Концепция курса предпрофильной подготовки «Индустрия моды и красоты»
Выпуск:
ART 65567
УДК
001
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Крюкова
Н.
А. Концепция курса предпрофильной подготовки «Индустрия моды и красоты» // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2015. – Т. 27. – С.
326–330. – URL:
http://e-koncept.ru/2015/65567.htm.
Аннотация. В работе описаны цели, содержание, практическая направленность и инновационные образовательные технологии курса предпрофильной подготовки учащихся 9-х классов "Индустрия моды и красоты".
Ключевые слова:
предпрофильная подготовка, инновационные образовательные технологии, профориентация, индустрия моды и красоты
Текст статьи
Крюкова Наталья Александровна, кандидат технических наук, доцент кафедры управления качеством и технологий в сервисе, ФГБОУ ВПО «Поволжский государственный университет сервиса», г.Тольяттиkrukova07@mail.ru
Концепция курса предпрофильной подготовки «Индустрия моды и красоты»
Аннотация. В работе описаныцели, содержание, практическая направленность и инновационные образовательные технологии курса предпрофильной подготовки учащихся 9х классов "Индустрия моды и красоты". Ключевые слова:предпрофильная подготовка, индустрия модыи красоты, инновационные образовательные технологии, профориентация
Анализ ситуации с кадровым обеспечением в индустрии моды и красоты выявляет следующую закономерность13: для отрасли (прежде всего, для индустрии моды) характерен низкий престиж профессий, в особенности рабочих и инженернотехнических специальностей, и, как следствие, дефицит квалифицированных кадров. Существующие кадровые проблемы во многом объясняются тем, что в настоящее время швейная промышленность России, составляющая ядро индустрии моды, не является приоритетной сферой деятельности не только на микро, но даже и на макроуровне.
Повышение привлекательностиотрасли и обеспечение притока молодых специалистов возможно, в том числе, за счет совершенствования методов профориентационной работы, проводимой учебными заведениями среднего профессионального и высшего образования.Опыт организации предпрофильной подготовки учащихся в Поволжском государственном университете сервиса (ПВГУС) г.о. Тольятти показывает, что одним из эффективных средств раннего приобщения к той или иной профессиональной деятельности являются курсы по выбору.В ПВГУС разработани апробирован курс предпрофильной подготовки "Индустрия моды и красоты", которыйподдерживает мотивацию учащихся в профессиональном самоопределении и ориентирует их на получение профессий для индустрии модыи красоты.Спецификой курса является его широкая обучающая направленность: помимо знаний
и первичных умений отдельных профессии индустрии моды и красоты, слушатели получают систему знаний
и представлений о механизме функционирования всей системы индустрии моды и красоты. Курс включает оригинальный авторский материал, выходящий за рамки школьной программы, и строится с использованием таких инновационных образовательных технологий, как:технология проблемного обучения ("Цветовой анализ внешности", "Стили и микростили в одежде", "Определи типфигуры");мастеркласс ("Изготовление кармана");ролевая игра("Наколка как метод работы дизайнера, конструктора и fashionмерчендайзера");тематические игрывикториныи дискуссии("Профессии в индустрии моды", "Имена в мире моды", "Творческие источники дизайна одежды "и др.);лекциявизуализации и беседа с элементами демонстрации;дифференциация учебной среды (сочетание кабинетного пространства с экскурсиямив учебные лаборатории университета: материаловедения, конструирования одежды, автоматизированного проектирования одежды, швейную лабораторию);образовательная рефлексия учащихся и др.Определяя концепцию и содержание программы данного курса автор руководствовался требованиями избыточности, вариативности, краткосрочности, оригинальности содержания, нестандартизированности, распредмеченности, инициативности и накопительности 4.Особо необходимо подчеркнуть, что для успешного освоения программы и дальнейшего профессионального самоопределения учащихся все занятия в рамках курса носят практикоориентированный характер и содержат информационный материал по всем категориям специалистов, занятых в индустрии модыи красоты: дизайнер, стилист, имидмейкер, конструктор, технолог, закройщик, портной, швея,парикмахер, визажист, байер, мерчендайзер, брендменеджер, продактменеджер, шопери др.
Участие в мастерклассах, викторинах, обучающих играх предоставляют возможность слушателям«примерить» к себе профессии индустрии моды и красоты, выяснить наличие способностей, необходимых для профессиональной деятельности в данной сфере.Курс актуален и интересен всем, находящимся как на стадии выбора профессии, так и личного понимания красоты, имиджа, моды и стиля.
Как показала практическая реализация курса, разработка егосодержательного и технологического аспектов означенным образом позволяют учащимся включаться и в другие мероприятия профориентационного характера, проводимыеуниверситетом.Так, более 50 % слушателей курса предпрофильной подготовки "Индустрия моды и красоты" ежегодно принимают участие в заочном конкуре проектов "Лабиринты моды". Конкурс проводится по следующим номинациям:"История модных вещей", "Мода и наука", "Мода и литература", "Модные штучки", "Модный look". Отдельного вниманиязаслуживает межрегиональный конкурсэскизов"Выпускной бал. Платье твоей мечты", участие в котором принимают учащиеся школ и колледжей не только г.о.Тольятти, но и других регионов и ближнего зарубежья.
Реализация курса «Индустрия моды и красоты» показала, что, обладая развивающим потенциалом, курс дает следующие положительные результаты: обеспечивает формирование основ профессиональных компетенций будущих специалистов, позволяет дать первоначальные знания о профессиях индустрии моды и красоты, предоставляет возможность для осознанного выбора профилирующего направления обучения в дальнейшем, способствует развитию интеллектуальных и профессиональных навыков учащихся, необходимых для их дальнейшего профессионального образования.
Ссылки на источники1.Крюкова Н.А. Актуальные проблемы развития российской и региональной индустрии моды//Инновационные технологии в сфере сервиса и дизайна: Материалы I Международной научнотехнической конференции. Самара, 2014. С. 1720.
2.Крюкова Н.А.Анализ тенденций развития российской индустрии моды /Н.А.Крюкова. Е.А.Лисова // Вестник Поволжского государственного университета сервиса. Серия: Экономика. Тольятти: ПВГУС, 2015. №1(39). С. 171178. 3.Крюкова Н.А. Организация практикоориентированного обучения при подготовке кадров для индустрии моды // Инновационные технологии в сфере сервиса и дизайна: Сборник статей IIМеждународной научнотехнической конференции. Самара, 2015. С. 5254.
4.Матюхина, П.В. Предпрофильная подготовка как средство социальнопрофессиональной адаптации детейсирот в общеобразовательных школахинтернатах: Текст: дис. … канд. пед. наук. Брянск, 2006. 228 с.
Концепция курса предпрофильной подготовки «Индустрия моды и красоты»
Аннотация. В работе описаныцели, содержание, практическая направленность и инновационные образовательные технологии курса предпрофильной подготовки учащихся 9х классов "Индустрия моды и красоты". Ключевые слова:предпрофильная подготовка, индустрия модыи красоты, инновационные образовательные технологии, профориентация
Анализ ситуации с кадровым обеспечением в индустрии моды и красоты выявляет следующую закономерность13: для отрасли (прежде всего, для индустрии моды) характерен низкий престиж профессий, в особенности рабочих и инженернотехнических специальностей, и, как следствие, дефицит квалифицированных кадров. Существующие кадровые проблемы во многом объясняются тем, что в настоящее время швейная промышленность России, составляющая ядро индустрии моды, не является приоритетной сферой деятельности не только на микро, но даже и на макроуровне.
Повышение привлекательностиотрасли и обеспечение притока молодых специалистов возможно, в том числе, за счет совершенствования методов профориентационной работы, проводимой учебными заведениями среднего профессионального и высшего образования.Опыт организации предпрофильной подготовки учащихся в Поволжском государственном университете сервиса (ПВГУС) г.о. Тольятти показывает, что одним из эффективных средств раннего приобщения к той или иной профессиональной деятельности являются курсы по выбору.В ПВГУС разработани апробирован курс предпрофильной подготовки "Индустрия моды и красоты", которыйподдерживает мотивацию учащихся в профессиональном самоопределении и ориентирует их на получение профессий для индустрии модыи красоты.Спецификой курса является его широкая обучающая направленность: помимо знаний
и первичных умений отдельных профессии индустрии моды и красоты, слушатели получают систему знаний
и представлений о механизме функционирования всей системы индустрии моды и красоты. Курс включает оригинальный авторский материал, выходящий за рамки школьной программы, и строится с использованием таких инновационных образовательных технологий, как:технология проблемного обучения ("Цветовой анализ внешности", "Стили и микростили в одежде", "Определи типфигуры");мастеркласс ("Изготовление кармана");ролевая игра("Наколка как метод работы дизайнера, конструктора и fashionмерчендайзера");тематические игрывикториныи дискуссии("Профессии в индустрии моды", "Имена в мире моды", "Творческие источники дизайна одежды "и др.);лекциявизуализации и беседа с элементами демонстрации;дифференциация учебной среды (сочетание кабинетного пространства с экскурсиямив учебные лаборатории университета: материаловедения, конструирования одежды, автоматизированного проектирования одежды, швейную лабораторию);образовательная рефлексия учащихся и др.Определяя концепцию и содержание программы данного курса автор руководствовался требованиями избыточности, вариативности, краткосрочности, оригинальности содержания, нестандартизированности, распредмеченности, инициативности и накопительности 4.Особо необходимо подчеркнуть, что для успешного освоения программы и дальнейшего профессионального самоопределения учащихся все занятия в рамках курса носят практикоориентированный характер и содержат информационный материал по всем категориям специалистов, занятых в индустрии модыи красоты: дизайнер, стилист, имидмейкер, конструктор, технолог, закройщик, портной, швея,парикмахер, визажист, байер, мерчендайзер, брендменеджер, продактменеджер, шопери др.
Участие в мастерклассах, викторинах, обучающих играх предоставляют возможность слушателям«примерить» к себе профессии индустрии моды и красоты, выяснить наличие способностей, необходимых для профессиональной деятельности в данной сфере.Курс актуален и интересен всем, находящимся как на стадии выбора профессии, так и личного понимания красоты, имиджа, моды и стиля.
Как показала практическая реализация курса, разработка егосодержательного и технологического аспектов означенным образом позволяют учащимся включаться и в другие мероприятия профориентационного характера, проводимыеуниверситетом.Так, более 50 % слушателей курса предпрофильной подготовки "Индустрия моды и красоты" ежегодно принимают участие в заочном конкуре проектов "Лабиринты моды". Конкурс проводится по следующим номинациям:"История модных вещей", "Мода и наука", "Мода и литература", "Модные штучки", "Модный look". Отдельного вниманиязаслуживает межрегиональный конкурсэскизов"Выпускной бал. Платье твоей мечты", участие в котором принимают учащиеся школ и колледжей не только г.о.Тольятти, но и других регионов и ближнего зарубежья.
Реализация курса «Индустрия моды и красоты» показала, что, обладая развивающим потенциалом, курс дает следующие положительные результаты: обеспечивает формирование основ профессиональных компетенций будущих специалистов, позволяет дать первоначальные знания о профессиях индустрии моды и красоты, предоставляет возможность для осознанного выбора профилирующего направления обучения в дальнейшем, способствует развитию интеллектуальных и профессиональных навыков учащихся, необходимых для их дальнейшего профессионального образования.
Ссылки на источники1.Крюкова Н.А. Актуальные проблемы развития российской и региональной индустрии моды//Инновационные технологии в сфере сервиса и дизайна: Материалы I Международной научнотехнической конференции. Самара, 2014. С. 1720.
2.Крюкова Н.А.Анализ тенденций развития российской индустрии моды /Н.А.Крюкова. Е.А.Лисова // Вестник Поволжского государственного университета сервиса. Серия: Экономика. Тольятти: ПВГУС, 2015. №1(39). С. 171178. 3.Крюкова Н.А. Организация практикоориентированного обучения при подготовке кадров для индустрии моды // Инновационные технологии в сфере сервиса и дизайна: Сборник статей IIМеждународной научнотехнической конференции. Самара, 2015. С. 5254.
4.Матюхина, П.В. Предпрофильная подготовка как средство социальнопрофессиональной адаптации детейсирот в общеобразовательных школахинтернатах: Текст: дис. … канд. пед. наук. Брянск, 2006. 228 с.