Коррекция памяти младших школьников
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Букреева
А.
А. Коррекция памяти младших школьников // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2015. – № S1. – С.
121–125. – URL:
http://e-koncept.ru/2015/75025.htm.
Аннотация. В статье представлен анализ особенностей памяти младших школьников до коррекционной работы с ними. Показано, что память определяет основные направления изучения потенциальных возможностей психики младшего школьника; проведение соответствующих методик; организации работы коррекционно-развивающей программы.
Текст статьи
Букреева Анастасия Алексеевна,студентка факультета психологии ФГБОУ ВПО «Челябинский государственный педагогический университет», г. Челябинскloveleo.1993@mail.ru
Коррекция памяти младших школьников
Аннотация. В статье представлен анализ особенностей памяти младших школьников до коррекционной работы с ними. Показано, что память определяет основные направления изучения потенциальных возможностей психики младшего школьника; проведение соответствующих методик; организации работы коррекционноразвивающей программы.
Ключевые слова: коррекционноразвивающая программа, младший школьный возраст, память.Раздел: (02) комплексное изучение человека; психология; социальные проблемы медицины и экологии человека.
В большом толковом психологическом словаре память –это форма отражения действительности, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении человеком своего опыта [1]. Память человеку помогает накапливать свой опыт и усваивать общественный, индивидуальный (Б. С.Волкова,О. В.Груздева,Е. Е.Данилова,И. В.Дубровина,А. К.Маркова,Е. Л.Яковлева,А. А.Реан [2, 3, 4, 8, 9, 10, 11]). Закреплять, сохранять и воспроизводить свой опыт–среди многих способностей, которыми одарен каждый нормальный человек, именно эта способность является одной из важнейших. Эта способность составляет функцию памяти [11].Память –это самая важная, познавательная функция. Она создает возможность для развития и обучения. Память лежит в основе мышления, формирования речи, двигательных навыков, эмоциональных реакций , творческих процессов.Выделяют процессы запоминания, сохранения и воспроизведения. Различают память произвольную и непроизвольную, опосредованную и непосредственную, кратковременную и долговременную. Особые виды памяти: моторная, эмоциональная, образная и словеснологическая [8].Возрастные особенности памяти младших школьников: изначально младший школьник лучше запоминает наглядный материал: людей, предметы, которые ребёнка окружают, изображение предметов. Родителям и педагогам нужно быть внимательными, чтобы увидеть преобладающие виды памяти и включать с учетом этого в учебную деятельность ребенка те задания, которые строятся сначала на ведущем виде памяти, а затем развивают и другие [3].Развивающая работа по развитию памяти позволяет сформировать у ребенка достаточно реалистичные образы восприятия окружающей действительности (В.И.Долгова, Н.В. Цветкова, Р.В. Овчарова [5, 6, 7]). Что касается закономерностей словесного материала–младший школьник хуже запоминает слова, обозначающие абстрактные понятия, чем слова, обозначающие название предметов. Ученики младшего школьного возраста сохраняют в памяти такой материал, который запоминается в памяти с опорой на наглядные образцы и является значимым. Хуже запоминают тот материал, который не опирается в процессе запоминания на наглядный образ и не является значимым при усвоении [3].Что касается абстрактного материала: ребенок запоминает такой абстрактный материал, который является обобщением. И, наоборот, ребенок с трудом запомнит абстрактный материал, если он не раскрывается на определённом материале.Обсуждая основы логической памяти, хочется коснутьсяиспользования мыслительных процессов в качестве опоры, инструмента запоминания. Именно такая память основана на понимании. Процесс развития логической памяти у ребенка должна быть специально организован, поскольку, дети этого возраста самостоятельно не используют способы смысловой обработки материала и с целью запоминания прибегают к механическому запоминанию [11].Рассуждая о конкретнообразном характере памяти, учащихся проявляется, он в том, что дети справляются даже с соотнесением, делением на части текста, если при этом опора на наглядность.Важно сказать о том, что младшему школьнику вполне достаточно действие обобщения, то есть выделение некоторых общих признаков. Дети этого возраста легко овладевают и классификацией.Затрагивая тему непроизвольногозапоминания, следует особо отметить, что оно продолжает играть важную роль в накоплении опыта у младших школьников в условиях их активной деятельности [2].В младшем школьном возрасте определяющее значение имеет нагляднообразная память. Эта особенность учеников обуславливается своеобразием других процессов, и, прежде всего, мышления. Учащиеся этого возраста начинают приобретать умения мыслить логически, отношения между предметами и явлениями, устанавливать причинноследственные связи и, но могут делать это лишь по отношению к образно представляемым связям. Их мышление характеризуется как конкретнообразное, что определяет необходимость организации передачи материала через опыт [10].Материалы и методыИсследование особенностей памяти младших школьников проводилось в естественных условиях учебновоспитательного процесса МБОУ Еткульская НОШ.Задачами программы являются: формирование приемов запоминания, развитие смысловой памяти, развитие памяти (расширение объема и устойчивости памяти).В процессе занятий развивается активность ребёнка, которая способствует развитию психических процессов памяти, мышления, внимания, воображения и т.п. в наиболее понятной для него форме–игре. Кроме этого, использование игр способствует развитию навыков общения [7].В данной работе представлены результаты первичной диагностики, которые создадут основу для составления коррекционноразвивающей программы, обладающей длительным положительным эффектом и соответствующей необходимым требованиям.Методы: теоретические (системный подход, субъектнодеятельностный подход); эмпирические (исследование, наблюдение, беседа, эксперимент); психодиагностические (методика «Изучение логической и механической памяти»; методика «Заучивание слов» (предложена А.Р.Лурия); методика «Запомни рисунки»);методы формирующего эксперимента (комплексные образовательные и тренинговые взаимодействия по индивидуальному и психологическому направлению, ролевые игры) [6, 7, 9].Результаты и обсуждениеВ нашем исследовании уровень развития памяти изучался в нескольких аспектах: объем кратковременной зрительной памяти, оценка состояния памяти, утомляемости, активности внимания, особенностей логической и механической памяти методом запоминания двух рядов слов.Результаты исследования:1.Низкий уровень
Память очень слаборазвита. Наличие наглядной информации не будет улучшать запоминание материала, напротив, ее изобилие без достаточных речевых разъяснений может осложнять процессы восприятия и запоминания.2.Средний уровеньразвития памяти
Память все еще характеризуется какпростая, ассоциативная, она не может компенсировать недостатки кратковременной речевой памяти.3.Хороший и высокий уровниразвития памяти
Можно говорить о наличии структурной памяти, то есть о ее качественно более высоком уровне развития. При этом недостатки речевой памяти (средний уровень) могут быть легко компенсированы. Когда память связывает информацию не линейно, «цепочкой», а структурно, то оказывается возможным не только простое накопление информации, но и периодическое ее преобразование [9].
Результатыпервичной диагностики
Получившиеся результаты будут основой для коррекционноразвивающей программы. В данной программе упор делается на все виды памяти:Зрительная
Роль данного вида памяти важна, и нужно уметь правильно использовать ее в процессе обучения.
Важнейшей целью упражнений является формирование умения создавать зрительный образ. Это умение является одним из основных способов запоминания, который применяется для сохранения в памяти материала.СлуховаяУметь воспринимать информацию на слух очень важно для ребенка. Ведь большая часть учебного материала подается в форме объяснения учителем. Поэтому нужно использовать специальные упражнения для тренировки умения запоминать на слух.Двигательная
Данный вид памяти играет важнейшую роль в жизнедеятельности человека. Разучивание движений развивает у ребенка координацию, дает разгрузку нервной системе и нагрузку мышечной системе. Подвижные игры нужно включать в каждое занятие.Словеснологическая
Впроцессе обучения основная нагрузка ложится на словеснологическую память. Ее необходимо развивать. Процесс формирования этой памяти начинается в начальной школе, и очень важно поддерживать его дополнительными занятиями. В программу включены упражнения,которые постепенно формируют навыки логического запоминания.Выводы:Память –это первичная умственная деятельность, в психологии она рассматривается в виде компонента специальных и общих способностейПамять –это основа способностей человека и условие формирования знаний, умений и навыков. Без памяти невозможно нормальное функционирование личности.Память является частью структуры интеллекта. Память–необходимое условие накопления багажа знаний и «интеллектуальных умений».Память, имеет особенности возрастные и индивидуальные, как и все психологические процессы.В настоящее время в науке изучение функционирования памяти в процессе обучения остается одной из главных проблем психологии.
Ссылки на источники1.Большой толковый психологический словарь. Сост. А.А. Роббер.–М., 2000г.2.Волкова Б.С. Психология младшего школьника. –М., 2002.3.Груздева О.В. Детская практическая психология.–Красноярск: РИО ГОУ КГПУ им. В.П. Астафьева, 2004.4.Данилова Е.Е. Практикум по возрастной и педагогической психологии. Москва «Academ A», 1999.5.Долгова В.И. Психофизиологические детерминанты готовности к инновационной деятельности//Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2013. №12. С. 1724.6.Долгова В.И., Овчарова Р.В. Психологические детерминанты нравственного развития дошкольника//Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2014. №6. С. 4048.7.Долгова В.И., Цветкова Н.В. Влияние системы обучения младших школьников на формирование межличностной рефлексии в подростковом возрасте//Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2014. №7. С. 8998.8.Дубровина И.В. Практическая психология образования. –М., 1998.9.Дубровина И.В. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми. –М., 2001.10.Маркова А.К., Яковлева Е.Л. Диагностика и коррекция умственного развития в школьном и дошкольном возрасте.–Петрозаводск, 1992.11.Психология детства. Учебник. Под ред. А.А. Реана–СПб.:ПраймЕВРОЗНАК, 2003.
Anastasia Bukreeva,student of Psychology Department,Chelyabinsk StateHydrated Pedagogical University, Chelyabinskloveleo.1993@mail.ruCorrection memory schoolchildrenAbstract. The article presents the analysis of the features of memory juniors to correctional work with them. It is shown that the memory determines the main directions of the study the potential of the psyche of the younger schoolboy; holding procedures; the organization of work, correctiveanddevelopment program. Key words:correctional program, primary school who Rast, memory.
Рекомендовано к публикации:
Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»;Утёмовым В. В., кандидатом педагогических наук
Коррекция памяти младших школьников
Аннотация. В статье представлен анализ особенностей памяти младших школьников до коррекционной работы с ними. Показано, что память определяет основные направления изучения потенциальных возможностей психики младшего школьника; проведение соответствующих методик; организации работы коррекционноразвивающей программы.
Ключевые слова: коррекционноразвивающая программа, младший школьный возраст, память.Раздел: (02) комплексное изучение человека; психология; социальные проблемы медицины и экологии человека.
В большом толковом психологическом словаре память –это форма отражения действительности, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении человеком своего опыта [1]. Память человеку помогает накапливать свой опыт и усваивать общественный, индивидуальный (Б. С.Волкова,О. В.Груздева,Е. Е.Данилова,И. В.Дубровина,А. К.Маркова,Е. Л.Яковлева,А. А.Реан [2, 3, 4, 8, 9, 10, 11]). Закреплять, сохранять и воспроизводить свой опыт–среди многих способностей, которыми одарен каждый нормальный человек, именно эта способность является одной из важнейших. Эта способность составляет функцию памяти [11].Память –это самая важная, познавательная функция. Она создает возможность для развития и обучения. Память лежит в основе мышления, формирования речи, двигательных навыков, эмоциональных реакций , творческих процессов.Выделяют процессы запоминания, сохранения и воспроизведения. Различают память произвольную и непроизвольную, опосредованную и непосредственную, кратковременную и долговременную. Особые виды памяти: моторная, эмоциональная, образная и словеснологическая [8].Возрастные особенности памяти младших школьников: изначально младший школьник лучше запоминает наглядный материал: людей, предметы, которые ребёнка окружают, изображение предметов. Родителям и педагогам нужно быть внимательными, чтобы увидеть преобладающие виды памяти и включать с учетом этого в учебную деятельность ребенка те задания, которые строятся сначала на ведущем виде памяти, а затем развивают и другие [3].Развивающая работа по развитию памяти позволяет сформировать у ребенка достаточно реалистичные образы восприятия окружающей действительности (В.И.Долгова, Н.В. Цветкова, Р.В. Овчарова [5, 6, 7]). Что касается закономерностей словесного материала–младший школьник хуже запоминает слова, обозначающие абстрактные понятия, чем слова, обозначающие название предметов. Ученики младшего школьного возраста сохраняют в памяти такой материал, который запоминается в памяти с опорой на наглядные образцы и является значимым. Хуже запоминают тот материал, который не опирается в процессе запоминания на наглядный образ и не является значимым при усвоении [3].Что касается абстрактного материала: ребенок запоминает такой абстрактный материал, который является обобщением. И, наоборот, ребенок с трудом запомнит абстрактный материал, если он не раскрывается на определённом материале.Обсуждая основы логической памяти, хочется коснутьсяиспользования мыслительных процессов в качестве опоры, инструмента запоминания. Именно такая память основана на понимании. Процесс развития логической памяти у ребенка должна быть специально организован, поскольку, дети этого возраста самостоятельно не используют способы смысловой обработки материала и с целью запоминания прибегают к механическому запоминанию [11].Рассуждая о конкретнообразном характере памяти, учащихся проявляется, он в том, что дети справляются даже с соотнесением, делением на части текста, если при этом опора на наглядность.Важно сказать о том, что младшему школьнику вполне достаточно действие обобщения, то есть выделение некоторых общих признаков. Дети этого возраста легко овладевают и классификацией.Затрагивая тему непроизвольногозапоминания, следует особо отметить, что оно продолжает играть важную роль в накоплении опыта у младших школьников в условиях их активной деятельности [2].В младшем школьном возрасте определяющее значение имеет нагляднообразная память. Эта особенность учеников обуславливается своеобразием других процессов, и, прежде всего, мышления. Учащиеся этого возраста начинают приобретать умения мыслить логически, отношения между предметами и явлениями, устанавливать причинноследственные связи и, но могут делать это лишь по отношению к образно представляемым связям. Их мышление характеризуется как конкретнообразное, что определяет необходимость организации передачи материала через опыт [10].Материалы и методыИсследование особенностей памяти младших школьников проводилось в естественных условиях учебновоспитательного процесса МБОУ Еткульская НОШ.Задачами программы являются: формирование приемов запоминания, развитие смысловой памяти, развитие памяти (расширение объема и устойчивости памяти).В процессе занятий развивается активность ребёнка, которая способствует развитию психических процессов памяти, мышления, внимания, воображения и т.п. в наиболее понятной для него форме–игре. Кроме этого, использование игр способствует развитию навыков общения [7].В данной работе представлены результаты первичной диагностики, которые создадут основу для составления коррекционноразвивающей программы, обладающей длительным положительным эффектом и соответствующей необходимым требованиям.Методы: теоретические (системный подход, субъектнодеятельностный подход); эмпирические (исследование, наблюдение, беседа, эксперимент); психодиагностические (методика «Изучение логической и механической памяти»; методика «Заучивание слов» (предложена А.Р.Лурия); методика «Запомни рисунки»);методы формирующего эксперимента (комплексные образовательные и тренинговые взаимодействия по индивидуальному и психологическому направлению, ролевые игры) [6, 7, 9].Результаты и обсуждениеВ нашем исследовании уровень развития памяти изучался в нескольких аспектах: объем кратковременной зрительной памяти, оценка состояния памяти, утомляемости, активности внимания, особенностей логической и механической памяти методом запоминания двух рядов слов.Результаты исследования:1.Низкий уровень
Память очень слаборазвита. Наличие наглядной информации не будет улучшать запоминание материала, напротив, ее изобилие без достаточных речевых разъяснений может осложнять процессы восприятия и запоминания.2.Средний уровеньразвития памяти
Память все еще характеризуется какпростая, ассоциативная, она не может компенсировать недостатки кратковременной речевой памяти.3.Хороший и высокий уровниразвития памяти
Можно говорить о наличии структурной памяти, то есть о ее качественно более высоком уровне развития. При этом недостатки речевой памяти (средний уровень) могут быть легко компенсированы. Когда память связывает информацию не линейно, «цепочкой», а структурно, то оказывается возможным не только простое накопление информации, но и периодическое ее преобразование [9].
Результатыпервичной диагностики
Получившиеся результаты будут основой для коррекционноразвивающей программы. В данной программе упор делается на все виды памяти:Зрительная
Роль данного вида памяти важна, и нужно уметь правильно использовать ее в процессе обучения.
Важнейшей целью упражнений является формирование умения создавать зрительный образ. Это умение является одним из основных способов запоминания, который применяется для сохранения в памяти материала.СлуховаяУметь воспринимать информацию на слух очень важно для ребенка. Ведь большая часть учебного материала подается в форме объяснения учителем. Поэтому нужно использовать специальные упражнения для тренировки умения запоминать на слух.Двигательная
Данный вид памяти играет важнейшую роль в жизнедеятельности человека. Разучивание движений развивает у ребенка координацию, дает разгрузку нервной системе и нагрузку мышечной системе. Подвижные игры нужно включать в каждое занятие.Словеснологическая
Впроцессе обучения основная нагрузка ложится на словеснологическую память. Ее необходимо развивать. Процесс формирования этой памяти начинается в начальной школе, и очень важно поддерживать его дополнительными занятиями. В программу включены упражнения,которые постепенно формируют навыки логического запоминания.Выводы:Память –это первичная умственная деятельность, в психологии она рассматривается в виде компонента специальных и общих способностейПамять –это основа способностей человека и условие формирования знаний, умений и навыков. Без памяти невозможно нормальное функционирование личности.Память является частью структуры интеллекта. Память–необходимое условие накопления багажа знаний и «интеллектуальных умений».Память, имеет особенности возрастные и индивидуальные, как и все психологические процессы.В настоящее время в науке изучение функционирования памяти в процессе обучения остается одной из главных проблем психологии.
Ссылки на источники1.Большой толковый психологический словарь. Сост. А.А. Роббер.–М., 2000г.2.Волкова Б.С. Психология младшего школьника. –М., 2002.3.Груздева О.В. Детская практическая психология.–Красноярск: РИО ГОУ КГПУ им. В.П. Астафьева, 2004.4.Данилова Е.Е. Практикум по возрастной и педагогической психологии. Москва «Academ A», 1999.5.Долгова В.И. Психофизиологические детерминанты готовности к инновационной деятельности//Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2013. №12. С. 1724.6.Долгова В.И., Овчарова Р.В. Психологические детерминанты нравственного развития дошкольника//Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2014. №6. С. 4048.7.Долгова В.И., Цветкова Н.В. Влияние системы обучения младших школьников на формирование межличностной рефлексии в подростковом возрасте//Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2014. №7. С. 8998.8.Дубровина И.В. Практическая психология образования. –М., 1998.9.Дубровина И.В. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми. –М., 2001.10.Маркова А.К., Яковлева Е.Л. Диагностика и коррекция умственного развития в школьном и дошкольном возрасте.–Петрозаводск, 1992.11.Психология детства. Учебник. Под ред. А.А. Реана–СПб.:ПраймЕВРОЗНАК, 2003.
Anastasia Bukreeva,student of Psychology Department,Chelyabinsk StateHydrated Pedagogical University, Chelyabinskloveleo.1993@mail.ruCorrection memory schoolchildrenAbstract. The article presents the analysis of the features of memory juniors to correctional work with them. It is shown that the memory determines the main directions of the study the potential of the psyche of the younger schoolboy; holding procedures; the organization of work, correctiveanddevelopment program. Key words:correctional program, primary school who Rast, memory.
Рекомендовано к публикации:
Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»;Утёмовым В. В., кандидатом педагогических наук