Воспитание гражданственности и патриотизма у младших школьников через систему классных часов воспитательной программы «Мир моих Я»

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Изместьева И. Ю. Воспитание гражданственности и патриотизма у младших школьников через систему классных часов воспитательной программы «Мир моих Я» // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 27. – С. 121–125. – URL: http://e-koncept.ru/2015/65525.htm.
Аннотация. Как воспитать высоконравственного человека, гражданина и патриота, семьянина, готового к жизни в высокотехнологичном мире? Содержание воспитательной программы "Мир моих я" направлено на формирование у ребёнка ценностных ориентаций, отвечающих интересам человека и общества. Через систему классных часов у учащихся формируется ответственное отношение к нравственным ценностям и развивается способность к действию по отношению к этим ценностям.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Изместьева Инга Юрьевна,учитель начальных классов, МБОУ «СОШ№ 42»г.Кирова, г. Кировingayurevna.izmesteva@mail.ru

Воспитание гражданственности и патриотизма у младших школьников через систему классных часов воспитательной программы «Мир моих Я»

Аннотация.Как воспитать высоконравственного человека, гражданина и патриота, семьянина, готового к жизни в высокотехнологичном мире?Содержание воспитательной программы "Мир моих я" направлено на формирование у ребёнка ценностных ориентаций, отвечающих интересам человека и общества. Через систему классных часов у учащихся формируется ответственное отношение к нравственным ценностям и развивается способность к действиюпо отношению к этим ценностям.Ключевые слова:системноролевая теория формирования личности профессора Н. М. Таланчука, воспитательная программа "Мир моих я", шестьблоков(ролей) программы, система классных часов.

Младший школьный возраст ‬самый лучший период нравственного воспитания. Для этого возраста характерны: высокий уровень эмоциональности, жажда узнавать новый мир, интерес к общественной жизни. Нравственно ‬гражданские качества личности закладываются в раннем периоде детства и сохраняются в более или менее неизменном виде на всю жизнь.Каждый раз, когда ко мне приходят первоклассники, я стараюсь выявить нравственные представления детей, их ценностные ориентации. Есть такие вечные ценности как долг, честь, семья, Отечество. У современных детей, приходящих в школу, эти понятия размыты, а у некоторых даже проявилось негативное отношение к ним, например, к службе в армии.Многие учащиеся бесконтрольно смотрят телевизор, много времени проводят за компьютерными играми. Современное информационное пространство крайне агрессивно, оно навязывает детям зачастую чуждые российским традициям ценности.На детей обрушивается поток низкопробной продукции, которая негативно влияет на неокрепшую психику детей. Как в этой ситуациивоспитать высоконравственного человека, гражданина и патриота, семьянина, готового к жизни в высокотехнологичном мире?В основе моей воспитательной системы лежит системноролевая теория формирования личности профессора Н. М. Таланчука. Он исходит из того, что процесс формирования личности происходит благодаря наследованию и приумножению человеком социальных ценностей. Наследование социальных ценностей возможно лишь тогда, когда человек входит в какоето сообщество людей и выполняет в нём определённые социальные роли.Личность, готовая и способная выполнять объективносуществующую систему социальных ролей, приносит пользу обществу, своему Отечеству, поэтому я определила цель своей воспитательной работы: создание благоприятных условий для развития гражданских и патриотических качествличности, нравственным стержнем которой является потребность быть полезным обществу и Отечеству.Для достижения поставленной цели я разработала воспитательную программу «Мир моих «Я». Программа построена на основе надпредметного образовательного курса «Быть патриотом и гражданином России», в разработке которого в составе творческой группы под руководством методиста ЦПКРО Т. Л. Шубиной я сама принимала участие, а мой класс с 2008по 2011 годстал экспериментальной площадкой по его апробации.Программа рассчитана на четыреэтапа:1й этап

1класс.Задача: знакомство с понятиямиосновных нравственных ценностей.2й этап

2 класс. Задача: формирование понятий основных нравственных ценностей.3й этап

3 класс.Задача: формирование ответственного отношения к этим ценностям4й этап

4 класс.Задача: развитие способности к действию по отношению к этим ценностям.Содержание программы направлено на формирование у ребёнка ценностных ориентаций, отвечающих интересам человека и общества, формирование способности ребёнка оценивать себя и выстраивать свои отношения на основе моральных норм и нравственных качеств к себе, другим людям, обществу и своему Отечеству.Программа содержит элементы гендерного воспитания, создаёт условия для развития личности ребёнка, формирования его жизненной позиции, его характера. В своей программе я построила работу с детьми по шести блокам(«ролям»): «Я ‬личность», «Я ‬семьянин», «Я ‬ученик», «Я ‬друг»,«Я ‬вятчанин», «Я ‬гражданин России».В каждом блоке ‬свои задачи, которые решаются через систему классных часов.

О Родине мы начинаем говорить на классных часах в блоке «Я ‬семьянин».

Наши занятия направлены на то, чтобы научить ребёнка уважительно относиться к своему дому, своей семье, семейным традициям. Дети узнают историю своей семьи. Выполняя исследовательские работы на тему «Война как личная история», знакомят своих одноклассников со своими прадедушками и прабабушками ‬участниками Великой Отечественной войны.

Темы наших классных часов: «Моё имя», «Моя семья», «Праздники в моей семье»,«Моя родословная»,« Не нужен и клад, коли в семье лад», «Что значит быть хорошимсыном идочерью», «Профессии моих родителей», «Увлечения моих родных», «Моя семья и здоровый образ жизни». Очень весело у нас проходят праздникивместе с родителями«Моя семья» и«Секреты семейного счастья».С любви к своей семье, своим предкам, к месту, где родился,начинается отношение к Родине как святыне.

Цикл занятийблока «Я ‬вятчанин»знакомит с историей нашего края, пробуждает у учащихся интерес к вятским народным промыслам, культурным традициямродного края. Проект «Моя любимая улица» заставляет детей поновому взглянуть на свой город, узнатьегоисторию. Проект «Красота родного края» является одним из любимых у учащихся. В1и2 классе они выполняют его вместе с родителями. В3 4 классе ребята с удовольствием делают групповой фоторепортаж «Наш край».

Уроками краеведения можно назватьклассные часы «Хлынов ‬Вятка ‬Киров», «Дорогие сердцу места», экскурсии «Мой родной город» , знакомство схрамами, посещение музеев и театров.В этом блоке у учащихся формируютсяпонятия «малая родина», родной край. В1и 2классе дети знакомятся с вятскими промыслами, участвуют в празднике «Ай да Дымка!». Занятия в 3 классе «Вятский фольклор», «Вятские фамилии», «Вятские промыслы» формируют у учащихся ответственное отношение к традициям вятского края. Занятия в 4 классе «Город ‬труженик», «Город в лицах», «Культурная жизнь нашего города» знакомятс его историей, его достопримечательностями, с культурной жизнью нашего города.С большим удовольствием в конце каждого учебного года дети едут на экскурсию по городу. Проводим мы и пешеходные экскурсии.Здесь же проходятвстречи с кировскими писателями, знакомство с их произведениями.Неоценимую помощь в организации встреч с кировскими писателями оказывают нам библиотека им. Васнецова, библиотека им. Л. Дьяконова, библиотека им. Грина. О своём творчестве нам рассказывали Т. Копанева,В Ситников,В Морозов,В. Новосёлов,Т. Николаева, М. Чирков.Очень любят наши дети встречи с педагогом дополнительного образования, миссионером храма всех святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии Демидовой Надеждой Васильевной. Эти встречидля детей ‬это прежде всего уроки добра. Цель её занятий: приобщение подрастающего поколения к культурноисторическим и духовнонравственным традициям Отечества.Она ведёт сдетьми диалог и заставляетих задуматьсянад смысломжизни, учит их отличать добро от зла, ценить труд, семью, других людей, общество, Отечество.Она неоднократно выступает у нас на родительских собраниях. Вместе с ней мы проводим рождественские утренники, ходим на экскурсии в храмы. По просьбе детей и их родителей создан факультатив «Основы православной культуры», где ребята занималисьс огромным желанием два года.Блок «Я ‬вятчанин» это не только цикл классных часов, это коллективные творческие дела, творческие конкурсы (сочинения и рисунки на тему «Мой город», праздники(Вятские посиделки), театрализованные постановки, познавательноразвлекательные игры по станциям(«Знаешь ли ты свой город»), краеведческий КВН, совместные поездки на экскурсии по городу и на природу. Дети принимают участие в социальных акциях «Цветы для школьной клумбы», «Чистый школьный двор», готовят вместе со старшеклассниками праздники для первоклассников,для жителей микрорайона. Ученики нашего класса выступают на концертев Доме ветеранов, поздравляют участников Великой Отечественной войны. Принимают участие в школьных и городских творческих конкурсах.Недаром дети выбрали девиз нашей школьной жизни: «Я знаю, я умею, я действую, а, значит, я расту!»

Наши ученики испытывают чувство гордости за свой Вятский край, за его неповторимость. Они не только узнают о промыслах родного края, но являются продолжателями традиций своих предков. Группа ребят нашего класса занимается в кружке «Дымка» станции юных техников и не понаслышке знают, как создать дымковскую игрушку.Воспитание патриотизма, уважения к историческому наследию своей Родины идёт через цикл классных часов в блоке «Я ‬гражданин России». Задачи этого блока усложняются с переходом учащихся в следующий класс: от формирования понятий «Россия», «патриот», «гражданин», «государственные символы»к формированию ответственного отношения к истории, культуре родной страны, а затем к развитию способности осознавать себя гражданином и патриотом своей страны, который несёт ответственность за её будущее. Цикл классных часов «Россия ‬наша Родина», «Государственные символы России», «Москва ‬сердце нашей Родины», «Конституция России», «Подвиг во имя Родины», «Знаменитые россияне», «Русские праздники: традиции, обычаи, обряды», «Памятники культуры России», «Герои нашего времени» помогает осознать ученикам значимость гражданства и принадлежности к своей Родине.Уроками мужества можно назвать встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, встречи с людьми, побывавшими в «горячих точках», беседы о защитниках Отечества. Это и проектные и исследовательские работы учащихся о героях войны. Это чтение и обсуждение произведений о войне, участие в конкурсах, посвящённых военной тематике: конкурс военной песни, конкурс литературномузыкальных композиций, конкурс рисунков, конкурс чтецов, экскурсии в краеведческий музей, музей ВоенноМорского флота.Встречи с ветеранами вызывают у детей чувство гордости за свою родину, народ.

Чтобы выявить эффективность воспитательной работы, была проведена диагностика уровня развития гражданских и патриотических качеств личности в экспериментальном и контрольном классах. Вопросы теста затрагивали основные понятия нравственных ценностей, которые формировались у учащихся на классных часах. Ребятам было предложено ответить на вопрос:«Какие два желания ты загадаешь,если увидишь падающую звезду?Наряду с личными желаниями дети высказали следующие: «…чтобы никогда не было войны и все люди жили мирно», «…чтобымолодые парни возвращались из Чечни», «…чтобы наша страна жила счастливо», «…чтобы Россия была дружной, здоровой и богатой страной», «…чтобы все люди соблюдали законы», «…чтобы в стране царили мир и согласие», «…чтобы все люди оберегали свою страну», «…чтобы русские семьи жили добройжизнью».

Интересны детские творческие работы на тему «Родина для меня ‬это…». Из этих работ видно, что дети воспринимают свою Родину не только как место, гдеони родились и живут, но и как большую крепкую державу, которая выстояла в трудных испытаниях.Учащиесянашего класса готовы повторить подвиг своих предков ‬защитить её от врагов.Вот некоторые высказывания: «…Это мой родной дом» (Лера), «…это вера, сила, знания, которые мы получаем», «…самая лучшая страна», «…если нападёт враг, то я отдам жизнь, чтобы спасти нашу страну» (Влад), «Родина ‬это самое первое слово на Земле, только, конечно, после слова Мама» (Семён), «Родина ‬это моя матушка, я её люблю. Если нападёт враг на нас, то мы будем биться до конца» (Серёжа), «…главное ‬защитить свою страну и семью» (Савелий).

Многиеучащиеся выразили готовность приносить пользу своей стране.Система классных часовпрограммы«Мир моих Я» позволила сформировать у детей единство ценностных установок, способствовала воспитанию гражданского самосознания и причастности к своим истокам, пониманию учащимися их личной ответственности за будущее Родины.

Ссылки на источники1.Гайдина Л. И. , Жиренко О. Е. , Яровенко В. А. Патриотическое воспитание. ‬М. «ВАКО», 20092.Жиренко О. Е. , Лапина Е. В., Киселёва Т. В. Я ‬гражданин России! М. «ВАКО», 20083.«Быть патриотом и гражданином России» методическое пособие, МОУ ДПО ЦПКРО г. Кирова, 2010