Воспитание как важнейший элемент формирования творческой личности в деятельности научного кружка вуза
Выпуск:
ART 65549
УДК
001
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Накарякова
В.
И. Воспитание как важнейший элемент формирования творческой личности в деятельности научного кружка вуза // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2015. – Т. 27. – С.
236–240. – URL:
http://e-koncept.ru/2015/65549.htm.
Аннотация. В статье представлен один из возможных методов воспитания творчески мыслящего человека в условиях образовательного учреждения и определение путей коммерциализации разработанных проектов
Текст статьи
Накарякова Вера Ильинична,старший преподаватель кафедры менеджмента ФГАОУ ВПО «Российский государственный профессиональнопедагогический университет,г. Екатеринбургvera.nakaryakova@yandex.ru
Воспитание как важнейший элемент формирования творческой личностив деятельности научного кружка вуза
Аннотация.В статье представлен один из возможных методов воспитания творчески мыслящего человека в условиях образовательного учреждения и определение путей коммерциализации разработанных проектовКлючевые слова:воспитание, профессионалы с творческим мышлением, научный кружок.
Не будет преувеличением отметить, что в конце XX века усилия реформаторов системы образования в нашей стране в значительной мере были направлены на изгнание проблематики воспитания из педагогики, однако отечественная педагогическая традиция свидетельствует, что на всех этапах исторического развития образования проблемам воспитания придавалось значение «вопросов жизни». Современное гуманистическое воспитание это управляемый процесс культурной идентификации, социальной адаптации и творческой реализации личности.Задачи образования в XXI веке, провозгласили воспитывать компетентных профессионалов с творческим образом мышления, создавать творческую среду обучения, предоставлять каждому студенту свободу выбора образовательной траектории. Достижение этих целей невозможно без развития творческого потенциала личности. Основной функциональной обязанностью преподавателей университета является образование и воспитание будущего специалиста, способного к самосовершенствованию и повышению конкурентоспособности на современном рынке. Ее эффективное осуществление возможно только в условиях инновационного образования, направленного на всестороннее развитие человеческого творчества. Творческий потенциал комплекс интегральной совокупности, в том числе природных и генетических, социальных, личных и логических компонентов, которые являются знания, навыки, способности и стремления индивидуума, чтобы преобразовать мир в различных областях.Целью представленной работы является представление воспитания творчески мыслящего человека в условиях образовательного учреждения и определение путей коммерциализации разработанных проектов.
Для достижения указанной цели были выполнены следующие этапы: 1.описана методика формирования нового знания путем использования активных методов обучения (беседы, дискуссии, семинары, круглые столы, кейсстади и другие); 2. разработана программа развития творческого мышления студентов. К задачам, относящимся к представленной программы относятся следующие:определить актуальность творческой деятельности. В условиях инновационной экономики на предприятиях все больше ценностей создается на основе использования интеллектуальных ресурсов и творческой деятельности. Для таких предприятий понятие «конкурентоспособность» неразрывно связано с понятием творчество, с высокой долей умственного труда и новизной получаемого полезного эффекта. Поэтому в настоящее время повышается значимость талантливых людей, которые могут не только генерировать идеи, но и воплощать их в жизнь;выявить сущность понятия «творческое мышление», которое в общем виде можно представить таким образом: –это поиск неординарных решений в самых различных областях деятельности человека. Хотя инновации рождаются благодаря неординарным способностям, однако, их создание требует кропотливого, целенаправленного, упорного труда;понять отличие творческого мышления от рационального мышления, а также значение дуализма мышлений. Творческое мышление формирует новое знание, ориентировано как на уникальные интерпретации ситуации, так и на новые действия в ней. Открытие нового знания, новых продуктов, тенденций или объединение фрагментов знаний и тенденций в единое целое –это и есть проявление творческого потенциала [1, с.16]. Творческое мышление, как и рациональное –это процесс, происходящий в два этапа: восприятие реальности и кодирование реальности в словах, числах, диаграммах, изображениях, картах и т.д. и оценка того, что мы восприняли, или осознали –суждение. Для творческого мышления наиболее важна первая стадия, где оно помогает нам развить и преобразовать наше восприятие. Мышление второй стадии напрямую зависит от способности человека хорошо мыслить на первой. То, как мы воспринимаем и называем реальность, определяет то, как мы ее оценим, и как на основании этого впоследствии будем действовать. Мы воспринимаем через ощущение (через наши пять чувств) и интуицию (через бессознательное или через «шестое» чувство). Наша способность судить и оценивать идеи достаточно хорошо разработана. Развивать следует именно способность генерировать идеи;сформировать навыки новаторских команд. Такую команду отличает двуединая способность к взаимодействию и присущая членам команды неординарность знаний и взглядов, а также следующие качества: члены должны разделять энтузиазм по поводу поставленной задачи; каждый должен относиться с уважением к познаниям и взглядам остальных;представить наилучшие идеи на различные конкурсы (имеются в работе наградные документы);коммерциализовать инновационный продукт на рынке (в конкурсной работе представлен акт внедрения в производство состава хлебобулочных изделий, разработанного нами на занятиях).В РГППУ успешно работает научный кружок, одной из главных целей которого является воспитание творчески мыслящего индивида. В связи с поставленной целью решаются следующие задачи:1.Изучается сущности понятия «творческое мышление», методы его развития. 2.Определяются особенности мышления студентов при помощи различных методик с формированием плана по его совершенствования. 3.Формируются инновационные идеи с применением морфологического метода. 4.Разрабатываются инновационные проекты. 5.Представляются проекты на различные конкурсы. 6.Изучаются возможности для внедрения проектов.В работе кружка реализуется педагогика сотрудничества с использованием развивающей технологии. Это технология, предполагающая построение учебного процесса на активной деятельностной основе с использованием методов модерации. Накопленный опыт позволяет говорить о высокой эффективности применения данной технологии в образовательном процессе.Технология модерации предполагает определённые этапы урока, каждый из которых имеет свои цели, задачи и методы: 1.инициация; 2.вхождение или погружение в тему; 3.формирование ожиданий учеников; 4.интерактивная лекция; 5.проработка содержания темы; 6.подведение итогов; 7.эмоциональная разрядка.
Достижение эффективности и качества образовательного процесса при использовании технологии модерации, получение запланированных результатов обучения, воспитания, развития и социализации обучающихся.
Ссылки на источники1.Скороходова Л.А., Накарякова В.И. Формирование творческого потенциала современного специалиста в образовательном учреждении. SWorld–1827 December2012.
Воспитание как важнейший элемент формирования творческой личностив деятельности научного кружка вуза
Аннотация.В статье представлен один из возможных методов воспитания творчески мыслящего человека в условиях образовательного учреждения и определение путей коммерциализации разработанных проектовКлючевые слова:воспитание, профессионалы с творческим мышлением, научный кружок.
Не будет преувеличением отметить, что в конце XX века усилия реформаторов системы образования в нашей стране в значительной мере были направлены на изгнание проблематики воспитания из педагогики, однако отечественная педагогическая традиция свидетельствует, что на всех этапах исторического развития образования проблемам воспитания придавалось значение «вопросов жизни». Современное гуманистическое воспитание это управляемый процесс культурной идентификации, социальной адаптации и творческой реализации личности.Задачи образования в XXI веке, провозгласили воспитывать компетентных профессионалов с творческим образом мышления, создавать творческую среду обучения, предоставлять каждому студенту свободу выбора образовательной траектории. Достижение этих целей невозможно без развития творческого потенциала личности. Основной функциональной обязанностью преподавателей университета является образование и воспитание будущего специалиста, способного к самосовершенствованию и повышению конкурентоспособности на современном рынке. Ее эффективное осуществление возможно только в условиях инновационного образования, направленного на всестороннее развитие человеческого творчества. Творческий потенциал комплекс интегральной совокупности, в том числе природных и генетических, социальных, личных и логических компонентов, которые являются знания, навыки, способности и стремления индивидуума, чтобы преобразовать мир в различных областях.Целью представленной работы является представление воспитания творчески мыслящего человека в условиях образовательного учреждения и определение путей коммерциализации разработанных проектов.
Для достижения указанной цели были выполнены следующие этапы: 1.описана методика формирования нового знания путем использования активных методов обучения (беседы, дискуссии, семинары, круглые столы, кейсстади и другие); 2. разработана программа развития творческого мышления студентов. К задачам, относящимся к представленной программы относятся следующие:определить актуальность творческой деятельности. В условиях инновационной экономики на предприятиях все больше ценностей создается на основе использования интеллектуальных ресурсов и творческой деятельности. Для таких предприятий понятие «конкурентоспособность» неразрывно связано с понятием творчество, с высокой долей умственного труда и новизной получаемого полезного эффекта. Поэтому в настоящее время повышается значимость талантливых людей, которые могут не только генерировать идеи, но и воплощать их в жизнь;выявить сущность понятия «творческое мышление», которое в общем виде можно представить таким образом: –это поиск неординарных решений в самых различных областях деятельности человека. Хотя инновации рождаются благодаря неординарным способностям, однако, их создание требует кропотливого, целенаправленного, упорного труда;понять отличие творческого мышления от рационального мышления, а также значение дуализма мышлений. Творческое мышление формирует новое знание, ориентировано как на уникальные интерпретации ситуации, так и на новые действия в ней. Открытие нового знания, новых продуктов, тенденций или объединение фрагментов знаний и тенденций в единое целое –это и есть проявление творческого потенциала [1, с.16]. Творческое мышление, как и рациональное –это процесс, происходящий в два этапа: восприятие реальности и кодирование реальности в словах, числах, диаграммах, изображениях, картах и т.д. и оценка того, что мы восприняли, или осознали –суждение. Для творческого мышления наиболее важна первая стадия, где оно помогает нам развить и преобразовать наше восприятие. Мышление второй стадии напрямую зависит от способности человека хорошо мыслить на первой. То, как мы воспринимаем и называем реальность, определяет то, как мы ее оценим, и как на основании этого впоследствии будем действовать. Мы воспринимаем через ощущение (через наши пять чувств) и интуицию (через бессознательное или через «шестое» чувство). Наша способность судить и оценивать идеи достаточно хорошо разработана. Развивать следует именно способность генерировать идеи;сформировать навыки новаторских команд. Такую команду отличает двуединая способность к взаимодействию и присущая членам команды неординарность знаний и взглядов, а также следующие качества: члены должны разделять энтузиазм по поводу поставленной задачи; каждый должен относиться с уважением к познаниям и взглядам остальных;представить наилучшие идеи на различные конкурсы (имеются в работе наградные документы);коммерциализовать инновационный продукт на рынке (в конкурсной работе представлен акт внедрения в производство состава хлебобулочных изделий, разработанного нами на занятиях).В РГППУ успешно работает научный кружок, одной из главных целей которого является воспитание творчески мыслящего индивида. В связи с поставленной целью решаются следующие задачи:1.Изучается сущности понятия «творческое мышление», методы его развития. 2.Определяются особенности мышления студентов при помощи различных методик с формированием плана по его совершенствования. 3.Формируются инновационные идеи с применением морфологического метода. 4.Разрабатываются инновационные проекты. 5.Представляются проекты на различные конкурсы. 6.Изучаются возможности для внедрения проектов.В работе кружка реализуется педагогика сотрудничества с использованием развивающей технологии. Это технология, предполагающая построение учебного процесса на активной деятельностной основе с использованием методов модерации. Накопленный опыт позволяет говорить о высокой эффективности применения данной технологии в образовательном процессе.Технология модерации предполагает определённые этапы урока, каждый из которых имеет свои цели, задачи и методы: 1.инициация; 2.вхождение или погружение в тему; 3.формирование ожиданий учеников; 4.интерактивная лекция; 5.проработка содержания темы; 6.подведение итогов; 7.эмоциональная разрядка.
Достижение эффективности и качества образовательного процесса при использовании технологии модерации, получение запланированных результатов обучения, воспитания, развития и социализации обучающихся.
Ссылки на источники1.Скороходова Л.А., Накарякова В.И. Формирование творческого потенциала современного специалиста в образовательном учреждении. SWorld–1827 December2012.