Опыт работы по развитию межличностной толерантности и социальной компетентности у детей и подростков средствами мульттерапии
Выпуск:
ART 65515
УДК
001
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Неретина
Л.
А.,
Тихонова
М.
А. Опыт работы по развитию межличностной толерантности и социальной компетентности у детей и подростков средствами мульттерапии // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2015. – Т. 27. – С.
71–75. – URL:
http://e-koncept.ru/2015/65515.htm.
Аннотация. В статье представлена психолого-педагогическая технология по развитию межличностной толерантности и социальной компетентности у детей и подростков средствами мульттерапии. Авторы предлагают программу мульттренинга, как современную форму работы с детьми и подростками, и примерные конспекты занятий.
Ключевые слова:
конфликт, социальная компетентность, толерантность, конструктивное взаимодействие, мульттренинг.
Текст статьи
Неретина Лариса Александровна,педагогпсихолог МБУ ДО ППМСцентр, г. Дзержинскnik.neretin@yandex.ru
Тихонова Марина Андреевна,педагогпсихолог МБУ ДО ППМСцентр, г. Дзержинскmtikhonova52@mail.ru
Опыт работыпо развитию межличностной толерантности и социальной компетентности у детей и подростковсредствами мульттерапии
Аннотация. В статье представлена психологопедагогическая технология по развитию межличностной толерантности и социальной компетентности у детей и подростков средствами мульттерапии.Авторы предлагают программу мульттренинга, как современную формуработы с детьмии подростками, и примерные конспекты занятий.Ключевые слова: толерантность, социальная компетентность, конфликт, конструктивное взаимодействие, мульттренинг.
Перемены, происходящие в нашей стране, глубоко затронули духовную сферу жизни общества. Происходит сложный противоречивый процесс переоценки и переосмысления социальных ценностей. ВПослании Федеральному Собранию РФ Президент РФ В. В. Путин обратил особое внимание на то, что ©… российское общество испытывает явный дефицит духовных скреп: милосердия, сочувствия, сострадания друг другу, поддержки и взаимопомощи…ª. Он отметил необходимость укреплять прочную духовнонравственную основу общества, подчёркивая, что ©образование это пространство для формирования нравственного гармоничного человека, ответственного гражданина Россииª[1]. Развитие гуманного общества невозможно без развития иповышения уровня толерантности современного человека. Толерантность это, прежде всего некое особое, идущее от самого человека, отношение, аттитюд (уважение, принятие, пониманиепризнание), потребность, ценность, норма, взгляд или убеждение; вместе с тем, это некая моральнонравственная категория, которая формируется обществом (долг, обязанность).Для присвоения ценностей личностью необходимо создание специальных условий, которые представлены как особые обстоятельства передачи позитивных ценностей, обеспечивающих развитие личности ребёнка в интересах общества и самой личности.На наш взгляд, мульттренинг отличный способ улучшить взаимопонимание и создать доверительную атмосферу между ведущим и учащимися. Позволяет на отстраненном, свободном от личностных наслоений материале, сделать выводы и обобщения, выработать практические навыки, помогающиерасширить поведенческий репертуар в проблемной или конфликтной ситуации, тем самым повысить социальную компетентность у детей и подростков. Кроме того, в ходе увлекательной работы,участники осваивают новые способы толерантного общения и приемы конструктивного взаимодействия в конфликтной ситуации[3].
Цель психологопедагогической технологии: способствовать развитию межличностной толерантности и социальной компетентности у детей и подростков.
Задачи:
создать положительный эмоциональный настрой на совместную деятельность;развивать навыки уважительного отношения к другому, умение принимать разные точки зрения и поставить себя на место другого;
совершенствовать коммуникативные навыки;
активизировать позитивное отношение к себе и другим.
создать ситуацию успеха для каждого участника через творческую деятельность.
В основе данной технологии лежат следующие методологические подходы:1.личностноориентированный подход (гуманистические идеи К. Роджерса и А. Маслоу);2.диалогический подход Бахтина[2];3.конструктивный подход к проблематике межличностныхи внутриличностных противоречий (Л.С.Выготский, Д.Б.Эльконин, B.С.Мерлин, Л.А.Петровская, Б.И.Хасан);4.концептуальная модель социокультурного становления личности с помощью искусства (МедведеваЕ.А.).Развивающие занятия с использованием мульттренинга способствуют формированиюценностного сознанияшкольников и играют важную роль в развитии регуляцииповедения и отношений.
Ссылки на источники1.Государственная программа Российской Федерации "Развитие образования"на 2013 2020 годы (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 15 мая 2013 г. № 792р). [Электронный ресурс]/Справочная правовая система КонсультантПлюс. URL:http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=1464972.Васильева И.И. О значении идей Бахтина о диалоге и диалогических отношениях для психологии // Психологические исследования общения. Под ред. Б.Ф.Ломова и др. М.: Наука, 1985. с. 8193.3.Сивкова М.Б. Оптимизация конфликтного поведения подростков с помощью мульттренинга как артметода: Методические рекомендации по организации мульттренинга.Н. Новгород: 2010.59 с.
Тихонова Марина Андреевна,педагогпсихолог МБУ ДО ППМСцентр, г. Дзержинскmtikhonova52@mail.ru
Опыт работыпо развитию межличностной толерантности и социальной компетентности у детей и подростковсредствами мульттерапии
Аннотация. В статье представлена психологопедагогическая технология по развитию межличностной толерантности и социальной компетентности у детей и подростков средствами мульттерапии.Авторы предлагают программу мульттренинга, как современную формуработы с детьмии подростками, и примерные конспекты занятий.Ключевые слова: толерантность, социальная компетентность, конфликт, конструктивное взаимодействие, мульттренинг.
Перемены, происходящие в нашей стране, глубоко затронули духовную сферу жизни общества. Происходит сложный противоречивый процесс переоценки и переосмысления социальных ценностей. ВПослании Федеральному Собранию РФ Президент РФ В. В. Путин обратил особое внимание на то, что ©… российское общество испытывает явный дефицит духовных скреп: милосердия, сочувствия, сострадания друг другу, поддержки и взаимопомощи…ª. Он отметил необходимость укреплять прочную духовнонравственную основу общества, подчёркивая, что ©образование это пространство для формирования нравственного гармоничного человека, ответственного гражданина Россииª[1]. Развитие гуманного общества невозможно без развития иповышения уровня толерантности современного человека. Толерантность это, прежде всего некое особое, идущее от самого человека, отношение, аттитюд (уважение, принятие, пониманиепризнание), потребность, ценность, норма, взгляд или убеждение; вместе с тем, это некая моральнонравственная категория, которая формируется обществом (долг, обязанность).Для присвоения ценностей личностью необходимо создание специальных условий, которые представлены как особые обстоятельства передачи позитивных ценностей, обеспечивающих развитие личности ребёнка в интересах общества и самой личности.На наш взгляд, мульттренинг отличный способ улучшить взаимопонимание и создать доверительную атмосферу между ведущим и учащимися. Позволяет на отстраненном, свободном от личностных наслоений материале, сделать выводы и обобщения, выработать практические навыки, помогающиерасширить поведенческий репертуар в проблемной или конфликтной ситуации, тем самым повысить социальную компетентность у детей и подростков. Кроме того, в ходе увлекательной работы,участники осваивают новые способы толерантного общения и приемы конструктивного взаимодействия в конфликтной ситуации[3].
Цель психологопедагогической технологии: способствовать развитию межличностной толерантности и социальной компетентности у детей и подростков.
Задачи:
создать положительный эмоциональный настрой на совместную деятельность;развивать навыки уважительного отношения к другому, умение принимать разные точки зрения и поставить себя на место другого;
совершенствовать коммуникативные навыки;
активизировать позитивное отношение к себе и другим.
создать ситуацию успеха для каждого участника через творческую деятельность.
В основе данной технологии лежат следующие методологические подходы:1.личностноориентированный подход (гуманистические идеи К. Роджерса и А. Маслоу);2.диалогический подход Бахтина[2];3.конструктивный подход к проблематике межличностныхи внутриличностных противоречий (Л.С.Выготский, Д.Б.Эльконин, B.С.Мерлин, Л.А.Петровская, Б.И.Хасан);4.концептуальная модель социокультурного становления личности с помощью искусства (МедведеваЕ.А.).Развивающие занятия с использованием мульттренинга способствуют формированиюценностного сознанияшкольников и играют важную роль в развитии регуляцииповедения и отношений.
Ссылки на источники1.Государственная программа Российской Федерации "Развитие образования"на 2013 2020 годы (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 15 мая 2013 г. № 792р). [Электронный ресурс]/Справочная правовая система КонсультантПлюс. URL:http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=1464972.Васильева И.И. О значении идей Бахтина о диалоге и диалогических отношениях для психологии // Психологические исследования общения. Под ред. Б.Ф.Ломова и др. М.: Наука, 1985. с. 8193.3.Сивкова М.Б. Оптимизация конфликтного поведения подростков с помощью мульттренинга как артметода: Методические рекомендации по организации мульттренинга.Н. Новгород: 2010.59 с.