Технология использования практико-ориентированных проектов для развития профессиональных компетенций студентов-лингвистов
Выпуск:
ART 65543
УДК
001
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Павлова
Ю.
В. Технология использования практико-ориентированных проектов для развития профессиональных компетенций студентов-лингвистов // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2015. – Т. 27. – С.
211–215. – URL:
http://e-koncept.ru/2015/65543.htm.
Аннотация. В статье описывается опыт работы практико-ориентированного проекта «Азбука педагогической профессии», основной целью которого является формирование профессиональной компетенции и подготовка студентов к будущей карьере. Этот проект, успешно функционирующий на базе научно-образовательно-инновационной лаборатории «Прагмакогнитивные технологии формирования билингвальной языковой личности», дает студентам возможность апробировать результаты своих практических разработок и получать обратную связь для дальнейшего совершенствования своей профессиональной деятельности. Статья адресована в первую очередь преподавателям ВУЗов, методистам языковых центров, специалистам профессионального образования.
Ключевые слова:
профессиональная компетенция, куратор, практико-ориентированный проект, критическое мышление.
Текст статьи
Павлова Юлия Васильевна,кандидат филологических наук, доцент кафедры английского языка и профессиональной коммуникации ФГБОУ ВПО «Пятигорский государственный лингвистический университет», г. Пятигорскjvpavlova@yandex.ru
Технология использования практикоориентированных проектов для развития профессиональных компетенций студентовлингвистов
Аннотация.В статье описывается опыт работы практикоориентированного проекта «Азбука педагогической профессии», основной целью которого является формирование профессиональной компетенции и подготовка студентов к будущей карьере. Этот проект, успешно функционирующий на базе научнообразовательноинновационной лаборатории «Прагмакогнитивные технологии формирования билингвальной языковой личности»,дает студентам возможность апробировать результаты своих практических разработок и получать обратную связь для дальнейшего совершенствования своей профессиональной деятельности. Статья адресована в первую очередь преподавателям ВУЗов, методистам языковых центров, специалистам профессионального образования. Ключевые слова: профессиональнаякомпетенция, практикоориентированныйпроект, куратор, критическое мышление.
На современном рынке труда вопрос о необходимости подготовки конкурентоспособных выпускников, способных быстро адаптироваться к работе в различных сферах приложения своей профессии становится всё более актуальным. Согласно требованиям современных ФГОС компетентностныйпоход является основным методологическим инструментомподготовки выпускника ВУЗа. Профессиональная компетентность подразумевает способность решать ту или иную задачу в рамках реальной профессиональной ситуации. Как отмечают Т.П.КожелупенкоиО.Н. Будняя ВУЗам необходимо использовать модель обучения посредством действия. Основными характерными чертами данной модели являютсяследующие положения:1. Студенты работают над реальными задачами, а не над искусственными ситуациями; 2. Студенты учатся не только у преподавателя, но и в процессе анализа реальных проблем, участвуя в их решении и обсуждении; 3. Студенты работают с различными базами информации для выбора и принятия решений в контексте реальных ситуаций; 4. Студенты учатся мыслить критически и принимать ответственность за выбор решения [1].Такой подход позволит сократить разрыв между высшим образованием и реальным сектором экономики и даст возможностьбакалаврам и магистрам уже в ходе обучения в ВУЗе приобретать реальный опыт. Практикоориентированное обучение может реализоваться с помощью внедрения таких форм организации образовательного процесса, как деловые игры, проблемные лекции, круглые столы, проектные работы и др. Важную роль в этом процессе играет и самостоятельная работа студентов [2].Возможность студентовлингвистовактивно участвовать в разработке практикоориентированных мероприятий в рамках приобретаемой профессии повышает их интерес и мотивацию к будущей карьере и укрепляет их уверенность в своих силах в качестве специалиста, стимулирует их к научноисследовательской деятельности.Начиная с 2013 годана базе научнообразовательноинновационной лаборатории (НОИЛ) «Прагмакогнитивные технологии формирования билингвальной языковой личности» кафедры английского языка и профессиональной коммуникации ФГБОУ ВПО «Пятигорский государственный лингвистический университет»,осуществляется практикоориентированный проект «Азбука педагогической профессии»,цель которого –формирование профессиональных компетенций студентов в рамках ВУЗа. Участие студентов и магистрантов в реализации данного проекта позволяет им за счет активного выполнениями ими под руководством кураторов реальных практических задач быстро и эффективно адаптироваться на реальном рабочем месте после окончания университета. Основная цель проекта –формирование профессиональных компетенций и подготовка студентов к будущей карьере в сфере теории и практики межкультурной коммуникации,а также повышение престижности работы педагога. Цель проекта требует решения следующих задач:1) совершенствованиенавыков поиска, анализа и синтеза теоретической и практической информации по предложенной теме;2) формирование умения практического приложения теоретических знаний, полученных в процессе обучения в ВУЗе в целом и в процессе работы над данным проектом в частности;3)развитие критического мышления в процессе выполнение творческих и практикоориентированных задач;4) развитие умения управлять своим временем для выполнения большого количества необходимых задач к поставленному сроку (планирование деятельностии расставление приоритетов); 5)развитие навыка командной работы, умения принимать решение и нести за него ответственность.В ходеосуществленияданногопроекта студенты получают реальные задания по разработке и проведению цикла занятий в языковой школе “BigBen” ФГБОУ ВПО «Пятигорский государственный лингвистический университет»,объединенных общей идеейкурса«Прагматическоестрановедение».Данная работа осуществляется в тесной взаимодействиистудентов и их кураторов (преподавателей), роли и функции которых четко определены.Проект «Азбука педагогической профессии» является эффективной площадкой для реализации творческих идей и развития практических навыков студентов и магистрантов, полезныхвих будущей педагогической карьере. Участие восуществлении данного проекта помогает будущим выпускникам ВУЗа получить более детальное представление о сферах деятельности, в которых может работать бакалавр или магистр Лингвистки, а также узнать о том, какие психологические качества необходимо развивать, для того, чтобы преуспеть в выбранной профессии. В рамках данного проекта у студентов появляется возможность непосредственно апробировать результаты своих практических разработокиполучать мгновенную обратную связь для дальнейшего совершенствования своей деятельности, как в рамках проекта, так и в своей будущей профессиональной сфере.
Ссылки на источники1. Кожелупенко Т. П., Будняя О. Н. Метакогнитивныестратегии развития навыков критического мышления у студентов вузов // Профессиональная коммуникация: актуальные вопросы лингвистики и методики. –Пятигорск: ПГЛУ, 2015. № 8. С. 200208.2. Конева Н. В. Организация практикоориентированного обучения будущих бакалавров лингвистики // Филологические науки. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2014. № 6 (36): в 2х ч. Ч. I. C. 9295.
Технология использования практикоориентированных проектов для развития профессиональных компетенций студентовлингвистов
Аннотация.В статье описывается опыт работы практикоориентированного проекта «Азбука педагогической профессии», основной целью которого является формирование профессиональной компетенции и подготовка студентов к будущей карьере. Этот проект, успешно функционирующий на базе научнообразовательноинновационной лаборатории «Прагмакогнитивные технологии формирования билингвальной языковой личности»,дает студентам возможность апробировать результаты своих практических разработок и получать обратную связь для дальнейшего совершенствования своей профессиональной деятельности. Статья адресована в первую очередь преподавателям ВУЗов, методистам языковых центров, специалистам профессионального образования. Ключевые слова: профессиональнаякомпетенция, практикоориентированныйпроект, куратор, критическое мышление.
На современном рынке труда вопрос о необходимости подготовки конкурентоспособных выпускников, способных быстро адаптироваться к работе в различных сферах приложения своей профессии становится всё более актуальным. Согласно требованиям современных ФГОС компетентностныйпоход является основным методологическим инструментомподготовки выпускника ВУЗа. Профессиональная компетентность подразумевает способность решать ту или иную задачу в рамках реальной профессиональной ситуации. Как отмечают Т.П.КожелупенкоиО.Н. Будняя ВУЗам необходимо использовать модель обучения посредством действия. Основными характерными чертами данной модели являютсяследующие положения:1. Студенты работают над реальными задачами, а не над искусственными ситуациями; 2. Студенты учатся не только у преподавателя, но и в процессе анализа реальных проблем, участвуя в их решении и обсуждении; 3. Студенты работают с различными базами информации для выбора и принятия решений в контексте реальных ситуаций; 4. Студенты учатся мыслить критически и принимать ответственность за выбор решения [1].Такой подход позволит сократить разрыв между высшим образованием и реальным сектором экономики и даст возможностьбакалаврам и магистрам уже в ходе обучения в ВУЗе приобретать реальный опыт. Практикоориентированное обучение может реализоваться с помощью внедрения таких форм организации образовательного процесса, как деловые игры, проблемные лекции, круглые столы, проектные работы и др. Важную роль в этом процессе играет и самостоятельная работа студентов [2].Возможность студентовлингвистовактивно участвовать в разработке практикоориентированных мероприятий в рамках приобретаемой профессии повышает их интерес и мотивацию к будущей карьере и укрепляет их уверенность в своих силах в качестве специалиста, стимулирует их к научноисследовательской деятельности.Начиная с 2013 годана базе научнообразовательноинновационной лаборатории (НОИЛ) «Прагмакогнитивные технологии формирования билингвальной языковой личности» кафедры английского языка и профессиональной коммуникации ФГБОУ ВПО «Пятигорский государственный лингвистический университет»,осуществляется практикоориентированный проект «Азбука педагогической профессии»,цель которого –формирование профессиональных компетенций студентов в рамках ВУЗа. Участие студентов и магистрантов в реализации данного проекта позволяет им за счет активного выполнениями ими под руководством кураторов реальных практических задач быстро и эффективно адаптироваться на реальном рабочем месте после окончания университета. Основная цель проекта –формирование профессиональных компетенций и подготовка студентов к будущей карьере в сфере теории и практики межкультурной коммуникации,а также повышение престижности работы педагога. Цель проекта требует решения следующих задач:1) совершенствованиенавыков поиска, анализа и синтеза теоретической и практической информации по предложенной теме;2) формирование умения практического приложения теоретических знаний, полученных в процессе обучения в ВУЗе в целом и в процессе работы над данным проектом в частности;3)развитие критического мышления в процессе выполнение творческих и практикоориентированных задач;4) развитие умения управлять своим временем для выполнения большого количества необходимых задач к поставленному сроку (планирование деятельностии расставление приоритетов); 5)развитие навыка командной работы, умения принимать решение и нести за него ответственность.В ходеосуществленияданногопроекта студенты получают реальные задания по разработке и проведению цикла занятий в языковой школе “BigBen” ФГБОУ ВПО «Пятигорский государственный лингвистический университет»,объединенных общей идеейкурса«Прагматическоестрановедение».Данная работа осуществляется в тесной взаимодействиистудентов и их кураторов (преподавателей), роли и функции которых четко определены.Проект «Азбука педагогической профессии» является эффективной площадкой для реализации творческих идей и развития практических навыков студентов и магистрантов, полезныхвих будущей педагогической карьере. Участие восуществлении данного проекта помогает будущим выпускникам ВУЗа получить более детальное представление о сферах деятельности, в которых может работать бакалавр или магистр Лингвистки, а также узнать о том, какие психологические качества необходимо развивать, для того, чтобы преуспеть в выбранной профессии. В рамках данного проекта у студентов появляется возможность непосредственно апробировать результаты своих практических разработокиполучать мгновенную обратную связь для дальнейшего совершенствования своей деятельности, как в рамках проекта, так и в своей будущей профессиональной сфере.
Ссылки на источники1. Кожелупенко Т. П., Будняя О. Н. Метакогнитивныестратегии развития навыков критического мышления у студентов вузов // Профессиональная коммуникация: актуальные вопросы лингвистики и методики. –Пятигорск: ПГЛУ, 2015. № 8. С. 200208.2. Конева Н. В. Организация практикоориентированного обучения будущих бакалавров лингвистики // Филологические науки. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2014. № 6 (36): в 2х ч. Ч. I. C. 9295.