Особенности профессионального самоопределения старших школьников

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Щербакова Т. В. Особенности профессионального самоопределения старших школьников // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – № S1. – С. 186–190. – URL: http://e-koncept.ru/2015/75038.htm.
Аннотация. Профессиональное самоопределение влияет не только на выбор места обучения после окончания школы, но и дальнейшую судьбу человека: удовлетворение своей профессиональной деятельностью, своим статусом в обществе, своей жизнью в целом. В статье представлен анализ особенностей профессионального самоопределения (учащихся гимназии № 1 г. Челябинска).
Раздел: Комплексное изучение человека; психология; социальные проблемы медицины и экологии человека
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Щербакова Татьяна Вячеславовна, студентка ФГБОУ ВПО «Челябинский государственный педагогический университет», г. Челябинскkaramell16@yandex.ru

Особенности профессионального самоопределения старших школьников

Аннотация. Профессиональное самоопределение влияет не только на выбор места обучения после окончания школы, но и дальнейшую судьбу человека: удовлетворение своей профессиональной деятельностью, своим статусом в обществе,своей жизнью в целом. В статье представлен анализ особенностей профессионального самоопределения (учащихся гимназии № 1 г. Челябинска). Ключевые слова: профессиональное самоопределение, профессиональная идентичность, профессионально важные качества. Раздел: (02) комплексное изучение человека; психология; социальные проблемы медицины и экологии человека.

Выбор профессии –один из главных выборов, которые делает человек в своей жизни. Первоначальный выбор приходится на старший школьный возраст, и в этом сложность. Общественная значимость проблемы профессионального самоопределения старшеклассников проявляется в необходимости преодоления противоречия между объективно существующими потребностями общества в сбалансированной структуре кадров и субъективнымипрофессиональными устремлениями молодежи. То есть, по своему назначению система профориентации должна оказать существенное влияние на рациональное распределение трудовых ресурсов, выбор жизненного пути молодежью, адаптации ее к профессии. Подготовка к выбору профессии важна еще и потому, что она является неотъемлемой частью всестороннего и гармоничного развития личности, и ее следует рассматривать в единстве и взаимодействии с нравственным, трудовым, интеллектуальным, эстетическим и физическим совершенствованием личности, то есть со всей системой учебновоспитательного процесса (Алексеев В. Г., Долгова В. И., Аркаева Н. И., ОрдинаИ.П., Зеер Э. Ф., Климов Е. А., Никиреев Е. М., Пряжников Н. С., Савченко М. Ю.[1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8]). Наиболееостропроблемыпрофессиональноговыборастоятпередучащимисястаршихклассовсреднейшколы,осуществляющимипервичноепрофессиональноесамоопределение,котороевключаетвсебятеоретическоеознакомлениесмиромпрофессий,формированиепрофессиональныхнамеренийивыборсоответствующейсферыпрофессиональногообучения.Всвязисэтимсуществуетнеобходимостьоказанияпомощисосторонывзрослых,особенновобластипрофориентацииипрофессиональногосамоопределения.ВсовременноминформационномобществеданноевлияниеосуществляетсячащевсегопосредствомСМИ,вкоторыхможновстретитьнетольконовостиосостояниирынкатруда,ноисвоеобразноекультивированиенекоторыхгрупппрофессийиописаниеобразапрофессионала(РемшмидтХ., Шаповаленко И. В., Шумилин Е. А.[9, 11, 12]). Главная цель профессионального самоопределения –постепенное формирование внутренней готовности самостоятельно и осознанно планировать, корректировать и реализовывать перспективы своего развития (профессионально, жизненного, личностного) [8].

Особенности психического развития в старшем школьном возрасте во многом связаны со спецификой социальной ситуации развития, суть которой сегодня состоит в том, что общество ставит перед молодым человеком настоятельную, жизненно важную задачу осуществить именно в этот период профессиональное самоопределение, причем не только во внутреннем плане в виде мечты, намерения кемто стать в будущем (как это бывает на предыдущих этапах развития), а в плане реального выбора [12]. Причем этот выбор осуществляется дважды: первый раз –в 9мклассе, когда школьник выбирает форму завершения среднего образования (определенная школа, гимназия, техникум и т. п.) либо же отказывается от продолжения образования; второй –в XI классе, когда планируются пути получения высшего образования или непосредственного включения в трудовую жизнь. Отметим, что если раньше эта задача решалась преимущественно семьей и школой, то сегодня родители зачастую оказываются неавторитетными в вопросе выбора профессии в глазах ребенка; школа также неоказывает ученику решающей помощи –отсюда востребованность репетиторов, различных курсов, психологических и профконсультационных услуг. Задача выбора будущей профессии, профессионального самоопределения принципиально не может быть успешно решена без и вне решения более широкой задачи личностного самоопределения, включающей построение целостного замысла жизни, самопроектирование себя в будущее. Обращенность в будущее, построение жизненных планов и перспектив Л. И. Божович в своей работе «Проблемы формирования личности» указала аффективным центром жизни старшего школьника. Сам переход от подросткового возраста она связывала с изменением отношения к будущему: если подросток смотрит на будущее с позиции настоящего, то старший школьник смотрит на настоящее с позиции будущего [9]. Материалы и методы. Исследование профессионального самоопределения старших школьников проходило в естественных условиях учебновоспитательного процесса гимназии №1 г.Челябинска, оно заключалось в трёх этапах. 1.Подготовительный этап: теоретическое изучение психологопедагогической литературы по заданной проблеме, подбор методик для исследования. Были выявлены основные характеристики старшего школьного возраста, а так же особенности профессионального самоопределения в данном возрастном периоде, подобраны методики с учетом возрастных характеристик и темы исследования. 2.Диагностирующий этап: проведение диагностик, обработка результатов. Была проведена психодиагностика испытуемых по трём методикам, а именно Профессиональный опросник Е. А.Климова, Методика изучения статусовпрофессиональной идентичности. А. А. Азбель, Опросник «Определениетиповмышленияиуровня креативности» Дж. Брунера. 3.Заключительный этап: анализ и обобщение результатов исследования, формулирование выводов. РезультатыПрофессиональное самоопределение не формируется спонтанно и стихийно, это долгосрочный процесс, на который психолог в образовательном учреждении имеет прямое влияние. Для этого необходимо разработать определённую программу. Но для начала мы определили уровень сформированности профессиональной идентичности у учащихся 10гокласса. Выбор этого звена был сделан не случайно: окончание школы уже близко, но все же ещё есть время подумать, и сделать осознанный выбор. В этом нам помогла Методика изучениястатусовпрофессиональной идентичности. А. А. Азбель. Система наиболее общих представлений о самом себе и своем месте в мире называется идентичностью. Она предполагает также осознание себя как профессионала. Человек не просто «выбирает профессию», а в значительной степени предопределяет весь свой дальнейший образ жизни, круг общения. Профессиональная принадлежность–одна из самых значимых характеристик любого человека. Учащиеся 10гокласса в количестве 25 человек ответили на вопросы теста, в итоге получились следующие результаты: Таблица 1Статус профессиональной идентичности

Статус проф. идентичностиМораторийСформированныйНавязанныйНеопределённый%6432

4Колво168

1

Видно, что в статусе «мораторий» находится 64% учащихся. Данный статус характеризуется кризисом выбора: учащийся осознает проблему выбора профессии и находится в процессе ее решения, но наиболее подходящий вариант еще не определен. Только 32% школьников в классе уже окончательно определились с профессиональными планами, что стало результатом самостоятельного осознанного решения, они имеют сформированный статус идентичности. Следовательно, большая часть учащихся в классе ещё не пришли к окончательному решению и находятся в статусе активного поиска себя и выбора. Так же были проанализированы профессиональные типы личности по опроснику Е. А. Климова. Среди учащихсяв данном классе было выявлено:Таблица 2Профессиональные типы личности

Профессиональные типыЧеловек–человекЧеловек–природаЧеловек–техникаЧеловек –знаковая системаЧеловек –художественный образ%812161648Колво234411

Как мы видим, 48% учащихся по профессиональному типу близки к Художественным образам и профессиям, смежных областей. «Человек –знаковая система», а также Человек –технкика подходят 4% школьников. Меньше всего учащихся с типом профессии «Человекчеловек», и «Человек–природа». Эти данные необходимо учитывать при разработке программы. Программа, которая была разработана для школьников, особенно актуальна для учащихся, находящихся в «неопределённом» статусе и в кризисе выбора. Цели программы:1.Оказать эффективную психологопедагогическую поддержку учащимся 9х, 10х, 11х классов. 2.Объединить работу психолога и классного руководителя в выполнении и достижении задач профориентации личности. 3.Открыть перед юношами и девушками перспективу в дальнейшем личностном развитии. Помочь молодым людям определить свои жизненные планы и в соответствии с ними выстроить алгоритм действий. Задачи программы:1.Формирование актуального для подростков «информационного поля». 2.Обеспечение подростков средствами самопознания, развитие навыков и умений по планированию. 3.Формирование мотивов саморазвития, личностного роста. 4.Оказание профориентационной поддержки обучающимся в процессе выбора профиля обучения и сферы будущей профессиональной деятельности. 5.Получение диагностических данных о предпочтениях, склонностях и возможностях обучающихся для осознанного определения профиля обучения. 6.Обеспечение широкого диапазона вариативностипрофильного обучения за счет комплексных и нетрадиционных форм и методов, применяемых на уроках, курсах по выбору, факультативных занятиях и в системе воспитательной работы. 7.Дополнительная поддержка групп школьников, у которых легко спрогнозировать сложности трудоустройства –учащихся коррекционных классов и школ и др. Актуальность программыопределяется значимостью формирования у обучающихся профессионального самосознания и осознанного профессионального намерения, осознанию интереса к будущей профессии. Суть программы в занятиях, упражнениях, которые проходят в различной форме: тесты, тренинги, тематические беседы, встречи с представителями различных профессий, научно –исследовательская работа, родительские собрания и др. Они направлены на познание себя, своих интересов, профессиональных предпочтений и стремлений, знакомство с миром профессий с различных сторон. ВыводыПрофессиональное самоопределение –долгосрочный процесс, результаты которого видны не сразу. Работу по профессиональной ориентации необходимо начинать уже в среднем школьном звене, чтобы итоги работы дали свои результаты. В ходе работы со школьниками гимназии № 1 были выявлены уровни профессиональной идентичности школьников, предпочтения по типам профессий Е. Климова и уровни мышления и креативности. Таким образом, данные полученные при исследовании профессионально самоопределения учащихся гимназии №1, а также программа, разработанная для школьников, помогут учащимся, педагогам, психологам и родителям в работе с учащимися по данному направлению.

Ссылки на источники1.Алексеев В. Г. Ценностные ориентации личности и проблема их формирования. –М.: Педагогика, 2002. 2.Долгова В. И., Аркаева Н. И. Смысложизненные ориентации: формирование и развитие (монография) –Челябинск: Искра, 2012–229 с. 3.Долгова В. И., Ордина И. П. Формирование позитивной Яконцепции старших школьников//Вестник Орловского государственного университета. Научный журнал. –2012. –№ 4. –С. 6365. 4.Долгова В. И., Ткаченко В. А. Интегративные параметры управления инновационными процессами в образовании по результатам//Научное мнение. 2012. №8. С. 89103. 5.Зеер Э. Ф. Психология профессионального самоопределения / Э. Ф. Зеер. –М., Воронеж, 2008. –480 с. 6.Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения. –М.: Издательство Московского психологосоциального института; Воронеж: Издательство НПО»МОДЭК», 2003. 7.Никиреев Е. М. Направленность личности и методы ее исследования: Учебное пособие. –М.: МПСИ, 2004. –194 с. Пряжников Н. С. Профессиональное и личностное самоопределение: Воронеж: НПО «МОДЭК», 2006. 9.Ремшмидт Х. Подростковый и юношеский возраст: проблемы становления личности/пер. с нем. –М.: Просвещение, 2004. 10.Савченко М. Ю. Профориентация и выбор профессии: Практическое руководство для классных руководителей и школьных психологов / Под науч. ред. Л. А. Обуховой. –М.: Вако, 2005,–240 с. 45. 11.Шаповаленко И. В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология). –М.: Гардарики, 2005. –349 с. 12.Шумилин Е. А. Психологические особенности личности старшеклассника. –М.: Педагогика, 2000.

Tatyana Shcherbakova, a student, Chelyabinsk StateHydrated Pedagogical University, Chelyabinskkaramell16@yandex.ruFeatures of professional selfdetermination of senior pupilsAbstract. Professional selfdetermination affects not only the choice between one hundred and training after high school, but also the further destiny of man: meetthe creation of their professional activities, their status in society, their lives in General. The article presents the analysis of the features of professional selfdetermination (pupils of gymnasium № 1, Chelyabinsk). Keywords:professional identity, professional Eden tecnost, professionally important qualities.

Рекомендовано к публикации:

Горевым П. М.,кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»;Утёмовым В. В.,кандидатом педагогических наук