Формирование основ функциональной грамотности в области чтения как часть методической системы по организации учебной деятельности развивающего типа в условиях внедрения ФГОС (на примере обучения английскому языку)

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Панфилова Е. И. Формирование основ функциональной грамотности в области чтения как часть методической системы по организации учебной деятельности развивающего типа в условиях внедрения ФГОС (на примере обучения английскому языку) // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 27. – С. 221–225. – URL: http://e-koncept.ru/2015/65545.htm.
Аннотация. Автор рассматривает различные типы заданий, направленные на развитие функциональной грамотности в области чтения через организацию работы с несплошным текстом.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Панфилова Елена Ильинична,учитель английского языка МБОУ «СОШ № 6» г. Нефтеюганска, г. Нефтеюганскpanihelena@yandex.ru

Формирование основ функциональной грамотности в области чтения как часть методической системы по организации учебной деятельности развивающего типав условиях внедрения ФГОС (на примере обучения английскому языку)

Аннотация.Автор рассматривает различные типы заданий, направленныена развитие функциональной грамотности в области чтения через организацию работы с несплошным текстом.Ключевые слова:функциональная грамотность в области чтения, несплошной текст.

Руководствуясь необходимостью реализации развивающего потенциала общего среднего образования, являющегося приоритетным направлением новых образовательных стандартов,перед автором встал вопрос о создании среды, благоприятной для обучения, воспитания и развития детей, представляющей совокупность условий, при которых можно организовать учебную деятельность развивающего типа, обеспечить образовательные потребности всех учащихся, через создание информационнокоммуникационной предметной среды (ИКПС), в т.ч. для организации работы с одаренными и потенциальноодаренными детьми, с одной стороны, и наполнение среды соответствующим предметным содержанием, с другой.

Формирование основ функциональной грамотности в области чтения является частью методической системы учителя по организации учебной деятельности развивающего типа.

Анализ педагогической теории с потребностями педагогической практики позволили выявить существующие в образовательном процессе средней школы противоречия, подчеркивающиеактуальностьданного опыта: 1) между требованиями, предъявляемыми к подготовке выпускника школы и практикой обучения; 2) между потребностью общества в выпускнике с высоким уровнем читательской грамотности и её недостаточным уровнем у учащихся старшего звена; 3) между возможностями дисциплины «Английский язык» и недостаточной разработанностью форм, методов, средств их использования в целях создания условий формирования функциональной грамотности в области чтения.

Указанные противоречия определили проблему: какие педагогические условия будут способствовать формированию функциональной грамотности в области чтения у старшеклассников в процессе изучения английского языка?

Обучение основам читательскойграмотности строится в логике функциональнокоммуникативного подхода,что обеспечивает формирование не только и не столько языковых и речевых знаний, умений и навыков, но коммуникативных, этнокультуроведческих и страноведческих знаний.

План действий по формированию функциональной грамотности в области чтения через организацию работы с несплошным текстом включает комплекс мероприятий по содержательному, учебнометодическому, материальнотехническому обеспечению процесса обучения.

В первую очередь, автор солидарен с определением, сформулированным А.А. Леонтьевым: «Функционально грамотный человек ‬это человек, который способен использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений» [2; 35].

Вовторых, опираясь на образовательную программу нашего учебного заведения, были выделены учебные действия, необходимые для успешного решения учебнопознавательных и учебнопрактических задач, направленных на формирование функциональной грамотности в области чтения у обучающихся9 класса:1) в части поиска информации и понимания прочитанного:1.1. ориентироваться в содержании текстаи понимать его целостный смысл;1.2. находить в тексте требуемую информацию;2) в части преобразования и интерпретации информации:2.1. использовать в тексте таблицы, изображения;2.2. преобразовывать текст, используя новые формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы, переходить от одного представления данных к другому;2.3. интерпретировать текст.3) в части оценки информации:3.1.откликаться на содержание текста (находить доводы в защиту своей точки зрения);3.2. откликаться на форму текста: оценивать не только содержание текста, но и его форму;3.3. на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность имеющейся информации;3.4. выявлять противоречивую информацию.

Следующим этапом работы было составление заданий, направленных на формирование функциональной грамотности в области чтения. При этом, имелось в виду, что в исследовании PISA читательская грамотность оцениваетсяпо определенным уровням [5; 6].

Кроме того, автор опирался на теорию Блума, согласно которой список когнитивных процессов иерархически организован, начиная с самого простого, припоминания знания, до наиболее комплексного, состоящего в выработке суждений о ценности изначимости той или иной идеи [6]. Взаимосвязь способов формулирования заданий, направленных на достижение той или иной учебной цели, подробно описана автором в статье «К вопросу о формировании функциональной грамотности учащихся на уроках английского языка» [3].

Были подобраны так называемые несплошные тексты (в терминологии PISA), на основе которых спроектированы учебные задачи, направленные на формирование функциональной грамотности в области чтения у обучающихся 9 класса. При отборе текстов автор руководствуется следующими критериями: 1) актуальность текста для учащихся; 2) учет возрастных особенностей целевой группы (адаптированность текста); 3) наличие новой (для учащихся) информации; 4) наличие фактов, понятий, имен, географических названий, наименований товаров, цифр, дат и т.д. 5) наличие иллюстраций, помогающих разобраться в содержании текста.

Основанием для выбора именно несплошных текстов послужило следующее: 1) связь подобных текстов с жизненно важными проблемами [4; 1112]; 2) внесение существенных изменений в содержание ЕГЭ по английскому языку, а именно добавление устной части экзамена, предполагающей, в том числе, создание монологического тематического высказывания с опорой на вербальную ситуацию и фотографию (картинку) (описание и комментирование, сравнение двух изображений и обоснование выбора одного их них); 3) затруднения в правильнойинтерпретации иллюстраций в тестах PISA, вызванные тем, что они «требуют несколько иных читательских навыков, так как организованы иначе, содержат особые связи информационных единиц текста и особые формальные указатели на эти связи» [5; 13].

Так, например, врамках изучения в 9 классе раздела «Здравствуй, Америка!»(УМК К.И.Кауфман, М.Ю.Кауфман “Happy English.ru”) учся предлагаются выполнить ряд заданий, направленных на формирование функциональной грамотности в области чтения (на основе рекламных проспектов «BeverlyHills diner»и«Taste of Russia».Для развития читательского умения найти и извлечь:1. Подчеркни в тексте понятия, которые характеризуют концепцию заведения.2. Выпиши 34 (наиболее важных, на твой взгляд) словосочетания.3.Какое мероприятие ты можешь посетить с этим флаером?4. Продолжи фразы: 1) Этот текст (о чем?) 2) Он мог бы быть интересен (кому?) 3) Он мог бы называться ….. (предложи 23 варианта названия).5. Выбери правильный вариант ответа, согласно информации на флаере.6.Объясни, как добраться до кафе.7.Сформулируй концепцию кафе.8. Опиши предлагаемое меню.9. Как можно сделать заказ?10. Разыграй сцену «Оформление заказа».

2) Для развития читательского умения интегрировать и интерпретировать(соединятьфрагменты в общую картину):1. Придумай новое название.2. Сочини вступление к тексту, 3. Объяснить порядок действий в простой инструкции «Оформление заказа по интернету».4. Дай характеристику месту / Опиши атмосферу кафе.5. Объясни назначение флаера / отрывного треугольника (предоставление скидки).6.Составь кластер характеристик «Russian / American cuisine».7. Составь макет меню.8.Придумай рекламный проспект для твоего любимого кафе (в твоем городе)9. Представь мастеркласс от шефповара.

Резюмируя, хочется сказать, что предлагаемые учебные задачи, направленные на формирование функциональной грамотности в области чтения, способствуют не только повышению уровня читательской грамотности, но и помогают «развивать лексические и грамматические навыки в продуктивных видах речевой деятельности, и в первую очередь в спонтанной речи» [1; 26].

Ссылки на источники1.Вербицкая М.В., Махмурян К.С., Симкин.В.Н., Методические рекомендации для учителей, подготовленные на основе анализа типичных ошибок участников ЕГЭ 2015 года по иностранным языкам URL: http://www.fipi.ru/sites/default/files/document/1440157521/metodrek_inostrannye_yazyki_2016.pdf

(Дата обращения 15.07.15.2.Образовательная система «Школа 2100». Педагогика здравого смысла / под ред. А.А. Леонтьева. М.: Баласс, 2003. С. 35.3.Панфилова Е.И. К вопросу о формировании функциональной грамотности учащихся на уроках английского языка // Концепт: Современные научные исследования: актуальные теории и концепции. Выпуск 3. ‬2015. ‬ART 65081. ‬URL: http://ekoncept.ru/teleconf/65081.htmlISSN 230412ОХ.

4.Рождественская Л., Логвина И. Формирование навыков функционального чтения. Пособие для учителей. Курс для учителей русского языка как родного. URL: http://umr.rcokoit.ru/dld/metodsupport/frrozhdest.pdf

(Дата обращения: 20.04.2015).5.Цукерман Г.А. Оценка читательской грамотности. Материалы к обсуждению. ‬Москва. ‬2010. URL: http://www.hse.ru/data/2011/02/21/1208561931/PISA2009.pdf

(Дата обращения 15.09.15.).6.Bloom, B.S., (Ed.). Taxonomy of educational objectives: The classification of educational goals: Handbook I, cognitive domain. New York: Longman. 1956.