Психолого-педагогическая коррекция тревожности у старших дошкольников

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Никонова С. Л. Психолого-педагогическая коррекция тревожности у старших дошкольников // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – № S1. – С. 236–240. – URL: http://e-koncept.ru/2015/75048.htm.
Аннотация. В статье проанализировано понятие тревожности. Представлена характеристика старшего дошкольного возраста, обобщены результаты первичной диагностики, по результатам которой разработана коррекционно-развивающая программа.
Раздел: Комплексное изучение человека; психология; социальные проблемы медицины и экологии человека
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Никонова Светлана Леонидовна,студенткафакультета психологии ФГБОУ ВПО «Челябинский государственный педагогический университет», г. Челябинскsvetik_nikonova@mail.ru

Психологопедагогическая коррекция тревожности у старших дошкольников

Аннотация. Встатьепроанализированопонятиетревожности. Представленахарактеристикастаршегодошкольноговозраста,обобщенырезультатыпервичнойдиагностики, по результатам которой разработана коррекционноразвивающая программа.Ключевые слова: психологопедагогическая коррекция, тревожность, старший дошкольный возраст.Раздел: (02) комплексное изучение человека; психология; социальные проблемы медицины и экологии человека.

В настоящее время увеличилось число тревожных детей, отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью.Возникновение и закрепление тревожности связано снеудовлетворением возрастных потребностей ребенка. Устойчивым личностным образованием тревожность становится в подростковом возрасте, опосредуясь особенностями «Яконцепции», отношением к себе. До этого она является производной широкого круга нарушений.Проблема тревожности у детей старшего дошкольного возраста актуальна в настоящее время. И будучи ещё в детском саду, дети должны пройти все тесты тревожности и преодолеть барьер страха в своём сознании.Тревожность имеет ярко выраженную возрастную специфику, обнаруживающиеся в ее источниках, содержание, формах проявления компенсации и защиты. Для каждого возрастного периода существуют определенные области, объекты действительности, которые вызывают повышенную тревогу большинства детей в независимости от наличия реальной угрозы или тревожности как устойчивого образования. Эти возрастные пики тревожности являются следствием наиболее значимых социогенных потребностей (Бреслав Г.М., Долгова В.И., Журбенко С.С., Овчарова Р.В., Карвасарский Б.Д., КарповА.В., Прихожан А.М., Савва Л.И., Трубайчук Л.В., Павлова В.И., Камскова Ю.Г., Сиваков В.И., Волчегорская Е.Ю., Худякова Н.Л., Коломийченко Л.В., Пономарёва Л.И.,Хорни К., Эльконин Д.Б.[1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10].Объект представляемого нами в этой статье исследования: тревожность детей старшего дошкольного возраста.Предмет исследования: коррекция тревожности у детей старшего дошкольного возраста.Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально апробировать модель коррекции тревожности у детей старшего дошкольного возраста.Гипотеза исследования: проведение психолого –педагогической коррекции способствует снижению тревожности старших дошкольников.База исследования: МБДОУ ДС № 80 Металлургического района г. Челябинска.А.М. Прихожан определяет тревожность, как устойчивое личностное образование, сохраняющегося на протяжении достаточно длительного периода времени. Она имеет свою побудительную силу, отмечает А.М. Прихожан и константные формы реализации поведение с преобладанием в последних компенсаторных и защитных проявлениях. Как и любое комплексное психологическое образование, тревожность характеризуется сложным строением, включающим когнитивный, эмоциональный, и операционный аспекты, при доминировании эмоционального [7].Изучающие тревожность авторы: К. Гольдштейн, З. Фрейд, К. Хорни, согласны с тем, что тревожность есть диффузное опасение и что главное различие между тревожностью и страхом состоит в том, что страх является реакцией на специальную опасность,а тревожность, беспредметна. Особой характеристикой тревожности является ощущение неопределенности и беспомощности перед лицом опасности [9].Г.М. Бреслав определяет, что тревожность —личностная черта, отражающая уменьшение порога чувствительности к различным стрессовым агентам. Тревожность выражается в постоянном ощущении угрозы собственному «я» в любых ситуациях; тревожность —это склонность к переживанию тревоги, характеризующаяся низким порогом возникновения реакции тревоги: один из основных параметров индивидуальности [1].Д.Б. Эльконин отмечал, что в целом, дошкольники и младшие школьники «мало чем отличаются между собой». В силу этого, принято считать, что дети дошкольного и младшего школьного возраста принадлежат к своеобразному единому периоду –детству. В этой связи рассмотрение генезиса тревожности и механизмов ее возникновения должно проводится не изолированно для детей 56 (7) лет, а совокупно –на протяжении всего дошкольного детства детей 7 лет, поскольку уровень тревожности ребенка имеет вполне конкретное влияние на процесс, возможности и методы его воспитания и обучения. При этом речь идет не только о воспитании и обучении в рамках дошкольных учреждений, но и в начальной школе [10]. В связи с этим, говоря о процессе воспитания и обучения, следует учитывать, что особое значение имеет обеспечение преемственности в работе дошкольных учреждений и школы, поскольку особая сложность переходного периода от дошкольного к школьному детству заключается в том, что у ребенка уже существуют основные предпосылки учения такие, как произвольность, способы познавательной деятельности, мотивация, коммуникативные умения и т.д.Выделяя наиболее характерные особенности психического развития детей дошкольного возраста, следует заметить, что в этом возрасте идет активное совершенствование нервной системы, происходит интенсивное развитие функций больших полушарий головного мозга. Довольно быстро происходит также развитие психики ребенка. Изменяется взаимоотношение процессов возбуждения и торможения, когда процесс торможения становится более сильным, но все же, попрежнему преобладает процесс возбуждения.Наряду с этим, в рассматриваемом возрасте у ребенка повышается точность органов чувств. При этом низкая дифференцированность восприятии, а также слабость анализапри восприятии отчасти компенсируются ярко выраженной эмоциональностью. Внимание в этом возрасте еще непроизвольно, недостаточно устойчиво, в значительной степени ограничено по объему. В силу данного обстоятельства весь процесс обучения и воспитания младшего дошкольника подчинен воспитанию культуры внимания. Школьная жизнь требует от ребенка постоянных упражнений в произвольном внимании, наряду с приложением волевых усилий для сосредоточения. При этом произвольное внимание развивается в совокупности с другими функциями, и, в первую очередь –с мотивацией деятельности.В возрасте 610 лет мышление ребенка развивается от эмоциональнообразного к абстрактнологическому и ребенок вступает в школьный возраст с относительно слабой функцией интеллекта, в сравнениис функциями памяти и восприятия, которые развиты у него гораздо лучше.Естественные возможности памяти ребенка в старшем дошкольном возрасте очень велики: его мозг обладает высокой степенью пластичности, что позволяет ему довольно легко справляться с задачей дословного запоминания. Его память носит, в большей степени, наглядный характер.Важнейшей проблемой является влияние уровня тревожности ребенка на его деятельность, поскольку повышенная тревожность способна дезорганизовать любую деятельность дошкольника, особенно значимую. В связи с этим, исследователи отмечают, что высокий уровень тревожности оказывает преимущественно отрицательное влияние на результаты деятельности детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста, когда разница в поведении назанятиях и вне их весьма существенна. Так, вне занятий такие дети общительные и непосредственные, но в процессе занятий они зажаты и напряжены. На вопросы они отвечают тихим, глухим голосом, иногда заикаясь. При этом темп их речи может варьироваться от торопливой до замедленной, затрудненной, причем зачастую наблюдается двигательное возбуждение, ребенок теребит руками одежду, манипулирует какимлибо предметом.Таким образом, высокий уровень тревожности может значительно усугублять проявления негативных сторон так называемого кризиса 7 лет. В этой связи, важнейшей проблемой, связанной с тревожностью старших дошкольников, является ее коррекция (коррекция —процесс обнаружения отклонений в ожидаемых результатах деятельности и внесения изменений в ее процесс в целях обеспечения необходимых результатов [2, 3]; психологическая коррекция–направленное психологическое воздействие на определенные психологические структуры с целью обеспечения полноценного развития и функционирования индивида [8]).Материалы и методыИсследование тревожности старших дошкольников проходило в естественных условиях учебно –воспитательного процесса МБДОУ ДС № 80 Металлургического района г. Челябинска.Методы, используемые в исследовании:

теоретические: обобщение, анализ литературы, моделирование.

эмпирические: констатирующий и формирующий эксперимент, тестирование, проективные методики, обработка результатов исследования.

методы математической статистики.РезультатыОпытноэкспериментальное исследованиепроводилось на базе МБДОУ ДС №80 г. Челябинска в старшей дошкольной группе. В исследовании принимали участие 20 воспитанников, среди них 10 мальчиков и 10 девочек в возрасте 6 лет. Среди воспитанников есть дети из неполных семей 8 человек.

Для проведения эксперимента были использованы четыре методики. Все методики проводились индивидуально.Первая была проведена методика Тест тревожностиР. Тэммпл, В. Амен, М.Дорки).Определение уровня тревожности ребенка.Описание тестаЭкспериментальный материал состоит из 14 рисунков размером 8,5*11 см. Каждый рисунок представляет собой некоторую типичную для жизни младшего школьника ситуацию.Каждый рисунок выполнен в двух вариантах: для девочки(на рисунке изображена девочка) и для мальчика(на рисунке изображен мальчик). Лицо ребенка на рисунке не прорисовано, дан лишь контур головы. Каждый рисунок снабжен двумя дополнительными рисунками детской головы, по размерам точно соответствующими контуру лица на рисунке. На одном из дополнительных рисунков изображено улыбающееся лицо ребенка, на другом –печальное.Рисунки показывают ребенку в строго перечисленном порядке один за другим. Беседа проходит в отдельной комнате. Предъявив ребенку рисунок, психологдает инструкцию. Ответы ребенка записываются в отдельный бланк.По результатам данной методики были выявлены следующие результаты (рис. 1).

Рис.1. Уровень тревожности у старших дошкольников

У 15 человек (75%) выявлен высокий уровень тревожности, у 3 человек (15%) выявлен средний уровень тревожности, у 2 человек (10%) выявлен низкий уровень тревожности. Следующая методика –Кактус. Детям предлагалось нарисовать кактус, таким как он его представляет. Без дополнительных вопросов и разъяснений. После анализа всех рисунков был получен следующий результат:у 11 детей (55%) на рисунках присутствует внутренняяштриховка и прерывистость линий, что свидетельствует о наличии тревожности.Следующая проведенная методика, использовалась как дополнительная, была также проективной, рисунок человека. Детям предлагалось нарисовать человека, так как он умеет. После анализа рисунков был получен следующий результат: у 9 человек (45%) на рисунках присутствовала штриховка и прерывистость линий, что также свидетельствует о наличии тревожности.Следующая методика «Паровозик» направлена на определение особенностей эмоционального состояния ребенка: нормальное или пониженное настроение, состояния тревоги, страха, удовлетворительную или низкую адаптацию в новой или привычной, социальной среде. После обработки были получены следующие результаты, представленные на рис.2. У 11 человек (55%),в целом, состояние оценивается как позитивное, у 6 человек (30%) выявлено негативное психическое состояние низ0246810121416высокий средний низкийуровень тревожностикой степени, у 3 человек (15%) выявлено негативное психическое состояние средней степени.

Рис.2. Особенности эмоционального состояния ребенка

Таким образом, на основании результатов четырех методик, можно сделать вывод о том, что у 12 человек (60%) присутствует повышенный уровень тревожности. На основе полученных результатов будет разработана программа и модель психологопедагогической коррекции для снижения уровня тревожности у старших дошкольников.Вывод.По результатам проведенных методик для исследования уровня тревожности в старшем дошкольном возрасте было выявлено, что у 60%детей( больше половины группы) уровень тревожности повышен. Это является основой для разработки программы коррекции.

Ссылки на источники1.Бреслав Г. М. Психология эмоций: Учеб. пособие для вузов. М.: Смысл, 2007. 544 с.2.Долгова В.И. Формирование воображения у дошкольников: программа, результаты, рекомендации//Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2014. № 11 (117). С. 191196.3.Долгова В.И., Журбенко С.С. Пантомимическая активность как детерминанта телеснопсихического здоровья дошкольников//Вестник Орловского государственного университета. Серия: Новые гуманитарные исследования. 2012. № 4 (24). С. 6062.4.Долгова В.И., Овчарова Р.В. Психологические детерминанты нравственного развития дошкольника//Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2014. № 6. С. 4048.5.Карвасарский Б.Д. Психотерапевтическаяэнциклопедия. 2е дополненное ипереработанное. Издательство: Питер,2004.–1024 с.6.Карпов А.В. К26.Психология менеджмента: Учеб. пособие. —М.: Гардарики,.2005. —584 с.7.Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. М.Воронеж, 2008.–304 c.8.Савва Л.И., Трубайчук Л.В., Долгова В.И., Павлова В.И., Камскова Ю.Г., Сиваков В.И., Волчегорская Е.Ю., Худякова Н.Л., Коломийченко Л.В., Пономарёва Л.И. Феномен развития детей дошкольного возраста: коллективная монография / М.: ВЛАДОС, 2013. –150с.9.Хорни К. Невротическая личность нашего времени. СПб.: Питер, 2002.224 с.10.Эльконин Д.Б.Психическое развитие в детских возрастах: Избранные психологические труды. –М.: Московский психологосоциальный институт; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2001. –416 с.

0%10%20%30%40%50%60%позитивное состояниенегативное состояние низкой степенинегативное состояние средней степениSvetlana Nikonovа,student of psychology Department, Chelyabinsk StateHydrated Pedagogical University, Chelyabinsksvetik_nikonova@mail.ruPsychologicalpedagogical correction of anxiety in older preschoolersAbstract.The article analyzes the concept of anxiety. The characteristics of preschool age, summarizes the results of laneprimary diagnosis, the results of which are designed correctional program.Keywords:psychopedagogical correction, anxiety, senior preschool age.

Рекомендовано к публикации:

Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»;Утёмовым В. В., кандидатом педагогических наук