Психолого-педагогическая коррекция агрессивного поведения старших подростков в условиях общеобразовательной школы

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Шаяхметова В. К., Брынских С. А. Психолого-педагогическая коррекция агрессивного поведения старших подростков в условиях общеобразовательной школы // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – № S1. – С. 116–120. – URL: http://e-koncept.ru/2015/75024.htm.
Аннотация. В статье обсуждаются возможности психолого-педагогической коррекции агрессивного поведения старших подростков. Сделан вывод о том, что психолого-педагогическая коррекция агрессивного поведения старших подростков в условиях общеобразовательной школы будет более результативной, если: осуществить моделирование психолого-педагогической коррекции агрессивного поведения старших подростков в условиях общеобразовательной школы; разработать и реализовать программу психолого-педагогическая коррекция агрессивного поведения старших подростков в условиях общеобразовательной школы, включающую обучение конструктивным способам поведения и навыкам саморегуляции.
Раздел: Психология
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Шаяхметова Валерия Каусаровна, кандидат психологических наук, доцент кафедры теоретической и прикладной психологии ФГБОУ ВПО «Челябинский государственный педагогический университет», г. Челябинскvalesha3004@mail.ru

Брынских Светлана Александровна, магистрант кафедры теоретической и прикладной психологии ФГБОУ ВПО «Челябинский государственный педагогический университет», г. Челябинскsbrynskikh@yandex.ru

Психологопедагогическая коррекция агрессивного поведения старших подростков в условиях общеобразовательной школы

Аннотация.В статье обсуждаются возможностипсихологопедагогической коррекции агрессивного поведения старших подростков. Сделан вывод о том, чтопсихологопедагогическая коррекция агрессивного поведения старших подростков в условиях общеобразовательной школы будет более результативной, если: осуществить моделирование психологопедагогической коррекции агрессивного поведения старших подростков в условиях общеобразовательной школы; разработать и реализовать программу психологопедагогическая коррекция агрессивного поведения старших подростков в условиях общеобразовательной школы, включающую обучение конструктивным способам поведения и навыкамсаморегуляции.Ключевые слова: агрессия, формы агрессивного поведения, основные типы агрессивных проявлений, дерево целей, модель, программа психологопедагогической коррекции, технологическая карта.Раздел: (02) комплексное изучение человека; психология;социальные проблемы медицины и экологии человека.

Актуальность нашего исследования обусловлена следующими обстоятельствами.Социальные кризисные процессы, происходящие в современном обществе, отрицательно влияют на психологию людей, порождая тревожность и напряжённость, озлобленность, жестокость и насилие. Особенно тревожным симптомом является рост числа несовершеннолетних с девиантным поведением, проявляющихся в асоциальных действиях. Усилилось демонстративное и вызывающее по отношению к взрослым, поведение. В крайних формах стали проявляться жестокость и агрессивность. Резко возросла преступность среди подростков.1.Проблема агрессивного поведения подростков, которая затрагивает общество в целом, вызывает как глубокое беспокойство педагогов, родителей, таки острый научнопрактический интерес исследователей (Н.И. Аркаева, В.И. Долгова, Ю.Б. Можгинский, B.C. Мухина [1, 4, 5]). Многоплановое психологическое исследование этой проблемы в отечественной психологии по существу только начинается. Вот почему тема нашей работы достаточно актуальна в настоящее время.Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить психологопедагогическую коррекцию агрессивного поведения старших подростков.В ходе исследования были использованы следующие методы и методики:Теоретические: анализ литературы, обобщение, моделирование.Эмпирические: эксперимент (констатирующий и формирующий), тестирование по методикам: тест А. Басса –А. Дарки, «Тест руки» Э. Вагнера, методика диагностики самооценки психических состояний (по Г.Айзенку).Математико –статистические: Ткритерий Вилкоксона, многофакторный дисперсионный анализ.Эмпирическая база и выборка исследования. Исследование проводилось на базе МОУ СОШ № 44 г. Копейска. В исследовании участвовали подростки ввозрасте 16 лет МОУСОШ № 44 г. Копейска в количестве 23 человек: 13 девочек и 10 мальчиков.Нами изучены особенности агрессивного поведения этих подростков;составлено дерево целей и на его основании разработана модель психологопедагогической коррекции агрессивного поведения старших подростков.Модель содержит четыре блока: диагностический, коррекционный, аналитический, прогностический.В диагностический блок входят три методики, на основе которых проводится комплектование групп.В коррекционный блок входит программа психологопедагогической коррекции агрессивного поведения старших подростков, которая включает: обучение подростков приемам общения, стимулирование развития их коммуникативной культуры; формирование умения конструктивно действовать в конфликтных ситуациях; работа с семьей. В аналитический блок входят: анализ результативности коррекционных занятий (сравнение результатов на начало и конец эксперимента); выявление динамики в количественном и качественном отношении.В четвертый прогностическийблок входят конкретные рекомендации родителям, учителям и подросткам, которые способствуют более полной реализацией психологопедагогической коррекции агрессивного поведения старших подростков.Эффективность психологопедагогической коррекции зависит от трех составляющих: адекватность поставленных целей, задач, правильный выбор методов и принципов работы, прогнозирование психологопедагогической коррекции.Модель психолого–педагогической коррекции призвана помочь подросткам снизить уровень агрессии до приемлемого (адекватного) значения. Исследование проводилось в три этапа: теоретический; опытно–экспериментальный, контрольно–обобщающий. Обобщая результаты эксперимента, можно сделать вывод о том, что у 7 подростков, а это составляет 30% имеет выраженную черту агрессивности как личностного образования. Так, при диагностике уровня агрессивности по методике Г. Айзенку было выявлено: высокий –17человек, что составляет 74%, средний –4 человека, что составляет 17%, низкий –2человека, это 9%. По методике «Тест руки» Э.Вагнера: высокий уровень –15человек(65%), средний уровень –3 человека (13%), низкий уровень –5человек (22%). По методу А.Басса –А.Дарки: высокий уровень –13человек (56%), средний уровень –8 человек (35%), низкий уровень –2 человека (9%).В исследовании мы сделали предположение, что социальная принадлежность ребенка может влиять на уровень агрессивности. В случае подтверждения гипотезы в экспериментальную группу, должны попасть подростки, которых бы объединяла их семейная ситуация. И тогда нам необходимо было бы учесть выявленные особенности в предстоящей коррекционной работе.Для того чтобы проверить исследовательскую гипотезу мы применили многомерный дисперсионный анализ. Для расчета была использована программа SPSS Statistics19 (общая линейная модель –ОЛМ–многомерная).В качестве независимых переменных нами были выбраны показатели состава семьи: полные –1, неполные –2, а так же показатели благополучия–1 и неблагополучия –2. В качестве зависимых переменных были использованыданные враждебности и агрессивности. В результате многофакторного дисперсионного анализа значимые уровни не выявлены. Состав семьи не влияет на уровень агрессивности старших подростков: показатель агрессивности –0,918, враждебности –0,643, что не попадает в зону значимости. По факту благополучия мы так же не выявили влияние на уровень агрессивности: показатель агрессивности –0,882, враждебности –0,654. Таким образом, параметры агрессивности не зависят от семейного состава и благополучия.Сложившаяся ситуация требует проведения психологопедагогической коррекции агрессивного поведения, чтобы снизить уровень агрессивности.Поэтому нами была разработана и проведена программа психологопедагогической коррекции агрессивного поведения старших подростков, которая состоит из десяти занятий. Коррекционная программа соответствует цели и задачам исследовательской работы, разработана с учетом возрастных особенностей учащихся, уровня их эмоциональной устойчивости и характера ценностных ориентаций (В.И.Долгова, А.А.Осипова [2, 3, 6]).Программа коррекции поможет подросткам поверить в свои положительные качества, умение конструктивно выходить из конфликта, совершенствовать навыки эмпатии и рефлексий, а также пользоваться методами саморегуляции эмоций и контролировать свое поведения. Основными методами работы были дискуссия, игра, беседа, работа в группах, анализ конкретных ситуаций, психогимнастические упражнения.После проведения формирующего эксперимента была осуществлена повторная диагностика, которая позволила оценить эффективность реализации коррекционной психологопедагогической программы.По тесту А.Басса–А.Дарки в группе произошли изменения: низкий уровень агрессивности увеличился с 9% на 14% (с 2человек на 3человека), средний уровень агрессивности изменился, до эксперимента этот уровень составлял 35%(8человек), после проведения коррекционных занятий уровень агрессивности увеличился до 43% (10человек), высокий уровень агрессивности после эксперимента составил 43% (10человек), наблюдается снижение, до эксперимента он составлял 56% (13 человек).Распределение показателей испытуемых по уровню агрессивности по методике Г.Айзенка. В группе низкий уровень агрессивности увеличился с 9% на 14% (на 1человека), средний уровень агрессивности изменился, до эксперимента этот уровень составлял 17%, после проведения коррекционных занятий уровень агрессивности увеличился до 29% (на 2 человека), средний уровень агрессивности увеличился за счет изменения высокого уровня агрессивности с 74% (5 человек) до 57% (4 человека).Распределение показателей испытуемых по уровню агрессивности по проективной методике Э. Вагнера «Руки». Анализируя представленные данные, можно отметить, что после коррекционных занятий, произошло снижение уровня склонности к открытому агрессивному поведению с 71% (5человек) до 57% (4человека). Следовательно показатель суммарной агрессии А1 с 29% (2человека из 7 человек) увеличился до 43% (3 человека из 7человек), что говорит о низкой вероятности проявления агрессии, только в особо значимых ситуациях, то есть установки на социальное сотрудничество и зависимость преобладают над агрессивными, доминантными тенденциями.Для оценки сдвигов в показателях уровня агрессивности старших подростков применялся Ткритерий Вилкоксона Результаты расчетов данного критерия подтверждают снижение уровня агрессивного поведения после проведения программы психологопедагогической коррекции.Для закрепления результатов и дальнейшей коррекции агрессивного поведения были составлены психологопедагогические рекомендации по коррекции агрессивного поведения старших подростков для учителя и родителей.Для планирования и регулирования процесса внедрения инновационной технологии по коррекции агрессивного поведения старших подростков в условиях общеобразовательной школы намибыла разработана технологическая карта, она позволяет контролировать последовательность данных процессов от этапа к этапу.

Ссылки на источники1.Долгова В.И., Аркаева Н.И. Смысложизненныеориентации: формированиеиразвитие.–Челябинск, 2012. –229 с.2.ДолговаВ.И. Simulation of the formation of emotional stability of personality//Всборнике: Health as a factor of quality and lifetime of biological species/Materials digest of the XXXVIII International Research and Practice Conference and the III stage of the Championship in medicine, pharmaceutics and veterinary sciences. (London, December 05–December 10, 2012).–London, 2013.–С. 6770.3.ДолговаВ.И. Субъектыиобъектыобразованиявпроекцииценностныхисмысложизненныхориентаций//Всборнике: Subject and object of cognition in a projection of educational techniques and psychological conceptsLXXXII International Research and Practice Conference and II stage of the Championship in Psychology and Educational sciences (London, June 05–June 10, 2014).–London, 2014.–С. 6265.4.Можгинский Ю.Б. Агрессивность детей и подростков.–М.: Когито, 2009. –184 с.5.Мухина B.C. Возрастная психология. Феноменология развития.–М.: Академия, 2010. –640 с.6.Осипова А.А. Общая психокоррекция. Учебное пособие–М.: Сфера, 2009.–512 с.

Valeria Shayakhmetova, Candidate оf Psychological Sciences, Assistant Professor of theoretical and applied psychology, Chelyabinsk StateHydrated Pedagogical University, Chelyabinskvalesha3004@mail.ruSvetlana Brinsky, graduate student at the Department of theoretical and applied psychology, Chelyabinsk StateHydrated Pedagogical University, Chelyabinsksbrynskikh@yandex.ruPsychologicalpedagogical correction of aggressive behavior older adolescents in secondary schoolsAbstract.The article discusses the features of psychopedagogical cor correction aggressive behavior of older adolescents. The conclusion is that the psychopedagogical correction of aggressive behavior of older adolescents in secondary schools will be more effective if: ASUmay serve as a basis modeling of psychologicalpedagogical correction aggressive behaviour of older adolescents in secondary schools; todevelop and implement a program of psychologicalpedagogical correction aggressive behaviour of older adolescents in secondary schools, including learning constructive ways of conduct and selfregulation skills.Key words: aggression, a form of aggressivebehavior, the main types of aggression, the objective tree, the model, the program of psychologicalpedagogical correction, MP.graduate student,

Рекомендовано к публикации:

Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»;Утёмовым В. В., кандидатом педагогических наук