Апробация учебной программы «Основы речевой коммуникации (с элементами мастер-презентаций)»

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Салихова Э. А. Апробация учебной программы «Основы речевой коммуникации (с элементами мастер-презентаций)» // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 27. – С. 131–135. – URL: http://e-koncept.ru/2015/65527.htm.
Аннотация. В статье описывается структура рабочей программы дисциплины по выбору «Основы речевой коммуникации (с элементами мастер-презентаций)», успешно апрбированной на 1-2 курсах студентов, обучающихся по специальности 081100 «Государственное и муниципальное управление» Института экономики и управления (ИНЭК) ФГБОУ ВПО «Уфимский государственный авиационный технический университет».
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Салихова Эльвина Ахнафовна, доктор филологических наук, профессор кафедры языковой коммуникации и психолингвистики общенаучного факультета, ФГБОУ ВПО «Уфимскийгосударственный авиационный техническийуниверситет», г. Уфа Республика Башкортостанsalelah12@yandex.ru

Апробация учебной программы «Основы речевой коммуникации(с элементами мастерпрезентаций)»

Аннотация. В статье описывается структура рабочей программы дисциплины по выбору «Основы речевой коммуникации(с элементами мастерпрезентаций)», успешно апрбированной на 12курсах студентов, обучающихся по специальности 081100 «Государственное и муниципальное управление»Института экономики и управления (ИНЭК) ФГБОУ ВПО «Уфимский государственный авиационный технический университет».Ключевые слова:вербализация информации, дизайн слайдов, законы коммуникации, искусство презентаций, наглядность, цветозвуковое оформление.

Содержание данного компонента учебнометодического комплекса (далее –УМК)соответствует проблематике науки, которую можно было бы назвать искусством общения. Преследуемая нами цель –научить студентов оптимально использовать арсенал языковых, визуальных(цветосветовых)и звуковых средств в различных коммуникативных ситуациях –придает УМКнесомненную актуальность и важность, поскольку, вопервых, основная нагрузка в человеческом общении приходится на речевое[1], вовторых, –на общение профессиональное, рассматриваемое как необходимая составляющая коммуникативнойкомпетенции современного специалиста[2].УМК включает лекции курса с прилагаемыми материалами к практическим занятиям,программу дисциплины с методическими указаниями, вопросами к зачету и оценочным фондом. Подобная структура позволяет студентам эффективно использовать аудиторное время, грамотно выстроить самостоятельную работу.Задания максимально направлены на достижение развития речевой (шире –коммуникативной) компетенции, готовят к работе в управленческой сфере, связанной с активной речевой деятельностью. Приближенностью к реальному общению характеризуются предлагаемые творческие и самостоятельные работы, представляемые и обсуждаемые в аудиторном формате.Авторский опыт проведения поисковоапробационных деловых игр и инновационных технологий (попутно отметим, что достоинством описываемого учебнометодического продукта является 5летняяапробацияна 12курсах студентов, обучающихся по специальности 081100 «Государственное и муниципальное управление» ИНЭКФГБОУ ВПО УГАТУ) свидетельствует о наличии идентичных проблем у множества категорий специалистов.Это и недостаточно развитая коммуникативная компетентность, и низкий уровень культуры вербального представления информации и её визуализации, и эклектичность в использовании форм взаимодействия.В предлагаемой вниманию рабочей программе по обозначенному курсу создан и систематизирован материал по представлению информации при подготовке докладов / сообщений и проведении презентаций. Определено понятие «презентация», рассмотрены её типы, учтены механизмы воздействия представленной информации на аудиторию и рассмотрен процесс создания презентаций от самого замысла до непосредственного воплощения. Даны практические советы и рекомендации по организации презентаций, использованию средств визуализации информации с учетом воздействующего потенциала цвета и текста, специальные приёмы и наглядные примеры.Внедрение современных технологий во все области жизни, управления и бизнеса привело к быстрому и значительному изменению способов подачи информациии способов, повышающих эффективность восприятия информации. Появились полноцветные книги, интерактивные словари и энциклопедии, электронное тестирование, мультимедиапрезентации[4]. Дальнейшее развитие техники привело к тому, что предоставление информациислушателю стало возможным как с помощью докладчика, так и без его участия. Стало возможным применять в презентациях и различные переходы, анимационные эффекты. Преимущество данных презентаций заключается в том, что они позволяют сделать сообщение понятнееи проще для восприятия. Для достижения этой цели используются графика, форма, цвет, звук и др. –одним словом, средства мультимедиа [3].Результаты научных исследований подтвердили тот факт, что наглядность подачи материала и использование цвета при презентации значительно увеличивают объем понятной и запомненной аудиторией информации, а мультимедийные эффекты усиливают воздействие на слушателей, убеждая их согласиться с докладчиком.На реноме учреждения (фирмы или организации) существенное влияние оказывает не только сугубо профессиональный успех, нои её имидж в целомиеё отдельных специалистов. Термин «имидж» (образ) появился в нашей стране с началом демократических преобразований. И это не случайно: имидж способен активизироваться в условиях конкуренции, а значит, соперничества и борьбы. Коммуникативная компетентность и визуальная культура являются необходимыми атрибутами имиджа и фирменного стиля. Посредством вербальных и невербальных средств коммуникации сегодня многие политические лидеры и представители бизнессообщества способствуют разработке товараимиджа, который затем в лучших традициях маркетинга предлагается потребителю. Чтобы выиграть, необходимо уметь говорить, слушать убеждать, формулировать соответствующие коммуникативной ситуации вопросы и ответы, выдвигать аргументы, если это обеспечивает достижение цели, или гибко менять стратегии и выбирать приемы вербального воздействия.Формирование привлекательного имиджа зависит от умения грамотно и уместно использовать элементы невербалики (мимику,жесты, позы, адекватные словам и ситуации взаимодействия), приемы визуализации (цветозвуковое и световое представлениеинформации, выгодное расположение текстового материала на слайде и т.п.) и способы вербализации идей с учетом воздейственного потенциала данных техник.Рабочая программа нацелена на то, чтобы обучаемый мог последовательно освоить необходимые знания, с помощью самомаркетинга продиагностировать свои возможности и развить умения, навыки эффективной коммуникации.

Курс разработан таким образом, что он будет полезен каждому, кто хотел бы научиться продуктивному речевому общению и визуализации информации в любых профессиональных и социально значимых ситуациях. Мы сознательно обозначили курс как лингвистический: в этом смысле, по нашему убеждению, уместно рассматривать филологию как «службу понимания» (С.С. Аверинцев), призванной помочь всем тем, кто расценивает умение эффективной коммуникации как залог высокого профессионализма и высокой внутренней культуры.

Ссылки на источники1.Аткинсон М.Выступать легко: все, что вам нужно знать о речах и презентациях: базовый учебник по современной риторике. —М.: Альпина Паблишерз, 2010. —291 с.2.Гойхман О.Я.Речевая коммуникация: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальностям сервис.—2е изд.,перераб. и доп. —М.: ИНФРАМ, 2011. –271 с.3.Ломакин П. А.Электронные презентации своими руками. —М.: Майор, 2004 .—352 с.4.Муромцева А. В.Искусство презентации: основные правила и практические рекомендации.—М.: Флинта: Наука, 2011.—108 с.