Формирование социальных навыков при обучении иностранному языку в условиях летней языковой сессии
Выпуск:
ART 65544
УДК
001
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Будняя
О.
Н. Формирование социальных навыков при обучении иностранному языку в условиях летней языковой сессии // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2015. – Т. 27. – С.
216–220. – URL:
http://e-koncept.ru/2015/65544.htm.
Аннотация. В тезисах освещается опыт летней языковой сессии, реализуемой в рамках работы языковой школы «Big Ben» на базе «Пятигорский государственный лингвистический университет» как один из способов формирования социальных навыков при обучении иностранному языку во время традиционного отдыха детей. Автор раскрывает понятие «life skills» и обосновывает актуальность формирования социальных навыков, начиная с младшего школьного возраста. Представленная интегративная модель обучения иноязычному языку, построенная на принципе единства языковой и лингвострановедческой составляющих с интеграцией элементов художественного творчества и ритмики, представляет большой потенциал для развития жизненно необходимых социальных навыков посредством обучения иноязычному общению.
Ключевые слова:
младший школьный возраст, летняя языковая сессия, жизненные установки личности, социальные навыки, интегративная модель обучения, лингвострановедческая составляющая, игровая и творческая деятельность, эмоционально - деятельностный принцип.
Текст статьи
Будняя Ольга Николаевна,кандидат педагогических наук доцент кафедры английского языка и профессиональной коммуникации ФГБОУ ВПО «Пятигорский государственный лингвистический университет», г. Пятигорскb_o_n2004@rambler.ru
Формирование социальных навыков при обучениииностранному языку в условиях летнейязыковой сессии
Аннотация.В тезисах освещается опыт летней языковой сессии, реализуемой в рамках работы языковой школы «BigBen» на базе «Пятигорский государственный лингвистический университет» как один из способов формирования социальных навыков при обучении иностранному языку во время традиционного отдыха детей. Автор раскрывает понятие «lifeskills» и обосновывает актуальность формирования социальных навыков, начиная с младшего школьного возраста. Представленная интегративная модель обучения иноязычному языку, построенная на принципе единства языковой и лингвострановедческой составляющих с интеграцией элементов художественного творчества и ритмики,представляет большой потенциал для развития жизненно необходимых социальных навыков посредством обучения иноязычному общению.Ключевые слова: летняя языковая сессия, младший школьный возраст, жизненные установки личности, социальные навыки, интегративная модель обучения, лингвострановедческая составляющая, игровая и творческаядеятельность, эмоционально деятельностный принцип.
В условиях перехода России к правовому государству и демократическому обществу школа должна стать важнейшим фактором гуманизации общественноэкономических отношений, формирования новых жизненных установок личности. Система современных социально значимых установок включает в том числе и способность к сотрудничеству, мобильность, готовность к межкультурному взаимодействию, коммуникабельность и толерантность. Основные задачи, которые ставитперед собой современное образование, могут быть суммированным зонтичным термином lifeskillsили социальные навыки. Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) определяетlife skillsкак «способности человека к адаптационному, позитивному поведению, которое обеспечивает возможность справляться с запросами и требованиями, возникающими в повседневной жизни»[1]. Младшийшкольныйвозраст является наиболее благоприятным периодом для развития личности, в том числе для формирования lifeskills, так как именно в этом возрасте формируютсябудущиеценности, качества и способности личности. Бесспорно, достижение подобных целей невозможно без овладения иностранным языком как средством, повышающим эффективность усилий, направленных на результативную реализацию гражданами России своего потенциала в сфере образования, науки и культуры. Как показывает анализ психологопедагогических источников, в современном образовании важная роль принадлежит языкам –носителям культуры. Иностранный язык рассматривается как явление культуры, средство развития и социализации личности, необходимое условие коммуникации. Становится очевидным, что развитие социальных навыков, таких как умение аргументировать, достигать компромисс, продуктивно взаимодействовать и сотрудничать невозможно без овладения иностранным языком. Задача педагогов состоит не только в том, чтобы учащийся приобрел определенные знания, умения, навыки, но и успешно применял полученные знания в процессе личного и профессионального взаимодействия.
Особую ценность для развития социальных навыков представляют летние языковые лагеря для детей младшего школьного возраста. Опыт летних сессий языковой школы «BigBen», эффективно работающей на базе ФГБОУВПО «Пятигорский государственный лингвистический университет» в течение нескольких лет, доказывает эффективность изучения иностранного языка и формирование социальных навыков в процессе иноязычного общения даже во время традиционного отдыха школьников. В качестве модели обучения иноязычному языкунами была выбрана модель, построенная на принципе неразрывного единства языковой и лингвострановедческой составляющих с интеграцией элементов художественного творчества и ритмики. При этом обучение младших школьников иностранному языку наинтегративнойоснове (в нашем случае на примере интеграции с языковым материаломизобразительного, спортивноритмического илингвострановедческогокомпонентов) осуществляется в руслепедагогикисотрудничества (Ш.А.Амонашвили) гуманистического направления, которое предполагает поворот к ребенку, понимание его личных целей, запросов и интересов[2]. При этом, без сомнений, педагогика сотрудничества эффективно способствует развитию социальных навыков. Проведение летней языковой сессии базируется на нескольких важнейших принципах: 1) принцип приоритета личностных задач над дидактическими; 2) эмоциальнодеятельностный принцип; 3) принцип видимого результата; 4) принцип индивидуального обучения в коллективном; 5) принцип «imagine» «представь себе». Так, одна из сессий называлась «Вокруг света за 20 дней». Каждая из четырех недель летней языковой сессии была посвящена определенному континенту. С посещением каждого континента было связано изучением определенных лексических и грамматических тем. Так, при посещении Европы, континента с большим количеством стран, дети осваивали лексику по теме «Еда», грамматические темы «Исчисляемое и неисчисляемые существительные», «Множественное число имени существительного». Как мы уже упоминали, лингвострановедческий материал служит активным фактором, катализатором развития. Во время виртуального посещения Европы младшие школьники с интересом ознакомились с кухней разных народов, отрабатывая полученные знания в играх, творческих заданиях, диалогах, небольших постановках с использованием простейших грамматических конструкций. Вторая неделя летней языковой сессии была посвящена континенту Америки. Большое количество страноведческого материала отрабатывалось в креативных заданиях, квестах, головоломках, других разнообразных играх, в том числе спортивных. Так, изучив названия штатов в США, между детьми регулярно проводились командные и индивидуальные игры «Кто знает больше штатов». Третья неделя виртуального путешествия была посвящена еще одной англоговорящей стране Австралии. Узнав о местной кухне, достопримечательностях, традициях, обычаях, флоре и фауне этой необычной страны, дети освоили новую лексику по теме «Животные», «Защита окружающей среды», отрабатывали грамматические темы «Настоящее простое время», «Настоящее продолженное время», «Сравнительная степень имени прилагательного». В конце недели детьми были подготовлены проекты об Австралии. Заключительная неделя летней языковой сессии была об Африке –колоритной, яркой, незабываемой. Вспомнив великую пятерку, исследуя карту Африки, узнавая какие растения произрастают на территории этого континента, дети отрабатывали специальные вопросы, сравнительную степень имен прилагательных, лексику по темам «Времена года», «Континенты».Подводя итоги, отметим, что сама среда летней языковой сессии представляет большой потенциал для развития жизненно необходимых социальных навыков посредством обучения иноязычному общению. В непринужденной обстановке решая творческие задачи, участвуя в квестах, викторинах, командных и индивидуальных спортивноинтеллектуальных состязаниях, у младших школьников развиваются такие жизненно важные социальные навыки как социализация, умение работать в команде, умение находить компромисс, самостоятельность в учении.
Ссылки на источники1.http://www.macmillanenglish.com[Электронный ресурс]. URL: http:// www. macmillanenglish. com / lifeskills 2.Амонашвили Ш. А. Здравствуйте, дети!: Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1983. 208 c.
Формирование социальных навыков при обучениииностранному языку в условиях летнейязыковой сессии
Аннотация.В тезисах освещается опыт летней языковой сессии, реализуемой в рамках работы языковой школы «BigBen» на базе «Пятигорский государственный лингвистический университет» как один из способов формирования социальных навыков при обучении иностранному языку во время традиционного отдыха детей. Автор раскрывает понятие «lifeskills» и обосновывает актуальность формирования социальных навыков, начиная с младшего школьного возраста. Представленная интегративная модель обучения иноязычному языку, построенная на принципе единства языковой и лингвострановедческой составляющих с интеграцией элементов художественного творчества и ритмики,представляет большой потенциал для развития жизненно необходимых социальных навыков посредством обучения иноязычному общению.Ключевые слова: летняя языковая сессия, младший школьный возраст, жизненные установки личности, социальные навыки, интегративная модель обучения, лингвострановедческая составляющая, игровая и творческаядеятельность, эмоционально деятельностный принцип.
В условиях перехода России к правовому государству и демократическому обществу школа должна стать важнейшим фактором гуманизации общественноэкономических отношений, формирования новых жизненных установок личности. Система современных социально значимых установок включает в том числе и способность к сотрудничеству, мобильность, готовность к межкультурному взаимодействию, коммуникабельность и толерантность. Основные задачи, которые ставитперед собой современное образование, могут быть суммированным зонтичным термином lifeskillsили социальные навыки. Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) определяетlife skillsкак «способности человека к адаптационному, позитивному поведению, которое обеспечивает возможность справляться с запросами и требованиями, возникающими в повседневной жизни»[1]. Младшийшкольныйвозраст является наиболее благоприятным периодом для развития личности, в том числе для формирования lifeskills, так как именно в этом возрасте формируютсябудущиеценности, качества и способности личности. Бесспорно, достижение подобных целей невозможно без овладения иностранным языком как средством, повышающим эффективность усилий, направленных на результативную реализацию гражданами России своего потенциала в сфере образования, науки и культуры. Как показывает анализ психологопедагогических источников, в современном образовании важная роль принадлежит языкам –носителям культуры. Иностранный язык рассматривается как явление культуры, средство развития и социализации личности, необходимое условие коммуникации. Становится очевидным, что развитие социальных навыков, таких как умение аргументировать, достигать компромисс, продуктивно взаимодействовать и сотрудничать невозможно без овладения иностранным языком. Задача педагогов состоит не только в том, чтобы учащийся приобрел определенные знания, умения, навыки, но и успешно применял полученные знания в процессе личного и профессионального взаимодействия.
Особую ценность для развития социальных навыков представляют летние языковые лагеря для детей младшего школьного возраста. Опыт летних сессий языковой школы «BigBen», эффективно работающей на базе ФГБОУВПО «Пятигорский государственный лингвистический университет» в течение нескольких лет, доказывает эффективность изучения иностранного языка и формирование социальных навыков в процессе иноязычного общения даже во время традиционного отдыха школьников. В качестве модели обучения иноязычному языкунами была выбрана модель, построенная на принципе неразрывного единства языковой и лингвострановедческой составляющих с интеграцией элементов художественного творчества и ритмики. При этом обучение младших школьников иностранному языку наинтегративнойоснове (в нашем случае на примере интеграции с языковым материаломизобразительного, спортивноритмического илингвострановедческогокомпонентов) осуществляется в руслепедагогикисотрудничества (Ш.А.Амонашвили) гуманистического направления, которое предполагает поворот к ребенку, понимание его личных целей, запросов и интересов[2]. При этом, без сомнений, педагогика сотрудничества эффективно способствует развитию социальных навыков. Проведение летней языковой сессии базируется на нескольких важнейших принципах: 1) принцип приоритета личностных задач над дидактическими; 2) эмоциальнодеятельностный принцип; 3) принцип видимого результата; 4) принцип индивидуального обучения в коллективном; 5) принцип «imagine» «представь себе». Так, одна из сессий называлась «Вокруг света за 20 дней». Каждая из четырех недель летней языковой сессии была посвящена определенному континенту. С посещением каждого континента было связано изучением определенных лексических и грамматических тем. Так, при посещении Европы, континента с большим количеством стран, дети осваивали лексику по теме «Еда», грамматические темы «Исчисляемое и неисчисляемые существительные», «Множественное число имени существительного». Как мы уже упоминали, лингвострановедческий материал служит активным фактором, катализатором развития. Во время виртуального посещения Европы младшие школьники с интересом ознакомились с кухней разных народов, отрабатывая полученные знания в играх, творческих заданиях, диалогах, небольших постановках с использованием простейших грамматических конструкций. Вторая неделя летней языковой сессии была посвящена континенту Америки. Большое количество страноведческого материала отрабатывалось в креативных заданиях, квестах, головоломках, других разнообразных играх, в том числе спортивных. Так, изучив названия штатов в США, между детьми регулярно проводились командные и индивидуальные игры «Кто знает больше штатов». Третья неделя виртуального путешествия была посвящена еще одной англоговорящей стране Австралии. Узнав о местной кухне, достопримечательностях, традициях, обычаях, флоре и фауне этой необычной страны, дети освоили новую лексику по теме «Животные», «Защита окружающей среды», отрабатывали грамматические темы «Настоящее простое время», «Настоящее продолженное время», «Сравнительная степень имени прилагательного». В конце недели детьми были подготовлены проекты об Австралии. Заключительная неделя летней языковой сессии была об Африке –колоритной, яркой, незабываемой. Вспомнив великую пятерку, исследуя карту Африки, узнавая какие растения произрастают на территории этого континента, дети отрабатывали специальные вопросы, сравнительную степень имен прилагательных, лексику по темам «Времена года», «Континенты».Подводя итоги, отметим, что сама среда летней языковой сессии представляет большой потенциал для развития жизненно необходимых социальных навыков посредством обучения иноязычному общению. В непринужденной обстановке решая творческие задачи, участвуя в квестах, викторинах, командных и индивидуальных спортивноинтеллектуальных состязаниях, у младших школьников развиваются такие жизненно важные социальные навыки как социализация, умение работать в команде, умение находить компромисс, самостоятельность в учении.
Ссылки на источники1.http://www.macmillanenglish.com[Электронный ресурс]. URL: http:// www. macmillanenglish. com / lifeskills 2.Амонашвили Ш. А. Здравствуйте, дети!: Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1983. 208 c.