Авторская дополнительная общеобразовательная программа для детей «Школа юного экскурсовода»

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Барабанова Н. А., Лисенкова С. Н. Авторская дополнительная общеобразовательная программа для детей «Школа юного экскурсовода» // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 27. – С. 261–265. – URL: http://e-koncept.ru/2015/65554.htm.
Аннотация. В статье представлены основные положения авторской дополнительной общеобразовательной программы для детей «Школа юного экскурсовода», реализуемой на базе МБОУ ДОД Центр внешкольной работы «Парус» г.о. Самара в рамках проектной инициативы «Открой свой город». Программа рассчитана на педагогов, методистов учреждений дополнительного образования, учителей общеобразовательных учреждений с региональным компонентом.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Барабанова Нина Александровна,научный руководитель Проекта «Открой свой город»,кандидат педагогических наук, доценткафедры социальнокультурных технологий, ФГБОУ ВО «Самарский государственный институт культуры»,г. Самараbarabanina@yandex.ru

Лисенкова Светлана Николаевна,заведующий отделом туризма, краеведения и спорта МБОУ ДОД ЦВР «Парус» г.о. Самара, г. Самараsvetlisa08@ya.ru

Авторская дополнительная общеобразовательная программа для детей «Школа юного экскурсовода»

Аннотация.Встатье представлены основные положения авторской дополнительной общеобразовательной программы для детей «Школа юного экскурсовода», реализуемой на базеМБОУ ДОД Центр внешкольной работы «Парус»г.о. Самара в рамках проектной инициативы «Открой свой город».Программа рассчитана на педагогов, методистов учреждений дополнительного образования,учителей общеобразовательных учреждений с региональным компонентом.Ключевые слова:Авторская дополнительная общеобразовательная программа,проектная инициатива«Открой свой город», Школа юного экскурсовода, экскурсионное бюро «Волжский парус».

В рамках реализации стратегии комплексного развитияг. О.Самара на период до 2025 года разработанапроектная инициатива«Открой свой город» (далее Проект), направленный на вовлечение школьников и молодежи в общественнополезную деятельность по изучению, охране и популяризации историкокультурного и природного наследия родного края средствами краеведения и экскурсионного дела. Следует отметить, что губернатор Самарской области Н. И.Меркушкин одним из приоритетных направлений развития Самарской области обозначил формирование и развитие на территории региона современного туристскорекреационного кластера, ориентированного на въездной туризм. Особое значение и понимание этой задачи прослеживается в свете приближающихся игр Чемпионата мира по футболу, проведение матчей которого будет проходить на самарской земле.Очевидно, что современная ситуация обнаруживает острую потребность в регионализации образования, которая предполагает формированиеединого регионального образовательного пространства, существенным элементом которого является система дополнительного образования детей.Учитывая социальный запрос современности, в качестве эксперимента, основное направление образовательной деятельности внутри Проекта осуществляется на базе ЦВР «Парус» и школ Железнодорожного района и предполагает реализацию идеи создания Школы юного экскурсовода с дальнейшей ретрансляцией полученного педагогического опыта в образовательных учреждениях города[12].Обучение в Школе юного экскурсовода осуществляется по авторской дополнительной общеобразовательной программе«Школа юного экскурсовода»(далее Программа ШЮЭ), предназначенной для дополнительного образования школьников и молодежи, направленнойна создание условий для формирования теоретической, методическойи практической компетентностейобучающихся в области экскурсионной деятельности [3].Программа ШЮЭрассчитана на обучающихся в возрасте 14 18 лет. Сроки реализации программы ШЮЭ –1 год, 216 часов в год. Программа ШЮЭ базируется на проверенном временем педагогическом опыте использования в образовательном процессе взаимосвязанных форм краеведческой работы и на понимании её как целостного явления, включающего освоение теории в процессе обучения, воспитание, творческое развитие детей и подростков, приобретение ими практического опыта социальнозначимой экскурсионной деятельности. Определенное место в Программе ШЮЭ занимают выездные занятия с целью посещения выставок, музеев, архива, библиотек, загородные экскурсии. Программа ШЮЭ ориентирована на развитие проектноисследовательской деятельности, формирование необходимых умений осуществляется посредством выполнения заданий, построенных на краеведческом материале. По окончании обучения при успешной сдаче зачетной экскурсии выпускникам ШЮЭ присваивается квалификация «Юный экскурсовод» и вручается сертификат.Полученные в процессе обучения теоретические и практические навыки и умения позволят учащимсяпо окончании освоения программы ШЮЭ заниматься экскурсионной деятельностью: проводить экскурсии посвоим школам, школьным музеям;для детей летней площадки в рамках акции «Дети детям!» и пропагандировать экскурсионные возможности своего края посредством проектноисследовательских работ. Учащиеся приобретают опыт самоорганизации и организации совместной деятельности со сверстниками, опыт действий «командой» в преодолении конкурсных испытаний.В целях организации целостного пространства апробации и применения на практике знаний, умений и навыков, создано экскурсионное бюро «Волжский парус»на базеМБОУ ДОД ЦВР «Парус»г.о. Самара.Основу деятельности экскурсионногобюро «Волжский Парус» составляет выявление наиболее способных юных экскурсоводов, включение лучших из них в волонтерскуюдеятельность бюро, повышение мастерства экскурсоводовшкольников,а также содействие профессиональному самоопределению учащихся.В экскурсионное бюро «Волжский парус»вошли методисты и ПДО ЦВР «Парус», практикующие экскурсоводы, а также выпускникиШЮЭ, чьясовместная работа является хорошим творческим и научным фундаментом для создания новых авторских экскурсий.

Ссылки на источники1.БарабановаН.А. Школа юного экскурсовода в системе гражданскопатриотического воспитанияподрастающего поколения.Материалы научнопрактической конференции «Героизм, самопожертвование и повседневность: Самарский край в 19411945 годах», посвященной 70й годовщине Победы в Великой Отечественной войне 19411945 годов, Самарская Государственная Дума, Самара, 13 марта 2015 г. –Самара: Отдел комитета по науке и образованию Самарской Государственной Думы, 2015. 114 с. 2.Лисенкова С.Н. Краеведческий аспект образовательнойдеятельности –

важнейшее условие профессионального развития педагога дополнительного образования.: Материалы IIМеждународной научно-практической конференции, Самара, 2014 г. [Текст]: в 2 ч. /Мво культуры РФ, СГАКИ; под ред. С.В. Соловьевой, В.И. Ионесова, Л.М. Артамоновой. –Самара: Самар. Гос. акад. Культуры и искусств, 2014. –Ч. III. –С. 314318.3.Школа юного экскурсовода: авторская дополнительная общеобразовательная программа для детей 1418 лет сроком обучения 1 год / авт.сост.: Н.А. Барабанова, С.Н. Лисенкова. Самара: ООО «Издательство АСГАРД», 2014. 42 с. : 2 ил.