие с природой и с другими политическими обществами. В этом будет выражаться возвышение его достоинства. Государство длясобственного прогресса и увеличения своего достоинствадолжно использовать сбалансированные сочетания предоставления и ограничения свободы индивидуумов. Кроме того, государство всегда реализует свой положительный потенциал, а иначе вообще не было бы прогресса.

Таким образом, можно выделить следующие основные закономерности функционирования государства, позволяющие ему сохраниться и прогрессивно развиваться: успешное выполнение людьми трудовой деятельности; надёжные коммуникативные связи и совместная деятельность индивидуумов; решение демографических проблем и воспроизводство общества; возможность людей жить и работать в мирных условиях; осуществление юридической регламентации общественных отношений при помощихорошо отлаженной, стабильной системы законодательства. Осуществление политически организованном обществе этих закономерностей прогрессивного развития обеспечивает возвышение достоинства. Верный политический идеал должен включать эти идеи. При этом противоположные тенденции подрывают обеспечение достоинства.В процессе обеспечения достоинства выявляется иерархия целей, преследуемых каждым конкретным государством, с учётом условий существования данного общества. В любом государстве должно существовать подобное соподчинение устремлений. Согласно ему должна строиться система права и проводиться практическая политика по реализации юридических правил. Политические иправовые идеи о достоинстве,противоречащие иерархии целей определённого государства,неизбежно его подрывают[6].Для возвышения достоинства членов общества его руководящий аппарат должен быть способен использовать положительные личные качества граждан государства длядостижения целей прогресса данного сообщества. Когда речь идёт о возвышении достоинства то, прежде всего,имеются ввиду улучшение здоровья, увеличение продолжительности жизни граждан, повышение способности к труду, рост ихпрофессионального мастерства. Тем самым обеспечивается повышение уровня удовлетворения в государстве нужд его граждан, а также возрастание количества реализуемых здесь человеческих потребностей. Идеи, несовместимые с прогрессом вданном понимании, разнообразны. Такие идеи не способствуют повышению достоинства личности, а во многих случаях унижают его[7].Если учитывать,что любое государствосостоит из суверена и подданных, то становится неоспоримым факт прямой зависимости между возвышением достоинства такого общества и возвышением достоинства лиц и организаций,в него входящих. Право, представляя собой совокупность приказов суверена,должно обеспечивать для каждого гражданина возможность признания его заслуг.Гражданин, работая и творя на благо своей страны, воспитывая достойных детей, обеспечивая достойную старость пожилым,должен иметь право на поощрение. В настоящее время в теоретическойразработке нуждается положение о необходимости для каждого государства наделять достоинством всякого своего члена.Речь должна идти не просто о признании за каждым права на достоинство и обеспечении гарантий достойного существования, но и о наделении каждого индивидуума правом на повышение его достоинства и на официальное признание собственных усилий человека по возвеличиванию достоинства как собственного, так и других людей. С учётом того, чтокаждое государство–это союз отдельных людей, следуетконстатировать, что возвышение их достоинстваневозможно без определенного уравнения и солидарности общества. Достоинство граждан повышается только там, где изживается устаревшее определение достоинства по принципу «свой–чужой», где самоограничение правящего класса позволяет нивелировать имущественное разложение, где искореняются принципы сословности из всех сфер общественной жизни[8].

Роль поощрительной, наградной политики неизмеримо возрастает именно в свободном демократическом государстве, позиционирующем себя как приверженца либеральных ценностей и всеохватывающей толерантности. Такое государство сознательно отказывается от политики устрашенияи запугивания,в нём не может действовать принцип «бей своих, чтоб чужие боялись», нет массовых репрессий. В таком государстве не может быть наказуема мысль. Свободному, либеральному государству необходимо всемерно поощрять своих граждан,приверженных идее правомерного поведения. Такое государство должно смелее награждать честных тружеников, достойных родителей, альтруистов, первопроходцев во всех сферах науки, талантливых литераторов, актёров, певцов и т. д.[9]

У разных индивидуумов, разных социальных групп и разных слоёв общества в различных государствахв определённые исторические эпохи существуют различныепредставления о наборах тех или иных качествах людей, которые считаются достойными человека, т. е. образуют содержание идеи о достоинстве.Если правящие государственные структурыставят перед собой цель обеспечить самосохранение государства и гарантировать его прогрессивное развитие, то им необходимо чётко знать, каков этот набор качеств. При этом из всех наборов личных качеств должны рассматриваться составляющими достоинство лишь те, которые при реализации образуют человеческое поведение, согласующееся с общими закономерностями функционирования любого государства, обеспечивающими самосохранение и прогрессивное развитие. Скажем, идея о том,что свободный человек должен отличаться от несвободного праздным образом жизни,несовместима с обязательными закономерностями самосохранения и прогрессивного развития государства[10].Одной из задач науки теории государства и права является совершенствование государственного устройства и жизни людей в государстве. Эту задачу невозможно успешно решать,не обращаясь к изучению такой категории, как правильный образ жизни человека. Необходимо выяснить,какое наилучшее государственное устройство соответствует достойному стилю человеческой жизни.

На разных этапах развития истории человечества под правильным образом жизни мыслители понимали разное. Так, Гесиод считал, что человек должен соблюдать справедливость, не замышлять зла, быть правдивым, усердно работать и во всём соблюдать меру. По мнению Платона, для человека, ведущего правильный образ жизни, на первом месте должно быть разумение. Далее по степени значимости идут здоровое состояние души, справедливость, мужество, здоровье, красота, сила в беге, богатство. Аристотель говорил, что в человеке должны гармонично сочетаться природа, привычка и разум. Библия призывала человекавозлюбить ближнего, отдаляться от врагов, стараться избегать насилия, защищать сирот, бедных и нищих. Т. Гоббс считал, что человек должен жить в мире с другими людьми, не выказывать им ненависть и презрение. Он должен признать других равными себе.

Можно сказать, что прогресс государства зависит от того, какие качества оно воспитывает в своих гражданах. Для успешного развития государства было бы весьма благоприятно, чтобы иерархия ценностей, установленная государственными органами, совпадала с иерархией ценностей, которые каждый гражданин определяет сам для себя. Здесь властвующие субъекты обязательно столкнутся с определённым противоречием,потому что индивид,как правило, во главу угла часто ставит собственнические цели. К сожалению, при этом он не думаето будущих выгодах. Человек хочет получить сразу больше наслаждений, однако власть при этом обязана помочь ему сформировать достойную иерархию ценностей[11].

Отсюда следует, что правильный образ жизни граждан в государстве включает в себяпрежде всего два рода требований. Первый род требований обязателен для государства. Если эти требования не выполняются, то его ждёт деградация, разложение и упадок. Прогресс в этом случае невозможен. В принципе эти требования совпадают с закономерностями функционированияи развития государства: необходимость для индивидуумов заниматься посильным трудом, сотрудничать с другими членами общества, создавать семьи и существовать в замирённом пространстве. Эти требования следует признать основополагающими. Что же касается дальнейшего прогрессивного развития государства, то следует отметить, что любое государство может формировать и развивать определённый набор качеств у своих граждан, а может этого и не делать в зависимости от тех целей, которые оно ставит перед собой. Бесспорно, что каждое государство обладает определённой спецификой. Каждое такое объединение индивидуумов имеет собственную иерархию целей и свои конкретные задачи, в соответствии с которыми устанавливает присущие только ему каноны правильного образа жизни объединяемых им людей. Из всего сказанного следует, что правильный образ жизни в государстве тот, который наилучшим образом соответствует решению стоящих перед данным сообществом задач, тот, который наилучшим образом может помочь реализации всех целей, стоящих перед государством [12].

С понятием «достоинство» тесно связано понятие «свобода».Действительно, человеку трудно осознать своё достоинство, если он не может ощутить свободу. Но и свобода может быть присуща в полной мере лишь тому, кто способен осознать сутьсвоего достоинства и достоинства других индивидов[13].

Таким образом, свободный человек–это, прежде всего, индивидуум, осознающий,в чём суть его собственного достоинства и достоинства других людей. Он осознаёт себя свободным в выборе того или иного варианта поведения, а процесс его самоидентификации и осознания самодостаточности проходит без влияния какихлибо агрессивных внешних сил. Свободный человек волен сам определять направления и масштабы своего саморазвития, волен сам решать, какой полезной для обществадеятельностью он будет заниматься. При этом он имеет реальную возможность и способен действовать в соответствии с собственным выбором, интересами и потребностями. Свобода, как и достоинство,относится к высшим достояниям человечества, оберегаемым и защищаемым государством. При этом для обеспечения свободного существования человека, так же как и для обеспечения его достойного существования,человеку должна предоставляться возможность быть независимым, в определённом смыслесуверенным. Он должен иметь право располагать собой и распоряжаться своей судьбой. Человеку свободному,как и человеку достойному,должно быть присуще чувство порядка,основанное на уверенности в завтрашнем дне, ощущении безопасности и надёжности существования. Такой человек должен сообразовывать как своё достоинство, так и свою свободу со свободой и достоинством других индивидов.Свободный человек, обладающий достоинством,не мыслим без самоуважения и нравственного справедливого отношения к себе и другим людям. Такой человек всегда стремится снискать уважение других людей и осознаёт для себя необходимость уважать их достоинство[14].Достоинство человека предполагает не только неповторимость его личности, но и индивидуальную свободу, свободу духовнонравственных исканий и творчества, а достойный человек,осознавая свою свободу,в отличие от раба,всегда должен стремится быть великодушным, принципиальным, мужественным, справедливым, честным, совестливым, добродетельным. Свобода как воздух нужна достойному в его продвижении на пути кпознанию истины и в творческом самовыражении. Как видим,понятие «достоинство»в целом шире понятия «свобода», понятие «достойный человек» почти полностью вбирает в себя понятие «человек свободный». Кроме того, понятие достоинства человека, выражая его абсолютную ценность, не теряет своей сущности и после его смерти,чего нельзя сказать о свободе [15].

Анализ соотношения понятий «свобода»и «достоинство»позволяет прийти к выводу о невозможности их существования вне связи друг с другом. Действительно, даже человек,официально лишенный свободы по приговору суда,должен сохранять своё достоинство и оставаться внутренне свободным. Принуждение не должно распространяться на свободу его творческой мысли. В то же время, находясь на свободе, достойный человек может оказаться в тисках несвободы, когда его со всех сторон окружают коммерциализированные средства массовой информации, заставляющего его жить в атмосфере пошлости, скабрезности, похотливо уверяющие его в превалировании половых инстинктов и провозглашающие любовь к деньгам главным достоинством современного человека. Общественность России давно уже встревожена сложившимся положением, во всех слоях общества зреет тревога по поводу угрозы свободе и достоинству со стороны никому,и прежде всего своей совести,не подконтрольных средств массовой информации.

Когда идёт речь о прогрессивном развитии общества,то прежде всего имеется ввиду его позитивное развитие на основе последовательных целенаправленных, прогнозируемых динамичных преобразований[16].

При этом следует помнить:чтобы государственная организация прогрессивно развивалась,необходимо определённое содержание правовых установлений. В частности, теоретические положения, которые являются содержанием права, не могут вступать в противоречие с основными закономерностями функционирования государственной организации. В противном случае реализация права будет означать разрушение государства.Как известно, последнее всегда представляет собой человеческое общество на определённой территории, независимое от подобных ему социальных образований. Поэтомузакономерности, обязательно присущие любому государству, есть те принципы жизни человеческого общества, при отступлении от которых общество погибает. Людипрежде всего должны стремиться к достойному и добросовестному труду, должны,преодолевая отчуждение,взаимодействовать,проявляя солидарность[17].

Политически организованные общества прошлого и настоящего в различной степени находятся под влиянием индивидуалистической и коллективистской идеологий. Причем преобладающуючасть этих социальных организмов возможно разделить на преимущественно основанныелибо на коллективистских, либо на индивидуалистических началах.Критерием такого разграничения является упоминавшаяся направленность государств прежде всего на реализацию либо общих задач, стоящих перед их населением, либо частных нужд отдельных индивидуумов и групп. В принципе источниками прогресса выступают и характерные для коллективизма требования от гражданина совершения таких дел, которыеличноемунепосредственноне нужны, но необходимы для общего блага государства, и позволение гражданину заниматься теми делами, которые непосредственно он желает выполнять для реализации своих личных нужд. Последнее характерно для индивидуализма как политической идеологии и для преимущественно индивидуалистических государств, которые еёвоплощают[18].

Правда, и в прошлом, и в настоящее время нет полностью индивидуалистических или коллективистских политически организованных обществ. Дело в том, что в каждом из политически организованныхобществ сочетаются общие и индивидуальные интересы его членов,и поэтому индивидуализм и коллективизм как доктрины, приспособленные для отстаивания отмеченных разных интересов. Более того, так как каждое государство должно реализовывать и общие для него программы действий, в которых отдельные граждане непосредственно не заинтересованы, и такие дела, в которых отдельные лица непосредственно заинтересованы и хотят их совершать, то всякое государство в определённой мере строится на индивидуалистических принципах и отчасти базируется на коллективистских началах[19].

Ссылки на источники1.Дробышевский С.А., Протопопова Т.В. Представления о человеческом достоинстве в политикоюридических доктринах и праве. М.: Проспект, 2015.С. 105109.2.Протопопова Т.В. Человеческое достоинство и его обеспечение. Человек имеет право на достойную жизнь во всех ее проявлениях. Саарбрюккен: Lambert Academic Publiching, 2013.С. 1112.3.Там же. С. 1213.4.Там же. С. 1314.5.Там же. С. 14.6.Там же. С. 1617.7.Там же. С. 1718.8.Там же. С. 1820.9.Там же. С. 2021.10.Там же. С. 2122.11.Там же. С. 223.12.Там же. С. 2425.13.Там же. С. 25.14.Там же. С. 2526.15.Там же. 2627.16.Там же. С. 2728.17.Тамже. С. 2728.18.Тамже. С. 32.19.Тамже. С. 3233.