Интеллектуальное развитие обучающихся средствами сетевого проекта по математике
Выпуск:
ART 65524
УДК
001
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Пчелинцева
Т.
А.,
Львова
А.
Г. Интеллектуальное развитие обучающихся средствами сетевого проекта по математике // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2015. – Т. 27. – С.
116–120. – URL:
http://e-koncept.ru/2015/65524.htm.
Аннотация. В статье описан опыт организации и проведения регионального сетевого математического проекта «Пьер Ферма: универсальный гений» (с международным участием). Проект успешно реализован во Владимирской области с 16 сентября по 12 декабря 2013 года при поддержке Владимирского института развития образования имени Л.И. Новиковой. Статья адресована учителям школ, гимназий, лицеев; полезна студентам педагогических вузов.
Текст статьи
Пчелинцева Татьяна Александровна,почетный работник общего образования РФ,руководитель сектора «Психологопедагогическое сопровождение детской одаренности», ГАОУ ДПО ВО ВИРО, г.Владимирpchelintsewata@yandex.ru
Львова Алла Геннадьевна,учитель информатики и математики МБОУ «Воровская СОШ», Владимирская область; методист ГАОУ ДПО ВО ВИРО, г. Владимирlvovaalla@ya.ru
Интеллектуальное развитие обучающихся
средствами сетевого проекта по математике
Аннотация.В статье описан опыт организации и проведения регионального сетевого математического проекта «Пьер Ферма: универсальный гений» (с международным участием). Проект успешно реализован во Владимирской областис 16 сентября по 12 декабря 2013 года при поддержке Владимирского института развития образования имени Л.И. Новиковой. Статья адресована учителям школ, гимназий, лицеев; полезна студентампедагогических вузов.Ключевые слова:проект по математике, сетевой проект, интеллектуальное развитие.
Современное определение целишкольного образования, его результатоввыводит на передний план задачу интеллектуального развития человека,включающего, в частности, его способности к усвоению новых знаний, к самостоятельному поиску и усвоению новой информации[1].Эффективноерешение этой задачи объективно невозможно без создания определенных условий, благоприятствующихстановлению и развитию интеллектуальных способностей каждого ученика, укреплению индивидуальногосвоеобразия его ума[2].
В последнее время особая роль в интеллектуальном развитииотводится телекоммуникационному (сетевому) проекту.Как единое целое сетевой проектпо своему содержаниюи технологическому воплощению становится для каждого участника своеобразной «интеллектуальной нишей», дающей ему шансна личнуюинтеллектуальную жизнь, независимо от места проживания и учебного учреждения[2].С целью создания условийдля индивидуального интеллектуального развития обучающихсячерез освоение определенным образом организованного предметного содержания, через продвижениев этом содержании и последующее порождение новых форм этого предметного содержания[2]разработан сетевойматематический проект«Пьер Ферма: универсальный гений», расположенный на порталеWikiВладимир.Начиная работу над проектом, авторский коллектив уже имел за плечами опыт разработки и реализации двух региональных сетевых проектов по математике: "Через века и страны: в поисках функции"[3]и"Числительные и меры: математическое многоборье"[4].Данный проект посвящен этому одному из крупнейших математиков в истории науки
французу Пьеру Ферма, которого уже в 17 веке многие считали гением.Проект охватил 13 из 21 (62 %) муниципальных образований Владимирской области. Участниками проекта стали также команды из Тамбовской области и г. Таллина(Эстония).В проекте принял участие 101 обучающийся. Руководителями команд и индивидуальных участников были 48 учителей математики, информатики, физики.
Участникам проекта необходимо было ответить на основополагающий вопрос:«Как стать великим?»; найти ответы на проблемные и изучить учебные вопросы. На первом этапеучастникам проекта было предложенорассмотретьне конкретного человека, а феноменчеловека науки, ученого: как он "двигает науку вперед", в чем заключается его специфическая деятельность,порождающая новые знания, ради чего он это делает?На втором этапепроекта его участникам предстояло сформулироватьгипотезуо влиянии работ Пьера Ферма на развитие математики и обосновать выдвинутую гипотезу, изучив биографию Пьера Ферма.
На третьем этапепроекта его участникиизучали историю доказательства Великой теоремы Ферма,рассуждали о роли теоремы в истории математики, высказывали свое мнение о том, кто из математиков мира внес больший вклад в ее доказательство, давали обоснованный ответ на вопрос: «Принимали ли русские математики участие в попытках доказательства этой теоремы?».На четвертом этапепроекта его участникиизучаливиды и методы решения неопределенных уравнений первой и второй степеней, приводили примеры исторических задач, сводимых к решению диофантовых уравнений,и алгоритмоврешения в целых числах разными способами одного из такихуравнений.Для выполнения каждого задания участникам был предложен для использования конкретный сервис web2.0, освоение которогоспособствовало формированию критического и системногомышления, побуждало к творчеству. В ходе реализации проекта его участниками были созданы разнообразные проектные продукты:лента времени, на которой выделены наиболее значительные события в жизни ученого Пьера Ферма; интерактивный кроссворд, посвященный жизни и деятельности П. Ферма;ментальная карта, отражающая самые яркие страницы истории доказательства Великой теоремы Ферма; эссе о роли теоремы Ферма в истории математики; электронное пособиедля подготовки к олимпиаде «Диофантовы уравнения: пособие для начинающих».Данные проектные продукты достойны использования в работе школьного учителя, руководителя математического кружка или факультатива на уроках и во внеурочное время.
Одно из качеств интеллектуально развитой личности –умениеобъективно оценить собственную деятельность. Поэтому наряду с внешней оценкой, не менее важно было создать условия для оценки внутренней. Для организации данной работы авторами была организована Лаборатория проекта, участие в работе которой было обязательным условием для всех участников. Основные инструменты формирующего оценивания, используемые в Лаборатории:рефлексия ожидания:Карта "ЗнаюИнтересуюсь";определение мотивации участия в проекте: лист опроса «Почему мы участвуем в проекте»;оценивание личных продвижений: «Успешность изучения новых сервисов»;взаимное оцениваниерезультатов выполнения творческого задания: Народное голосование: команды;оценивание удовлетворенности качеством своейработы:«Математическое творчество»; итоговая рефлексия.
Для всех, кому была нужна помощь, кто был готов поделиться с другими своими успехами в освоении новых сервисов, кто нуждается (нуждался) в общении,в проекте был создан блог «Форум участников сетевого математического проекта».Для организации обратной связи авторами была создана рубрика «А напоследок я скажу…».
Подводя итоги проекта, можно с уверенностью сказать, чтонаш проект действительно создает все условия для решения новых задач современной школы.
Ссылки на источники1.Дорофеев, Г. В. Математика для каждого. Избранное. —М., 2010. —86 с.2.М.А. Холодная. Психология интеллекта: парадоксы исследования. –Томск: Издво Том. унва. Москва: Издво «Барс». 1997. –392 с.3.Пчелинцева Т.А., Львова А.Г. Сетевой проект как средство формирования у учащихся целостной картины мира. Математика в школе. № 1/ 2013, ООО «Школьная пресса», Москва, с.6469.4.Пчелинцева Т.А., Львова А.Г., Мишина Г.С. Математическое многоборье. Математика, № 2 / 2013 г. Издательский дом «Первое сентября», Москва, с.1619.
Львова Алла Геннадьевна,учитель информатики и математики МБОУ «Воровская СОШ», Владимирская область; методист ГАОУ ДПО ВО ВИРО, г. Владимирlvovaalla@ya.ru
Интеллектуальное развитие обучающихся
средствами сетевого проекта по математике
Аннотация.В статье описан опыт организации и проведения регионального сетевого математического проекта «Пьер Ферма: универсальный гений» (с международным участием). Проект успешно реализован во Владимирской областис 16 сентября по 12 декабря 2013 года при поддержке Владимирского института развития образования имени Л.И. Новиковой. Статья адресована учителям школ, гимназий, лицеев; полезна студентампедагогических вузов.Ключевые слова:проект по математике, сетевой проект, интеллектуальное развитие.
Современное определение целишкольного образования, его результатоввыводит на передний план задачу интеллектуального развития человека,включающего, в частности, его способности к усвоению новых знаний, к самостоятельному поиску и усвоению новой информации[1].Эффективноерешение этой задачи объективно невозможно без создания определенных условий, благоприятствующихстановлению и развитию интеллектуальных способностей каждого ученика, укреплению индивидуальногосвоеобразия его ума[2].
В последнее время особая роль в интеллектуальном развитииотводится телекоммуникационному (сетевому) проекту.Как единое целое сетевой проектпо своему содержаниюи технологическому воплощению становится для каждого участника своеобразной «интеллектуальной нишей», дающей ему шансна личнуюинтеллектуальную жизнь, независимо от места проживания и учебного учреждения[2].С целью создания условийдля индивидуального интеллектуального развития обучающихсячерез освоение определенным образом организованного предметного содержания, через продвижениев этом содержании и последующее порождение новых форм этого предметного содержания[2]разработан сетевойматематический проект«Пьер Ферма: универсальный гений», расположенный на порталеWikiВладимир.Начиная работу над проектом, авторский коллектив уже имел за плечами опыт разработки и реализации двух региональных сетевых проектов по математике: "Через века и страны: в поисках функции"[3]и"Числительные и меры: математическое многоборье"[4].Данный проект посвящен этому одному из крупнейших математиков в истории науки
французу Пьеру Ферма, которого уже в 17 веке многие считали гением.Проект охватил 13 из 21 (62 %) муниципальных образований Владимирской области. Участниками проекта стали также команды из Тамбовской области и г. Таллина(Эстония).В проекте принял участие 101 обучающийся. Руководителями команд и индивидуальных участников были 48 учителей математики, информатики, физики.
Участникам проекта необходимо было ответить на основополагающий вопрос:«Как стать великим?»; найти ответы на проблемные и изучить учебные вопросы. На первом этапеучастникам проекта было предложенорассмотретьне конкретного человека, а феноменчеловека науки, ученого: как он "двигает науку вперед", в чем заключается его специфическая деятельность,порождающая новые знания, ради чего он это делает?На втором этапепроекта его участникам предстояло сформулироватьгипотезуо влиянии работ Пьера Ферма на развитие математики и обосновать выдвинутую гипотезу, изучив биографию Пьера Ферма.
На третьем этапепроекта его участникиизучали историю доказательства Великой теоремы Ферма,рассуждали о роли теоремы в истории математики, высказывали свое мнение о том, кто из математиков мира внес больший вклад в ее доказательство, давали обоснованный ответ на вопрос: «Принимали ли русские математики участие в попытках доказательства этой теоремы?».На четвертом этапепроекта его участникиизучаливиды и методы решения неопределенных уравнений первой и второй степеней, приводили примеры исторических задач, сводимых к решению диофантовых уравнений,и алгоритмоврешения в целых числах разными способами одного из такихуравнений.Для выполнения каждого задания участникам был предложен для использования конкретный сервис web2.0, освоение которогоспособствовало формированию критического и системногомышления, побуждало к творчеству. В ходе реализации проекта его участниками были созданы разнообразные проектные продукты:лента времени, на которой выделены наиболее значительные события в жизни ученого Пьера Ферма; интерактивный кроссворд, посвященный жизни и деятельности П. Ферма;ментальная карта, отражающая самые яркие страницы истории доказательства Великой теоремы Ферма; эссе о роли теоремы Ферма в истории математики; электронное пособиедля подготовки к олимпиаде «Диофантовы уравнения: пособие для начинающих».Данные проектные продукты достойны использования в работе школьного учителя, руководителя математического кружка или факультатива на уроках и во внеурочное время.
Одно из качеств интеллектуально развитой личности –умениеобъективно оценить собственную деятельность. Поэтому наряду с внешней оценкой, не менее важно было создать условия для оценки внутренней. Для организации данной работы авторами была организована Лаборатория проекта, участие в работе которой было обязательным условием для всех участников. Основные инструменты формирующего оценивания, используемые в Лаборатории:рефлексия ожидания:Карта "ЗнаюИнтересуюсь";определение мотивации участия в проекте: лист опроса «Почему мы участвуем в проекте»;оценивание личных продвижений: «Успешность изучения новых сервисов»;взаимное оцениваниерезультатов выполнения творческого задания: Народное голосование: команды;оценивание удовлетворенности качеством своейработы:«Математическое творчество»; итоговая рефлексия.
Для всех, кому была нужна помощь, кто был готов поделиться с другими своими успехами в освоении новых сервисов, кто нуждается (нуждался) в общении,в проекте был создан блог «Форум участников сетевого математического проекта».Для организации обратной связи авторами была создана рубрика «А напоследок я скажу…».
Подводя итоги проекта, можно с уверенностью сказать, чтонаш проект действительно создает все условия для решения новых задач современной школы.
Ссылки на источники1.Дорофеев, Г. В. Математика для каждого. Избранное. —М., 2010. —86 с.2.М.А. Холодная. Психология интеллекта: парадоксы исследования. –Томск: Издво Том. унва. Москва: Издво «Барс». 1997. –392 с.3.Пчелинцева Т.А., Львова А.Г. Сетевой проект как средство формирования у учащихся целостной картины мира. Математика в школе. № 1/ 2013, ООО «Школьная пресса», Москва, с.6469.4.Пчелинцева Т.А., Львова А.Г., Мишина Г.С. Математическое многоборье. Математика, № 2 / 2013 г. Издательский дом «Первое сентября», Москва, с.1619.