Детское общественное объединение как институт воспитания лицеиста XXI века: конструирование воспитательных практик

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Дьячкова Т. В., Николаева С. В. Детское общественное объединение как институт воспитания лицеиста XXI века: конструирование воспитательных практик // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 27. – С. 76–80. – URL: http://e-koncept.ru/2015/65516.htm.
Аннотация. В материалах авторы рассматривают детское общественное движение как институт воспитания современного лицеиста; на примере ДОО «Созвездие» раскрывается системная модель воспитания подрастающего поколения в контексте рисков и вызовов современности. В содержании представленного материала раскрывается новая педагогическая реальность, выдвигающая перед педагогом необходимость конструирования эффективных воспитательных практик.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Дьячкова Татьяна Владимировна, доцент кафедры технологий обучения, воспитания и дополнительного образования детей ГОУ ДПО ТО «Институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Тульской области», г. Тулаdyachkova72@mail.ru

Николаева Светлана Валерьевна, заместитель директора по воспитательной работе муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Лицей»г. Новомосковска, г. Новомоковск Тульской областиparamonim31@mail.ru

Детское общественное объединение как институт воспитания лицеиста XXIвека: конструирование воспитательных практик

Аннотация.Вматериалах авторы рассматривают детское общественное движение как институт воспитания современного лицеиста; на примере ДОО «Созвездие» раскрывается системная модель воспитания подрастающего поколения в контексте рисков и вызовов современности. В содержании представленного материала раскрывается новая педагогическая реальность, выдвигающая перед педагогомнеобходимость конструирования эффективных воспитательных практик.Ключевые слова: детская общественная организация, воспитание, лицеист, воспитательное пространство, детсковзрослая общность, российская гражданская идентичность.

В Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 29 мая 2015 г. N 996р обозначены приоритеты государственной политики в области воспитания, среди которых в контексте заявленнойнами проблемы необходимо выделить следующие:–формирование у детей высокого уровня духовнонравственного развития, чувства причастности к историкокультурной общности российского народа и судьбе России;–формирование уважения к русскому языку как государственному языку Российской Федерации, являющемуся основой гражданской идентичностироссиян и главным фактором национального самоопределения;–формирование внутренней позиции личности по отношению к окружающей социальной действительности [1].

Перед педагогамистоитдостаточно актуальный на сегодняшний деньвопрос: чему надо учить первоклассников и как их воспитывать, чтобы завтра они сказали нам «спасибо». Соответственно,нельзя сбрасывать со счетов социальноэкономическуюи геополитическуюситуация в России, риски и вызовы современности, такие как глобализация, неопределенность ценностных ориентаций подрастающего поколения, рост национального самосознания народов России, кризисроссийской гражданской идентичности после распада Советского Союза, высокая степень конкуренции, быстрая смена технологий, развитие сред виртуального общения всети интернет, межэтническая напряженность. Работая над формированиеминтеллектуальнойэлитыроссийского общества педагоги лицеев все чаще задумываются над проблемой «отождествлениясовременного подростка с российской нацией (народом); включенностиего вобщественную, культурную жизнь страны, осознания себя россиянином; ощущенияпричастности прошлому, настоящему и будущему российской нации»(Д.В. Григорьев).Изучая и анализируя работы, рассматривающие детскую общественную организацию как институт воспитания (Л.В. Алиева, Караковский, Л.И. Новикова, Н.Л. Селиванова, А.В. Смирнов, Д.И. Фельдштейн, И.И. Фришман) для нас особенно важно в воспитании лицеиста уделять особое внимание процессу освоения им определенных социальных ролей,нравственных ценностейи егосубъектной позиции. Детское общественное объединение «Созвездие» МБОУ «Лицей» г. Новомосковска (далее ДОО) создано как общественный институт воспитания и является частью воспитательной системы лицея, закладывая в основу своей деятельности его формы и методы работы. Детское общественное объединение «Созвездие» это демократическое, самодеятельное детское общественное объединение, целью которого является формирование социально ориентированной личности, обладающей общечеловеческими качествами (толерантностью, милосердием, совестью, честью) через использование гуманистических принципов воспитания, раскрытие интеллектуального и творческого потенциала личности ребенка, формирование его российской гражданской идентичности. Детское объединение «Созвездие» является добровольным содружеством детей и подростков, желающих работать на принципах:

добровольности и равноправия: в ДОО «Созвездие» добровольно и на равных правах вступают дети в возрасте от 10 до 14 лет, поступившие в лицей, прочие вступают добровольно на основе заявления, сделанного в устной форме на собрании Межзвездного Совета и подтвержденного письменно в протоколе собрания;–инициативы, самодеятельности, самоуправления: члены детского общественного объединения самостоятельно на сборах Межзвездного Совета решают, в какой деятельности принимать участие, выдвигают в Совет предложения о проведении различного рода мероприятий и акций;–общественно полезной деятельности: ребята–члены ДОО «Созвездие» стремятся видеть необходимость использования своих знаний, умений и навыков в жизни и реализуют их в практических делах на пользу себе и окружающему социуму;–законности и гласности: ДОО «Созвездие» действует в рамках действующего законодательства РФ; деятельность детской общественной организации отражается в периодических изданиях лицея и протоколах, поэтому любой желающий может иметь доступ к этой информации;

преемственности: все премудрости самостоятельной деятельности постигаются лицеистами постепенно, ступенчато, от младшего возраста к старшему. При этомучитывается, что у каждого члена организации свой интеллектуальный и творческий потенциал.Среди основных задач ДОО:помочь детям адаптироваться к новой для них обстановке, к жизни лицея.научить детей работать в коллективе, быть ответственными, инициативными и творческими.привить потребность в саморазвитии, стремление познавать новое.приобщить детей к общественной и культурной жизни, как в стенах лицея, так и за его пределами.Детскоеобщественное объединение «Созвездие» имеет свою символику и законы жизни, что способствует формированию чувства общности интересов и ценностей всех членов организации.Основой объединения лицеистовявляется звезда, которая является первичным коллективом объединения. Каждая звезда выдвигает вМежзвездный совет (выборныйорган самоуправления) своих представителей, по одному в каждый Луч (подразделение Совета). Созвездие является младшим звеном парламента. Лидером ДОО «Созвездие» признаётся председатель парламента.Все звезды представляют собой единую звездную систему.СимволомДОО «Созвездие» является Звезда в фиолетовом свечении, девиз «Если звезды зажигают –значит это комуто нужно».Осмысление лицеистами смыслообразующих элементов деятельности Детской общественной организации происходит посредством усвоения законов данной организации:

Закон оптимизма. Члены ДОО «Созвездие» всегда делятся своей улыбкой, согревая других и поднимая настроение.

Закон единства слова и дела. Если член ДОО берется за дело, то он доводит его до конца четко и вовремя.

Закон дружбы. Члены ДОО являются дружным коллективом учащихся, всегда готовых помочь друг другу, поддержать друг друга.

Закон заботы и милосердия. Члены ДОО заботятся о том, что нас окружает: о природе, друзьях, с милосердием относятся к нуждающимся.

Закон чести и совести. Члены ДОО всегда с честью несут имя лицеиста, всегда и во всем поступая, по совести.

Закон равенства и справедливости. В ДОО все равны, каждый имеет право на свое мнение, помощь в начинаниях и защиту в сложных ситуациях.Лицеисты выработали и соблюдают Заповеди детского объединения «Созвездие»:

«Когда мы едины –мы непобедимы».

«Поделись улыбкою своей –и она к тебе не раз еще вернется».

«Научился сам –научи другого».

«Сами готовим себе смену».

«Сами находим, сами обдумываем, сами реализуем, сами анализируем».Рассмотрим структуру самоуправления в детском общественном объединении «Созвездие». РуководитработойДОО «Созвездие» председатель парламента, выборыкоторого проходят 1 раз в год (ноябрь), контроль осуществляется через руководителей лучей из числа членов парламента.Между заседаниями «Созвездия» работой руководит председатель парламента ипредседатели палат парламента Совет председателей (заседания проводятся 1 раз в неделю).Высшим органом самоуправления ДОО «Созвездие» является Межзвездный совет.Высший орган управленияимеет следующие полномочия:

планирует работу объединения;

оценивает деятельность объединения и его первичных коллективов;

обсуждает важнейшие дела всего коллектива детского объединения «Созвездие».Детское объединение «Созвездие» гарантирует своим членам:–право и умение управлять общественными делами;–избирать и быть избранным в Межзвездный совет;–быть организатором своих дел и своего досуга;–добровольно входить в объединение и выходить из него;–получать любую информацию о жизни детского объединения «Созвездие», парламента и детской организации «ДОН», о принятых ими решениях;–обращаться с предложениями, критикой, жалобами в орган самоуправления детского объединения.Детское объединение «Созвездие» гарантирует каждойпланете право:–принимать и исключать членов объединения, ставя в известность высший орган управления детского объединения;–самим планировать работу и быть организаторами своего досуга;–награждать жителей планет и выносить им порицания;–иметь символику и атрибутику, свои ориентиры деятельности;–выступать с инициативами и предложениями по вопросам деятельности детского объединения;–устанавливать связи и отношения с другими детскими объединениями вмуниципальном образовании и регионе в целом.Каждый член объединения «Созвездие» обязан:–выполнятьТоржественное обещание;–при необходимости оказывать посильную помощь парламенту;–в своей деятельности руководствоваться «Положением о ДОО «Созвездие»;–активно участвовать в жизни и деятельности детского объединения.Детское объединение «Созвездие» имеет право:–самостоятельно определять программы деятельности;–иметь свою структуру, символику, атрибутику и ритуалы;–выдвигать своих членов в совет детской организации «ДОН»;–оценивать работу объединения, поощрять лучших за их работу в коллективе, ходатайствовать о награждении своих членов перед Советом детской организации «ДОН»;–устанавливать связи и отношения с другими объединениями.Детское объединение «Созвездие» обязано:–защищать права и интересы своих членов в вышестоящих органах;–заботиться о равноправных условиях деятельности первичных коллективов своего объединения;–доводить информацию о принятых на сборах детского объединения «Созвездие» и детской организации «ДОН» решениях до каждого члена объединения;–заботиться о выполнении поставленных задач и условий.

Структурными подразделениями детского объединения «Созвездие»являются Лучи учебы, дисциплины, досуга, оформления

Члены лучей выбираются путем открытого голосования в классныхколлективах. От каждого класса по 4 человека (по 1 в каждый луч).

Работой лучей руководят председатели соответствующих палат парламента лицея и руководители лучей, избранные путем открытого голосования членов парламента лицея из числа членов соответствующих палат.

Обозначим права и обязанностичленов–

Луч учёбы:ПРАВА:–принимать участие в составлении планов проведения предметных недель, конференций, Дне самоуправления;–участвовать в проверке рефератов, докладов по различным предметам;–ходатайствоватьпередадминистрациейлицеяопоощренииили взысканииотдельных лицеистов.

ОБЯЗАННОСТИ:–Следить за текущей и итоговой успеваемостью класса.–Рассматривать на классных часах,не реже 2 раз в месяц результаты успеваемости и посещаемости класса.–Участвовать в организациипредметных недель, олимпиад, Декады науки и т.д.–Помогать готовить наградной материал дляпобедителей вышеперечисленныхмероприятий.–Не реже одного раза в триместр присутствовать на заседании своего луча (подводить итоги и планировать работу).Луч дисциплиныПРАВА–Противостоять различным нарушениям в классе.–Участвовать в подготовке и проведении классных часов, посвященных дисциплине.ОБЯЗАННОСТИ–Нести ответственность за дисциплину и порядок в классе. –Вестисбор информации о нарушениях дисциплины и принимать соответствующие решения.

–Давать информацию о всех нарушениях дисциплины в классе–Не реже одного раза в триместр присутствовать на заседании своего луча (подводить итоги и планировать работу).Луч досугаПРАВА–Принимать участие в составлении планирования классных культурномассовых мероприятий.–Участвовать в разработке сценариев, программ, мероприятий в классе.–Быть членами жюри на конкурсах,викторинах и т.д. в классах.ОБЯЗАННОСТИ–Организовывать и проводить вклассе культурномассовые мероприятия (концерты, вечера,конкурсы,викторины и т.д.).–Составлять тематические поздравления.–Не реже одного раза в триместр присутствовать на заседании своего луча (подводить итоги и планировать работу).Луч оформленияПРАВА–Иметь свой информационный стенд и оформлять его в соответствии с данным Положением.–Иметь свой печатный орган газету.–Использовать факты из жизни класса в работе ДОО.–Выпускать предметные и тематические газеты.ОБЯЗАННОСТИ–Организовывать информационную работу в классе.–Следить за художественным оформлением класса.–Оповещать лицеистов о готовящихсямероприятиях.–Не реже одного раза в триместр присутствовать на заседании своего луча (подводить итоги и планировать работу).Необходимо отметить, что детское объединение «Созвездие» являетсясоюзникомгородской детской общественной организации «ДОН», сотрудничает с педагогическим коллективоми парламентомлицея,работает в тесном контакте с родителями и социальными партнерами образовательного учреждения, которым понятны и небезразличныдела и интересы«Созвездия».Деятельность ДОО «Созвездие»выстраивается таким образом, что лицеисты становятся союзники педагогического коллективав решенииобразовательных задач, инициируют проведение олимпиад, конкурсов, смотров, предметных недель, творческих выставок, дебатов, проводимых совместно с педагогами, активно участвуют в реализации программ внеурочной деятельности и дополнительного образования детей.

Место и роль ДОО «Созвездие» в лицее, ее авторитет среди ребят, родителей, педагогов и окружающего социума является важным показателем результативности воспитательной системы лицея.Являясь источником инноваций в лицее, детское общественное объединение «Созвездие» сохраняет и развивает традиции лицеистской жизни, придавая ейстабильность и внося нотки современности.

Ссылкинаисточники1.Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996р г. Москва «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года».