Специфика обучения младших школьников технике чтения на английском языке
Выпуск:
ART 65540
УДК
001
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Гончарова
Е.
А. Специфика обучения младших школьников технике чтения на английском языке // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2015. – Т. 27. – С.
196–200. – URL:
http://e-koncept.ru/2015/65540.htm.
Аннотация. В статье описывается обучение младших школьников технике чтения на английском языке в рамках авторского учебно-методического пособия «Современные педагогические технологии младшим школьникам: My first Reading Adventure».
Ключевые слова:
техника чтения, звуковой метод обучения чтению, графическое изображение букв на письме, психологические особенности младших школьников.
Текст статьи
Гончарова Елена Анатольевна,преподаватель кафедры английского языка и профессиональной коммуникации, ФГБОУ ВПО «Пятигорский государственный лингвистический университет», г.Пятигорскnikigon@mail.ru
Специфика обучения младших школьников технике чтения
на английскомязыке
Аннотация.В статье описывается обучениемладших школьников технике чтения на английском языкев рамкахавторскогоучебнометодическогопособия «Современные педагогические технологии младшим школьникам: MyfirstReadingAdventure».
Ключевые слова:техника чтения, звуковой метод обучения чтению,графическоеизображениебукв на письме, психологические особенности младших школьников.
Обучение чтению на иностранном языке младших школьников способствует более раннему приобщению к новому языковому миру, формирует готовность к общению на иностранном языке и положительный настрой к дальнейшему его изучению. Именно в младшем школьном возрасте ребенокнаиболее продуктивно овладевает системой действий, необходимых для успешного обучения на последующих этапах.
Вслед за Е.И. Пассовым под техникой чтения мы понимаем способность узнавать зрительные образы речевых единиц и озвучивать ихво внутренней или внешней речи [1]. Младшие школьники поэтапно учатся читать слова, словосочетания и предложения с правильным делением фраз на смысловые группы и с пониманием прочитанного языкового материала. Чем лучше техника чтения, тем больше единиц восприятия может освоить ученик за временной отрезок и, соответственно, тем выше уровень понимания.Конечной цельючтения как вида речевой деятельности является способность понимания и осмысления информации, преобразование ее в монологические и диалогические высказывания.
Существуют несколько методов обучения техникечтения:
алфавитный (заучивание названий букв, а потом их комбинаций из двух или трёх букв);
звуковой (выучивание звуков с последующей комбинацией их в слова);слоговый (выучивание комбинаций слогов); метод целых слов (заучивание наизусть целых слов, иногда фраз и даже предложений —прямой метод); звуковойаналитикосинтетический метод;фонемнографический метод[1].На наш взгляд, звуковой метод обучения техникечтениямладших школьников является наиболее эффективным. Данный метод активно использовался авторами на занятиях по английскому языку врамках НОИЛ «Прагмакогнитивные технологии формирования билингвальной языковой личности» на базе языковой школы «BigBen» ФГБОУВПО «Пятигорского государственноголингвистического университета». По программе «Развивающий английский язык для детей» было разработано уникальное авторское учебнометодическоепособие «Современные педагогические технологии младшим школьникам: MyfirstReadingAdventure»[2]. Младший школьник сначала слышат вводимый звук в словах, затем знакомится с буквой, которой записывается данный звук. Соотнеся образ буквы и звука, он учится складывать звуки, написанные буквами, в слоги, с последующим прочтением данных звуков в словах, а затем и в предложениях.Остановимся немного подробней на первом уроке авторскогоучебнометодическогопособия «Современные педагогические технологии младшим школьникам: MyfirstReadingAdventure».Итак, на первом уроке обучения чтению младших школьников на занятиях по английскому языку мы предполагаем введение 5 звуков: 4 согласных звука [m], [t], [k], [b] и 1 гласный звук [æ](буквы m, t, c, b, a).Освоение данных звуков происходит через введение новых лексических единиц, начинающихся на одинаковый звук. (Например,[m] –mouse, mat, motorbike; [t] –tiger, telephone, turtle). С одной стороны, эторазвивает произносительные умения и фонематический слух, с другой расширяет лексический запас обучающихся,способствует развитию коммуникативной компетенции, позволяющей решать простейшие коммуникативнопознавательные задачи и осуществлять на элементарном уровне иноязычное взаимодействие детей на занятии и со сверстникаминосителями языка.
Учитывая психологические особенности младших школьников, а именно ярко выраженную эмоциональностьвосприятия материала, образность мышления, мы предлагаем использовать компьютерные презентации, визуальная насыщенностькоторых делает введение новых лексических единиц интересным, убедительным и способствует их быстрому запоминанию.При знакомстве младших школьников с буквой, которой записывается вводимый звук, невозможноне уделятьвнимания графическому изображению букв на письме, так как через развитие мелкой моторики младший школьник познает мир, начинает с ним общаться. Кроме того, совершенствование моторики является главным стимулом развития центральной нервной системы, всех психических процессов.Как только сформировано соответствие междуграфическим образом буквы и звуком, можно переходить к чтению слогов(at, am), слов (mat, cat, bat).При создании пособия мы руководствовались следующимиположениями:1) буквы, обозначающие согласные и гласные звуки, вводятся не в алфавитном порядке, а исходя из их частотности употребления в английских словах; 2) для чтения сначала предлагаются слова, в которых гласная находится в закрытом ударном слоге, затем в открытом; 3) постепенно вводятся основные буквосочетания согласных (th, sh, ch, ck и пр.); 4) некоторые слова вводятся для чтения методом целых слов, закрепляя графический образ слова.
Ссылки на источники1.Пассов Е.И., Кузовлева Н. Е.Настольная книга преподавателя иностранного языка. Ростов н/Д: Феникс, 2010. —640 с. 2.Ширяева Т.А., Будняя О.Н., Гончарова Е.А., Павлова Ю.В. Современные педагогические технологии младшим школьникам: My first Reading Adventure. –Пятигорск: ПГЛУ, 2015.–78с.
Специфика обучения младших школьников технике чтения
на английскомязыке
Аннотация.В статье описывается обучениемладших школьников технике чтения на английском языкев рамкахавторскогоучебнометодическогопособия «Современные педагогические технологии младшим школьникам: MyfirstReadingAdventure».
Ключевые слова:техника чтения, звуковой метод обучения чтению,графическоеизображениебукв на письме, психологические особенности младших школьников.
Обучение чтению на иностранном языке младших школьников способствует более раннему приобщению к новому языковому миру, формирует готовность к общению на иностранном языке и положительный настрой к дальнейшему его изучению. Именно в младшем школьном возрасте ребенокнаиболее продуктивно овладевает системой действий, необходимых для успешного обучения на последующих этапах.
Вслед за Е.И. Пассовым под техникой чтения мы понимаем способность узнавать зрительные образы речевых единиц и озвучивать ихво внутренней или внешней речи [1]. Младшие школьники поэтапно учатся читать слова, словосочетания и предложения с правильным делением фраз на смысловые группы и с пониманием прочитанного языкового материала. Чем лучше техника чтения, тем больше единиц восприятия может освоить ученик за временной отрезок и, соответственно, тем выше уровень понимания.Конечной цельючтения как вида речевой деятельности является способность понимания и осмысления информации, преобразование ее в монологические и диалогические высказывания.
Существуют несколько методов обучения техникечтения:
алфавитный (заучивание названий букв, а потом их комбинаций из двух или трёх букв);
звуковой (выучивание звуков с последующей комбинацией их в слова);слоговый (выучивание комбинаций слогов); метод целых слов (заучивание наизусть целых слов, иногда фраз и даже предложений —прямой метод); звуковойаналитикосинтетический метод;фонемнографический метод[1].На наш взгляд, звуковой метод обучения техникечтениямладших школьников является наиболее эффективным. Данный метод активно использовался авторами на занятиях по английскому языку врамках НОИЛ «Прагмакогнитивные технологии формирования билингвальной языковой личности» на базе языковой школы «BigBen» ФГБОУВПО «Пятигорского государственноголингвистического университета». По программе «Развивающий английский язык для детей» было разработано уникальное авторское учебнометодическоепособие «Современные педагогические технологии младшим школьникам: MyfirstReadingAdventure»[2]. Младший школьник сначала слышат вводимый звук в словах, затем знакомится с буквой, которой записывается данный звук. Соотнеся образ буквы и звука, он учится складывать звуки, написанные буквами, в слоги, с последующим прочтением данных звуков в словах, а затем и в предложениях.Остановимся немного подробней на первом уроке авторскогоучебнометодическогопособия «Современные педагогические технологии младшим школьникам: MyfirstReadingAdventure».Итак, на первом уроке обучения чтению младших школьников на занятиях по английскому языку мы предполагаем введение 5 звуков: 4 согласных звука [m], [t], [k], [b] и 1 гласный звук [æ](буквы m, t, c, b, a).Освоение данных звуков происходит через введение новых лексических единиц, начинающихся на одинаковый звук. (Например,[m] –mouse, mat, motorbike; [t] –tiger, telephone, turtle). С одной стороны, эторазвивает произносительные умения и фонематический слух, с другой расширяет лексический запас обучающихся,способствует развитию коммуникативной компетенции, позволяющей решать простейшие коммуникативнопознавательные задачи и осуществлять на элементарном уровне иноязычное взаимодействие детей на занятии и со сверстникаминосителями языка.
Учитывая психологические особенности младших школьников, а именно ярко выраженную эмоциональностьвосприятия материала, образность мышления, мы предлагаем использовать компьютерные презентации, визуальная насыщенностькоторых делает введение новых лексических единиц интересным, убедительным и способствует их быстрому запоминанию.При знакомстве младших школьников с буквой, которой записывается вводимый звук, невозможноне уделятьвнимания графическому изображению букв на письме, так как через развитие мелкой моторики младший школьник познает мир, начинает с ним общаться. Кроме того, совершенствование моторики является главным стимулом развития центральной нервной системы, всех психических процессов.Как только сформировано соответствие междуграфическим образом буквы и звуком, можно переходить к чтению слогов(at, am), слов (mat, cat, bat).При создании пособия мы руководствовались следующимиположениями:1) буквы, обозначающие согласные и гласные звуки, вводятся не в алфавитном порядке, а исходя из их частотности употребления в английских словах; 2) для чтения сначала предлагаются слова, в которых гласная находится в закрытом ударном слоге, затем в открытом; 3) постепенно вводятся основные буквосочетания согласных (th, sh, ch, ck и пр.); 4) некоторые слова вводятся для чтения методом целых слов, закрепляя графический образ слова.
Ссылки на источники1.Пассов Е.И., Кузовлева Н. Е.Настольная книга преподавателя иностранного языка. Ростов н/Д: Феникс, 2010. —640 с. 2.Ширяева Т.А., Будняя О.Н., Гончарова Е.А., Павлова Ю.В. Современные педагогические технологии младшим школьникам: My first Reading Adventure. –Пятигорск: ПГЛУ, 2015.–78с.