Технология использования практико-ориентированных проектов для развития профессиональных компетенций студентов-лингвистов

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Павлова Ю. В. Технология использования практико-ориентированных проектов для развития профессиональных компетенций студентов-лингвистов // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 27. – С. 211–215. – URL: http://e-koncept.ru/2015/65543.htm.
Аннотация. В статье описывается опыт работы практико-ориентированного проекта «Азбука педагогической профессии», основной целью которого является формирование профессиональной компетенции и подготовка студентов к будущей карьере. Этот проект, успешно функционирующий на базе научно-образовательно-инновационной лаборатории «Прагмакогнитивные технологии формирования билингвальной языковой личности», дает студентам возможность апробировать результаты своих практических разработок и получать обратную связь для дальнейшего совершенствования своей профессиональной деятельности. Статья адресована в первую очередь преподавателям ВУЗов, методистам языковых центров, специалистам профессионального образования.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Павлова Юлия Васильевна,кандидат филологических наук, доцент кафедры английского языка и профессиональной коммуникации ФГБОУ ВПО «Пятигорский государственный лингвистический университет», г. Пятигорскjvpavlova@yandex.ru

Технология использования практикоориентированных проектов для развития профессиональных компетенций студентовлингвистов

Аннотация.В статье описывается опыт работы практикоориентированного проекта «Азбука педагогической профессии», основной целью которого является формирование профессиональной компетенции и подготовка студентов к будущей карьере. Этот проект, успешно функционирующий на базе научнообразовательноинновационной лаборатории «Прагмакогнитивные технологии формирования билингвальной языковой личности»,дает студентам возможность апробировать результаты своих практических разработок и получать обратную связь для дальнейшего совершенствования своей профессиональной деятельности. Статья адресована в первую очередь преподавателям ВУЗов, методистам языковых центров, специалистам профессионального образования. Ключевые слова: профессиональнаякомпетенция, практикоориентированныйпроект, куратор, критическое мышление.

На современном рынке труда вопрос о необходимости подготовки конкурентоспособных выпускников, способных быстро адаптироваться к работе в различных сферах приложения своей профессии становится всё более актуальным. Согласно требованиям современных ФГОС компетентностныйпоход является основным методологическим инструментомподготовки выпускника ВУЗа. Профессиональная компетентность подразумевает способность решать ту или иную задачу в рамках реальной профессиональной ситуации. Как отмечают Т.П.КожелупенкоиО.Н. Будняя ВУЗам необходимо использовать модель обучения посредством действия. Основными характерными чертами данной модели являютсяследующие положения:1. Студенты работают над реальными задачами, а не над искусственными ситуациями; 2. Студенты учатся не только у преподавателя, но и в процессе анализа реальных проблем, участвуя в их решении и обсуждении; 3. Студенты работают с различными базами информации для выбора и принятия решений в контексте реальных ситуаций; 4. Студенты учатся мыслить критически и принимать ответственность за выбор решения [1].Такой подход позволит сократить разрыв между высшим образованием и реальным сектором экономики и даст возможностьбакалаврам и магистрам уже в ходе обучения в ВУЗе приобретать реальный опыт. Практикоориентированное обучение может реализоваться с помощью внедрения таких форм организации образовательного процесса, как деловые игры, проблемные лекции, круглые столы, проектные работы и др. Важную роль в этом процессе играет и самостоятельная работа студентов [2].Возможность студентовлингвистовактивно участвовать в разработке практикоориентированных мероприятий в рамках приобретаемой профессии повышает их интерес и мотивацию к будущей карьере и укрепляет их уверенность в своих силах в качестве специалиста, стимулирует их к научноисследовательской деятельности.Начиная с 2013 годана базе научнообразовательноинновационной лаборатории (НОИЛ) «Прагмакогнитивные технологии формирования билингвальной языковой личности» кафедры английского языка и профессиональной коммуникации ФГБОУ ВПО «Пятигорский государственный лингвистический университет»,осуществляется практикоориентированный проект «Азбука педагогической профессии»,цель которого –формирование профессиональных компетенций студентов в рамках ВУЗа. Участие студентов и магистрантов в реализации данного проекта позволяет им за счет активного выполнениями ими под руководством кураторов реальных практических задач быстро и эффективно адаптироваться на реальном рабочем месте после окончания университета. Основная цель проекта –формирование профессиональных компетенций и подготовка студентов к будущей карьере в сфере теории и практики межкультурной коммуникации,а также повышение престижности работы педагога. Цель проекта требует решения следующих задач:1) совершенствованиенавыков поиска, анализа и синтеза теоретической и практической информации по предложенной теме;2) формирование умения практического приложения теоретических знаний, полученных в процессе обучения в ВУЗе в целом и в процессе работы над данным проектом в частности;3)развитие критического мышления в процессе выполнение творческих и практикоориентированных задач;4) развитие умения управлять своим временем для выполнения большого количества необходимых задач к поставленному сроку (планирование деятельностии расставление приоритетов); 5)развитие навыка командной работы, умения принимать решение и нести за него ответственность.В ходеосуществленияданногопроекта студенты получают реальные задания по разработке и проведению цикла занятий в языковой школе “BigBen” ФГБОУ ВПО «Пятигорский государственный лингвистический университет»,объединенных общей идеейкурса«Прагматическоестрановедение».Данная работа осуществляется в тесной взаимодействиистудентов и их кураторов (преподавателей), роли и функции которых четко определены.Проект «Азбука педагогической профессии» является эффективной площадкой для реализации творческих идей и развития практических навыков студентов и магистрантов, полезныхвих будущей педагогической карьере. Участие восуществлении данного проекта помогает будущим выпускникам ВУЗа получить более детальное представление о сферах деятельности, в которых может работать бакалавр или магистр Лингвистки, а также узнать о том, какие психологические качества необходимо развивать, для того, чтобы преуспеть в выбранной профессии. В рамках данного проекта у студентов появляется возможность непосредственно апробировать результаты своих практических разработокиполучать мгновенную обратную связь для дальнейшего совершенствования своей деятельности, как в рамках проекта, так и в своей будущей профессиональной сфере.

Ссылки на источники1. Кожелупенко Т. П., Будняя О. Н. Метакогнитивныестратегии развития навыков критического мышления у студентов вузов // Профессиональная коммуникация: актуальные вопросы лингвистики и методики. –Пятигорск: ПГЛУ, 2015. № 8. С. 200208.2. Конева Н. В. Организация практикоориентированного обучения будущих бакалавров лингвистики // Филологические науки. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2014. № 6 (36): в 2х ч. Ч. I. C. 9295.