Психолого-педагогическая коррекция агрессивного поведения в старшем подростковом возрасте

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Левандовская Л. В. Психолого-педагогическая коррекция агрессивного поведения в старшем подростковом возрасте // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – № S1. – С. 191–195. – URL: http://e-koncept.ru/2015/75039.htm.
Аннотация. В статье представлен анализ особенностей агрессивного поведения в старшем подростковом возрасте, описание психолого-педагогической программы для данного возраста. Рассмотрен феномен агрессивного поведения, формы агрессии, особенности проявления агрессии в старшем подростковом возрасте, описание старшего подросткового возраста как возрастного периода.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Левандовская Лина Владиславовна,студентка IVкурса факультета психологииФГБОУ ВПО «Челябинский государственный педагогический университет», г. Челябинскlev.lin@yandex.ru

Психологопедагогическая коррекция агрессивного поведения в старшем подростковом возрасте

Аннотация. В статье представлен анализ особенностей агрессивного поведения в старшем подростковом возрасте, описание психологопедагогической программы для данного возраста. Рассмотрен феномен агрессивного поведения, формы агрессии, особенности проявления агрессии в старшем подростковом возрасте, описание старшего подросткового возраста как возрастного периода. Ключевые слова: психологопедагогическая коррекция, агрессивное поведение, старший подростковый возраст, формы агрессии. Раздел: (02) комплексное изучение человека; психология; социальные проблемы медицины и экологии человека.

В современном мире тема агрессивного поведения очень актуальна. Многие исследователи разрабатывают эту проблему, а так же многие студенты берут её за основу своих курсовых работ. Это происходит потому, что общество в последнее время испытывает на себе увеличивающееся воздействие насилия и жестокости. Можно сказать о том, что насилие стало одной из характерных черт настоящего времени и проникает во многие сферы жизни. В изучении такого рода насилия особое значение уделяется исследованию агрессивного поведения личности человека. Исследование агрессивного поведения особенно актуально в отношении подростков в связи с их усиленным психофизическим развитием, активным усвоением разных форм поведения, а также высокой вероятностью ситуативного поведения. Так же тревожным симптомом является рост числа подростков с отклоняющимся поведением, которое проявляется в асоциальных действиях, таких как алкоголизм, наркомания, хулиганство, нарушение порядка, вандализм и многое другое. В старшем подростковом возрасте –13–16 лет –человеку доставляет большое удовольствие погружаться в себя, исследовать свои мысли, поступки и чувства. В таком уединении происходит внутреннее переживание того, с чем подросток сталкивается в реальной действительности и это способствует развитию его эмоциональной сферы, которая во многом определяет взросление ребенка. Если мы говорим об агрессивном поведении то, прежде всего, следует уточнить само определение агрессивности, под которым понимается свойстволичности, так как оно является приобретенным качеством, продуктом социализации и основано на биологически адаптивныхмеханизмах (Бандура А.,Уолтерс Р.,Фурманов И. А. и др.[1, 3]). Во многих источниках и исследованиях агрессия рассматривается как поведение, противоречащее нормам и правилам существования людей в обществе, которое наносит вред объектам нападения, причиняет физический ущерб людям и вызывает у них психологический дискомфорт. Можно сказать, что человеческая агрессивность это поведенческая реакция, характеризующаяся проявлением силы в попытке нанести вред или ущерб личности или обществу. Поэтому наше исследование посвящено решению проблемы коррекции агрессивного поведения именно в старшем подростковом возрасте и анализа эффективности коррекционной программы. Имеются исследования, в которых авторы разрабатывают различные классификации типов агрессивного поведения. Наиболее подробной и понятной классификацией агрессивного поведения является классификация, разработаннаяА.Басcом, который выделил три основных параметра, по которым характеризуют формы агрессивного поведения: физическая–вербальная агрессия, прямая–косвенная агрессия, активная–пассивная агрессия. Комбинирование этих форм дало ему возможность выделить 8 видов агрессивного поведения (РеанА. А.,ТрофимоваН. Б.,СеменюкЛ. М.[8, 9]). Создавая свой опросник, дифференцирующий проявления агрессии и враждебности, А. Басс и А. Дарки выделили такие виды агрессивных реакций:1.Физическая агрессия –рассматривают как использование физической силы против другого лица. 2.Косвенная –это агрессия, обходным путем направленная на другое лицо или ни на кого не направленная. 3.Раздражение –обозначает готовность к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении. Может проявляться в грубости и вспыльчивости. 4.Негативизм –это оппозиционная манера в поведении от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся обычаев и законов. 5.Обида –это зависть и ненависть к окружающим за действительные и вымышленные действия. 6.Подозрительность –рассматривается в диапазоне от недоверия и осторожности по отношению к людям до убеждения в том, что другие люди планируют и приносят вред. 7.Вербальная агрессия –это выражение негативных чувств как через форму (крик, визг), так и через содержание словесных ответов (проклятия, угрозы). 8.Чувство вины –выражает возможное убеждение субъекта в том, что он является плохим человеком, что поступает плохо, а также ощущаемые им угрызения совести. В качестве факторов, повышающих агрессивность личности, можно назвать высокую плотность населения, уровень шума и многие другие. Основные психологические особенности старшего подросткового возраста состоят в том, что почти каждый ребенок в этом возрасте становится относительно трудновоспитуемым по сравнению с самим собой в более раннем, стабильном возрасте. Происходит это от того, что изменения педагогической системы, применяемой к подростку, не успевают за быстрым формированием и развитием личности. Материалы и методыИсследование уровня агрессивного поведения проводилось на базе МБОУ гимназии № 63. В данное время наэтой же базе исследований проводится психологопедагогическая коррекция агрессивного поведения старших подростков. Основной целью этого исследования является теоретическое описание результатов диагностики агрессивного поведения в старшем подростковом возрасте. На основании этих результатов проводится коррекционная программа. При этом я предполагаю, что уровень агрессивного поведения старших подростков должен измениться при проведении психологопедагогическойкоррекционной программы. В данной работе мы представляю результаты первичной диагностики агрессивного поведения старших подростков, что будет основой для проведения коррекционной программы. Эффективность коррекционной программы будет проверяться первичной диагностикой перед проведением коррекционной программы и проведением диагностики после отработанной коррекционной программы. Затем результаты будут сравниваться, применятьсяметоды математикостатистического анализа и таким образом мы выявим результативность коррекционной программы. Наша программа психологопедагогической коррекции предназначена для расширения основных социальных умений детей с агрессивным поведением. Психологопедагогическая коррекция –этосистема мероприятий, направленных на исправление недостатков психологии или поведения человека cпомощью специальных форм психологического воздействия [7]. Так как подростки не всегда знают, как справиться с негативными эмоциями, возникающими у них в сложных ситуациях, поэтому важно провести целевую психологопедагогическую коррекцию, в процессе которой следует научить подростка работать над собой, управлять и владеть своими отрицательными эмоциями. В программе использованы такие психологопедагогические методы, которые помогают снизить общий уровень агрессивности подростков, и учатуправлять собой в критических ситуациях (Бреслав Г. Э.[4]). Агрессивные подростки, при всем различии личностных характеристик, отличаются некоторыми общими чертами. Многие авторы к таким чертам относят бедность ценностных ориентаций, вообще, и ценностных ориентаций образования, в частности, узость и неустойчивость интересов, отсутствие увлечений, духовных запросов (Долгова В. И.,Ниязбаева Н. Н.[5]). У таких детей, как правило повышенная внушаемость, подражательность, неразвитость нравственных представлений. Им присуща, эмоциональна грубость, крайняя самооценка, преобладание защитных механизмов поведения (Долгова В. И.[6, 10]), низменные или извращенные потребности, озлобленность, страх перед широкими социальными контактами [9]. Для того чтобы ребенок реже проявлял агрессивные формы поведения, необходимо, чтобы он обладал определенным уровнем социального интеллекта, то есть умел справляться с социальными конфликтами конструктивным способом. Кроме этого необходимо, чтобы он осознавал те чувства, которые вызывают у него агрессию, и умел выражать их другими способами. Предполагается также наличие хорошо развитого самоконтроля. Основным новообразованием в подростковом возрасте является новый уровень самосознания, то есть интерес к собственному внутреннему миру. Одним из принципов составления психокоррекционных программ является принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей подростков. Выявленные высокие результаты агрессивного поведения дают возможность сделать вывод о том, что наши подростки недостаточно хорошо осознают свои чувства и выстраивать программу коррекции необходимо в этом направлении. Цели коррекционной программы:1.Установление доверительных внутригрупповых отношений.2.Поиск социальноприемлемых способов удовлетворения собственныхпотребностей и взаимодействия с окружающими.3.Психологопедагогическая коррекция детских обид. Задачи программы:1.Отреагирование негативных эмоций.

2.Обучение приемам регуляции своего эмоционального состояния.

3.Формирование адекватной самооценки.

4.Обучение способам внутреннего самоконтроля и сдерживания негативных импульсов.

Формирование позитивной моральной позиции, жизненных перспектив и планирование будущего. Предметом коррекции является не только агрессивное поведение детей, а так же эмоциональный, мотивационный, нравственный и волевой компоненты саморегуляции. Поэтому техники, используемые в моей программе коррекции, в основном, направлены на обучение подростков использованиюотказа от нежелательного поведения вместо привычных для них способов агрессивного реагирования. Так же на обучение оценке социальных ситуаций, формирование более адаптивных поведенческих реакций, минимизацию тревожности. Используемые техники: ролевое проигрывание жизненных ситуаций, корректирующие психологические упражнения, психотехнические упражнения, дискуссии, проективное рисование. Методыэмпирические: наблюдение, беседа, пилотажное исследование, эксперимент. теоретические: моделирование, системный подход и инновационные технологии (Долгова В. И., Ткаченко В. А.[7]). психодиагностические [2]: методика «опросник агрессивности Басса –Дарки», методика «Агрессивное поведение» Е. П. Ильин, П. А. Ковалев; тест «Оценка агрессивности в отношениях» А. Ассингера. методы формирующего эксперимента (комплексное взаимодействие с обучающимися в рамках проведения психологопедагогической коррекции). Результаты и обсуждениеОстановимся на результатах, полученных с помощью диагностических методик на начальном этапе исследования. Мной были выделены четыре уровня агрессивного поведения по методикам и отражены втаблице. Низкий уровеньсвидетельствует о том, что поведение ребенка говорит об отсутствии тенденции закрепления ситуационноличностных реакций агрессии как патохарактерологических. В общем, ребенок в состоянии самостоятельно овладевать собственной агрессивностью. Средний уровеньсвидетельствует о том, что поведение ребенка говорит о присутствии незначительной тенденции закрепления ситуационноличностных реакций агрессии, подросток не в состоянии овладевать своей агрессивностью. Уровень выше среднего может говорить об опасности закрепления агрессивных реакций как патохарактерологических. Возможно, ребенку требуется помощь в овладении собственным деструктивным поведением. Высокий уровеньхарактеризует поведение ребенка как патологическое, что предполагает необходимость оказания психологопедагогической помощи ребенку в овладении агрессивностью как расстройством поведения и эмоций.

Показатели уровней агрессивного поведения у старших подростков до эксперимента

ГруппаКолво человекВысокийВыше среднегоСреднийНизкийКол. %Кол. %Кол. %Кол. %До коррекционной программы30186093031000Анализ продемонстрированныхв таблице данных позволяет определить, достаточно высокий уровень агрессивности старших подростков до проведения коррекционной программы. Так можно увидеть, что у 60% учащихся находятся на высоком уровне агрессивного поведения, 30% подростков показали уровень агрессивности выше среднего, средний уровень определился только у 10% обучающихся, на низком уровне агрессивности не выявлено ни одного испытуемого. Такие результаты говорят, что работа с агрессией подростков крайне важна. Наша цель на период проведения коррекционной программы это понижение высокого уровня и уровня выше среднего, увеличение групп детей со средним и низким уровнем агрессии. Проведенное исследование дает возможность предположить, что коррекционное психологопедагогическое взаимодействие сагрессивнымиподростками может быть эффективно организовано на основе целенаправленнойработы и комплексной программыкоррекции. Целенаправленно организованная программа коррекции способна существенно понизить агрессивность подростков. Программа коррекции может иметь разные аспекты практического применения, потому что она позволяет оперировать педагогическими средствами и трансформировать агрессивные проявления подростков в социально одобряемые формы поведения. ВыводыОбобщая данное исследование можно отметить, что агрессивное поведение это мотивированное отклоняющееся поведение, противоречащее нормам существования и общения людей, наносящее вред объектам нападения, приносящее физический, моральный ущерб людям и вызывающее у них психологический дискомфорт. Агрессию так же можно рассматривать как конструктивную и деструктивную. Конструктивная агрессия проявляется в том случае, когда человек отстаивает свои права и при этом умеет контролировать свои эмоции. Но в большинстве случаев мы сталкиваемсядеструктивной агрессией. При этом человек не умеет управлять своим эмоциональным состоянием. Подростки в данном случае попадают в зону риска. Это происходит изза нестабильности их гормонального и эмоционального фона. Агрессия подростка проявляется для нас в виде проблем его поведения. Агрессивное поведение подростков это достаточно сложный процесс, который требует внимательной проработки и исследования, результатом которого является составление коррекционных программ, снижающих уровень агрессии. Рост агрессивных реакций в подростковом возрасте отражает одну из важныхсоциальных проблем современного общества, так как за последние годы резко возросли алкоголизм, наркомания, молодежная преступность. Старший подростковый возраст охватывает период жизни от 13 до 16 лет. Он характеризуется бурным ростом всего организма в целом, началом и завершением полового созревания, изменением гормонального фона, повышением самосознания и формированием личности человека. Поэтому важно оказывать подросткам необходимую психологическую помощь, проводить диагностику и коррекцию их нестабильных состояний. Диагностика выявила высокие результаты уровня агрессивного поведения подростков, и мы делаем предположение, что коррекционная программа поможет понизить этот уровень. Ссылки на источники1.Агрессия у детей и подростков: Учебное пособие. / Под ред. Н. М. Платоновой. –СПб.:Речь, 2006. 336с. 2.Анастази А. Психологическое тестирование / 7е изд. –СПб.: Питер, 2007. –688 с. 3.Бандура А., Уолтерс Р. Подростковая агрессия. –М.: Эксмо –Пресс, 2010. –512с. 4.Бреслав Г. Э. Психологическая коррекция детской и подростковой агрессивности. –СПб.: Речь, 2002. –97 с. 5.Долгова В. И., Аркаева Н. И. Смысложизненные ориентации: формирование и развитие (монография) –Челябинск: Искра, 2012–229 с. 6.Долгова В. И., Ниязбаева Н. Н. Ценностное содержание современного образования: эмпирическое исследование//Вестник национального университета им. Абая. Серия «Педагогические науки. №2 (42). 2014. Алматы, 2014. –С. 2932. 7.Долгова В. И., Ордина И. П. Формирование позитивной Яконцепции старших школьников [Текст] / В. И. Долгова, И. П. Ордина // Вестник Орловского государственного университета. Научный журнал. –2012. –№ 4. –С. 6365 (0,5п. л. /0,25п. л.). 8.Реан А. А., Трофимова Н. Б. Гендерные различия структуры агрессивности у подростков // Актуальные проблемы деятельности практических психологов. –Мн.: Университетское образование, 2012. –288с. 9.Семенюк Л. М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции. –М.: Просвещение, 2003. –38с. 10.Формирование психологической безопасности общения в подростковом и юношеском возрастах//материалы Всероссийской студенческой олимпиады по направлению "Педагогика и психология", (2829 марта 2008 г.) / Федеральное агентство по образованию РФ, Гос. образовательное учреждение высш. проф. образования "Челябинский гос. пед. унт; [сост. : Долгова В. И., Долгов П. Т., Крыжановская Н. В. ]. Челябинск, 2008.

Lina Levandovska,fourthyear student of the faculty of psychology,Chelyabinsk StateHydrated Pedagogical University, Chelyabinsklev.lin@yandex.ruPsychologicalpedagogical correction of aggressive behavior in late teen ageAbstract.The article presents the analysis of the characteristics of aggressive behavior in late teen age, description of psychoeducational programmes for this age. Examines the phenomenon of aggressive behavior, forms of aggression, particularly aggression in late teen age, description older adolescents as age period. Keywords: psychopedagogical correction, aggressive behavior, senior adolescence, forms of aggression.

Рекомендовано к публикации:

Горевым П. М.,кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»;Утёмовым В. В.,кандидатом педагогических наук