Программа воспитательной работы «Я в мире и мир во мне…» в условиях школы-интерната
Выпуск:
ART 65526
УДК
001
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Копцева
Т.
Г.,
Якимова
О.
В. Программа воспитательной работы «Я в мире и мир во мне…» в условиях школы-интерната // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2015. – Т. 27. – С.
126–130. – URL:
http://e-koncept.ru/2015/65526.htm.
Аннотация. В данной статье описывается структура воспитательной программы в работе с подростками в условиях школы-интерната. Проанализированы характерные особенности воспитания детей с депривацией зрения. Обоснована необходимость системной работы воспитателя. Особое внимание обращено на содержательную характеристику воспитательной работы и календарно-тематическое планирование.
Ключевые слова:
воспитательная программа, подростки с депривацией зрения, организация воспитательной деятельности, календарно-тематическое планирование.
Текст статьи
Копцева Татьяна Геннадьевна,воспитатель высшей квалификационной категории, психологГБС(К)ОУ для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями здоровья "Лаишевскаяспециальная (коррекционная) школаинтернат IIIIV вида", г. ЛаишевоOVTG@mail.ru
Якимова Ольга Валентиновна,воспитатель высшей квалификационной категории, ГБС(К)ОУ для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями здоровья "Лаишевскаяспециальная (коррекционная) школаинтернат IIIIV вида", г. Лаишево
OVTG@mail.ru
Программавоспитательной работы«Я в мире и мир во мне…»
в условиях школыинтерната
Аннотация. В данной статье описывается структура воспитательной программы в работе сподростками в условиях школыинтерната. Проанализированы характерные особенности воспитаниядетей с депривацией зрения. Обоснована необходимость системной работы воспитателя. Особое внимание обращено на содержательную характеристику воспитательной работыи календарнотематическое планирование.Ключевые слова.Подростки с депривацией зрения, воспитательная программа, организация воспитательной деятельности, календарнотематическое планирование.
Воспитательная программа «Я в мире и мир во мне»на 20152016 учебный год является составной частью системы воспитательной работы в школеинтернате и составлена в соответствии с целями и задачами обучения и воспитания. Воспитательная программа направлена:
на разработку проблемы «Максимальное использование компенсаторных возможностей каждого ребенка, созданиесоциальной ориентации в образовательном и воспитательном процессах для успешной интеграции воспитанников в общество» обеспечение задачи педагогического коллектива на 20152016 учебный год« Здоровьесберегающие технологии как средство повышения качества образования и универсальных учебных действий обучающихсяс депривацией зрения». Программа составлена с учетом социальновоспитательных стандартов и возрастных особенностей воспитанников 1114 лет. Онапредусматривает различные направления деятельности: творческое развитие личности, пропагандаэтнической и коммуникативной толерантности, пропагандаздорового образа жизни, отношение к собственной учебной деятельности, к семье, к своему народу, к большой и малой родине, исторической памяти, к окружающим людям,отношение к пониманию значения культурных ценностей в собственной жизни.
Цель воспитательной работы в группе создание условий для саморазвития и самореализации личности воспитанников подросткового возраста.Основные задачи воспитательной деятельности в группе:
мотивация интереса к учебной деятельности;воспитание чувства патриотизма и гражданственности;формирование эмоциональноволевой и нравственной сферы личности воспитанников;сплочение детского коллектива;развитие самосознания и адекватной самооценки подростков;творческое развитие личности воспитанников;воспитание чувства патриотизма и гражданственности;формированиекультуры сохранения и совершенствованиясобственного здоровья.
закрепление навыков самообслуживания, формирование трудолюбия путем привлечения воспитанников к выполнению бытовых обязанностей.Перспективнотематическое планирование предусматривает разнообразные формы проведения воспитательных занятий: беседа, диспут, лекция, викторина, конкурс, игра (деловая, интеллектуальная, ролевая) заочное путешествие, коррекционноразвивающее занятие, тренинг, акция. Концептуальные положения воспитательной системы:Методологической основой воспитательной деятельностидетского общественного объединенияявляется парадигма гуманистического личностно ориентированного обучения и воспитания ребенка[1].Сущность воспитательной системыхарактеризуют такие ключевые понятия, как «индивидуальность», «самостоятельность», «доброта», «творчество», «активность», «коллектив», одновременно выполняющие роль принципов строящейся системы и жизнедеятельности детскогосообщества[2]. Механизм построения и функционирования воспитательной системы:Главным системообразующим фактором служит коллективная деятельность, которая в большинстве случаев носит личностно ориентированный и творческий характер. Основу ее составляет годовой круг традиционных дел: урок нравственности, часы здоровья, творческая мастерская, «День семьи», «День именинника», «Осенний бал»,экскурсии, поездки в театры, музеи, «Новогоднее представление», «Масленица» и мн. др.
Вся деятельность по моделированию, построению и развитию воспитательной системы группынаправляется на то, чтобыподросток с депривацией зрениясмог развить личностные качества, соответствующие сформированному педагогами, учениками и родителями образу выпускника основной школы[3]. Эффективность воспитательной системыопределяется по следующим критериям:
сформированности нравственного, познавательного, коммуникативного, художественногои физического потенциалов личности школьника;
развитостикреативных способностей воспитанников;
проявлении индивидуальности каждого школьника;
сформированностигрупповогоколлектива.
Воспитательная работа в группе проводитсяв соответствии с утвержденными планами. Воспитательные задачи, поставленные в начале учебного года, являются целесообразными, так как они способствуют воспитанию всесторонне развитой личности. Основные направления, методы и средства педагогического влияния соответствуютвозрастным и психологическим особенностям младших подростков.
Коррекционнопедагогическая работа строитсяна принципах педагогического оптимизма, социальноадаптирующей и коррекционнокомпенсирующей направленности образования, развития языка и мышления, дифференцированного и индивидуального подходав обучении и воспитании[4].
Ссылки на источники1.Шамова Т.И., Шибанова Г.Н. Воспитательная системы школы: сущность, содержание, управление. Учебное пособие. М., 2011.2.Щуркова Н.Е. Воспитание детей в школе. Новые подходы и новые технологии. М., 2008.3.Ярцев Д.В. Особенности социализации современного подростка // Вопросы психологии. 2010. №6.4.Кантор В.З. Педагогическая реабилитация инвалидов по зрению как специфическая педагогическая деятельность. // ж. Дефектология, 2003, №5, с.3844.
Якимова Ольга Валентиновна,воспитатель высшей квалификационной категории, ГБС(К)ОУ для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями здоровья "Лаишевскаяспециальная (коррекционная) школаинтернат IIIIV вида", г. Лаишево
OVTG@mail.ru
Программавоспитательной работы«Я в мире и мир во мне…»
в условиях школыинтерната
Аннотация. В данной статье описывается структура воспитательной программы в работе сподростками в условиях школыинтерната. Проанализированы характерные особенности воспитаниядетей с депривацией зрения. Обоснована необходимость системной работы воспитателя. Особое внимание обращено на содержательную характеристику воспитательной работыи календарнотематическое планирование.Ключевые слова.Подростки с депривацией зрения, воспитательная программа, организация воспитательной деятельности, календарнотематическое планирование.
Воспитательная программа «Я в мире и мир во мне»на 20152016 учебный год является составной частью системы воспитательной работы в школеинтернате и составлена в соответствии с целями и задачами обучения и воспитания. Воспитательная программа направлена:
на разработку проблемы «Максимальное использование компенсаторных возможностей каждого ребенка, созданиесоциальной ориентации в образовательном и воспитательном процессах для успешной интеграции воспитанников в общество» обеспечение задачи педагогического коллектива на 20152016 учебный год« Здоровьесберегающие технологии как средство повышения качества образования и универсальных учебных действий обучающихсяс депривацией зрения». Программа составлена с учетом социальновоспитательных стандартов и возрастных особенностей воспитанников 1114 лет. Онапредусматривает различные направления деятельности: творческое развитие личности, пропагандаэтнической и коммуникативной толерантности, пропагандаздорового образа жизни, отношение к собственной учебной деятельности, к семье, к своему народу, к большой и малой родине, исторической памяти, к окружающим людям,отношение к пониманию значения культурных ценностей в собственной жизни.
Цель воспитательной работы в группе создание условий для саморазвития и самореализации личности воспитанников подросткового возраста.Основные задачи воспитательной деятельности в группе:
мотивация интереса к учебной деятельности;воспитание чувства патриотизма и гражданственности;формирование эмоциональноволевой и нравственной сферы личности воспитанников;сплочение детского коллектива;развитие самосознания и адекватной самооценки подростков;творческое развитие личности воспитанников;воспитание чувства патриотизма и гражданственности;формированиекультуры сохранения и совершенствованиясобственного здоровья.
закрепление навыков самообслуживания, формирование трудолюбия путем привлечения воспитанников к выполнению бытовых обязанностей.Перспективнотематическое планирование предусматривает разнообразные формы проведения воспитательных занятий: беседа, диспут, лекция, викторина, конкурс, игра (деловая, интеллектуальная, ролевая) заочное путешествие, коррекционноразвивающее занятие, тренинг, акция. Концептуальные положения воспитательной системы:Методологической основой воспитательной деятельностидетского общественного объединенияявляется парадигма гуманистического личностно ориентированного обучения и воспитания ребенка[1].Сущность воспитательной системыхарактеризуют такие ключевые понятия, как «индивидуальность», «самостоятельность», «доброта», «творчество», «активность», «коллектив», одновременно выполняющие роль принципов строящейся системы и жизнедеятельности детскогосообщества[2]. Механизм построения и функционирования воспитательной системы:Главным системообразующим фактором служит коллективная деятельность, которая в большинстве случаев носит личностно ориентированный и творческий характер. Основу ее составляет годовой круг традиционных дел: урок нравственности, часы здоровья, творческая мастерская, «День семьи», «День именинника», «Осенний бал»,экскурсии, поездки в театры, музеи, «Новогоднее представление», «Масленица» и мн. др.
Вся деятельность по моделированию, построению и развитию воспитательной системы группынаправляется на то, чтобыподросток с депривацией зрениясмог развить личностные качества, соответствующие сформированному педагогами, учениками и родителями образу выпускника основной школы[3]. Эффективность воспитательной системыопределяется по следующим критериям:
сформированности нравственного, познавательного, коммуникативного, художественногои физического потенциалов личности школьника;
развитостикреативных способностей воспитанников;
проявлении индивидуальности каждого школьника;
сформированностигрупповогоколлектива.
Воспитательная работа в группе проводитсяв соответствии с утвержденными планами. Воспитательные задачи, поставленные в начале учебного года, являются целесообразными, так как они способствуют воспитанию всесторонне развитой личности. Основные направления, методы и средства педагогического влияния соответствуютвозрастным и психологическим особенностям младших подростков.
Коррекционнопедагогическая работа строитсяна принципах педагогического оптимизма, социальноадаптирующей и коррекционнокомпенсирующей направленности образования, развития языка и мышления, дифференцированного и индивидуального подходав обучении и воспитании[4].
Ссылки на источники1.Шамова Т.И., Шибанова Г.Н. Воспитательная системы школы: сущность, содержание, управление. Учебное пособие. М., 2011.2.Щуркова Н.Е. Воспитание детей в школе. Новые подходы и новые технологии. М., 2008.3.Ярцев Д.В. Особенности социализации современного подростка // Вопросы психологии. 2010. №6.4.Кантор В.З. Педагогическая реабилитация инвалидов по зрению как специфическая педагогическая деятельность. // ж. Дефектология, 2003, №5, с.3844.